Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Начало встречи с Председателем Государственной Думы Борисом Грызловым

15 апреля 2004 года, Ново-Огарево

В.Путин: Борис Вячеславович, как складывается работа с Правительством? Какие есть пожелания? Как складывается работа самого парламента? Хотелось бы поговорить и о некоторых законопроектах, которые у Вас в плане стоят, о тех, что внесены Президентом, – «О государственной гражданской службе», «О государственной защите потерпевших и свидетелей, иных участников уголовного процесса», и тех, которые Вы считаете приоритетными из внесенного Правительством. И, конечно же, мне хотелось бы отдельно поговорить о законопроекте, о котором мы говорили с руководством Думы и верхней палаты, – «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Б.Грызлов: Сегодня стоит отметить, что с Правительством налажено очень эффективное взаимодействие. У нас введено понятие «нулевого» чтения, и фактически наши эксперты работают вместе с экспертами Правительства до того, как закон вносится в Государственную Думу.

Наш представитель постоянно участвует в работе законотворческой комиссии Правительства. И это уже сказывается, потому что те законы, которые выносятся сейчас Правительством, уже достаточно проработанные, и парламентское большинство в лице фракции «Единая Россия» уже в курсе и имеет свою позицию по этим законопроектам.

У нас достаточно плотно идет работа и с представителями меньшинства в Государственной Думе.

Есть на сегодняшний день статистика. Практически уже сто дней Дума отработала реально, и надо сказать, что эффективность работы Думы четвертого созыва выше, чем какой‑либо другой Думы, если смотреть по количеству рассмотренных законопроектов.

У нас на сегодняшний день рассматривается 475 законопроектов, принято два конституционных закона об объединении двух субъектов Федерации, 30 федеральных законов, более 50 рассмотрены в первом или втором чтении. Много отклоненных законопроектов, потому что нам достался огромный, как говорят, пакет или портфель законопроектов – 1600 – от Думы предыдущего созыва. Многие из них не актуальны, есть уже ряд законов, которые фактически вносят поправки в законы, утратившие силу, поэтому такая «расчистка завалов» необходима, и она тоже проводится.

Из новых законов, которые внесены именно депутатами, «Единая Россия» внесла 46 законов, далее идет фракция «Родина» – 12 законов, ЛДПР – 6 законов, КПРФ – 5 законов. Это все новые законы.

Должен отметить, что именно в весеннюю сессию впервые процент законов, которые вносятся исполнительной властью, то есть Президентом, Правительством, составил уже около 70 процентов. Это существенно выше, чем в Думе первого, второго и третьего созывов. В Думе первого и второго созывов количество законопроектов, которые принимались из внесенных исполнительной властью, не превышал 15 процентов от общего количества. В Думе третьего созыва их уже было около 40, и вот сейчас мы видим уже около 70, то есть структура законов, которые рассматриваются в Государственной Думе, близка к структуре других парламентов развитых стран мира. У них именно такая структура: две трети вносится исполнительной властью, примерно треть – депутатами. Мы тоже вышли на такую структуру.

Взаимодействие с фракциями достаточно конструктивное. Я уже получил отзывы лидеров других фракций, что процедура рассмотрения законопроектов достаточно демократичная, все могут высказать свои мнения, а дальше уже все, естественно, определяется голосованием депутатов.

На сегодняшний день мы можем говорить о том, что практически все законопроекты принимаются или отклоняются депутатами в количестве 300–370 – примерно такой диапазон при голосовании, то есть более чем две трети депутатов высказываются одинаково по рассматриваемым законопроектам. Это консолидирует работу Думы.

Сейчас у нас рассматривается ряд законопроектов по ратификации договоров и соглашений с Украиной. Это такой вопрос, который важен. Мы взаимодействуем с парламентом Украины очень тесно: там работают наши представители, у нас – украинские представители. Сегодня вечером в Санкт-Петербурге у меня назначена встреча с председателем парламента Украины Владимиром Михайловичем Литвиным. Там у нас начинает работать межпарламентская ассамблея СНГ, так что мы всесторонне обсуждаем эти вопросы.

В.Путин: Что Вы можете сказать по этому законопроекту о собраниях, шествиях и митингах?

Б.Грызлов: Во‑первых, этот законопроект был внесен еще в прошлом году предыдущим Правительством и…

В.Путин: Когда он готовился?

Б.Грызлов: Он готовился еще в апреле прошлого года, сам текст. И сейчас он был вынесен на рассмотрение, для того чтобы начать работу с этим законом, ведь в первом чтении мы рассматриваем концепцию. Главный приоритет – переход от разрешительной системы проведения собраний, митингов, демонстраций к уведомительной системе. Это главное, что есть в законе.

Да, в Конституции есть право на проведение митингов, демонстраций, собраний и так далее, но реального закона по этому поводу у нас не было, поэтому необходимость принятия закона тоже актуальна. И сегодня в стране, в каждом субъекте Федерации приняты свои положения, которые регулируют проведение таких массовых мероприятий. Они разные, поэтому необходимо было все их идентифицировать и привести к единой позиции. Поэтому этот закон был вынесен на рассмотрение в первом чтении, имея в виду, что будет очень много поправок.

В первом чтении утверждается концепция – и концепция того, что характер будет не разрешительный, а уведомительный. Я думаю, это удовлетворяет всех. Здесь как раз очень демократичная норма. Но с первого же дня по этому закону ряд депутатов стал вносить поправки. Я сам внес три поправки в этот закон. Они сейчас приняты и будут обобщаться. Безусловно, тот тезис, что нельзя проводить собрания, митинги и демонстрации около зданий администраций исполнительной власти, очевидно, не правомерен. Где же еще их проводить, как не там, – чтобы показать действующей власти, что есть другие мнения. Тут же есть тезис, который вводит фактически новое юридическое понятие – «принятие уведомления», то есть подразумевается, что администрация может принять, а может не принять. Поэтому надо заменить этот термин на «получение уведомления».

В.Путин: А это и есть разрешительная система.

Б.Грызлов: Фактически да. Мы к этому, безусловно, придем, и будет термин «получение уведомления». Таким образом, есть ряд существенных поправок. Ко второму чтению, я думаю, мы закон поправим, и он будет как раз в том виде, в котором будет принят обществом в целом.

В.Путин: Борис Вячеславович, я думаю, что у нас общее понимание. Порядок, конечно, должен быть, но этот закон не должен привести к ограничению свобод граждан. Это – очевидный факт, и, я думаю, депутаты будут исходить именно из этого.

15 апреля 2004 года, Ново-Огарево