Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Совместная пресс-конференция с Президентом Франции Жаком Шираком

3 апреля 2004 года, Главный центр испытаний и управления космическими средствами, Краснознаменск, Московская область

В.Путин:

Добрый день, уважаемые дамы и господа.

Прежде всего хочу поблагодарить Президента Франции за этот визит. Переговоры у нас идут очень продуктивно, являются очень насыщенными. Их дух и содержание полностью отражают сам характер российско-французского взаимодействия: это отношения, которые всегда были и, я уверен, останутся привилегированными, дружественными и доверительными.

Мы обстоятельно обсудили развитие двусторонних связей, обменялись мнениями по основным международным проблемам. Одна из центральных тем – это обеспечение стабильности в Европе, в мире. Речь шла о мерах, позволяющих на современном этапе укрепить международную систему безопасности и более активно противодействовать глобальным угрозам, прежде всего терроризму.

Недавние жестокие теракты в Москве, Испании, Узбекистане вновь показали, что для достижения своих целей преступники идут на самые изощренные преступления и зверства. И приходится констатировать: застают врасплох цивилизованный мир, который до сих пор, несмотря на очевидность угрозы, к сожалению, не выработал четкую систему солидарных действий. Поэтому необходимы общие и эффективные усилия для нейтрализации террористической сети и ликвидации ее финансовой базы.

Значительное внимание было уделено развитию сотрудничества по линии Россия-Евросоюз, а также по созданию европейских пространств в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, свободы, правосудия, науки и культуры. Для современной России Евросоюз – это один из ключевых партнеров. И отрадно, что год от года наши многоплановые деловые и культурные связи с этим крупнейшим интеграционным объединением развиваются и укрепляются. Мы намерены и впредь уделять приоритетное внимание этому направлению нашей политики.

Несколько слов о планируемом расширении Евросоюза. Сейчас налажен переговорный процесс по решению конкретных проблем, возникающих в связи со вступлением в ЕС новых государств. Убежден, здесь важно найти взаимоприемлемые компромиссные решения. Решения, работающие на стратегическую перспективу, на будущее как большой Европы, так и России. Именно такая позиция закреплена в решениях и петербургского, и римского саммитов Россия-ЕС.

Мы с Президентом Франции обменялись мнениями и по другим актуальным международным и региональным проблемам. Хотел бы отметить: наши подходы к ситуации вокруг Ирака, к урегулированию ближневосточного конфликта и афганской проблемы практически совпадают.

Мы говорили о недавних межэтнических столкновениях в Косово. Наши страны не могут оставаться в стороне от происходящих там драматических событий.

Как вы знаете, Россия уже предоставила пострадавшим от насилия гуманитарную помощь. Считаем, что международному сообществу необходимо в срочном порядке принять меры для нормализации положения в этом регионе Европы.

В ходе встречи мы обстоятельно обсудили перспективы двустороннего экономического сотрудничества. Мы считаем необходимым укреплять все его составляющие: торговые связи, взаимодействие в инвестиционной, инновационной и военно-технической областях. Особо отмечу большие результаты для расширения двустороннего сотрудничества в сфере высоких технологий. У нас созданы хорошие заделы в авиационной сфере. Рассчитываем и на успешную реализацию масштабных проектов в космической области, в частности запуск российской ракеты-носителя «Союз» из Гвианского космического центра.

Надеюсь, что нашему гостю, Президенту Шираку, было интересно познакомиться с работой Главного центра управления космическими средствами, тем более что там были продемонстрированы технологические и кадровые возможности России для участия в широком международном сотрудничестве в освоении космоса.

И сам факт посещения этого уникального российского объекта говорит о новой степени открытости наших отношений. Хочу отметить, что до этого два руководителя Французской Республики были на объектах российской космической инфраструктуры – генерал де Голль в 1966 году и Президент Миттеран в 1988 году. Оба они были на космодроме «Байконур». На этом объекте (в Главном центре управления космическими средствами) иностранных граждан вообще раньше не было.

В отношениях России и Франции, двух стран с богатейшими культурными традициями, исключительную роль играет гуманитарное сотрудничество. Понимая это, мы предметно говорили о мерах по открытию здесь новых возможностей. Я имею в виду и развитие отношений в области изучения языков – как русского во Франции, так и французского в России, – и развитие молодежных обменов.

