Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Впечатляет. Большие пространства здесь. 30 с лишним гектаров?
С.Говорухин: Довженко, знаете, как шутил? На «Мосфильме» есть места, куда не ступала нога человека.
В.Путин: И оборот около миллиарда. Маловато.
Реплика: Согласны.
В.Путин: Можно наращивать?
Я посмотрел бумаги, перед тем как ехать. У нас отечественных картин на рынке 10 процентов только.
М.Швыдкой: Это новых.
В.Путин: Да, конечно. Новых.
Г.Данелия: Было ноль.
В.Путин: Было ноль. Это правда.
С.Жигунов: С прокатом проблемы. У нас прокатчики не берут картины.
В.Путин: Потому что загрузка там существует?
С.Жигунов: Потому что есть план, и наши кинотеатры заранее расписаны под еще не снятые американские фильмы. Они, может быть, и брали бы наиболее успешные картины, но они понимают, что потом следующий еще не снятый «Гарри Поттер» к ним не попадет. И они берут все подряд, все, что снимается, все расписано заранее. Причем не всегда качественное кино.
В.Путин: …Обеспечивают себе рынок.
С.Жигунов: Да. Мы не можем предложить такой пакет отечественного кино.
М.Швыдкой: Мы сейчас только начали формировать пакет. У нас появилось кино, слава Богу. Все‑таки 57 картин в этом году, с государственным участием, а всего – за 65. На следующий год мы планируем за 70. Уже можно формировать пакет, тогда можно будет начинать с ними конкурировать.
В.Путин: Все‑таки конкурировать будет сложно до тех пор, пока не будет массового производства. Мы сейчас, пока ехали, об этом говорили. В Голливуде‑то штампуют и штампуют на широкую публику, не задумываясь над творчеством, там авторских картин раз-два и обчелся.
С.Жигунов: В большом кинотеатре с хорошим звуком зритель смотрит практически все. Гремит, шумит, мелькает на экране – по телевизору смотреть не будешь. В кинотеатре, в общем, проходит. Вот это среднее кино, но яркое, хотя и бессодержательное, оно очень легко воспринимается публикой… Дают «кукурузу»… В принципе, я думаю, что наши картины тоже шли бы нормально, если бы мы могли встать на экранах и собирать серьезные деньги. Последние месяцы кинопрокат собирает просто астрономические суммы. «Пираты Карибского моря» добрались, кажется, до девяти миллионов долларов за полтора месяца – это наших денег.
В.Путин: Мы в Питере разговаривали на этот счет. Я помню, Карен Георгиевич предлагал там разные варианты решения. Давайте, сформулируйте. Я понимаю, что будет определенная дискуссия – в Правительстве, в Министерстве экономики. Но если по сельскому хозяйству мы можем выйти на какие‑то решения, квазирыночные, то здесь это тоже может быть…
М.Швыдкой: Здесь нужна серьезная линия в прокате. Потому что, скажем, картина Станислава Сергеевича собрала за два-три месяца в прокате приличную сумму.
В.Путин: Потому что картина приличная.
М.Швыдкой: Да. Потому что, если есть качественный продукт, его надо двигать.
В.Путин: Послушайте, это разные вещи. Хороший продукт… У нас хороших продуктов сейчас, кстати, очень много появляется. У нас авторское кино. И результат есть, и признание на мировых кинофестивалях это подтверждает. Последний пример – лучшее тому доказательство.
Чтобы формировать пакет, еще многое нужно сделать для налаживания индустрии производства. А пока этого не произошло, все‑таки, видимо, нужно им помочь, настроить нужно поставку экспортной продукции. И ее объемы.
Г.Данелия: На телевидении вытеснили уже американские сериалы своими… Потому что у них есть прокат. И уже зритель смотрит с большим удовольствием наши сериалы.
В.Путин: Да, я согласен. Вы правы. Наши фильмы идут почему? Потому что это наша жизнь.
Г.Данелия: Это близко.
М.Швыдкой: Если мы, Владимир Владимирович, к 2006 году перевалим за цифру в 100 отечественных фильмов, тогда можно говорить о квотировании. Серьезно. Мне так кажется. А сейчас надо просто наращивать производство и все‑таки финансировать продвижение в прокате. У нас за три с половиной года количество средств, выделяемых на киноиндустрию, увеличилось в шесть раз.
