Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Итоги работы Главного контрольного управления в 2003 году

29 марта 2004 года, Контрольное управление

В отчетный период основное внимание было сосредоточено на осуществлении контроля за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации по наиболее актуальным проблемам государственного строительства и социально-экономического развития страны.

Осуществлялся оперативный контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

В соответствии с планом работы Главного управления в прошлом году проведено 24 плановых проверки и 6 внеплановых.

Проверкой деятельности ряда министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению требований Федерального закона «Обезопасности гидротехнических сооружений» установлено, что в Российской Федерации эксплуатируется 29,4 тыс. напорных гидротехнических сооружений и комплексов (ГТС), которые потенциально опасны, и их деятельность регламентируется законом (госсобственность – 6,0 тыс., муниципальная – 6,3 тыс., частная – 14,8 тыс. и бесхозные – 2,3 тыс. ГТС). Половина всех ГТС имеет предельные для безопасности сроки эксплуатации, около 1,4 тыс. сооружений признаны аварийными и представляют угрозу жизнедеятельности населения.

Положение усугубляется еще и тем, что собственниками гидротехнических сооружений должным образом не организована их безопасная эксплуатация. Необходимые ежегодные текущие затраты на обеспечение безопасности ГТС в целом по стране оцениваются МПР России в 17млрд. рублей, а их финансирование за счет всех источников в 2000–2002 годах не превышало 2млрд. рублей в год.

Государственный учет гидротехнических сооружений практически не ведется, более пяти лет продолжается их инвентаризация. На начало 2003года в Красноярском крае она проведена на 30% сооружений, Краснодарском крае – на20%. Аналогичное положение в большинстве субъектов Российской Федерации.

Собственниками и эксплуатирующими ГТС организациями в большинстве случаев действенных мер по составлению деклараций безопасности и представлению их в органы надзора не принимается. На начало 2003 года из 29,4 тыс. напорных гидротехнических сооружений продекларировано только 500 (или 1,7%). Неудовлетворительно организована работа по декларированию ГТС, находящихся в федеральной собственности. Ни одно из подведомственных Минсельхозу России сооружений не имеет декларации, в МПР России – более 90%, в Минтрансе России – половина.

Не принят федеральный закон о финансовом обеспечении безопасности гидротехнических сооружений путем обязательного страхования гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС, предусмотренный вышеназванным законом. В связи с этим собственники и эксплуатирующие ГТС организации не осуществляют такое страхование, а возмещение ущерба производится по решению Правительства Российской Федерации (ст. 18 закона) в рамках его распорядительных функций.

О результатах проверки доложено Президенту Российской Федерации, которым дано поручение Правительству Российской Федерации принять действенные меры по исправлению ситуации.

Во исполнение этого поручения Правительством Российской Федерации установлен постоянный контроль за обеспечением безопасности ГТС, находящихся в федеральной собственности, резко активизированы работы по приведению их в нормативное техническое состояние. Утвержден Комплексный план мероприятий по повышению безопасности ГТС на 2003–2008 гг., реально выполнены задания, намеченные на 2003год, что позволило пройти его без крупных гидрохозяйственных аварий. Проверенные Главным управлением министерства и ведомства в 2003 году уделили значительно большее внимание обеспечению безопасности подведомственных ГТС, существенно увеличили финансирование соответствующих мероприятий.

Повышены темпы инвентаризации ГТС. По сравнению с 2002 годом число зарегистрированных сооружений увеличилось в 2 раза. Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти проверенных субъектов Российской Федерации выполнены первоочередные работы по устранению недостатков на конкретных ГТС.

В то же время остались нерешенными некоторые важнейшие проблемы, вскрытые в ходе проверки. По‑прежнему не отрегулированы государством вопросы финансовой ответственности за вред, причиненный аварией на ГТС. Соответствующие законодательные положения об обязательном страховании таких случаев окончательно не отработаны в Правительстве Российской Федерации. МПРРоссии не завершена работа по установлению упрощенной процедуры декларирования безопасности малых ГТС, к концу 2003 года не удалось полностью завершить инвентаризацию гидросооружений. Контроль за выполнением поручения Президента Российской Федерации по результатам проведенной проверки продолжается.

Проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по исполнению законодательства, регулирующего их деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, показала, что федеральные министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не принимают последовательных и скоординированных мер по реализации новой модели экономических взаимоотношений и структурных изменений в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации, предусмотренной Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной указами Президента Российской Федерации от 28.04.1997 №425 и от 27.05.1997 №528.

Информация о результатах проверки доложена Президенту Российской Федерации. В соответствии с его поручением информация была направлена для рассмотрения и принятия мер в Правительство Российской Федерации. По поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Б.Христенко Госстроем России, Минэкономразвития России и Минфином России разработаны и представлены в Главное управление мероприятия по стабилизации положения в жилищно-коммунальном комплексе, которые требуют согласования и принятия соответствующих решений Правительства Российской Федерации:

— по финансовому оздоровлению жилищно-коммунального комплекса;

— энергосбережению;

— разработке пакета нормативно-правовых документов по основам ценообразования в сфере ЖКХ;

— выработке единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

— реструктуризации кредиторской задолженности предприятий ЖКХ.

