Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на встрече с членами Совета Федерации

17 мая 2000 года, Москва, Кремль

В.Путин: Я вас хочу поблагодарить за то, что вы так оперативно откликнулись, собрались сегодня для обсуждения вопросов, которые представляют существенный интерес для государства и впрямую касаются всех нас, и лично касаются всех нас, но прежде всего, конечно, речь идет об интересах государства.

С подавляющим большинством из здесь присутствующих мы и в регионах, и здесь, в Москве, в той или иной степени обсуждали проблемы федеративного устройства и выстраивания так называемой вертикали власти. Мы внимательно посмотрели на предложения, которые поступили из губернаторского корпуса – губернаторского в широком смысле этого слова: я имею в виду президентов республик, других субъектов Федерации. Предложения были самые разные, в том числе до крайне радикальных. Крайне радикальными я считаю предложения о необходимости перейти к назначаемости руководителей субъектов Федерации Президентом России.

Е.Строев: Особенно перед выборами.

В.Путин: Да. Вы знаете, я со многими, повторяю, из присутствующих здесь говорил – не со всеми, поэтому позволю себе повторить свою позицию и хочу, чтобы вы поверили в то, что эта позиция искренняя. В чем она заключается? Убежден, что мы с вами должны при решении этих вопросов исходить не из личных интересов, не из партийных и не из групповых, а исключительно из интересов России.

Мы с вами все равно не вечные. Я только что начинаю работать. Я это место оставлю так же, как и любой из здесь присутствующих. Рано или поздно мы все с вами оставим эти должности. У нас есть шанс оставить Россию в более «внятном» состоянии, более управляемой и выстроенной, так чтобы решения, которые будут приниматься во властных структурах, принимались бы более внятным порядком, и страна управлялась бы более эффективно.

То, что я сейчас скажу, может вызвать дискуссию, может посчитаться правильным или не очень точным решением, но я хочу выразить уверенность в одном: что бы я ни сказал, у вас не должно сложиться мнение, что это выстраивается под действующего Президента. Это не будет выстраиваться и под действующих губернаторов, и под руководителей республик в составе России – повторяю, это должно выстроиться под саму Россию. Я вас очень прошу подходить именно с этой точки зрения, подняться над своим сегодняшним должностным положением, посмотреть на это дело с точки зрения государственных деятелей.

Я не считаю, что назначение руководителей регионов является правильным. Я уже об этом говорил публично и хочу повторить это сейчас: думаю, что вредно, думаю, что это не только неправильно – это уже вредно.

Полагаю, что мы несвоевременно перешли к выборности – слишком далеко шагнули; так же, как и в экономике, в некоторых вопросах слишком далеко шагнули. Нужно было проявить большую осмотрительность и осторожность. Хотя задним числом мы все умные. На мой вкус, я бы не спешил. Но это уже произошло, население к этому привыкло. Отбирать право избирать и быть избранными – неправильно. В России сложилась определенная политическая культура, связанная с избранием руководителей регионов.

Кроме того, у нас ведь есть республики национальные – как быть с ними? И там отобрать право избирать? Думаю, что это совсем неверно, это вызвало бы просто негативное отношение населения в республиках.

Ввести какую‑то двухполосную систему – где‑то избирать, а где‑то назначать – тоже неправильно, потому что все должны быть поставлены в равные условия.

Все это привело к мысли о том, что мы не должны отказываться от института избрания руководителей регионов кроме всего и потому, что избранный руководитель гораздо более независим и внутренне, какой бы человек ни был. К сожалению, и сегодня встречаются люди не очень ответственные в некоторых регионах, если по‑честному, особенно на Севере. Шойгу ищет неделями некоторых руководителей регионов и не может найти, неделями! Я не могу сказать, что это очень ответственное отношение к делу. Но в целом сложился очень ответственный губернаторский и президентский корпус. И эта ответственность порождена еще и самой природой власти, природой избираемости, потому что человек всегда ответственен перед теми, кто его избрал. Все это привело к окончательному убеждению в том, что отказываться от избираемости не следует: минусов больше, чем плюсов.

Что же сделано для того, чтобы все‑таки эта вертикаль была более внятной? Предлагаются, по сути, три основных элемента. Изменить порядок формирования Совета Федерации. В Конституции прописано, что Государственная Дума «избирается», а Совет Федерации «формируется». Можно долго спорить по поводу того, что содержат эти термины, но они есть, и эти термины разные. «Формируется из представителей, – написано дальше в Конституции, – представительных и исполнительных органов власти субъектов Федерации». Там не сказано, что это обязательно руководители исполнительного и представительного органа власти.

