Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

О деятельности Минздрава России, его территориальных подразделений и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по выполнению Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и других нормативных актов по данному вопросу

11 ноября 2003 года, Главное контрольное управление

Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации совместно с работниками аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах проведена проверка деятельности ряда федеральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по вышеназванному вопросу.

В последние годы благодаря работе, проводимой Минздравом России, федеральными и региональными органами исполнительной власти, в стране удалось сдержать наиболее неблагоприятные тенденции развития санитарно-эпидемиологической обстановки. Заболеваемость инфекционными болезнями снизилась более чем на четверть. Уменьшилось число заболевших коклюшем, дифтерией, туляремией, клещевым энцефалитом, псевдотуберкулезом, сибирской язвой, сократилось количество профзаболеваний. Имеются и другие позитивные результаты.

В то же время, как показала проверка, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается далеко не в полной мере. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон) и другие нормативные акты по данному вопросу органами исполнительной власти выполняются неудовлетворительно. Почти половина населения страны проживает на территории, где состояние окружающей среды не соответствует санитарно-гигиеническим стандартам. В большинстве отраслей экономики установленные нормативы выдерживаются на уровне всего 30–40 процентов. Более чем в 50 субъектах Российской Федерации остается острой проблема обезвреживания и переработки промышленных и твердых бытовых отходов, что представляет реальную угрозу здоровью людей.

В половине субъектов Российской Федерации не разработаны программы санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В 47 регионах при наличии таких программ их финансирование из года в год сокращается. В прошедшем году на реализацию программных мероприятий из региональных бюджетов было направлено средств в 2 раза меньше, чем 2001 году (478 млн. рублей). В республиках Башкортостан и Марий Эл, Кабардино-Балкарской Республике, Брянской, Ивановской и Магаданской областях, Корякском, Ненецком, Таймырском (Долгано-Ненецком), Чукотском и Эвенкийском автономных округах средства на финансирование программ вообще не выделялись.

Минздрав России, Минфин России, Минэкономразвития России не приняли необходимых мер по своевременному и полному финансированию учреждений госсанэпидемслужбы. В структуре бюджетного финансирования расходы на санитарно-эпидемиологические мероприятия составляют лишь 20 % от потребности, в том числе на приобретение необходимого оборудования и предметов длительного использования — 9 %. Санитарный транспорт из‑за отсутствия средств за последние десять лет практически не обновлялся.

В условиях недостаточного бюджетного финансирования Минздравом России и его территориальными органами не в полной мере используется предоставленное Законом право привлечения внебюджетных средств. Их доля неуклонно сокращается (с 66 % в 2001 году до 36 % в 2003 году). Наиболее слабо поставлена эта работа в республиках Алтай, Коми, Северная Осетия-Алания и Тыва, Астраханской, Костромской, Магаданской и Тамбовской областях, Чукотском, Эвенкийском автономных округах и Еврейской автономной области.

Наибольшую опасность для населения представляют нерешенные в подавляющем большинстве регионов проблемы по ликвидации источников загрязнения питьевой воды. Почти половина источников централизованного водоснабжения из открытых водоемов не соответствует санитарным нормам. Воды рек Волги, Дона, Оби, Лены, Печоры, Енисея, Амура, по оценке Минздрава России, являются загрязненными. Ежегодно в поверхностные водные объекты сбрасывается 55 куб. км сточных вод, из них нормативную очистку проходит лишь десятая часть. Наибольшее антропогенное воздействие испытывает река Волга и ее притоки, из которых осуществляется около 40 % от общего объема водозабора для населения страны.

В последние годы увеличилось число случаев сброса в водоемы сточных вод с экстремально высоким уровнем загрязнения. Наибольший удельный вес подобных сбросов в прошлом году произошел в городах и поселках, расположенных в бассейнах рек Невы и Северной Двины. Рост по отношению к предыдущему периоду составил около 70%.

Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, как специально уполномоченными федеральными органами по доработке федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой», не было принято действенных мер по организации этой работы. До настоящего времени не выполнено постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 292 в части внесения проекта указанной программы в установленном порядке в Правительство Российской Федерации в IV квартале 1999 года.

В целях улучшения положения дел по водоснабжению населения более 4 лет назад разработан и внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О питьевой воде и питьевом водоснабжении». Однако этот закон до настоящего времени не принят, с осени 1999 года находится на рассмотрении согласительной комиссии Государственной Думы и Совета Федерации.