Главным управлением постоянно осуществлялся мониторинг состояния дел с подготовкой и прохождением жилищно-коммунальным хозяйством страны отопительного сезона 2002–2003 годов и принимаемых мер по решению его первоочередных проблем. Информация с соответствующей оценкой положения дел ежемесячно представлялась Президенту Российской Федерации и по его поручению направлялась в Правительство Российской Федерации для устранения недостатков.

По итогам осенне-зимнего периода 2002–2003 годов Правительством Российской Федерации и Госстроем России приняты соответствующие нормативные документы, осуществлен ряд мероприятий. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №785-р утвержден План действий по обеспечению устойчивого снабжения топливом и энергией населения и отраслей экономики в осенне-зимний период 2003–2004 годов (его исполнение будет проанализировано в ходе плановой проверки Главного управления в I квартале 2004 года). Принято постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2003 №430, в соответствии с которым Госстроем России со всеми субъектами Российской Федерации заключены договоры о совместных действиях по осуществлению комплекса мер по подготовке объектов ЖКХ, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, к осенне-зимнему периоду 2003–2004 годов. Приказом Госстроя России от 10.05.2003 создан постоянно действующий оперативный штаб по контролю за ходом подготовки предприятий и организаций ЖКХ к работе в зимних условиях. Рабочие группы регулярно выезжали во все регионы, в которых в прошедшем отопительном сезоне произошли крупные аварии, с целью проверки и оказания помощи.

В результате принятых мер подготовка к зимнему периоду проходила более организованно, чем в предыдущем году. По состоянию на 01.09.2003 показатель готовности ЖКХ субъектов Российской Федерации составлял 68,6%, что на 5,6% больше аналогичного показателя 2002 года, а на начало отопительного сезона выполнение плана действий по подготовке к зиме в целом было по большинству показателей на 2–8% выше, чем в предыдущем году.

Проверкой деятельности главных управлений МВД России в Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах (ГУФО) по исполнению нормативных актов, регулирующих вопросы организации борьбы с преступностью, установлено, что возложенные на них Указом Президента Российской Федерации от 4 июля 2001 г. №644 «Онекоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» задачи по организации и координации деятельности территориальных органов внутренних дел по борьбе с преступностью решаются неудовлетворительно (содержание проверки было опубликовано ранее).

По результатам проверки Президентом Российской Федерации дано поручение МВД России принять меры по устранению выявленных недостатков и повысить эффективность деятельности ГУФО.

Несмотря на принятые МВД России организационные меры по повышению эффективности деятельности ГУФО, отмеченные в ходе проверки недостатки устранены не полностью. Работа по выполнению данного поручения ведется медленно из‑за слабого контроля со стороны руководства МВД России.

В центральном аппарате МВД России не образовано подразделение по обеспечению управления деятельностью ГУФО.

Контроль за выполнением поручения продолжается.

Проверена деятельность МВД России, органов внутренних дел в Хабаровском и Приморском краях, Ленинградской, Мурманской и Рязанской областях по выполнению федеральных законов, нормативных актов, регулирующих вопросы борьбы с преступлениями против личности.

Установлено, что существенных изменений в борьбе с преступлениями против личности не происходит. Работа органов внутренних дел не соответствует масштабу и характеру противоправных посягательств на жизнь и здоровье граждан.

Осуществлена проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти законодательства и нормативных актов по реализации государственной миграционной политики.

По результатам проверки направлены информация и доклад Президенту Российской Федерации, которым Правительству Российской Федерации поручено принять меры по устранению недостатков.

Проверена работа ряда федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по рассмотрению жалоб и заявлений граждан. В 2002 году в различные инстанции с жалобами и заявлениями обратилось 2,4млн. россиян. В 2003 году количество обращений в органы власти не снижалось.

Проверка показала, что в работе Минобороны России, Минимущества России и Минобразования России, а также органов исполнительной власти республик Башкирия и Калмыкия, Воронежской, Псковской и Оренбургской областей по рассмотрению обращений граждан имеются существенные недостатки.

Нормативным актом, регулирующим работу с обращениями граждан, является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12декабря 1968 года «Опорядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Положения принятого более 35 лет назад нормативного акта не соответствуют политическим, экономическим и социальным переменам в обществе. Отдельные нормы указа противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Региональное законодательство, регулирующее работу по рассмотрению обращений граждан, в большинстве субъектов Российской Федерации принято на основе данного указа.

В ряде субъектов Российской Федерации проведена проверка выполнения законов Российской Федерации, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации и других нормативных актов, регламентирующих вопросы выплаты заработной платы.

Общая суммарная задолженность по выплате заработной платы отмечалась во многих организациях различной ведомственной подчиненности и форм собственности и по состоянию на 1 апреля 2003 года (на момент проверки) достигла 34,1 млрд. рублей, в том числе из‑за недофинансирования из бюджетов всех уровней – 4,2 млрд. рублей (содержание проверки опубликовано ранее).

Информация о проверке деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих вопросы выплаты заработной платы, 05.05.2003 года была доложена Президенту Российской Федерации и направлена в Правительство Российской Федерации для принятия решений.