И в заключение хочу еще раз искренне поприветствовать господина Ширака, всех наших французских гостей. Убежден, что сегодня мы сделали еще один хороший, серьезный шаг в развитии наших отношений.

Благодарю вас за внимание.

Ж.Ширак: Я, прежде всего, хотел бы обратить внимание на то, что я сегодня испытываю особое удовольствие, оттого что еще раз нахожусь в России. И, конечно, я хотел бы еще раз искренне поздравить Президента Путина с его блестящим переизбранием главой России.

Отношения между Францией и Россией – древние. Эти отношения всегда имели серьезную культурную составляющую. Россия – это древнейший народ, великая культура, и я всегда с большим уважением относился к этой культуре, к этой стране, всегда восхищался историей этой страны. И вот сегодня совершенно ясно, что есть прямые отношения между нашими странами, в особенности после того как Россия успешно пошла по пути демократии и реформ, для того чтобы приспособиться к современному миру и снова занять свое место в мире. И, конечно, место России может быть только выдающимся.

Франция считает, что отношения между Евросоюзом и Россией являются существенными как для самой России, так и для Европы. Но, что еще важнее, это существенно для баланса и стабильности завтрашнего мира.

Мы стремимся постоянно укреплять связь между Евросоюзом и Россией, мы выступаем за свободное передвижение лиц, идей, товаров. Кстати, это и есть смысл четырех общих пунктов, которые мы определили недавно в Санкт-Петербурге. И в этой связи Франция и Германия выдвинули конкретные предложения, и мы надеемся, что эти предложения будут приняты в ходе следующего саммита Евросоюз–Россия в Москве.

Я хотел бы так же тепло поблагодарить Президента за приглашение в этот космический центр. Это место, где мы можем видеть передовую российскую технологию. Франция это очень ценит. Я считаю, что это – жест доверия. Я с большим интересом выслушал – хотя, конечно, у меня нет всех необходимых знаний, чтобы как следует все это понять, – но я выслушал все, что было сказано.

Позвольте мне сказать тем, кто несет ответственность за это мероприятие, и тем, кто в нем участвовал, – военным и гражданским лицам: я очень вас ценю и благодарю за такой теплый прием.

Кроме взаимоотношений России с Евросоюзом мы обсуждали также вопросы, касающиеся международной ситуации. Здесь я скажу короче, поскольку наши подходы и точки зрения в этой области, и в частности, наше постоянное сотрудничество в рамках ООН, показывают, что у нас общий подход. Это касается Ирака. Есть трудности на пути из сложившегося положения. Но я думаю, что и Франция, и Россия поддерживают идею передачи всех полномочий законному иракскому правительству, с тем чтобы затем при поддержке международного сообщества облегчить новому руководству Ирака процесс интеграции страны в свой регион.

Что касается Ближнего Востока, то мне думается, что тут у нас тоже общие подходы, в частности относительно намечающейся опасности в связи с последними событиями, которые могут свести на нет надежду, связанную с мирным процессом. Хотя мы видим, что появляются некоторые предложения, в частности из некоторых израильских кругов, которые при активной помощи международного сообщества позволили бы нам вернуться на путь диалога, консультаций и мира.

Мы также говорили о положении в Косово. Мы вместе совершенно ясно осуждаем акты насилия, имевшие место недавно в Косово. И мы также напомнили о нашей готовности продолжать свои обязанности в этой связи.

Что касается европейских отношений. Мы уже говорили о том, что наше сотрудничество развивается и укрепляется, в частности в авиакосмической области. Это достижение нашего сотрудничества. Вы знаете, что недавно были приняты некоторые конкретные решения. И это подтверждает укрепление сотрудничества. Например, запуск «Союза» из Гвианы, вступление «Аэрофлота» в группу «Скайтим», тренировочный самолет МИГ-АТ, участие «Снекма» в разработке регионального самолета и так далее – это проекты, которые, я думаю, позволят нам интегрировать наши промышленные возможности в Европе. Как и наши друзья из Германии, мы надеемся, что вскоре Россия вступит в ВТО, и это позволит укрепить эти отношения в духе гармонии в Европе и в мире в целом.

Это все, что я хотел сказать. Теперь, конечно, я готов ответить на вопросы, если господин Путин, конечно, согласен.

Вопрос: Господин Ширак, во время последнего визита в Москву господин де Вильпен, тогдашний министр иностранных дел, сказал, что Россия в течение длительного периода времени находится в состоянии войны в Чечне. Говорили ли Вы об этой войне и совпадают ли Ваши позиции и по этому вопросу?