Мы с юристами долго думали, и рождались разные варианты. Один из них – предложить и Государственной Думе, и нынешнему составу Совета Федерации прийти к тому, чтобы соответствующие руководители, скажем, губернаторы или президенты, впрямую назначали своего представителя в Совете Федерации, представителя – того, кого захотят. На мой взгляд, это наиболее внятное решение вопроса.

Некоторые специалисты из Государственной Думы считают, что это не очень хорошо, потому что легитимности недостаточно, и предлагают, чтобы губернатор или президент направлял своего кандидата в местный законодательный орган, и местный законодательный орган за него бы проголосовал и таким образом делегировал бы его в Совет Федерации. И, соответственно, сам законодательный местный орган из своей среды тоже делегирует одного представителя. Таким образом, интересы региона и защита интересов региона на уровне Совета Федерации обеспечиваются. Обеспечивается также и прямое влияние руководителей исполнительного органа власти на того человека, который будет представлять его интересы в Совете Федерации, – это будет его назначенец, прямой его назначенец. Таким образом, мы уходим от очевидного смешения двух ветвей власти, исполнительной и законодательной: любой губернатор, любой президент – это ярко выраженный институт исполнительной власти; он же, будучи членом Совета Федерации, является парламентарием и пишет законы, которые сам же и должен исполнять, – очевидное смешение двух ветвей власти.

Хочу вас вернуть к началу нашего разговора. Конечно, каждый из нас думает о том, что мы работаем в известном качестве сейчас, сегодня, а не завтра, не вчера. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что я говорил вначале: я прошу вас посмотреть на это с той точки зрения, что мы когда‑нибудь оставим свои посты, а Россию должны оставить в более внятном состоянии. Не уверен, что все согласятся. Думаю, что возникнут свои мнения по этому вопросу, и не считаю, что нужно делать из этого какую‑то катастрофу. Я к любому из ваших мнений буду относиться с уважением. И если кто‑то из вас будет возражать по этому вопросу, это не значит, что наши отношения с этого момента испортятся. Я, конечно, прошу вас поддержать эту позицию, но если у вас другое мнение и вы посчитаете, что у вас есть другое предложение и оно более внятное, – оно будет выслушано с уважением. И хочу особо подчеркнуть: отношения между мною как Президентом России и любым регионом, какое бы мнение вы ни высказали, не ухудшатся. Я это говорю совершенно искренне, откровенно, тем более что со многими у нас сложились очень личные, добрые отношения, они в любом случае сохранятся. Это первое.

Второе. Предлагается ввести для Президента России право отстранять от должности руководителей регионов.

Третье, логично вытекающее из второго, – предоставить руководителю региона такое же право отстранения от должности руководителя нижестоящего звена власти, муниципального управления.

Мы полагаем, что вот таким образом выстраивается более или менее внятная цепочка, которая в определенном своем сегменте является этой федеральной вертикалью: Президент может быть отстранен путем известной процедуры импичмента, руководитель региона может быть отстранен Президентом, а руководитель местного самоуправления может быть отстранен губернатором или президентом республики.

<…>

Там есть еще один закон – об устранении рассогласованности действий федеральных служащих с местными руководителями. Считаю это решение тоже правильным. Знаю, что будет воспринято определенным образом и с критикой, но, на мой взгляд, все‑таки федеральную структуру области это будет укреплять.

Вот, собственно говоря, и весь пакет. Он состоит из четырех законопроектов.

Мы предварительно проводили консультации с Государственной Думой, с лидерами фракций. Они делали свои предложения, эти предложения учитывались. Взяли некоторые элементы из предложений губернаторского корпуса, которые поступали в письменном виде. Все это изучили, повторяю. Таким образом это выстраивается. Наряду с созданием федеральных округов и с назначением туда представителей Президента, я полагаю, что все это в комплексе должно привести к укреплению российской государственности.

Представители Президента не должны и не будут вмешиваться в компетенцию руководителей регионов. Они должны заниматься исключительно федеральными органами власти на местах, федеральными функциями. Многие из вас в различных ситуациях мне говорили о том, что там засилье различных федеральных структур. Это все должно быть приведено в соответствующий порядок. Там многое должно быть ликвидировано, создан один понятный региональный центр, повторяю, с тем, чтобы внятно на месте, в регионе осуществлять координацию этих федеральных органов власти, повторяю, со значительным сокращением того, что сегодня есть в субъектах Федерации, в том числе и представителей Президента, естественно, в субъектах Федерации.

Вот примерно те действия, которые планируются на сегодняшний день.

17 мая 2000 года, Москва, Кремль