Кроме того, в связи с неблагополучным положением с выплатами заработной платы работникам бюджетной сферы в Кировской области (280,2 млн. рублей) администрации области направлено предписание Главного управления об устранении недостатков в деятельности по выполнению законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих вопросы выплаты заработной платы.

Меры, принятые Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2003 году, позволили ликвидировать задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы более чем в половине субъектов Российской Федерации. По данным Госкомстата России, на 01.01.2004 суммарная задолженность по выплате заработной платы составила 24,4 млрд. рублей, или на 28,4% меньше, чем по состоянию на 01.04.2003. По оперативной информации Минфина России, размер просроченной задолженности по заработной плате, выплачиваемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по состоянию на 1 января 2004 года составляет 687 млн. рублей, в том числе: в Республике Дагестан – 57,2 млн. рублей, Амурской области – 157,9 млн. рублей, Ульяновской области – 88,5 млн. рублей, Курской области – 84,3 млн. рублей, Новосибирской области – 52,2 млн. рублей.

На погашение задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы Минфином России в январе дополнительно выделен 1млрд. рублей.

Осуществлена проверка работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по выполнению федеральной целевой программы «Юг России».

О результатах проверки доложено Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации информация о результатах проверки направлена для рассмотрения и принятия необходимых мер в Правительство Российской Федерации.

Минэкономразвития России осуществлен ряд мероприятий по устранению недостатков. Вопросы и замечания доведены до сведения органов исполнительной власти субъектов Южного федерального округа. Проведено совещание в г. Ростове-на-Дону с участием представителей Минэкономразвития России, Минфина России, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации, ФГУ «Объединенная дирекция ФЦП» и субъектов Южного федерального округа, на основании решений которого разработаны мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Завершено формирование проектно-сметной документации на строящиеся объекты программы в 2004 году. Усилен контроль за объемами выполняемых строительно-монтажных работ, целевым и эффективным использованием финансовых и материальных средств. Обеспечено конкурсное размещение строительных подрядов.

Подписаны государственные контракты с субъектами Южного федерального округа о порядке взаимодействия по реализации федеральной целевой программы, предусматривающие их ответственность за выполнение программных мероприятий.

Минэкономразвития России обеспечен ежемесячный мониторинг освоения выделяемых средств из всех источников финансирования.

Южной окружной инспекцией в первом полугодии 2004 года будет проверена деятельность органов исполнительной власти Астраханской области по вопросу реализации ФЦП «Юг России».

Контроль за выполнением программы продолжается.

Проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в области развития гражданской авиации показала, что парк гражданской авиации Российской Федерации, насчитывавший в июле 2003 года, по данным ГСГА Минтранса России, 1463 отечественных магистральных и региональных самолета, является одним из самых устаревших среди развитых государств. При этом серийный выпуск воздушных судов на большинстве авиастроительных объединений практически прекращен.

Не приняты необходимые меры по государственной поддержке гражданской авиации и авиационной промышленности. Отсутствуют решения о предоставлении хозяйствующим субъектам этих отраслей государственных гарантий для привлечения инвестиций. Развитие лизинга отечественной гражданской авиатехники осуществляется медленно.

До сих пор не создана система послепродажного обслуживания и поддержания летной годности воздушных судов. Эксплуатирующие организации продолжают широко использовать практику продления ресурсов и сроков службы старой авиатехники.

О создавшемся положении в области авиационной деятельности доложено Президенту Российской Федерации, который поручил Правительству Российской Федерации всесторонне рассмотреть данный вопрос. По итогам проверки Главным управлением направлена развернутая информация Министру транспорта Российской Федерации для рассмотрения ее на коллегии министерства.

Правительством Российской Федерации после проверки активизирована работа по созданию единой авиастроительной корпорации России. Консультации по этому вопросу проведены на крупнейших предприятиях – производителях авиатехники. За срыв разработки нового самолета Ту-334 генеральный директор ФГУП «РСК МиГ» Никитин Н.Ф. освобожден от занимаемой должности. ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» в конце 2003 г. подписало контракт с компанией «Ильюшин Финанс» на лизинг шести самолетов Ил96300.

Контроль за выполнением поручения Президента Российской Федерации по результатам проверки продолжается.

Проведена проверка деятельности Минпромнауки России и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по выполнению Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».

Установлено, что возложенные на министерство функции формирования и реализации государственной научно-технической политики выполняются неудовлетворительно.

Не в полной мере используется научно-технический потенциал страны для увеличения темпов экономического роста, обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции. Не осуществляется координация научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также совершенствование на научной основе рыночных отношений.

Минпромнауки России не обеспечивает эффективное управление государственной собственностью и создание рыночных условий для ее использования. Более трети из 358 ФГУП и ФГУ, занимающихся научно-технической деятельностью и находящихся в ведении министерства, в течение последних трех лет не имеют прибыли либо убыточны.

План мероприятий по выполнению Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу выполняется не в полном объеме.

Не разработаны проект федерального закона «Обинтеллектуальной собственности» и порядок участия Минпромнауки России и субъектов Российской Федерации в долевом финансировании межрегиональных и региональных научно-технических и инновационных программ.

