Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Начало рабочей встречи с Министром науки и образования Андреем Фурсенко

16 апреля 2004 года, Ново-Огарево

В.Путин: Андрей Александрович, я знаю, что Вы еще до того, как в министерство пришли и потом, будучи заместителем министра, занимались проблемой инновационной деятельности. Сейчас это одно из основных направлений деятельности Вашего ведомства. Давайте на эту тему поговорим. И вторая проблема – это борьба с контрафактной продукцией, с пиратством. Она, к сожалению, достаточно актуальна для нас. Совсем недавно мне докладывал по этому вопросу Министр внутренних дел. Пожалуйста, Ваше мнение: как мы должны развивать свои отношения с нашими партнерами и что нужно сделать дополнительно у нас внутри страны, чтобы все вещи подобного рода прекратить, так же, как и защитить продукт нашей интеллектуальной деятельности?

А.Фурсенко: Я, если можно, два слова скажу обо всей структуре в целом, формирование которой мы сейчас завершаем. Мы начали свою деятельность именно как структура, которая должна в результате своей деятельности обеспечивать построение экономики, основанной на знаниях. И в этом плане то, что Вы сказали, – это вопрос, связанный с интеллектуальной собственностью, – является одним из ключевых. Создана специальная служба – Служба интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков. И эта служба должна обеспечить разработку и доведение до всех участников процесса порядка закрепления интеллектуальной собственности, использования интеллектуальной собственности, введения её в хозяйственный оборот. Мы начинали эту деятельность довольно давно. Сейчас законодательная база, в основном, создана. Очень важный момент –как обеспечить, чтобы законы, которые есть, нормально работали. Это, кстати, и вопрос, связанный с образованием. Причем, тут два аспекта. С одной стороны, специалистов надо готовить, а с другой стороны, увеличивать правовую грамотность всех граждан, чтобы люди понимали, что такое собственность. Интеллектуальная собственность все‑таки – это тоже собственность, чтобы все понимали, что, покупая «пиратский» диск, ты на самом деле нарушаешь основополагающие права – права собственности.

В.Путин: Деньги экономишь.

А.Фурсенко: Деньги экономишь, но косвенно ты финансируешь не просто жуликов – ты финансируешь экономику, которая, строго говоря, задним ходом может вести к тому же самому терроризму. Это не очень длинный путь, потому что ты финансируешь, поддерживаешь нелегальный оборот денег. Это одна сторона. А вторая сторона –для того, чтобы обеспечить доступ и к аудио-, и к видеопродукции, необходимо обеспечить снижение цены легальной продукции. Поэтому сейчас, как Вы знаете, я по поручению премьер-министра еду в Штаты, где будет встреча министров науки и технологии «Большой восьмерки». Кроме этого, там будет проведен ряд двухсторонних переговоров, в том числе и по вопросам контрафактной продукции. И наша позиция заключается в том, что, во‑первых, мы боремся с пиратством не ради кого‑то, не ради Америки, Европы – мы боремся ради себя, потому что создание экономики, основанной на знаниях, невозможно, если мы не сумеем заинтересовать людей, которые создают интеллектуальную собственность, в выведении её на рынок, и не сделаем так, чтобы невозможно было ее украсть и, таким образом, обрушить весь бизнес этих людей (они же не смогут покрыть свои издержки). То есть, первое – мы это делаем для себя. Второе –мы должны ставить вопрос и перед нашими партнерами за рубежом, должны с ними находить возможность удешевлять продукцию легально, потому что когда разрыв в 6–8 раз, то абсолютно ясно, что студент не будет покупать легальный диск, у него нет таких возможностей.

В.Путин: Андрей Александрович, вот как раз об этом я и хотел с Вами поговорить. Нужно, конечно, призывать, нужно разъяснять и нужно прослеживать связи с преступным миром, даже с терроризмом, но пока мы с Вами, Вы и Правительство, не обеспечим снижение цен на легальную продукцию, не обеспечим доступ к этой легальной продукции, пока у нас не будет создано соответствующей правовой базы и не будет принято соответствующих административных мер, усилия будут, мне кажется, малоэффективными.

А.Фурсенко: Здесь нечего добавить, но мы делаем это. Я могу сказать, что те заводы, которые работают сегодня на создание этой нелегальной продукции, вполне могут работать. Ведь в чем проблема с этими «пиратскими» дисками? Их себестоимость мала, но их качество выше, чем качество продукции, которая поступает к нам из зарубежа. И одно из предложений, которое мы планируем сделать, – договориться о том, чтобы зарубежные производители размещали свои заказы на наших заводах. Это означает, что если разрыв в цене будет в полтора-два раза, то уже тогда понятно, на чем может основываться пропаганда.

В.Путин: Понятно. Значит, теперь давайте по министерству пару слов. Что у Вас происходит с точки зрения реструктуризации министерства?

А.Фурсенко: Сейчас вошло в заключительную стадию формирование и министерства, и агентства служб, которые есть у нас. Задача, которую мы с самого начала поставили, – во‑первых, формируется единая структура, и структура, в которой нет разделения на образование, науку и инновации, а есть одна задача – построение общества, основанного на знаниях. Это не лозунг, это реальная вещь. Абсолютно ясно, что без профессионально образованного специалиста, хорошего специалиста, ничего не получится. Поэтому первая задача, задача построения образования, должна быть таким образом сделана, чтобы у нас были квалифицированные и нормальные люди, порядочные, воспитанные. То у образовательной части есть две задачи – профессиональное обучение и воспитание. В министерстве будет несколько департаментов. Один из них – это департамент, который будет заниматься воспитательной работой, молодежной политикой и социальной поддержкой молодежи. Ключевая проблема в этой части – как сделать так, чтобы учитель из обиженного и зачастую униженного человека превратился в человека, который мог бы учить, потому что обиженный человек ничему хорошему научить не может.