Ж.Ширак: Конечно, мы говорили о Чечне, хотя бы потому что Чечня входит в круг озабоченностей, в частности речь шла о борьбе с терроризмом. Но, как Вам известно, мы, так же как и Россия, желаем, чтобы было найдено политическое решение сложившейся в этом регионе ситуации. Но есть очень серьезный вопрос, связанный с терроризмом, и надо решить этот вопрос. Франция свою позицию по этому вопросу не изменила.

Вопрос: В стране были очень обеспокоены последними проявлениями терроризма в Европе: во Франции, где, слава Богу, это удалось предотвратить, в Испании, где они привели к таким тяжелым последствиям. Как Вы считаете, почему терроризм так быстро распространился по миру, и стала ли Франция лучше понимать Россию, где все это произошло гораздо раньше, и было очень тяжело?

Ж.Ширак: Прежде всего я хотел бы сказать следующее. Во‑первых, ничего – я подчеркиваю, ничего – не может оправдать терроризм, когда диким, варварским образом нападают на невинных. Никакие требования, какие бы они ни были – политические, социальные, религиозные, этнические или другие – никакие требования не могут оправдать терроризм. Поэтому нет никакого другого решения проблемы терроризма – только одно: надо энергично бороться с этим и координировать наши усилия на международном уровне. Франция, как вы знаете, также была жертвой терроризма. Это были драматические моменты. Однако, сказав это, я еще неоднократно говорил о том, что мы должны со вниманием прислушиваться не к причинам терроризма, а к тем причинам, которые могут способствовать появлению почвы, на которой и развивается такое явление, как терроризм.

Конечно, есть целый ряд проблем в мире, например, многолетние нерешенные конфликты, нищета, голод, бедность, унижение. Многие народы считают, что они являются жертвами этих явлений. Все это создает определенный климат, который может привести к развитию такого явления, как терроризм. Я думаю, что параллельно борьбе с терроризмом мы также должны искать те решения, которые будут способствовать прекращению этих явлений.

В.Путин: Во‑первых, я полностью согласен с оценками Президента Франции. Думаю, что рост террористической угрозы связан с рядом обстоятельств, прежде всего с продолжающимся разрывом между уровнем благосостояния в промышленно развитых странах, в так называемом поясе, где проживает один миллиард человек, и в странах, которые еще находятся на пути к процветанию и развитию. Этот разрыв продолжается, и это, конечно, создает условия для роста террористической угрозы.

Во‑вторых, после крушения так называемого социалистического лагеря произошли драматические изменения в самой Европе. И тоже, к сожалению, были созданы условия для роста терроризма.

И третье обстоятельство, которое мы должны иметь в виду, – отсутствие единства в подходах, в оценках и в методах борьбы с терроризмом на международной арене, отсутствие должной правовой базы. Все это, на мой взгляд, является основными причинами роста и быстрого распространения терроризма. Здесь, конечно, мы многократно говорили об этом, и я хочу повторить еще раз – абсолютно недопустимы двойные стандарты. И хочу выразить свою солидарность с позицией Президента Франции по поводу того, что любые вопросы спорного характера должны решаться только мирными средствами. Абсолютно недопустимо решение каких бы то ни было проблем с помощью средств террора. Это мы должны ясно понять, и это должно быть основой для выработки единых подходов в работе по этому важнейшему направлению сегодняшнего дня.

Вопрос: Господин Президент (обращаясь к Ж.Шираку), сегодня Вы находитесь в России, в понедельник Вы принимаете английскую Королеву, Вы готовите также церемонию шестидесятой годовщины высадки союзников в Нормандии. Такая активная международная политическая деятельность совместима с Вашими функциями, с тем обязательством, которое Вы дали французам, – больше присутствовать во внутриполитической жизни особенно с учетом результатов региональных выборов?

