Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на заседании президиума Государственного совета по проблемам развития угольной отрасли

29 августа 2002 года, Кемеровская область, Междуреченск

В.Путин: Уважаемые коллеги!

Сегодня заседание президиума посвящено проблемам угольной отрасли. Я думаю, что мы должны прежде всего поблагодарить хозяев – губернатора и руководство шахты «Распадской», где мы находимся. Думаю, и тех, кто здесь живет и работает: в регионе, в городе и на этой шахте. Потому что здесь созданы очень хорошие условия и для работы, и в бытовом смысле, и обстановка доброжелательная.

Итак, сегодняшнее заседание президиума Госсовета посвящено вопросам развития угольной отрасли. Россия – крупнейшая угольная держава, один из мировых лидеров по запасам угля. Поэтому отрасль всегда была и остается сферой повышенного внимания и общества и государства.

Уже можно подвести главный итог развития угледобывающей промышленности – это ее практически полное и успешное вхождение в рыночную экономику. Пример тому, кстати говоря, – шахта «Распадская», на которой мы находимся. Это современное предприятие, организованное по последнему слову техники и с использованием самых передовых систем управления производством. Можно с полным основанием и с полным правом поздравить руководство шахты и трудовой коллектив с теми результатами, которые они достигли. В целом в угольной отрасли неплохие результаты – губернатор рассказывал вчера, что достигнуты показатели, которых в советское время не было. Здесь – тем более.

Сегодня в отрасли идут динамичные процессы укрупнения компаний, создания современных интегрированных производственных комплексов. Успех предпринятых шагов очевиден – стабильность, которую мы видим в Кузбассе и Ростовской области, тому яркое подтверждение. Из глубокого кризиса отрасль вышла на уровень рентабельности, которого не было во времена СССР. Что меня, честно говоря, особенно радует, так это темпы роста производительности труда.

При этом разительный контраст сохраняется между частными структурами и теми предприятиями, которые до сих пор не отказались от государственной опеки и устаревших методов хозяйствования. Сегодня российский шахтер нарабатывает не более 1200 часов. Это не значит, что мы должны требовать резких изменений. Мы говорили вчера с губернатором Тулеевым по этому поводу, он выскажется несколько позднее.

Причина – в устаревшем неадекватном законодательстве. Подобная практика уже часто является ограничителем роста экономики, в том числе в этой отрасли. Угольная отрасль перестанет быть интересной и привлекательной, если мы не будем отказываться от устаревших норм. Чтобы закрепить успехи, достигнутые в отрасли, необходимо снять ряд серьезных проблем. К основным следует отнести следующие. Первое: дисбаланс ценовой политики в отношении основных видов топлива газ–уголь. Сегодня на внутреннем рынке газ дешевле угля. Это создает серьезный крен в сторону увеличения объемов внутреннего потребления газа. Снижает экспортные возможности газовиков и одновременно снижает емкость внутреннего рынка для угольщиков. Мы должны ясно понимать, что долго ситуация дисбаланса цен не может сохраняться. Дешевый газ – это явление временное. Неизбежно произойдет выравнивание мировых и внутренних цен. Предприятия, потребляющие газ, уже сегодня должны думать о такой перспективе.

Сейчас с шахтерами мы обсуждали в том числе и эту тему. Конечно, это не может и не должно происходить быстро. Еще тоньше проблема потребления газа бытовым потребителем. Здесь, конечно, мы вполне можем сохранить низкие цены, поскольку являемся самой крупной страной, добывающей газ. Но выравнивание цен является оправданным.

Кроме того, объемы запасов газа на порядок уступают разведанным объемам запасов угля. Иначе говоря, уголь – это еще и весомый фактор безопасности и энергетической устойчивости нашей экономики. А значит, его активному включению в топливно-энергетический баланс страны нет альтернативы.

Следует, детально проанализировав состояние ресурсной базы и добывающих мощностей угольной отрасли, оценить потенциальную потребность внутреннего и внешнего угольных рынков. Этот анализ должен быть положен в основу энергетической стратегии России до 2020 года, работу над которой необходимо ускорить и завершить уже к ноябрю 2002 года.

Вторая проблема: факторы, сдерживающие рост экспортного потенциала угольной отрасли. Важно понимать, что экспорт – это и серьезный источник инвестиций, и компенсатор колебаний на внутреннем рынке.

Сегодня вопрос не в том, что европейский или азиатский рынок для нас закрыт. Проблема в отсутствии эффективной, консолидированной экспортной стратегии. А часто, следует об этом сказать, в неумении отечественных производителей выстраивать грамотную ценовую политику.

Кроме того, базовое значение для наращивания угольного экспорта имеет развитие интегрированных транспортных схем, включающих в первую очередь морские и речные перевозки. Ни один из российских морских портов технологически в полной мере не отвечает потребностям угольного экспорта. В целом они нуждаются в серьезной модернизации.

Развитие инфраструктуры – это точка пересечения интересов и поле для совместных проектов и транспортников, и экспортеров, и государства. Уже есть примеры такого успешного сложения усилий – имею в виду модернизацию Усть-Лужского порта в Петербурге.

