Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на совместном заседании Совета Безопасности и президиума Государственного совета по вопросу о повышении защиты критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны в условиях обострения угроз природного, техногенного и террористического характера

13 ноября 2003 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

В нашей повестке дня сегодня комплекс вопросов, связанных с готовностью к защите от возможных техногенных, природных и террористических угроз. Речь пойдет сегодня главным образом о состоянии важнейших для национальной безопасности объектов, защита которых должна быть обеспечена в первую очередь.

Мы специально вынесли эти проблемы на совместное заседание Совета Безопасности и президиума Госсовета. Во‑первых, они актуальны для всех регионов страны. Во‑вторых, их эффективное решение возможно только путем объединения наших возможностей, ресурсов, административных усилий. Наконец, этого требуют интересы обеспечения бесперебойной работы всего хозяйственного организма страны, всей системы жизнеобеспечения государства. И, конечно, самое главное в конечном итоге – интересы безопасности граждан России.

Сегодня мы проанализируем состояние дел в этой сфере и определим приоритетные направления работы, в том числе и на дальнюю перспективу.

Первое, на что хочу обратить внимание, это заметный рост угроз техногенного характера. По оценкам экспертов, сейчас их доля в сумме всех чрезвычайных ситуаций уже превышает 70 процентов. Конечно, к подобным негативным последствиям приводит прежде всего изношенность инфраструктуры. Но влияние этого фактора могло бы быть существенно смягчено, если бы заинтересованные организации и должностные лица работали в строгом соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к подобной деятельности. Так, значительная часть аварий и катастроф происходит как раз из‑за несоблюдения норм и правил эксплуатации, а также из‑за недостаточной квалификации персонала и, соответственно, из‑за снижения ответственности должностных лиц, которые по долгу своей службы обязаны обеспечивать безопасность на отдельных химических предприятиях.

Вторая тема для нашего анализа – это готовность противостоять негативным природным факторам и их последствиям. Ущерб от наводнений и ураганов, землетрясений и лесных пожаров оценивается в миллиарды рублей. Есть и такие последствия, которые просто невосполнимы, – это гибель людей. Стихия уносит тысячи человеческих жизней, и мы просто обязаны выработать ясную и четкую систему предупредительных мер, защищающих граждан от последствий природных катаклизмов. Зачастую люди оказываются неподготовленными не только к ударам стихии – они просто не знают, как вести себя в нештатных ситуациях на производстве.

Назрела необходимость в ясной, целостной и отвечающей современным требованиям государственной политике в сфере защиты населения и потенциально опасных объектов в связи с техногенными, природными и террористическими угрозами. Причем все компоненты системы безопасности должны быть детально проработаны и увязаны в единую систему.

В этой связи нам необходимо активизировать работу по нескольким ключевым направлениям.

Главное – разграничить в этой сфере полномочия и адекватно этому ответственность между структурами, отвечающими за безопасность. При этом речь идет не только о властях всех уровней или о ведомственной иерархии, но и не в последней степени об обязанностях руководителей тех организаций, которые создают и эксплуатируют эти объекты, равно как и их собственников, владельцев.

Полагаю, надо устранить дублирование в функциях и сосредоточить силы и средства каждого органа или ответственного лица на своих, вполне конкретных зонах ответственности.

Кроме того, нужно добиться четкого взаимодействия всех структур, работающих в данной сфере. И одно из насущных требований – это разработка типовых управленческих документов и решений, а также универсальных технических средств обеспечения безопасности, требующихся во время чрезвычайных ситуаций.

Следующее направление – это осуществление государством надзорных функций на тех объектах, которые сегодня входят в перечень критически важных и находятся в частной собственности. Реализуя здесь государственный контроль, надо понимать, что таким образом решается задача защиты жизненно важных интересов страны. Безусловно, вопрос непростой и потому требует детальной проработки с последующим четким законодательным закреплением полномочий государственных органов.

И, наконец, последнее замечание, которое касается создания в этой сфере качественной и наиболее полной нормативно-правовой базы. Уже приняты и действуют многие законы об охране окружающей среды, о защите населения на территории от чрезвычайных ситуаций, о техническом регулировании. Однако некоторые важные вопросы еще нуждаются в своем правовом закреплении и регламентации.

Просил бы вас сегодня затронуть также и эти темы.

13 ноября 2003 года, Москва, Кремль