Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Уважаемые коллеги!
Сегодня нам предстоит глубоко и, надеюсь, обстоятельно рассмотреть проблемы, связанные с социальным обеспечением пенсионеров.
Речь пойдет не просто о важнейшем направлении социальной политики: за этим вопросом – качество жизни миллионов наших граждан, наших с вами отцов, матерей, бабушек, дедушек, по сути, людей, которые вложили в страну свой труд и душу, талант и здоровье, а если было нужно – вставали на защиту нашего государства.
И они, безусловно, вправе рассчитывать на уважение и достойное отношение к ним – как со стороны общества, так и со стороны государства.
Сегодня в России почти 30 миллионов пенсионеров. Доля пожилых людей в общей численности населения — это уже известно, понятно и просчитано, – доля будет возрастать, а значит, нужно всерьез думать о том, как и сегодня, и в будущем гарантировать им достойную жизнь в преклонном возрасте. Это ключевая задача государства, которое претендует на то, чтобы называться социальным государством.
Вы знаете, мы до сих пор никогда не давали пустых обещаний, а то, о чем говорили, всегда выполняли, поэтому я вас прошу и к сегодняшнему обсуждению подойти самым серьезным образом, с тем чтобы нам сформулировать соответствующие поручения правительству, а потом добиться их исполнения. При этом следует действовать так же, как до сих пор, а именно: подъем экономики должен прямо влиять на жизнь граждан и оборачиваться ростом ее качества.
За последние годы, опираясь на уже определенные ресурсы, мы закрыли ряд существенных проблем, сделали ряд шагов. Назову лишь некоторые из них. Первое и безусловное – мы прекратили постыдное состояние, когда месяцами не платили пенсии. С этим покончено: мы не только эту практику прекратили, но и рассчитались практически со всеми долгами в этой сфере, что крайне важно; на этой базе и двигаемся дальше.
Средний размер пенсии в абсолютном выражении за четыре года вырос более чем в три раза. Разумеется, абсолютные показатели никого не интересуют, потому что инфляция у нас еще приличная, цены растут. Сегодня я много раз слышал об этом на встречах с ветеранами. Но все‑таки рост реальных пенсий составил за четыре года 82 процента, подчеркну – за вычетом инфляции. Это уже цифра.
Финансирование закона «О ветеранах» из федерального бюджета увеличилось по сравнению с 1999 годом в десять раз.
Приняты важные, хотя и пока недостаточные, меры по медицинскому, лекарственному обеспечению. Заметно выросло число социальных учреждений для лиц пожилого возраста. Они, конечно, должны быть другого качества. Сейчас Пенсионный фонд выполнил ряд проектов, но это касается, прежде всего, регионов, которые пострадали от стихийных бедствий.
Немножко удалось исправить ситуацию на фармацевтическом рынке. Если рост цен на потребительские товары составил 12 процентов, рост цен на лекарственные средства отмечен на уровне 7 процентов, то есть почти в два раза ниже.
Отмечу также, что программа поддержки пенсионеров активно проводится как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Полагаю, что вы расскажете о своем опыте в этой сфере, потому что в регионах по этому направлению многое делается.
Вместе с тем, хотя цены выросли на потребительском рынке на 12 процентов, а на лекарственном – всего на 7%, но и этот рост для пенсионеров очень большой и значительный, потому что доходы – низкие. Мы не можем пока с полным правом сказать, что мы сделали все, что население от нас ожидало.
Все еще скромен сам размер пенсий, недостаточно качество и разнообразие социальных услуг. Сохраняется явная территориальная диспропорция в развитии по стране объектов социальной инфраструктуры. И особенно недостает их на селе.
На сегодняшней встрече поднимались как эти, так и другие вопросы, такие как качество медицинского обслуживания, возможность получить необходимые лекарства по доступной цене, помощь в оплате жилищно-коммунальных услуг. И, наконец, такие сложные морально-психологические проблемы, – о которых старики не говорили, но они существуют, – как одиночество, социальная адаптация к старости. Мы не должны консервировать ситуацию, когда будет вечно звучать вопрос: «Вы чьё, старичьё?»
Очевидно главное – мы обязаны качественно повысить эффективность социальной политики по отношению к пожилым людям, усилить ее отдачу.
И в этой связи нужно прежде всего глубоко проанализировать и скорректировать наше социальное законодательство. Нужно четко определиться как с ответственностью каждого уровня власти, так и с необходимым для этого объемом финансовых ресурсов.
Нельзя больше мириться с ситуацией, когда закон декларирует для граждан социальные права, но не устанавливает ответственность конкретных государственных или муниципальных органов за их реальное предоставление. Я очень рассчитываю, что принятый закон о разделении полномочий будет окончательно выверен и введен до конца. И Правительство вместе с депутатами Государственной Думы при активном участии руководителей регионов выработает оптимальный подход к решению этой задачи, имея в виду выполнение тех полномочий, которые предполагается отдать на региональный уровень.
Сегодня уже мало механически наращивать финансовые вложения в социальную сферу — важно ощутимо поднять качество услуг, которые она оказывает гражданам. Для этого предстоит сформировать полноценный рынок социальных услуг, активнее внедрять инновационные формы социальной помощи.
И, конечно, нужно модернизировать механизм финансирования социальной сферы. Деньги должны поступать социальным учреждениям не просто за то, что они существуют или числятся в бюджетной ведомости, а за оказание конкретным людям конкретных услуг должного содержания и качества.
При этом надо развивать сеть и улучшать материально-техническую базу учреждений социального обслуживания. Особое внимание нужно уделить развитию социальной инфраструктуры в сельской местности.
Предстоит также отработать новые правовые и организационные формы предоставления социального жилья для пенсионеров, в том числе и одиноких пенсионеров, а также развивать систему адресных субсидий нуждающимся пенсионерам по оплате коммунальных услуг.
В заключение еще раз повторю: сегодняшнее заседание должно стать отправной точкой для большой системной работы в сфере социальной поддержки пенсионеров.
Находясь сегодня в Петербурге, в день 60-летия освобождения города от блокады, нельзя не вспомнить о проблемах блокадников. Это отдельная тема, но в моральном плане, я думаю, что она носит общегосударственный характер. Здесь я сегодня многое услышал от ветеранов – и на одной встрече, и на второй – прямо в зале, после торжественного концерта, много вещей, которые ускользали раньше от внимания государства. Есть дети блокадного города, есть те, кто получил ранения и инвалидность в результате обстрелов города, — они лишены внимания со стороны государства, что абсолютно несправедливо.
Положение, при котором часть людей, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», имеет поддержку со стороны государства, а какая‑то часть таких же ветеранов, награжденных такой же медалью, не имеет. По‑моему, это просто несправедливо. Правы те, кто говорит: блокадников не так уж много осталось. И делить их на разные категории тоже довольно сложно. Поэтому по результатам нашей сегодняшней встречи с губернатором Петербурга мы тоже должны будем сформулировать соответствующее поручение Правительству. Нужно заняться в комплексе этими вопросами, может быть, поэтапно. Но мы точно и ясно должны знать сами и сказать людям, что нами планируется в этом направлении сделать и в какие сроки.
27 января 2004 года, Санкт-Петербург