Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на заседании Совета законодателей

9 декабря 2003 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Наша встреча проходит за несколько дней до знаменательной даты – 10-летия российской Конституции.

Значение этого документа для нашей страны, для политико-правового развития России и роста ее международного авторитета трудно переоценить. Здесь заложена основа и для развития рыночной экономики, и для развития демократии, для развития страны в целом, для сохранения ее территориальной целостности.

Против всего этого направлены действия преступников, террористов, с которыми нам сегодня приходится бороться.

Но в этой профессиональной аудитории хотел бы прежде всего затронуть аспекты, связанные с федеральным и региональным законотворчеством. И более обстоятельно проанализировать его сегодняшнее состояние, прямо связанное с вашей деятельностью. Ведь полноценная законотворческая работа регионов тоже стала возможной именно благодаря Конституции 1993 года.

Хотел бы здесь, на Совете законодателей, особо подчеркнуть роль Конституции в закреплении основ российского федерализма. Строго говоря, только с ее принятием Россия стала реальным федеративным государством. Государством, в котором гарантировано равенство прав всех субъектов Федерации. И, что немаловажно, учтены и сохранены исторические традиции регионального разнообразия.

Кроме того, все регионы России получили право принимать собственные законы. И было учреждено федеративное государство с двумя уровнями законодательства: федеральным и региональным. При этом у законодателей появился стабильный и четкий ориентир в работе, закрепленный в конституционных положениях.

Должен подчеркнуть: в 93-м году в распоряжении у субъектов Федерации оказался ответственнейший инструмент – свобода в области законотворчества. Свобода в рамках тех предметов ведения, которые установила Конституция. И регионы не замедлили в полной мере воспользоваться своими правами и возможностями. Порой даже с перебором, мы с вами говорили об этом не один раз. Однако на практике столкнулись с тем, что разработка и принятие качественных и грамотных законов не такое уж и простое дело. Особенно в условиях, когда над юридическими нормами зачастую брали верх политические амбиции.

Как результат многие регионы принимали законы, нарушающие конституционные нормы и федеральные законы. Дело осложнялось и тем, что не были четко обозначены предметы ведения субъектов Федерации, особенно в рамках статьи 72 Конституции. Замечу, что многие проблемы здесь не решены и по сей день.

Вы хорошо знаете, сколько сил и времени было затрачено на восстановление единого конституционного пространства России. Сколько противоречий, копившихся годами, нам вместе с вами – хочу подчеркнуть, вместе с вами – пришлось преодолеть. И я вам очень благодарен за вашу гражданскую ответственную позицию. Но эта серьезная проблема сейчас практически решена. Более того, отработан постоянно действующий механизм приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. И это достижение считаю серьезным вкладом в развитие и укрепление Конституции России.

Полагаю также, что допущенные в прошлом ошибки сегодня служат для региональных законодателей как уроком и предостережением, так и стимулом к повышению своего профессионализма.

Сегодня уместно говорить не только о проблемах, но и о том огромном позитивном опыте, который накоплен в регионах за прошедшее десятилетие.

Ваши разработки в области избирательного и земельного законодательства, в создании условий для привлечения инвестиций легли в основу многих федеральных законов. И такие действительно позитивные результаты законотворческой работы на всех уровнях прямо способствуют созданию в России подлинного правового государства.

Однако действенное формирование единого правового пространства возможно только при заинтересованном участии регионов в федеральном законотворческом процессе. Пока же этому мешает и недостаточное качество законопроектов, и отсутствие четкой координации работы между Госдумой и законодателями территорий.

В итоге за 10 лет только два с половиной процента – подчеркну это – региональных законопроектов, поступивших в Госдуму, выдержали все необходимые процедуры и обрели статус законов. Но убежден, что мы вполне можем добиться в этих вопросах позитивных перемен. Сможем, если должное качество законотворческой работы будет подкреплено конструктивным сотрудничеством с вновь избранной Государственной Думой.

Теперь о проблемах, которые уже в ближайшее время потребуют вашего пристального внимания и напряженной работы.

Вы знаете, в этом году приняты федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления и о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Но для их эффективной реализации требуется еще большой блок законодательных актов (об этом мы с вами говорили и на предыдущей встрече в Совете Федерации).

Ведь полномочия регионов, особенно начиная с 2005 года, будут значительно увеличены. В зону региональной ответственности переходят многие вопросы, которые сегодня регулируются федеральным законодательством. Для вас это, безусловно, огромная нагрузка.

В короткие сроки вам предстоит принять немало региональных законов. В том числе по таким значимым вопросам, как образование, здравоохранение, земельные отношения. И здесь важно не повторить ошибок федерального законодателя и брать на себя только выполнимые обязательства. Любые функции и намерения региональной и местной власти должны соизмеряться с возможностями бюджетов. Такая позиция является честной и реалистичной.

В конце ноября в связи с уже принятыми законами мною утвержден перечень поручений Правительству Российской Федерации. Важно, чтобы своевременно были отрегулированы взаимоотношения федерального центра и регионов именно в межбюджетном процессе. Правительство уже подготовило необходимые изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы. И надо вести такую же предметную законотворческую работу и на уровне регионов. Я знаю, эти предложения Правительства не всеми считаются полноценными, над ними предстоит еще поработать. Я абсолютно с этим согласен.

При этом важнейшей задачей остается создание условий для развития среднего и малого бизнеса, поиск дополнительных источников дохода для местных бюджетов. И, конечно, всемерная защита частной собственности, создание благоприятных условий для притока инвестиций.

Нам также предстоит общими усилиями упразднить избыточные функции органов власти как субъектов Федерации, так и местного самоуправления. Люди совершенно справедливо говорят о том, что бюрократии становится все больше, а решать насущные, жизненно важные вопросы становится все труднее.

Пришло время провести тщательный анализ работы служб, департаментов и других органов управления в территориях на предмет их эффективности и соответствия – как основным функциям государства, так и конкретным запросам людей.

Вы знаете, Комиссия по разграничению полномочий сейчас преобразована в Комиссию по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления. Она является консультативным органом при Президенте, и одна из возложенных на нее задач – это продолжение работы по разграничению полномочий, включая местный уровень власти.

Хотел бы обратить ваше внимание и на уже идущий процесс формирования региональных парламентов, формирования на новых партийных принципах. 7 декабря в семи субъектах Федерации уже прошли выборы с учетом норм пропорциональной системы.

Постепенно партийность должна стать обычной рабочей характеристикой законодательных органов всех уровней. И в немалой степени это должно помочь как укреплению единого государства, так и созданию стройной партийной системы. Системы логичной, понятной избирателям и способной на практике решать их насущные проблемы. Кстати говоря, это должно помочь и лучшему участию региональных законодателей в федеральном законотворческом процессе: если региональные парламенты будут образованы по партийному списку, по этой системе легче будет продвигать свои идеи в Государственную Думу.

Понимаю, что процесс «вживления» партийной активности в парламентскую работу – дело непростое и крайне ответственное. Особенно там, где такой практики никогда не было. И здесь ваш Совет законодателей также может стать и помощником, и площадкой, где могут вырабатываться необходимые методические рекомендации. Такая работа очень важна. И прежде всего потому, что партии, пришедшие в парламент, должны отвечать за свои обязательства. Отвечать перед своими избирателями.

Я активно поддерживал инициативу создания Совета законодателей, поскольку я тоже вижу в этом органе определенный инструмент влияния на качество законодательства. На то, чтобы приблизить законы к реальным нуждам граждан нашей страны.

Желаю вам успехов и благодарю за внимание.

9 декабря 2003 года, Москва, Кремль