Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин:
Добрый день, уважаемые коллеги!
На повестке дня сегодня вопросы развития транспортной инфраструктуры восточной России.
Мы примерно такие же вопросы в похожем составе обсуждали в 2000 году в Благовещенске. Сегодня давайте проанализируем, что уже сделано по этому направлению, что нужно сделать.
Для Дальнего Востока и Забайкалья четко работающий и высокоэффективный транспортный комплекс имеет исключительное значение. Он во многом определяет развитие этих достаточно отдаленных от центра России территорий, развитие экономики в целом, а также успех сотрудничества с зарубежными партнерами. Прежде всего речь идет о развитии наших контактов с динамично развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Транспортному комплексу в последние годы уделяется повышенное внимание. Мы определились с базовыми решениями, касающимися долгосрочных планов развития этой отрасли и перспектив развития регионов – Забайкалья и Приамурья. Получила свое одобрение Государственным советом и Правительством Российской Федерации Транспортная стратегия России. По сути, перспективная программа развития национальной транспортной системы принята. И одним из ее приоритетов названа модернизация дальневосточного транспортного комплекса. Кроме того, определены конкретные задачи по возведению новых объектов транспортной инфраструктуры.
Мы рассчитываем, что эти меры существенно повысят конкурентоспособность страны, будут содействовать развитию опорной транспортной сети и созданию на ее основе эффективного внутреннего рынка транспортных услуг, расширению наших транзитных возможностей.
Между тем сегодняшняя ситуация в транспортном комплексе восточной России, конечно, еще далека от идеала. Сейчас доля транспортных издержек в валовом региональном продукте превышает 20 процентов. В целом по стране это примерно только 9 процентов. Оправданные опасения вызывает состояние регионального авиапарка. Существенная его часть по‑прежнему эксплуатируется на продленных сроках технических заданий ресурсов.
Не менее остро стоит проблема обновления железнодорожного тягового подвижного состава. При этом на долю железной дороги приходится более 60 процентов грузооборота, проходящего по этой территории. Хотел бы напомнить, что на модернизацию региональной транспортной системы затрачиваются значительные бюджетные средства и из федерального бюджета, и из территориальных источников. Так, введена в эксплуатацию автоматизированная система управления воздушным сообщением в пяти аэропортах. Завершена электрификация Транссиба. Сегодня мы были вместе с Виктором Ивановичем Ишаевым на участке дороги Чита–Хабаровск. Открыто сквозное движение по этой трассе. Проведена реконструкция автодороги «Лена» на участке Большой Невер–Якутск.
Однако базовая задача – создание четко функционирующей и удобной для граждан и грузоперевозчиков транспортной сети в регионе – пока еще не решена.
В связи с этим хотел бы остановиться на наших приоритетных задачах.
Мы прежде всего обязаны модернизировать транспортную инфраструктуру региона. И сделать это нужно комплексно, учитывая развитие различных видов транспорта, а также коммуникаций, энергетики и связи. Необходимо вводить самые современные технические и экологические нормы безопасности и, конечно, четко соблюдать сроки и качество строительства новых объектов.
Особое внимание следует уделить морским портам. Вы знаете, программой модернизации транспортной системы России предусмотрен ввод в эксплуатацию современных перегрузочных комплексов, включая строительство нефтяных терминалов и терминалов по перевалке сжиженного природного газа. И я бы просил всех ответственных за выполнение этих решений соблюдать плановые сроки сдачи этих объектов.
Крайне важно сбалансировать портовую индустрию инфраструктуры железнодорожного транспорта и трубопроводной системы. Это позволит повысить экспортный потенциал востока России, решить ряд тактических задач по загрузке основных региональных магистралей.
Основные ведомства подготовят сейчас свои предложения по развитию трубопроводного транспорта России. Вчера подписал поручение Правительству и надеюсь, что, несмотря на все административные процессы, которые сейчас происходят, Правительство в ближайшее время в полной мере сформулирует свое видение развития трубопроводного транспорта в России в целом, и на востоке страны в том числе.
Необходимо модернизировать Сахалинскую железную дорогу, а также пограничные переходы и предпортовые станции. Стоит увеличить и темпы реконструкции аэропортов, обновления авиапарка. Следует также создать диверсифицированные формы сотрудничества с иностранными партнерами. И использовать главным образом их интеллектуальный и ресурсный потенциал. Использовать – для повышения качества проектов и внедрения инновационных технологий.
Это только в самом общем виде то, что я посчитал нужным затронуть, чтобы обратить ваше внимание в ходе сегодняшней встречи. Поговорим по этим вопросам, а также по другим проблемам, которые вы сочтете важными в контексте рассматриваемой темы.
26 февраля 2004 года, Хабаровск