Ж.Ширак: Я попытаюсь сделать так, чтобы это было совместимо. Раз Вы заговорили о шестидесятой годовщине высадки союзников в Нормандии, то позвольте мне воспользоваться случаем и сказать следующее: именно в этом духе мы сейчас смотрим в будущее, именно в этот момент мы вспоминаем центральную роль Советского Союза в борьбе с нацизмом. Мы знаем, что это изменило курс. Здесь, в Москве, затем в Курске, Сталинграде все привело к тому, что положение вещей совершенно изменилось, и благодаря этому стала возможна высадка американцев, союзников. Конечно, я пригласил Президента Путина участвовать в этом юбилее. Мне кажется, что это совершенно нормально. И я приветствую тот факт, что господин Путин согласился приехать на этот праздник. Там будут участвовать и канцлер Германии Шрёдер, другие главы государств. Мы пригласили всех, кто участвовал. И я очень благодарен господину Путину за то, что он откликнулся на это предложение.

В.Путин: Все‑таки добавил бы, хотя это вопрос не ко мне.

Вы знаете, кроме общеполитических и международных вопросов мы процентов восемьдесят времени в ходе нашей сегодняшней встречи уделили экономическому сотрудничеству как в двустороннем формате, так и в формате Россия-Евросоюз. Все‑таки рост товарооборота в прошлом году на 28 с лишним процентов – это впечатляющий результат. А за этим стоит и развитие производительных сил, и рабочие места, и перспективы. Для нас крайне важно, как будет строиться будущая энергетическая составляющая Европы. Думаю, что не только тем, кто занимается непосредственно экономикой, но и рядовым гражданам небезынтересно, как будут влиять взаимоотношения между Россией и Францией в сфере энергетики, допустим, на растущие сейчас в Европе цены на бензин. Это все конкретные вопросы, имеющие прямой выход не только на развитие экономик, но и на социальное самочувствие граждан, как России, так и Французской Республики.

Вопрос: Вопрос господину Жаку Шираку. Вы сегодня видели на экранах взлетающие ракеты. Известно, что недавно были опубликованы сведения о новых серьезных разработках в области ракетных вооружений в России. Вас не пугает новое русское оружие и развитие этого оружия? И вопрос российскому Президенту. Владимир Владимирович, Гагарин в свое время сказал: «Поехали!». У вас сейчас начался второй президентский срок. Куда Вы «едете» и куда хотите «приехать»?

Ж.Ширак: Что касается развития военных технологий. Первый подход – это агрессивный подход, когда речь идет об агрессивных проектах. Но есть второй подход – это подход, который позволяет установить баланс в мире, который может устрашить одних или других. Когда генерал де Голль предложил разработать ядерное оружие, то мы вовсе не собирались никого атаковать. Мы просто хотели участвовать в сдерживании. Мне кажется, что если бы мы тогда не придерживались политики сдерживания, то была бы конфронтация. В общем, все зависит от того, в каком духе мы действуем. И никто сегодня не может считать, что дух России – это развитие оборонных технологий с агрессивными целями. Никто об этом не говорит и так не думает. Россия пошла по трудному пути реформ и демократии. Так что, мне кажется, здесь речь идет только о процессе сдерживания. И это также позиция Франции и, надеюсь, всех стран, имеющих оружие подобного рода.

В.Путин: Прежде всего хотел бы ответить в части, касающейся проблем безопасности. Сам факт того, что мы не просто разрабатываем новейшие системы вооружений – это делают все члены ядерного клуба, Россия в этом плане не исключение, – сам факт того, что мы считаем возможным в сегодняшних условиях познакомить наших французских партнеров даже с перспективными разработками, – а именно об этом и шла речь в закрытой части нашей встречи с Президентом Франции, – говорит о транспарентности и открытости Российской Федерации в вопросах безопасности.

Мы стремимся к безусловному обеспечению национальных интересов России, к обеспечению безопасности нашей страны. Но делать это будем открыто, в той части, в которой это возможно с точки зрения уровня взаимодействия наших военных, и на двусторонней основе, и в рамках наших контактов с НАТО.

И хочу Вас заверить, что все усилия России по обеспечению своей безопасности действительно не носят никакого агрессивного оттенка и не направлены против кого бы то ни было.

Вы вспомнили высказывание Гагарина, который сказал: «Поехали!». Мы будем «ехать» дальше, мы «поедем» дальше, но мы будем «ездить» по правилам. И призываем всех укреплять международную систему безопасности и основы международного права в сфере международной безопасности.

Что касается наших приоритетов, то они, прежде всего, лежат в сфере экономики, на базе развития которой мы собираемся решать социальные вопросы населения, граждан Российской Федерации. Это наш главный и основной приоритет.

Спасибо большое.

3 апреля 2004 года, Главный центр испытаний и управления космическими средствами, Краснознаменск, Московская область