Результаты проверки доложены Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, и по его поручению информация направлена Председателю Правительства Российской Федерации для рассмотрения и принятия мер.

Проведена проверка работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по исполнению требований законодательства об ограничении административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов среднего и малого предпринимательства.

Информация о результатах проверки доложена Президенту Российской Федерации, которым дано поручение Правительству Российской Федерации рассмотреть ее и принять необходимые решения. В настоящее время на основании поручения Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры и подготавливаются предложения по поставленным проверкой вопросам.

Правительственной комиссией по проведению административной реформы приняты решения по признанию 804 функций государственного регулирования избыточными, 336 – дублирующими, 568 – требующими сокращения или уточнения. Правительством Российской Федерации Минэкономразвития России поручено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести до 20.02.2004 проекты нормативных правовых актов. В частности, они должны предусматривать с 01.10.2004: переход к системе приостановления контрольно-надзорными органами производственной и иной деятельности предприятий только на основании решения суда, сокращение полномочий федеральных органов исполнительной власти по возбуждению дел об административных нарушениях и прекращение непроцессуальных действий, отмену лицензирования по большинству видов деятельности с применением новых требований к сохраняющимся исходя из принципа имущественной ответственности.

Проверена деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по выполнению федеральных законов «О зерне» и «Озакупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» в части обеспечения устойчивого развития зернового рынка Российской Федерации.

О результатах проверки доложено Президенту Российской Федерации и по его поручению направлена информация для рассмотрения и принятия мер Председателю Правительства Российской Федерации, а также полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Начато устранение выявленных проверкой нарушений и недостатков. Для стабилизации зернового рынка страны Минсельхозом России разработан проект федерального закона «О развитии сельского хозяйства», предусматривающего основные стратегические цели развития аграрного сектора и механизм их реализации, и представлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

С целью удовлетворения потребности внутреннего рынка в зерне и предотвращения его нерегулируемого вывоза Правительством Российской Федерации 11 декабря 2003 г. принято постановление №749 «Обутверждении ставки вывозной таможенной пошлины на рожь, пшеницу и меслин, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о таможенном союзе».

Дорабатывается проект ФЦП «Развитие зернового рынка Российской Федерации на период до 2010 года», предусматривающей комплекс организационных, правовых и экономических мер, обеспечивающих повышение эффективности производства зерна.

Проведена проверка деятельности федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по соблюдению законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Информация о результатах проверки направлена Президенту Российской Федерации, которым дано поручение Правительству Российской Федерации срочно принять действенные меры по исправлению ситуации.

Проведены заседания коллегий, изданы ведомственные акты, направленные на усиление контроля за соблюдением законодательства при осуществлении государственных закупок. На заседании Правительства Российской Федерации 16 октября 2003 года рассмотрены и намечены дополнительные меры по повышению эффективности закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

Начата работа по устранению вскрытых нарушений в проверенных регионах. В Новосибирской области внесены необходимые изменения в региональные нормативные акты для приведения их в соответствие с федеральным законодательством. Для повышения эффективности использования бюджетных средств в бюджете на 2004 год впервые предусмотрены централизованные закупки одноименной продукции.

Однако Правительством Российской Федерации до настоящего времени не направлен в Государственную Думу проект федерального закона «Оразмещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

Проверка деятельности Госстроя России по обеспечению проведения единой государственной политики в области строительства показала, что он не в полной мере выполняет возложенные на него функции по разработке основ федеральной строительной политики и государственного регулирования в сфере архитектуры, технического учета и инвентаризации, промышленности строительных материалов.

Результаты проверки доложены Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, и по его поручению информация направлена для рассмотрения и принятия мер Председателю Правительства Российской Федерации.

По результатам проверки Госстроем России разработан план мероприятий по устранению недостатков, отмеченных в информации Главного управления. О его исполнении доложено председателем Госстроя России. Подготовлены проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, в законы «Обосновах федеральной жилищной политики», «Отовариществах собственников жилья» и «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», которые в настоящее время находятся на согласовании в соответствующих федеральных органах исполнительной власти. Проведены совещание руководителей строительных комплексов субъектов Российской Федерации и заседание Межведомственного совета по вопросам архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства по обсуждению и принятию Стратегии развития строительного комплекса Российской Федерации.

Проверка реализации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996–2005 и до 2010 года» показала, что при формировании программы не выработаны надлежащие подходы к разрешению основных проблем, негативно влияющих на развитие экономики и социальной сферы региона.

Информация о результатах проверки 23 мая 2003 года направлена Президенту Российской Федерации, который поручил Правительству Российской Федерации рассмотреть ее и принять необходимые меры.

Правительство Российской Федерации обязало Минэкономразвития России совместно с Минфином России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и руководителями субъектов Российской Федерации на Дальнем Востоке и в Забайкалье рассмотреть материалы проверки, принять меры по соблюдению сроков реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию финансовых средств, устранению отмеченных недостатков.