И рост числа фильмов ощутимый. Но продвижение их в прокат – на это средств нет. Считается, что рынок отрегулирует. А все‑таки социальная роль государства такова, что, если мы хотим, чтобы смотрели российское кино, мы должны оказывать некие преференции российскому кино.
В.Путин: Так, чтобы зритель не пострадал, конечно, мог получить то, что хочется.
М.Швыдкой: Разумеется.
С.Жигунов: Зритель хочет смотреть отечественное кино. И телевидение это в первую очередь подтверждает. Шли уж очень дешевые бразильские картины. Знаете, сколько стоила закупка мексиканского сериала? Три-четыре тысячи долларов. Производство или покупка на один год отечественного кино стоит 50–60 тысяч долларов. Телевидение на это идет. Да? Это означает, что зритель хочет это смотреть. И в кинотеатрах смотрели бы наше кино – нет технической возможности. Ведь у нас какая ситуация? Мы считаем, что мы снимаем кино, которое интересно зрителям. Зритель, может быть, думает, что ему это интересно было бы посмотреть. Между нами и зрителем стоит директор кинотеатра или владелец сети, который говорит: а мы не будем это показывать. И в результате не зритель решает, нет здесь рынка – решают некие структуры, которые оказались посредниками между нами и зрителем.
А любой выход на экран дает деньги, он дает возможность возвращать нам средства.
В.Путин: Но этот посредник, он действует все‑таки в логике рынка, понимаете?
Г.Данелия: Во Франции есть закон, по которому все‑таки выгодно показывать французские картины, поскольку существует квота на закупки.
В.Путин: Я так понимаю, ваше мнение заключается в том, что нужно добиться определенного объема производства и тогда говорить о квотировании.
М.Швыдкой: Тогда мы можем говорить, скажем, о каком‑то квотировании в таком соотношении, чтобы средства от проката американского фильма шли на производство русского.
В.Путин: Я лично против почти любого квотирования. Но вот, например, в сельском хозяйстве – не очень удачное сравнение, может быть, но тем не менее это тоже производство. Сейчас мы вышли на определенное квотирование по некоторым, только по некоторым позициям – и сразу же отметили рост производства отечественной продукции. Сразу же. Сейчас экономика в таком состоянии, что она может воспроизводить тот продукт, который нужен потребителю.
К.Шахназаров: Я хочу сказать насчет квот – каким образом… Скандала не будет?
В.Путин: Когда наши партнеры защищают свои интересы, они меньше всего думают о скандалах. Они думают об интересах своей экономики и своего населения.
С.Говорухин: Мне кажется, что у государства есть огромный ресурс. Вот, например, от продажи видеокассет и DVD можно вернуть половину бюджета фильма. Но рынок сегодня принадлежит пиратам. 85 процентов рынка – пиратские кассеты. Вот если бы ну хоть какую‑то борьбу с пиратами начать… Дело в том, что они практически неуязвимы. Они, к сожалению, все находятся под покровительством милиции. Если б государство решилось на то, чтобы разгромить шесть подпольных фабрик, посадить пять-шесть уж откровенных жуликов и тех, кто им покровительствует, – я Вас уверяю, что это была бы уже огромная помощь финансированию фильмов.
В.Путин: Такое впечатление, что плановое задание поставлено.
С.Говорухин: Владимир Владимирович, Вы знаете, сколько раз я говорил на эту тему с министрами внутренних дел, начиная с… И все мне обещают.
Это можно в два дня сделать.
В.Путин: В два дня – нет.
С.Говорухин: Начать борьбу и навести страх среди этой публики можно за несколько дней.
В.Путин: Это не те методы.
С.Говорухин: А как иначе с ворами быть? Вор должен сидеть в тюрьме – наша позиция.
В.Путин: Да. Но для этого нужно соблюсти необходимые процедуры, предусмотренные уголовным процессом.
С.Говорухин: А закон позволяет. Разгромить эти фабрики и посадить людей, которые производят контрафактную продукцию. Хорошо, пусть будет два месяца, даже два года.
