Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня у нас основной вопрос – это структурная реформа железнодорожного транспорта. Правительство уже дважды рассматривало этот вопрос на своих заседаниях, но мне кажется, что правильно будет, если мы все‑таки обозначим базовые подходы, рассмотрим эти базовые подходы и еще раз к этому вернемся. Потому что многое из того, что намечено в этой реформе, носит, без всякого преувеличения, общенациональный характер. И я думаю, что члены президиума Госсовета, руководители регионов прекрасно это понимают не только потому, что речь идет о налоговой базе для региональных бюджетов, а речь идет о функционировании экономики страны в целом.
На фоне многих других отраслей, нужно сказать это прямо, железнодорожный транспорт выглядит неплохо. За последнее время, примерно с 97-го года, примерно на пять процентов, если я не ошибаюсь, растет в среднем производительность труда.
В то же время, надо тоже признать это, не созданы пока стимулы для повышения качества услуг и снижения стоимости, снижения тарифов. А мы с вами знаем, и Министр это знает не хуже любого из нас, что накопленные внутренние резервы могут быть достаточно быстро растрачены. И граждане, и предприятия – участники хозяйственной деятельности, конечно, справедливо указывают на постоянный рост стоимости. В последний раз когда повышали тарифы?
Н.Аксененко: Владимир Владимирович, 18 августа. В августе прошлого года.
В.Путин: Во всяком случае, что касается стоимости услуг и качества этих услуг, здесь очень много проблем. Собственно говоря, самый главный пример, не самый главный, но наиболее яркий пример, – это Транссиб.
Несмотря на то что Министерство вложило в его реконструкцию огромные деньги за последнее время, около миллиарда долларов, и плюс к этому он обладает преимуществами для перевозчиков, которые передвигают свои товары из Азии в Европу и обратно, тем не менее частенько конкуренции не выдерживает. И перевозчики предпочитают другие, альтернативные Транссибу коридоры между Азией и Европой.
Полагаю, что намеченная реформа должна обеспечить достижение следующих принципиальных целей. Прежде всего, конечно, рост эффективности работы железнодорожного транспорта. Собственно, ради этого все и делается.
Затем рост эффективности государственного регулирования в этой сфере. Сегодня мы знаем, МПС – и хозяйствующий субъект, и орган госуправления, все понимают, что эта ситуация не может считаться нормальной.
И очень важно, конечно, добиться финансовой прозрачности предприятий железнодорожного транспорта, всей структуры и отдельных предприятий тоже. Исключить неэффективные затраты, необоснованные затраты.
Конечно, нужно уходить от перекрестного субсидирования. Сегодня либо транспорт «выколачивает» ресурсы из экономики, либо экономика субсидируется за счет заниженного тарифа подчас.
И, наконец, последнее. Последнее, разумеется, не по значению. Это вопросы социальной защищенности работников железнодорожного транспорта. Мы знаем, что все преобразования, как правило, сопровождаются структурными изменениями. В данном случае прежде всего речь идет о структурных изменениях. Нужно, чтобы работники железнодорожного транспорта не пострадали, чтобы заранее были предусмотрены и материальные ресурсы для переподготовки кадров, если это потребуется, заранее руководители отрасли и Министерства экономики, Правительство в целом подумали о том, каким образом будут решаться социальные вопросы тех, кто работает сегодня на железнодорожном транспорте, и тех, кто работать будет там завтра.
Вот, собственно говоря, это то, что мне хотелось бы сказать о главной теме. И мы ряд проблем обсуждаем в рамках Госсовета не менее важных, сейчас активно они прорабатываются. На следующем Госсовете планируется рассмотреть ЖКХ, проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Я очень надеюсь, что к маю этот вопрос будет готов. Думаю, что он не менее важен для страны, чем тот вопрос, который мы рассматриваем сегодня, тем более что этот‑то вопрос напрямую связан с миллионами и миллионами наших граждан. И, конечно, люди ждут осознанных и эффективных шагов с нашей с вами стороны, со стороны государства: улучшение качества обслуживания, наведение порядка в этой сфере. Мы знаем с вами, насколько это важно, неоднократно к этому возвращались. Очень надеюсь, что Госсовет сможет внести существенный вклад в эту работу.
25 апреля 2001 года, Москва, Кремль