Правительство Российской Федерации распоряжением от 22.07.2003 №1016-р перераспределило предусмотренные Федеральной адресной инвестиционной программой на 2003 год государственные капитальные вложения в сумме 1033,5млн. рублей, в том числе по объектам в регионах Дальнего Востока и Забайкалья в сумме 40,5млн. рублей. В результате не были профинансированы работы по электрификации железнодорожной линии на участке ст. Карымская–Забайкальск Забайкальской железной дороги в Читинской области на сумму 5млн. рублей, строительству линии электропередачи ВЛ-110 кВт г. Могоча – с. Тупик в Тунгиро-Олекминском районе Читинской области – на 6,1млн. рублей, строительству психоневрологического дома-интерната в с. Заречное Уссурийского района Приморского края – на 2 млн. рублей, Елизовского психоневрологического интерната в Камчатской области – на 2,5 млн. рублей, реконструкции детского оздоровительного комплекса под центр реабилитации детей с ограниченными возможностями в г. Благовещенске Амурской области – на 1 млн. рублей и другие социально-значимые объекты. Это приведет к увеличению сроков их строительства, а также росту затрат.

По итогам работы за 7 месяцев 2003 года Правительством Российской Федерации было принято распоряжение от 02.10.2003 №1441р о перераспределении средств федерального бюджета на финансирование строек и объектов, в соответствии с которым в регионах Дальнего Востока и Забайкалья оно было увеличено по 5 объектам на сумму 19,3 млн. рублей, в том числе по строительству в г. Чите областного перинатального центра – на 10 млн. рублей и лечебного корпуса онкологического диспансера – на 3 млн. рублей, котельной в г. Петровске-Забайкальском Читинской области – на 6млн. рублей, а также выделены средства на ремонт инженерно-лабораторного корпуса Амурского научного центра в г. Благовещенске в размере 0,3млн. рублей. Вместе с тем из‑за неполного освоения финансовых ресурсов по 6 объектам они были сокращены на общую сумму 7,3млн. рублей, в том числе в Читинской области на реконструкцию теплоснабжения в г. Борзе – на 2 млн. рублей, в г. Нерчинске – на 1млн. рублей, на реконструкцию котельной в пос. Золотореченск Оловяннинского района – на 2 млн. рублей. Указанное перераспределение средств позволило ликвидировать последствия аварии на котельной в г. Петровске-Забайкальском и ускорить строительство социально значимых объектов.

Проверена деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по реализации федеральной целевой программы «Старшее поколение» на 2002–2004 годы.

Информация о результатах проверки с соответствующими предложениями доложена Президенту Российской Федерации, которым дано поручение Правительству Российской Федерации принять необходимые меры. Правительством Российской Федерации дано поручение соответствующим министерствам усилить контроль за реализацией мероприятий программы. Кроме того, из резервного фонда Президента Российской Федерации распоряжением Президента Российской Федерации от 9 сентября 2003 г. №411-рп Минтруда России для учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов выделено 148,6 млн. рублей.

Проверка деятельности Минздрава России, его территориальных подразделений и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по выполнению Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» показала, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в стране обеспечивается далеко не в полной мере.

Информация о результатах проверки доложена Президенту Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обязало федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть предложенный Минздравом России комплекс мероприятий и принять меры по их реализации до 01.02.2004 г.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации завершена проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Федерации по ликвидации последствий наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа.

По материалам контроля в прошлом году направлено два доклада Президенту Российской Федерации, и в соответствии с его поручениями материалы проверок направлены в Правительство Российской Федерации для принятия необходимых мер. Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений, касающихся взаимодействия соответствующих структур при ликвидации последствий стихийных бедствий и оказании помощи пострадавшему населению, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2002 №492 «О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа» выделено 12,2 млрд. рублей. Кроме того, распоряжениями Правительства Российской Федерации Республике Ингушетия и Краснодарскому краю выделены дополнительные средства в размере 282,9 млн. рублей для оказания помощи пострадавшему населению, на восстановление инженерной инфраструктуры и организацию своевременного оповещения населения в случае нештатных ситуаций.

С выездом на место проведена внеплановая проверка деятельности органов исполнительной власти Приморского края по обеспечению устойчивого водоснабжения г.Владивостока.

Проверка показала, что ситуация с обеспечением водой г. Владивостока оценивается как чрезвычайная. Помимо неблагоприятных погодных условий, приведших к дефициту воды, имело место длительное непринятие необходимых мер по обеспечению города питьевой водой со стороны краевой и городской администраций.

В течение четырех лет краевая администрация не планировала отчислений из краевого бюджета на обеспечение населения питьевой водой и не выделяла денежных средств на указанные цели.

C 1993 года прекращено строительство объектов водоснабжения Пушкинского месторождения, денежные средства на организацию его охраны не выделялись. Водовод «Пушкинская депрессия» и Штыковский водозабор в эксплуатацию до настоящего времени не введены.

Не выполнены мероприятия по обеспечению в 1999–2000 годах реконструкции водохранилищ и гидросооружений, находящихся в краевой собственности, на реках Пионерской, Богатой и Артемовке. Строительство дополнительных емкостей резервуаров питьевой воды, реконструкция водоочистных сооружений, перекладка ветхих магистральных водоводов не производятся.

