Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании Совета Безопасности по вопросу об обеспечении национальной безопасности в сфере нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки

3 декабря 2003 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

В нашей сегодняшней повестке – вопрос об обеспечении национальной безопасности в сфере нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.

Полагаю, значимость этого вопроса для всех очевидна. Наряду с международным терроризмом распространение оружия массового уничтожения остается главной угрозой миру в XXI веке. И особо опасна ситуация, при которой оружие массового уничтожения может быть доступно террористам.

Хотел бы выделить два основных блока проблем, связанных с возможным распространением ОМУ. Первый – касающийся международно-правовой базы регулирования. Действующие в этой сфере международные договоры, к сожалению, не устанавливают норм, обязательных для соблюдения всеми государствами, и не содержат механизмов, в достаточной мере гарантирующих безопасность как отдельных стран, так и мира в целом.

Эти соглашения нельзя назвать и универсальными, а предпринимаемые меры – полностью адекватными степени современных угроз.

Второе, что хотел бы сегодня отметить: технологическими возможностями создания оружия массового уничтожения, как это ни прискорбно, сейчас обладает значительное количество стран. И это обстоятельство мы тоже обязаны учитывать.

В целом же следует признать: у мирового сообщества пока нет по‑настоящему действенного и всеобъемлющего алгоритма решения этой глобальной проблемы. И потому требуются более эффективные меры международного контроля за ситуацией. Меры, которые должны исключить саму возможность несанкционированного применения оружия массового уничтожения как террористами, так и отдельными государствами.

При этом подчеркну, что все наши действия в этой сфере должны выстраиваться крайне взвешенно, последовательно, аккуратно. А любые попытки использовать эту тему в качестве инструмента политической и экономической конъюнктуры, конечно, должны встречать сопротивление и соответствующую реакцию с нашей стороны.

Для самой Российской Федерации с ее протяженными границами и накопленным в прежние годы потенциалом оружия преодоление угрозы распространения ОМУ также находится в ряду приоритетных задач.

Отдельные – хотя и важные – элементы такой работы, как, например, экспортный контроль, пока, к сожалению, не дают права говорить о целостной системе. Нет единства и в понимании самого термина «нераспространение». Не хватает соответствующих специалистов.

Чтобы изменить ситуацию, надо уходить от стереотипов и прежде всего еще раз определиться по приоритетам в имеющихся концептуальных документах. В первую очередь в Концепции национальной безопасности.

Во‑вторых, нужен глубокий и системный анализ всей нашей государственной деятельности по нераспространению, в том числе существующих программ в этой области.

И, в‑третьих, есть потребность в более четкой координации деятельности органов власти в данной сфере. Мы должны точно определиться с ролью каждого ведомства, устранить дублирование их функций, повысить контроль за качеством их работы.

При этом следует продумать и систему переподготовки специалистов, работающих по данной проблематике, укрепить кадровый состав соответствующих ведомств.

Более пристального внимания требует и координация политики нераспространения в рамках СНГ. И здесь речь идет не только об унифицированных формах экспортного контроля, но и о модельном законодательстве в части единых подходов стран – участниц СНГ к проблеме нераспространения.

Уважаемые коллеги!

Россия не только последовательно выполняет свои международные обязательства в сфере нераспространения, но и готова дальше развивать здесь международное сотрудничество. Наша страна является одним из ключевых участников процесса нераспространения и, конечно, будет дальше утверждаться в этой роли.

В связи с этим мы будем более настойчиво продвигать соответствующие инициативы в этой сфере, в том числе заявленные на Саммите тысячелетия в ООН в 2000 году.

В завершение еще раз подчеркну: грамотная и эффективная политика в сфере нераспространения оружия массового уничтожения – это безопасность нашего государства в целом, наших граждан, обеспечение международной стабильности и повышение авторитета России в мире.

3 декабря 2003 года, Москва, Кремль