Третье: угольная отрасль сегодня занимает одно из ключевых мест в российской экономике. И мы должны ясно понимать, что в дальнейшем ее роль и значение будут только усиливаться.

Необходимо грамотно использовать современные рычаги повышения эффективности и роста производства. В том числе соглашений о разделе продукции, лизинга оборудования. Это должно серьезно активизировать поступление инвестиций в отрасль – причем как иностранных, так и отечественных. По сути дела, нам абсолютно не важно, каких.

Наконец, мощный резерв качественного роста отрасли – развитие глубокой переработки угольного сырья. Здесь многое будет зависеть от науки, разработки новых технологий. Перспективными окажутся и интегрированные комплексы, включающие как добывающие, так и перерабатывающие предприятия. Здесь, кстати, залог успеха – снижение расходов на транспорт и так далее. Здесь мы об этом сегодня тоже говорили – лучше возить продукт первичной переработки, чем руду.

Четвертое: по‑прежнему сохраняются проблемы с экспортом казахстанских углей. Думаю, что неправильно и невозможно нам будет отказаться от сотрудничества с Казахстаном. С учетом роста экспорта наших углей в страны СНГ, в том числе и в Казахстан, мы обязаны выстраивать соответствующие отношения и соответствующую политику с нашими партнерами. Если мы перекроем доступ их продукции на наш рынок, они предпримут ответные меры. Важнейшая составляющая нашей экономики окажется под серьезным вопросом.

Конечно, мы не должны забывать, что Экибастуз в советское время был привязан технологически и по оборудованию к энергопотребителям СССР. И еще одна проблема, не связанная напрямую с экономикой и носящая моральный характер. В этом регионе Казахстана проживают в основном русские люди. В силу известных обстоятельств они оказались за границей.

Однако объем угля, который дает нам Экибастуз, мне кажется, вполне подлежит обсуждению. Поэтому в ближайшее время нам предстоит детально обсудить вопросы взаимодействия в этой сфере и с энергетиками, в том числе в рамках ЕврАзЭС.

Пятое: недооценка природного фактора в разработке угольной стратегии.

В последнее время руководители угледобывающих предприятий часто связывают потери отрасли и снижение объемов добычи с «теплой зимой». Безусловно, нам необходимо, в том числе и при формировании энергетической стратегии, учитывать природный фактор и глобальные изменения мирового климата и так далее.

Государство ушло от прямого экономического участия в угольной отрасли, но реально у нас остается серьезный долг перед шахтерами. Об этом сегодня еще не говорили, но в нашей стране было бы нечестно не вспомнить об этой проблеме. Она является острой для всей страны, а для угольных районов она втройне острее. Я имею в виду проблему ветхого жилья. Хочу подчеркнуть, что в федеральном бюджете должны появиться отдельные серьезные цифры на этот год. Надо признать, до сих пор государство не уделяло должного внимания этой проблеме. В целом она нам должна стоить – в начале этого года Правительство приняло соответствующую программу до 2010-го – 160 миллиардов рублей.

Конечно, ни федеральный центр отдельно, ни регионы отдельно с этим не справятся. И это очень хорошо, что мы собрались сегодня в таком составе, что мы обсуждаем это в рамках президиума Госсовета. Надо понять, что это мы можем решить только вместе с регионами. По‑другому не справимся. В этом году мы предусмотрели серьезные деньги в бюджете 2003 года для решения проблемы. Это стартовый капитал. В текущем 2002 году выделено 65 миллионов рублей. Это очень мало. В следующем году – впервые в истории – мы выделяем заметную цифру: 1 миллиард 300 миллионов рублей. Хотя, по моим расчетам, ежегодная сумма должна быть 1 миллиард 700 миллионов рублей. Но и это огромный прогресс. Но средства будут выделяться Федерацией только в том случае, если регион берет на себя значительную часть расходов по реализации этой программы.

К профессии шахтера в обществе всегда относились с уважением. Несколько дней назад российские угольщики отметили свой профессиональный праздник. Завершая выступление, я хотел бы всех поздравить с этим праздником.

* * *

Я еще раз хочу сказать слова благодарности губернатору Кузбасса, всем членам рабочей группы Госсовета за такую глубокую проработку темы. Мне кажется, что вот так, в комплексе, мы такую острую проблему, как развитие угольной отрасли, не рассматривали. Абсолютно убежден, что это пойдет на пользу и даст хороший толчок развитию одной из базовых отраслей экономики России. По результатам нашей сегодняшней работы подготовлен перечень поручений. Здесь и завершение работы по подготовке положений энергетической стратегии России до 2020 года, меры по поддержке и регулированию рынка газа, угля и других энергоносителей, реконструкция и строительство тепловых электростанций на базе высокоэффективных и экологически чистых технологий сжигания угольного топлива и так далее. Обращается внимание на необходимость развития инфраструктуры, связанной с экспортом, на совершенствование законодательной и нормативной базы. Отдельно сформирован пункт о проработке комплекса мер по оздоровлению ситуации на угольных предприятиях Печорского бассейна. В ближайшее время документ будет доработан и принят.

Хочу вас всех еще раз поблагодарить. Спасибо большое, всего доброго.

29 августа 2002 года, Кемеровская область, Междуреченск