Утечки и неучтенные расходы воды, связанные с неудовлетворительным состоянием сетей, составляют 35% (120тыс. кубометров в сутки), притом что дефицит воды в условиях чрезвычайной ситуации составляет 135тыс. кубометров в сутки.

Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации и в соответствии с его поручением направлены в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и принятия мер.

Администрацией края и г. Владивостока разработан план действий по решению вопроса водоснабжения города. Дополнительные мощности подачи воды намечено ввести в апреле 2004 года.

Проведена проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по реализации подпрограммы «Здоровый ребенок» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003–2006 годы.

Меры, принимаемые органами государственной власти, не привели к существенным позитивным результатам по сохранению, восстановлению и укреплению здоровья детей. Большинство проблем, существующих во всех сферах жизнеобеспечения детей, в настоящее время приобрели хронический характер и требуют незамедлительного принятия решений на всех уровнях власти. При низком уровне рождаемости сохраняется тенденция к сокращению численности детского населения. По данным всероссийской диспансеризации, 32,1% детей признаны здоровыми, 51,7% – имеют функциональные отклонения, 16,2% – хронические заболевания. В структуре распространенности и заболеваемости у детей и подростков первое место занимают болезни костно-мышечной системы, второе – болезни органов пищеварения, третье – болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ. Не снижается количество детей-инвалидов, численность которых превысила 642 тысячи. Среди заболеваний, обусловливающих возникновение инвалидности, занимают инфекционные и соматические заболевания – 34,5%, психические расстройства – 21,2%, заболевания нервной системы – 20,6% и врожденные аномалии развития –18%.

Мероприятия подпрограммы не предусматривают решение многих накопившихся проблем и не могут кардинально улучшить ситуацию с состоянием здоровья детей. Принимаемые меры в основном направлены на лечение уже больных детей. Профилактике заболеваний не уделяется должного внимания. Не в полном объеме исполняется Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». В ряде территорий средства на приобретение иммунобиологических препаратов для проведения прививок по эпидемическим показаниям вообще не предусматриваются.

Информация о результатах проверки доложена Президенту Российской Федерации, которым дано поручение Правительству Российской Федерации принять необходимые меры по исправлению ситуации.

Председатель Правительства Российской Федерации поручил соответствующим министерствам и ведомствам с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению здоровья детей и до 1 февраля 2004 г. внести соответствующие предложения. Поручение находится на контроле.

Совместно с аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации проведена проверка выполнения Минобороны России и МВД России требований указов и поручений Президента Российской Федерации по вопросам материально-технического обеспечения Объединенной группировки войск (сил), дислоцированных на территории Северо-Кавказского региона, а также по реформированию органов внутренних дел Чеченской Республики.

Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации. Правительству Российской Федерации, руководству ФСБ России, МВД России и Минобороны России поручено принять меры по завершению обустройства Объединенной группировки, выделению дополнительных денежных средств для создания необходимых материально-бытовых условий жизнедеятельности личного состава соединений и воинских частей, дислоцированных на территории Чеченской Республики, а также по формированию органов внутренних дел Чеченской Республики и упорядочению деятельности военных комендатур и доложить о результатах в июне 2003 г.

Осуществлено техническое оснащение войск Объединенной группировки вооружением и военной техникой до штатных норм. Выделены дополнительные ассигнования на ремонт авиационной техники, что позволило повысить исправность вертолетного парка до 100 процентов. В полном объеме личный состав обеспечен вещевым имуществом, полностью заменен палаточный фонд.

Решены вопросы по выплате «боевых денег» личному составу, а также по его бытовому и тыловому обеспечению.

Завершено формирование органов внутренних дел в Чеченской Республике. Осуществляется передача функций и задач от временных органов внутренних дел МВД России в Чеченской Республике вновь образованным на постоянной основе органам внутренних дел. Организована и проводится подготовка сотрудников для этих органов, а также материально-техническое обеспечение органов внутренних дел.

Проверена деятельность Минобороны России, Минатома России, Росбоеприпасов, Россудостроения, Росавиакосмоса, организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса по выполнению международных договоров, федеральных законов, указов и поручений Президента Российской Федерации по вопросам утилизации вооружения и военной техники.

Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации. В соответствии с его поручением информация направлена Председателю Правительства Российской Федерации, в Минобороны России и Минатом России, а также полномочным представителям Президента Российской Федерации в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах.

Правительством Российской Федерации дано указание всем заинтересованным министерствам и ведомствам обеспечить выполнение данного поручения.

Работы по утилизации вооружения и военной техники включены в гособоронзаказ на 2004 год.

Разрабатывается новая редакция Руководства по утилизации вооружения и военной техники.

Контроль за выполнением поручения продолжается.

В отчетном периоде проверено выполнение указов Президента Российской Федерации по вопросам охраны, обороны и физической защиты особо опасных объектов.

Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации, и по его решению информация направлена Председателю Правительства Российской Федерации для принятия мер по устранению отмеченных недостатков.

