Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры России

30 января 2004 года, Москва, Генеральная прокуратура

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

В ходе сегодняшней работы вы, безусловно, будете обращаться к приоритетам вашей деятельности, затронете разные сферы, поэтому без долгих вступлений я перейду к сути проблем, которые, уверен, вы будете сейчас ставить и обсуждать.

Первое – это практика работы прокуратуры в условиях нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

С вступлением его в силу начали реально действовать все положения Конституции, касающиеся прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве. Так, суд не имеет права выполнять функции обвинения, а участие прокурора в суде стало обязательным. В связи с этим принципиально изменился и процессуальный статус прокуратуры. Представитель государственного обвинения несет сегодня ответственность за его доказанность и обоснованность.

Всё это требует от прокуроров и качественно иного уровня деятельности и увеличивает объем их работы, ведь поддерживая государственное обвинение, прокурор защищает интересы многих тысяч людей, пострадавших от преступлений. Именно по этой причине в прошедшем году была существенно увеличена численность органов прокуратуры. И сейчас перед вами стоит ответственная задача – повысить эффективность государственного обвинения и поднять престиж самой профессии прокурора.

Упразднение архаичного института дополнительного расследования – знаю, сколько по этому вопросу было споров, да и сейчас, наверное, продолжаются. Все‑таки то, что мы сделали в этой сфере, увеличило состязательность судебного процесса, предъявило более высокие требования и к эффективности прокурорского надзора, и к качеству следствия.

Надзор прокуратуры за следствием и дознанием – это важнейший элемент внешнего контроля за деятельностью правоохранительных органов. Он, по сути, обеспечивает качество предварительного следствия, должен обеспечивать такое качество, и недопустимы ситуации, когда после многомесячного расследования и содержания людей под стражей обвинения «рассыпаются» в суде. Это, кстати, не значит, что любой ценой нужно защищать честь мундира и гноить людей за решеткой, но это значит, что нужно улучшать качество следствия.

Одним из приоритетов в вашей работе остается координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Эта функция определена законом о прокуратуре и крайне необходима. И главное здесь – обеспечить согласованную работу и единообразное применение законодательства всеми органами дознания и следствия.

Мы уже не раз говорили, что прокуратура обязана уделять этой сфере самое пристальное внимание. Однако пока надлежащей результативности в вопросах координации все‑таки не наблюдается. В работе правоохранительного блока все еще встречаются и разобщенность, и ведомственный подход.

Между тем острота в сфере борьбы с преступностью не снята. Эта проблема сильно тревожит граждан страны. Криминал оказывает разрушительное воздействие на все сферы жизни общества и государства – от экономики до морали. Высокий уровень преступности в России отрицательно сказывается и на международном авторитете нашего государства.

Вы знаете, в прошлом году было зарегистрировано почти 3 миллиона преступлений, причем каждое десятое совершено подростками или при их участии. Между тем более трети преступлений, включая тяжкие и особо тяжкие, остались нераскрытыми, а это значит, что неотвратимость наказания всё ещё не стала неизбежной, и именно здесь – огромное поле работы для прокуратуры.

Это не значит, что мы должны бороться с данными статистики — напротив, она должна быть объективной, поэтому не должно быть никаких истерик по поводу того, что я сейчас сказал: «Много нераскрытых преступлений». Мы должны знать объективную картину, но, зная ее, должны соответствующим образом реагировать.

Особо остановлюсь на значении общенадзорной функции прокуратуры. Эта деятельность должна быть направлена на пресечение беззакония и носить в большей степени упреждающий характер. Здесь прокуратура обладает немалой властью. Но эта власть предназначена исключительно для надзора за состоянием законности — и ни для чего другого. Никакого иного вмешательства – в экономическую и любую другую деятельность – быть не должно. Законность – это категория общегосударственная, а не политическая и не ведомственная.

Еще одно важное направление – это борьба с коррупцией. Мало кто помнит сегодня, что усилиями Петра I прокуратура создавалась не в последнюю очередь для противодействия мздоимству. И сегодня для борьбы с коррупцией необходимо использовать все предоставленные прокурорам законные полномочия. В этой связи предполагается заслушивать и ежегодный доклад Генерального прокурора на Совете по борьбе с коррупцией.

Кстати, разговоры, сетования на отсутствие отдельного закона о противодействии коррупции не могут быть оправданием неэффективной работы в этой сфере. Законодательство здесь, особенно уголовное, достаточно развито и, я бы сказал, бескомпромиссно. Проблема, убежден, в другом: надо применять законы так, чтобы результаты следствия были профессионально обоснованными, а главное – выдерживали проверку в состязательном судебном процессе.

Учитывая, что здесь присутствуют руководители всех правоохранительных органов, еще раз подчеркну: в вопросах борьбы с коррупцией нам нужна системная и квалифицированная работа, а не отдельные громкие дела.

И, наконец, о самом важном – о защите прав и законных интересов граждан. Именно к вам привычно обращаются люди с жалобами на беззаконие. Основные проблемы здесь – нарушения трудового, жилищного, пенсионного, миграционного законодательства. И, как мне известно, в прошлом году прокуроры удовлетворили сотни тысяч таких обращений.

Мы с Генеральным прокурором много раз обращались к этой сфере деятельности прокуратуры. Это – огромная работа, которая прокурорами проведена в прошлом году.

Однако просил бы вас больше проявлять здесь и собственную активность. Нельзя молчать, когда не по объективным обстоятельствам, а из‑за халатности чиновников многоэтажные дома неделями остаются без воды и света, люди мерзнут в своих квартирах. Такие факты встречаются сплошь и рядом, они у всех на виду, но надлежащий надзор за действиями чиновников все еще осуществляется редко.

В связи с этим вынужден повторить: закон – выше полномочий и административного ресурса любого должностного лица, а основная задача прокурорского надзора – это добиваться выполнения закона. Тем более, когда речь идет о насущных проблемах и интересах граждан.

В заключение хотел бы поблагодарить сотрудников органов прокуратуры за работу в прошлом году, за ответственное отношение к своему делу, за результаты по защите интересов гражданин России и государства в целом.

Благодарю вас за внимание. Спасибо.

30 января 2004 года, Москва, Генеральная прокуратура