Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на коллегии Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

30 марта 2004 года, Москва

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги, участники встречи.

Ваше ведомство было создано как специальная служба по противодействию наркоугрозе. И создано с целью повышения эффективности этой работы и координации усилий центральных и региональных структур на этом направлении.

Хотел бы с учетом этих целей на сегодняшнем совещании коротко подвести первые итоги работы службы, обсудить планы на будущее.

Наркобизнес и связанная с ним преступность являются одной из серьезных угроз безопасности Российской Федерации. Именно оценив эту угрозу, столкнувшись с ней в полный рост, мы пошли на создание специальной службы, причем такой мощной.

Наркотики убивают тысячи наших сограждан, убивают не только непосредственно, но и через распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний. Доходы от их нелегального оборота стали финансовой основой для разного рода криминала, в том числе для организованных преступных сообществ и международных террористов.

Надо признать, что в последние годы уровень наркотизации населения растет, а структура наркоторговли расширяется. И на сегодняшний день две трети преступлений, связанных с наркотиками, относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

Очевидно, что необходимо и дальше анализировать и укреплять правовую базу борьбы с наркобизнесом, а также совершенствовать государственную систему противодействия незаконному обороту наркотиков, поскольку работа в этом направлении пока еще не дает, к сожалению, ожидаемых обществом результатов.

И нужно прямо сказать: в России возникла устойчивая, хорошо структурированная и разветвленная сеть наркодельцов, включающая производство, транспортировку, распространение наркотиков.

Российская наркопреступность становится частью международной наркомафии и уже наладила весь комплекс работы во всех звеньях, и легализацию наркодоходов за рубежом в том числе. Только при таком понимании – ясном понимании – источника угрозы, масштаба угрозы можно бороться с ней, бороться эффективно, добиваясь видимых результатов.

В этой связи определяющими в работе должны быть следующие приоритеты: прежде всего надо минимизировать, а в перспективе – ликвидировать финансовую базу наркомафии. Надо подорвать ее экономические основы. А для этого, в первую очередь, бороться с легализацией доходов от преступного бизнеса, пресекать каналы перемещения денег.

Хочу подчеркнуть: в решении этих задач ваша служба призвана сыграть ключевую роль. Именно на вас лежит задача по выявлению каналов движения подобных денежных средств. Надеюсь, что вы это будете делать эффективно вместе с недавно созданной финансовой разведкой.

Эффективно бороться с незаконным оборотом наркотиков можно только комплексно, используя для этого весь арсенал профилактических, воспитательных, медицинских и правоохранительных мер.

Нужно ясно понимать: наркомания – это опасная болезнь. Болезнь и социальная, болезнь конкретного человека. И надо серьезно задуматься о создании доступной системы лечения и реабилитации лиц, подверженных наркомании.

Нужно ограничить возможность доступа населения, особенно молодежи, к наркотикам. При этом следует принять как факт, что сами по себе ни жесткая репрессивная политика, ни легализация наркотиков, уже испробованные в разных странах мира, этой проблемы до конца не снимают.

И, наконец, надо ориентировать профилактическую деятельность на целенаправленную работу с молодежью и с теми социальными группами, которые наиболее подвержены угрозе наркотизации.

В этой связи следует тщательно проанализировать ход реализации действующей Федеральной целевой программы по противодействию наркоугрозе, программы, срок которой истекает уже в этом году.

И сделать необходимые выводы, разработав пусть не всеохватывающий, но абсолютно конкретный и реалистичный план действия на ближайшую перспективу. Такой план должен быть выполнимым, а результат работы по нему – видимым, как я уже говорил.

Третье. Остается актуальной задача ликвидации разветвленных сетей наркоторговли и действующих в этой сфере преступных сообществ. Эта задача в большей степени – оперативная. И вашей службе, во взаимодействии с другими федеральными ведомствами и регионами, следует продумать, как объединить усилия на этом направлении.

Еще раз подчеркну: правовая база и возможности для ваших самых решительных действий есть.

Кстати, когда я сказал о взаимодействии, исходил из того, что будет разделена компетенция между различными органами и ведомствами, которые работают на этом направлении. Ваша служба является базовой и должна нести основную нагрузку по работе на данном направлении.

Далее. Для войны с наркобизнесом необходима широкая общественная поддержка. Вам не обойтись без содействия тех организаций гражданского общества, которые ставят своей целью борьбу с наркоманией и наркоторговлей. И здесь крайне важна совместная информационная работа, профилактическая, антинаркотическая пропаганда. И открытой, и скрытой пропаганде наркотиков мы должны противопоставить слова и дела авторитетных общественных лидеров, духовенства, людей культуры.

И еще один принципиальный момент. Наркобизнес интернационален. И потому постоянный обмен опытом и информацией, согласованные действия с коллегами из других стран способны в разы повысить эффективность борьбы с наркоугрозой.

Прежде всего, конечно, речь идет о наших партнерах из стран СНГ. И мы обязаны как минимум наладить действенную работу в рамках антинаркотической программы Содружества на 2002–2004 годы и центральноазиатского Меморандума по сотрудничеству в области контроля за незаконным производством и оборотом наркотических средств.

Полагаю, что эффективные возможности в борьбе с наркоугрозой есть в формате и Организации Договора о коллективной безопасности, и Шанхайской организации сотрудничества.

Здесь, конечно, надо наладить четкое взаимодействие с пограничниками, как с нашими, так и с пограничниками стран Содружества.

И, наконец, с опорой на международные обязательства Российской Федерации следовало бы продумать более эффективные пути противодействия контрабанде наркотических и психотропных средств из‑за рубежа.

Важнейшая общая задача – прекратить транзит наркотиков через территорию нашей страны. Для этого потребуется совместная работа, как я уже говорил, с Погранслужбой ФСБ, с коллегами из сопредельных государств. Надо жестко пресекать попытки контрабанды наркотиков, не допускать экспансии в Россию транснациональных преступных сообществ.

Кстати, Совету Безопасности и Министерству иностранных дел нужно выработать единые и ясные подходы с нашими партнерами в странах Содружества по взаимодействию на этом направлении. Я имею в виду, прежде всего, взаимодействие в пограничной сфере. Это, должен обратить внимание, беспокоит не только Россию, но и наших партнеров и в Западной Европе, и в Северной Америке. Это крупная международная проблема, и нужно, конечно, ее решать сообща. По линии МИДа должны быть предприняты необходимые шаги по этому направлению. Мы должны ясно понимать, на что мы можем рассчитывать в работе с нашими партнерами, особенно в Средней Азии.

В заключение хочу подчеркнуть: в борьбе с наркоугрозой нужна не только наступательная тактика, но и точный расчет, системные действенные решения.

Уверен, вы хорошо осознаете всю степень ответственности, которая лежит сегодня на системе органов по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ, на каждом звене ведомства, на каждом сотруднике. Задача крайне важная. И я действительно искренне, от всего сердца желаю вам успехов. Страна ждет от Вас результатов.

30 марта 2004 года, Москва