Минатомом России и Минобороны России проведены заседания коллегий министерств, на которых рассмотрены вопросы состояния физической защиты ядерно-опасных объектов, утверждены планы устранения выявленных в ходе проверки недостатков и приведения системы их физической защиты в соответствие с установленными требованиями.

Минатомом России подготовлен проект новых правил физической защиты ядерно-опасных объектов.

МВД России приняты меры по повышению укомплектованности воинских частей внутренних войск по охране ядерно-опасных объектов.

Осуществлена проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти федеральных законов, указов и поручений Президента Российской Федерации по вопросам сохранности и оборота оружия.

Требования Федерального закона «Об оружии», регламентирующего эти вопросы, выполняются неудовлетворительно.

Не прекращаются хищения и утрата оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Учет стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на артиллерийских складах и в подразделениях указанных силовых структур не отвечает требованиям нормативных правовых актов. При проведении инвентаризаций оружия реальное положение дел, выявленные недостатки и нарушения не фиксируются, что создает в данном вопросе видимость благополучия.

Малоэффективна работа правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом оружия.

Оперативно-розыскные мероприятия по розыску похищенного оружия в подразделениях криминальной милиции органов внутренних дел проводятся не на должном уровне. Не в полном объеме устанавливаются каналы и источники его поступления в криминальную среду. Главное управление уголовного розыска МВД России анализ и контроль за деятельностью подведомственных подразделений в субъектах Российской Федерации по этому важному направлению работы осуществляет не на должном уровне. ФПС России не принимает должных мер по пресечению контрабанды оружия и боеприпасов через государственную границу Российской Федерации. За проверяемый период органами пограничного контроля изъято только 8 единиц боевого оружия и 5,1 тыс. патронов к стрелковому оружию.

Федеральными органами исполнительной власти не проведена инвентаризация имеющегося в подразделениях ведомственной охраны боевого оружия, и оно не передано на баланс органов внутренних дел.

Материалы проверки доложены Президенту Российской Федерации и в соответствии с поручением главы государства направлены в Правительство Российской Федерации, в МВД России и Минобороны России для принятия мер по устранению недостатков.

Контроль за выполнением поручения продолжается.

За отчетный период проверено выполнение федеральными органами исполнительной власти федеральных законов и поручений Президента Российской Федерации, регулирующих вопросы профессиональной переподготовки военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, увольняемых с государственной службы в связи с увечьем, полученным при выполнении воинского и служебного долга.

По результатам проверки Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации разработать и осуществить комплекс мер по решению этой проблемы. Председатель Правительства Российской Федерации дал соответствующее поручение Минобороны России, МВД России и Минтруда России.

Проверено выполнение Минимущества России указов Президента Российской Федерации от 06.06.1996 №810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» и от 06.11.1996 №1536 «О мерах по совершенствованию организации контроля и проверки исполнения поручений Президента Российской Федерации». В ходе проверки установлено, что действующая в министерстве система контроля неэффективна и не обеспечивает своевременное и качественное выполнение поручений Президента Российской Федерации. В настоящее время Минимущества России приняты меры по устранению выявленных недостатков, допустившие нарушения работники центрального аппарата привлечены к дисциплинарной ответственности, введена практика рассмотрения хода выполнения поручений на совещаниях у руководства министерства.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.07.2003 №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах» Правительством Российской Федерации прорабатываются предложения, направленные на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Обобщена полученная из аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и доложена Руководителю Администрации Президента Российской Федерации информация о ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации от 19.11.2002 №1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)». Учитывая, что органами исполнительной власти в большинстве субъектов Федерации не разработаны и не утверждены региональные программы реформирования государственной службы, совместно с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах продолжается контроль за проведением данных работ.

Приоритетным направлением работы являлось осуществление контроля за выполнением поручений, касающихся выделения дополнительной финансовой помощи регионам для решения текущих экономических и социальных задач. Так, Костромской области выделены бюджетные ссуды в сумме 225млн. рублей и дотация в размере 101,6 млн. рублей на частичное возмещение расходов в связи с повышением размера оплаты труда работникам бюджетной сферы, Тульской области выделено из федерального бюджета 15 млн. рублей для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, Республике Дагестан и Республике Саха (Якутия) – 17млн. рублей на оказание помощи в ликвидации последствий пожаров, произошедших в средних образовательных и учебных учреждениях, и др.

Во исполнение указов Президента Российской Федерации от 25.04.2003 №469 «О 150-летии Государственной Третьяковской галереи», от 08.08.2003 №929 «О праздновании 60-летия вхождения Республики Тыва в состав Российской Федерации и 90-летия основания г. Кызыла» осуществляются мероприятия по сохранению объектов российской культуры.

Правительством Российской Федерации утвержден план основных мероприятий, обеспечивающих необходимый уровень подготовки российских спортсменов для участия в Играх XXVIII Олимпиады 2004 года и XII летних Паралимпийских играх 2004 года в г. Афины (распоряжение Президента Российской Федерации от 26.03.2003 №142-рп).

Из резервного фонда Президента Российской Федерации выделено 416,4 млн. рублей, в том числе на осуществление мер социальной защиты населения – 202,4 млн. рублей, укрепление материально-технической базы учреждений образования – 46,2млн. рублей, здравоохранения – 35млн. рублей, на реставрационные и ремонтно-восстановительные работы на объектах культуры – 132,8 млн. рублей.