Вторая задача – это вопросы, связанные с тем, что образование вплотную смыкается и с наукой. И здесь может быть самая ключевая проблема – это определение приоритетов. Мы считаем, что приоритеты должны определяться самим научным сообществом. Роль министерства тут в том, что мы должны создать условия, при которых определялись бы эти приоритеты. Ведь сейчас одна из бед – это мелкотемье. Мы анализировали темы. Даже в рамках федеральных целевых программ есть темы, на которые выделяется меньше миллиона рублей в год. Абсолютно ясно, что в такой теме ничего серьезного сделать нельзя. Это болезненный вопрос. Любая концентрация подразумевает, что какие‑то направления мы не сможем поддерживать, но, к сожалению, ничего другого мы предложить не можем. Есть определенный объем средств, которые государство может выделить на научные исследования, и надо научиться концентрировать эти средства на наиболее интересных направлениях.

И третий шаг – это инновационная экономика. Мы уже начали, как Вы знаете, в Минпромнауки поиск и реализацию проектов, в которых наглядно был бы виден экономический эффект, в которых прирост был бы не 8–10 процентов, а увеличение объема реализации ежегодно в полтора раза. Такие проекты есть, кстати говоря, они запускаются. Тут есть, конечно, сложности, потому что существует достаточно большое количество предприятий, которые более-менее успешно существуют, и их вполне устраивают темпы роста, скажем, в 8–10 процентов, они неплохие. Но существует реальная возможность ставить перед собой более амбициозные задачи.

Соответственно, еще одна задача, которую мы перед собой ставим, – выявить эти проекты и на практике, не искусственно, показать их инвестиционную привлекательность, показать, как это работает. Мы работаем с Министерством экономического развития и торговли, работаем и с Министерством промышленности и энергетики, и я думаю, что таких проектов, в продолжение того, что мы начали, есть несколько, и мы должны выйти, по крайней мере, на несколько десятков таких проектов в разных областях.

В.Путин: А как Вы намерены строить отношения в этой связи с Академией наук?

А.Фурсенко: Во‑первых, есть общее положение, что должна быть точная ответственность у каждого органа за какие‑то главные задачи. Нам кажется, что мы имеем единые взгляды с Академией наук, что первая и главная задача Академии – это обеспечение развития той научной среды, в которой возникают знания. При этом ставить перед ведущими научными школами какие‑то очень конкретные задачи, на мой взгляд, было бы неправильно. Есть ученые, есть школы, которые завоевали право сами себе определять задачи. И вот этот питательный «бульон», очень богатый, надо «разливать». И, в этом смысле, задача Академии наук – обеспечить эту среду. При этом эта среда имеет не только огромный научный, но и огромный образовательный потенциал. Поэтому одна из приоритетных задач нового министерства и его структур – это интеграция образования и науки.

В.Путин: Вот мы и подошли к следующему вопросу. Помните нашу последнюю встречу на Совете по науке при Президенте? Там наши коллеги из академии как раз поднимали вопросы подобного рода, совершенно конкретные, о судьбе отдельных высших учебных заведений и их связей с Академией наук. У нас были тогда приняты соответствующие решения организационного характера. Что происходит сегодня?.

А.Фурсенко: Происходит некоторое движение, хотя, к сожалению, не все из этих решений законодательно обеспечены. Речь шла о Новосибирском университете. Я встречался и с ректором Новосибирского университета, и с вице-президентом Академии наук – председателем Сибирского отделения. Мы договорились, какие конкретные шаги мы сейчас предпринимаем для того, чтобы была наибольшая интеграция научных институтов и кафедр университетов, что надо для этого сделать, какие конкретные проекты мы могли бы поддержать для того, чтобы были вовлечены студенты. Только сегодня у меня была встреча с ректором Московского института стали и сплавов и ГИРЕДМЕТа, они заинтересованы в том, чтобы создать даже единую структуру. То есть есть несколько предложений из разных сфер. Есть вторая вещь. Мы снимаем, например, понятие аккредитации научных учреждений. Это означает, что университеты, например, имеют право наравне с любыми научными организациями участвовать в проведении научных исследований, раньше было ограничение. Но одновременно мы сейчас готовим целый пакет законов по реформированию образования, они находятся в разной степени готовности, в том числе связаны с созданием исследовательских университетов.

В.Путин: Андрей Александрович, когда мы проводили Совет, Вы были заместителем министра и там присутствовали. Теперь Вы министр. У меня к Вам просьба. Все, что Вы сейчас сказали, это важно, нужно и, надеюсь, это будет происходить, это будет делаться. Вместе с тем конкретные договоренности и решения должны быть исполнены. Я Вас прошу вспомнить, о чем Вы договорились (там есть соответствующие записи и протокол), после этого зафиксировать эти договоренности на бумаге и сделать совместный с Академией план реализации вот этих двух-трех договоренностей (их немного было, по‑моему, по двум ВУЗам). И я Вас прошу, чтобы эту бумагу подписали Вы и Осипов. И принесите её мне показать с конкретными шагами и сроками исполнения. А потом Вы будете делать свой грандиозный план по сближению города и деревни, хорошо?

А.ФУРСЕНКО. Я могу сказать, – знаете, о том, как случайно в кустах был рояль, – сегодня утром мы с Юрием Сергеевичем [Осиповым] говорили на эту тему. Не думаю, что Вы об этом знаете. Так вот мы как раз с Юрием Сергеевичем обсуждали эту тему, – что мы должны по итогам нашего Совета составить такой план.

В.Путин: Я под столом не сидел, но мне бы хотелось, чтобы то, о чем Вы договаривались, исполнялось.

16 апреля 2004 года, Ново-Огарево