Не уделяется должного внимания реализации Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Федеральными и региональными органами исполнительной власти не приняты целевые программы по охране воздуха.

Практически в каждом втором регионе Российской Федерации уровень загрязнения атмосферы в 5 и более раз превышает нормативные показатели. Под воздействием воздуха с повышенной концентрацией загрязнителей проживает около 30 млн. человек. В наибольшей степени население подвергается воздействию высоких концентраций взвешенных соединений бензопирена, фенола, диоксида азота и других органических веществ. В Омской области из‑за отсутствия эффективных газоулавливающих установок на нефтеперерабатывающих и химических производствах в прошлом году было зарегистрировано 152 случая превышения показателей по ацетальдегиду, в 10 и более раз — по этилбензолу и хлористому водороду.

Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в 2002 году составили 19,1 млн. тонн и превысили уровень 2001 года на 1,6%. Особенно неблагополучное положение на градообразующих производствах черной и цветной металлургии.

Высокое содержание вредных примесей в атмосфере негативно сказывается на здоровье людей. Заболеваемость взрослого населения хроническим бронхитом за последние 5 лет возросла в 1,7 раза, среди детей — в 1,5 раза.

Уровень загрязнения почвы в Республике Мордовия, Приморском крае, Владимирской, Вологодской, Самарской, Свердловской, Челябинской и Читинской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге превышает среднероссийский показатель в 2,3–5,1 раза. Наиболее неблагополучная ситуация сложилась с превышением гигиенических нормативов по содержанию в почве тяжелых металлов в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах.

Серьезную угрозу здоровью населения представляют многочисленные скотомогильники. По большинству скотомогильников какие‑либо данные утрачены, акты их приемки ветеринарной службой отсутствуют.

Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации неудовлетворительно ведется работа по созданию условий, обеспечивающих потребности населения в безопасном, рациональном и здоровом питании. Удельный вес пищевых продуктов, не отвечающих гигиеническим требованиям, остается недопустимо высоким. В 2002 году зарегистрировано почти 100 тыс. партий некачественного продовольственного сырья и пищевых продуктов, из них 96 % приходится на продукцию отечественных производителей. Объем забракованных продуктов, предназначенных к реализации населению, составил 10,9 тыс. т. Наибольшее количество продукции было запрещено к реализации в Сибирском, Южном, Центральном и Приволжском федеральных округах.

Районными и городскими центрами госсанэпиднадзора не в полной мере используются предоставленные им полномочия по привлечению к ответственности нарушителей санитарного законодательства. Не во всех местах массовой продажи продуктов питания устроены санитарные пункты. В г. Астрахани из 38 рынков они организованы лишь на 8. Не принимается должных мер к нарушителям санитарных норм и правил. Из 2,5 тыс. дел, переданных в прошедшем году в административные органы, только по 1,1 тыс. дел приняты решения о привлечении виновных к ответственности.

Недостаточно уделяется внимания проблеме производства продукции с применением генно-инженерных методов. В стране практически отсутствует оборудование, позволяющее в реальном времени определить количество генетически модифицированных микроорганизмов в продуктах.

Следует отметить, что в результате многократной реорганизации структуры государственная санитарно-эпидемиологическая служба лишилась юридической и экономической самостоятельности, что привело к необоснованному сокращению числа учреждений, обеспечивающих контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране. Только за прошлый год количество центров госсанэпиднадзора уменьшилось на 66, а численность персонала — на 5,6 тыс. человек. Имеет место дублирование некоторых функций госсанэпиднадзора органами государственного ветеринарного надзора, государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, что негативно сказывается на организации санэпиднадзора.

Учитывая изложенное, полагали бы целесообразным Правительству Российской Федерации:

— ускорить принятие федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой» и принять дополнительные меры по продвижению федерального закона «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»;

— рассмотреть вопрос о финансировании федеральной целевой программы «Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999–2005 годах»;

—разработать и внести предложения по изменению и дополнению действующего законодательства Российской Федерации, предусматривающие усиление ответственности за непринятие мер, направленных на улучшение охраны труда и предупреждение профессиональных заболеваний;

* * *

Материалы проверки рассмотрены Президентом Российской Федерации В. Путиным.

Глава государства поручил Правительству Российской Федерации принять необходимые решения по результатам проверки Главного контрольного управления и доложить к 1 декабря 2003 года.

11 ноября 2003 года, Главное контрольное управление