Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на совещании по вопросам социально-экономического развития Красноярского края

27 февраля 2004 года, Красноярск

В.Путин:

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы рассмотрим ряд вопросов, связанных с социально-экономическим развитием Красноярского края. Часть этих проблем мы уже рассматривали в Красноярске в марте 2002 года.

Мы должны не только подвести итоги сделанного, но и проанализировать ситуацию на перспективу, с учетом уже принятых решений по разграничению полномочий между уровнями власти, а также предстоящих изменений в межбюджетном процессе.

Здесь уникальная ситуация: сложносоставной субъект Федерации, – и мне было бы интересно послушать ваше мнение о том, как вы оцениваете уже принятые решения, какие вы считаете нужно делать следующие шаги. Полагаю, что для Красноярского края это особенно актуально.

Надо отметить, что за прошедший период времени с 2000 года здесь, в Красноярском крае, наметились некоторые позитивные тенденции. Так, выросли доходы регионального бюджета, удалось сократить его дефицит, во всяком случае из кризисного состояния бюджет края удалось вывести, в целом серьезно повышена налоговая и бюджетная дисциплина, проведен глубокий анализ необеспеченных социальных обязательств.

Помимо традиционных сырьевых отраслей стали набирать темп машиностроение, пищевая и медицинская промышленность, жилищное строительство, малый бизнес.

В большинстве отраслей возросла инвестиционная активность почти на 17 процентов, выросли инвестиции в основной капитал. Я бы сказал много проблем решено, но, конечно, не все.

Темпы роста промышленного производства здесь по‑прежнему ниже среднероссийских: чуть выше 4 процентов. Не претерпела существенных изменений и моноотраслевая структура региональной экономики. Я уже назвал: пищевая промышленность, машиностроение и так далее, но на долю предприятий цветной металлургии приходится пока более 67процентов промышленного производства края. Оно в значительной степени ориентировано на экспорт и потому, конечно, сильно зависит от конъюнктуры мирового сырьевого рынка и колебаний валютного курса.

Еще одна серьезная проблема – это слабость энергетической и транспортной инфраструктуры края. И это, в свою очередь, сдерживает развитие таких перспективных отраслей, как горнодобывающая и лесная.

Хотя сразу хочу оговориться: сейчас обсуждается проблема развития этих структур, в том числе и энергетических структур, и производительных сил. Для этого должны быть представлены соответствующие планы развития энергетических сил, должна быть серьезная проработка в Министерстве экономического развития.

Сохраняется и острота социальных проблем. Многие важные индикаторы качества жизни граждан здесь по‑прежнему ниже среднероссийских. И потому не случайна хроническая тенденция миграционного оттока населения: она сохраняется.

Нестабилен рынок труда: за последний год несколько выросло количество безработных. Сохраняется – и она довольно резкая – дифференциация доходов бюджетников и работников промышленности. Хотя, в целом по стране, безработица сократилась, но здесь она выше.

Ситуация осложняется и наличием большого числа населенных пунктов с единственным градообразующим предприятием и соответственно низким уровнем развития социальной сферы.

Известно, что одним из главных экономических приоритетов вы обозначили развитие обрабатывающих отраслей. В перспективе это должно привести к диверсификации экономики региона, в том числе за счет широкого развития малого и среднего бизнеса, инновационных, высокотехнологичных секторов.

В связи с этим хотел бы услышать от вас, какие меры были бы наиболее эффективными для серьезного улучшения инвестиционного и делового климата и как будет организовываться работа по демонополизации местных рынков, снятию административных барьеров на муниципальном и региональном уровнях; как вообще использовать естественные конкурентные преимущества региона: его обширную территорию, богатые транзитные возможности, многообразие природных ресурсов и имеющийся в регионе квалифицированный кадровый потенциал.

И, наконец, еще один принципиальный вопрос. Речь идет о предстоящем введении в действие новой модели межбюджетных отношений, которые, естественно, самым тесным образом связаны с тем, что я сказал раньше.

Сегодня выстраивается четкая схема действий: объем полномочий каждого уровня власти должен строго соответствовать имеющимся финансовым ресурсам. При этом создание в сложносоставных субъектах единых центров аккумуляции и перераспределения значительной части средств должно привести – если это делать, конечно, – к экономии бюджетных ресурсов, к сокращению управленческого аппарата, в конечном счете к укреплению единого экономического пространства и налоговой дисциплины на всех уровнях.

Хочу подчеркнуть: базовые политико-правовые решения в сфере межбюджетных отношений уже приняты. И главная задача сейчас – их эффективно, грамотно и в установленные сроки реализовать.

В связи с этим прошу Правительство, полпредов и представителей региональных, местных властей держать под постоянным контролем идущий сейчас процесс межбюджетных трансформаций. Знаю, что руководители регионов недовольны проработкой этих вопросов, и с удовольствием выслушаю ваше мнение, ваши оценки, критические замечания по той работе, которая сейчас проводится. Как вы понимаете, она имеет значение не только для Красноярского края, но и для всей России, для всех межотраслевых отношений. По сути дела, это очень важный шаг в отстаивании полноценной Федерации, в отстраивании ситуации, при которой граждане не только знали, к кому они должны обращаться, но и в отстраивании ситуации, когда мы могли бы реализовать те преимущества, которые есть в России, и обеспечить качественный социальный уровень.

Это, пожалуй, все, что я хочу сказать вначале; я думаю, будет правильно, если Александр Геннадьевич продолжит нашу дискуссию. Послушаем, а затем обменяемся мнениями.

27 февраля 2004 года, Красноярск