В.Путин: Абсолютно согласен, что нужно начать системно работать в этом плане. Это просто необходимый первый шаг для того, чтобы создать нормальную конкурентную среду для тех, кто по‑честному работает.
С.Говорухин: Сегодня по сравнению со всеми основными отраслями кино финансируется из нашего бюджета очень хорошо. Лучше, чем самолетостроение или сельское хозяйство. (Реплики несогласия.) А что вы хотите сказать? Да, так оно и есть.
Г.Данелия: Ты как депутат выступаешь или как режиссер?
С.Говорухин: Я – как депутат. Государство приняло ряд протекционистских законов. Киноиндустрия восстановлена в полном объеме. Вот бы с пиратами решить проблему. Считайте, что финансирование фильмов увеличится вдвое. А сейчас пиратский DVD можно купить, как пиво, на каждом углу.
В.Путин: Я сейчас кассету взял с «Возвращением» и говорю: «Спасибо большое, я знаю, что на кассетах пока нет». Звягинцев: «Якобы есть». Я говорю: «Откуда?» – «Пиратский».
М.Швыдкой: Но дело в том, что это вопрос, который ставят перед нами и зарубежные партнеры. Они тоже считают, что это момент очень существенный. Вступая в ВТО, в их культурный сектор, Канада и Франция, скажем, оговорили, что культура – это особая статья.
В.Путин: Можно сформулировать как минимум две задачи. Это борьба с пиратством и защита интеллектуальной собственности. Укрепление правовой базы в защите интеллектуальной собственности.
М.Швыдкой: Владимир Владимирович, понимаете, в чем проблема. Сегодня, скажем, американцы что делают: они дают бесплатно всем рынкам, в которых они заинтересованы, бесплатное кино. Они не просят вперед деньги. А мы вынуждены продавать. Режиссер снял фильм, он вынужден продавать в прокат. А те ждут – для них эти деньги не очень велики. И это, конечно, проблема. Мы с полным правом можем защитить свой рынок в разумных формах.
В.Путин: Этот европейский закон, о котором коллега сказал, как квотирует?
М.Швыдкой: Там с любого проданного билета в кино, на американский ли фильм или на французский, идет процент на производство национального кино. Например, французы довели этот процент до пятидесяти. А у нас десять. Это мало. Все‑таки это больше, чем было несколько лет назад, но, конечно, мало. Я думаю, что если говорить о квотах, то мы выйдем в 2006 году на приличный рывок в производстве.
С.Говорухин: Если сейчас квотировать, мы остановим важнейший процесс – строительство кинотеатров. Их начали активно строить по всей стране. Появилась привычка ходить в кино. Это тоже нельзя оспорить.
М.Швыдкой: Квота приведет к тому, что инвесторы в прокат перестанут вкладывать.
В.Путин (С.Говорухину): Давайте спросим насчет закона у депутата Государственной Думы.
С.Говорухин: Мы сейчас обсуждали проект этого закона. И Министерство культуры, и Правительство, и большинство депутатов считают, что он преждевременный – в том виде, в котором сейчас представлен.
В.Меньшов: В прежней системе существовал институт госзаказа, когда к хорошим событиям в жизни государства снимались фильмы. Сейчас грядет 60-летие войны. Этот фактор не должен пройти мимо нашего кино. Необходимо возрождение каких‑то прежних конкурсов сценариев. Начинать надо с этого. Снять на среднем бюджете, на котором сейчас выпускаются фильмы о войне, решительно невозможно. Нужно, чтобы было принято специальное решение. Чтобы минимально три миллиона долларов стоила картина.
В.Путин: Да, к таким датам, конечно, нужно проводить конкурсы.
М.Швыдкой: Мы проводим конкурсы. Сейчас мы проводим конкурс по документальному кино к 60-летию Победы. Снимается новый фильм про войну.
В.Путин: А вообще на 60-летие есть бюджет?
М.Швыдкой: Да. Снимается ряд картин, серьезных.
В.Меньшов: Ну вот у нас есть сценарий, с которым мы никак не можем пробиться. Прекрасный сценарий. Надо завтра начинать работать над этими картинами. Это вопрос, который требует моментального решения.
В.Путин: Согласен.
1 ноября 2003 года, Москва, студия «Мосфильм»