Совместно с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах осуществлялся контроль за расходованием в регионах выделенных средств. Фактов нецелевого использования средств резервного фонда Президента Российской Федерации не выявлено.

Проведен анализ исполнения Правительством Российской Федерации в 2001–2003 годах поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации, с установленными в них сроками выполнения. Результаты анализа и предложения по совершенствованию работы по обеспечению выполнения поручений главы государства, подготовленные Главным управлением, рассмотрены на совещании у Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации. По его итогам намечены дополнительные меры по повышению качества подготовки проектов актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также персональной ответственности должностных лиц за несвоевременное и некачественное выполнение поручений.

В результате принятых мер вдвое сократилось количество поручений, исполненных с нарушением сроков, установленных в указах Президента Российской Федерации.

Вместе с тем принимаемые Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти меры не полностью обеспечивают качественное и своевременное выполнение поручений главы государства.

Основной причиной задержек является недостаточная проработка проектов решений Президента Российской Федерации в части их материально-технического и финансового обеспечения. Многие вопросы не решаются из‑за ограниченности доходной части федерального бюджета. Это касается, например, финансовой поддержки развития реформ в агропромышленном комплексе, развития легкой промышленности, завершения строительства аэровокзального комплекса в г. Сочи и т. д.

Не реализуется Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2001 №829 «О Федеральном военном мемориальном кладбище», в соответствии с которым Правительству Российской Федерации поручалось решить вопросы его создания на территории Мытищинского района Московской области. Разработанные в этих целях нормативные правовые документы до настоящего времени находятся на согласовании в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти.

Минимущества России и Минкультуры России не обеспечено выполнение поручений главы государства о предотвращении утраты федеральной собственности – мемориального здания Московского епархиального дома, занимаемого Российской центральной киновидеостудией хроникально-документальных и учебных фильмов. Главное управление доложило по данному вопросу Президенту Российской Федерации, которым дано поручение Правительству Российской Федерации. Проведено два совещания с участием представителей заинтересованных сторон и Главного управления.

Главное управление в апреле и ноябре 2003 г. провело совещания с заместителями полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах – начальниками управлений – окружных инспекций Главного контрольного управления Президента Российской Федерации по вопросам формирования планов проверок на следующее полугодие.

В области международного сотрудничества в 2003 году продолжалась работа по установлению, поддержанию и дальнейшему развитию деловых отношений с государственными контрольными органами некоторых государств – участников СНГ и других зарубежных стран.

В соответствии с перечнем основных мероприятий Администрации Президента Российской Федерации и программой развития межведомственных связей Главного управления в текущем году состоялось 5 мероприятий международного характера.

Делегации ведомства правительственного контроля Венгерской Республики (май) и министерства контроля Китайской Народной Республики (сентябрь-октябрь) посетили города Москву и Санкт-Петербург.

Также в сентябре т. г. руководители администрации Президента Республики Казахстан и представители организационно-контрольного отдела Администрации Президента Республики Казахстан находились с визитом в Российской Федерации, где ознакомились с деятельностью Главного управления.

В свою очередь, по приглашению комитета государственного контроля Республики Белоруссия (апрель) делегация Главного управления посетила города Минск и Брест.

В 2003 году Главным управлением были подписаны меморандумы о сотрудничестве с комитетом государственного контроля Республики Белоруссия и ведомством правительственного контроля Венгерской Республики.

Впервые в 2003 году положено начало контактам на региональном уровне. Делегация управления – сибирской окружной инспекции Главного контрольного управления Президента Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе в августе посетила Китайскую Народную Республику для обмена опытом работы с представителями контрольного управления автономного района Внутренняя Монголия министерства контроля КНР, а в октябре по приглашению контрольного управления провинции Хэйлунцзян Министерства контроля КНР состоялся визит представителей управления – дальневосточной окружной инспекции – в указанную провинцию.

Деловое сотрудничество с контрольными органами зарубежных стран будет продолжаться.

На официальном сайте Президента Российской Федерации в международной компьютерной сети Интернет в рубрике «Президентский контроль» регулярно публикуется информация Главного управления по различным вопросам контрольной деятельности.

В 2003 году было опубликовано 15 итоговых материалов контрольных проверок Главного управления по актуальным вопросам политической и экономической жизни Российской Федерации с комментарием о данных по этим проверкам поручениях главы государства и принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков.

В издаваемом Администрацией Президента Российской Федерации информационном бюллетене «Президентский контроль» в отчетном периоде было опубликовано 22 материала Главного управления, 12 – управлений – окружных инспекций Главного управления. Уже десять лет бюллетень помогает формировать общественное мнение, укрепляет веру в справедливость и торжество закона, поднимая тем самым авторитет власти. В последние годы бюллетень стал приобретать черты не только информационно-справочного, но и аналитического издания. Появляется больше научных и методических материалов, что вызывает интерес у работников контрольных структур органов государственного управления всех уровней.

29 марта 2004 года, Контрольное управление