Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о совещании с членами Правительства

25 мая 2004 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Начнем с внутренних вопросов. Недавно в Правительство Министерством финансов был внесен целый пакет документов, направленный на изменение законодательства в связи с разделением полномочий между различными органами власти и управления. Мы знаем, что это неизбежно повлечет за собой принятие решений, связанных с социальным обеспечением отдельных групп населения, причем в весьма чувствительной сфере. Речь идет о возможной замене льгот на денежные выплаты – льгот, которые предоставлялись в натуральном виде по некоторым товарам и услугам. Естественно, в этой связи у людей, и у меня в частности, возникает много вопросов. И самый первый, самый главный вопрос: до сих пор, несмотря на все минусы этой системы, мы жили с ней, а теперь Правительство предлагает внести изменения в эту систему. Зачем это все нужно?

Александр Дмитриевич, Ваш комментарий, пожалуйста.

А.Жуков: Система натуральных льгот различным категориям населения сложилась в основном после распада Советского Союза, когда в результате тяжелого экономического кризиса государство оказалось не в состоянии выплачивать достойные пенсии и оказывать социальную помощь различным категориям населения. Главный недостаток сложившейся системы – в том, что она несправедлива, потому что ветераны, имеющие одинаковые заслуги перед страной, инвалиды, которые в равной степени нуждаются в предоставлении социальной помощи от государства, не получают, по сути, равного доступа к натуральным льготам.

У людей, живущих в разных регионах страны, и особенно в сельской местности, по сути, нет возможности пользоваться этими льготами или большей частью этих льгот. 9 из 10 льготников не имеют возможности воспользоваться, например, санаторно-курортным лечением.

В.Путин: 9 из 10?

А.Жуков: 9 из 10. То есть только одна десятая часть пользуется санаторно-курортным лечением. 70 процентов не имеет возможности воспользоваться проездом на пригородном транспорте. Во многих регионах просто невозможно получить в аптеках все необходимые лекарства, особенно необходимые для инвалидов. По сути, жителям сельской местности не нужны ни бесплатный проезд на городском транспорте, ни льгота по оплате домашних телефонов, поскольку их там, как правило, просто нет. Все чаще появляются в городах автобусы с надписями «не для льготников». Выходит, что государство как бы обманывает граждан: на бумаге льготы существуют, а воспользоваться ими люди, которые по закону имеют на это право, по существу, не могут.

Деньги из бюджета на оплату натуральных льгот направляются, как правило, различным организациям, и чиновники используют их крайне неэффективно. А часто эти деньги просто разворовываются.

Сегодня в результате в общем‑то позитивных экономических перемен, которые произошли за последние четыре года, у нас впервые появилась возможность выплатить людям деньги полным рублем, с тем чтобы позволить каждому конкретному человеку, льготнику, получить то, что ему нужно в полном объеме. Причем в равной степени, в равном объеме, вне зависимости от того, в каком регионе он проживает – в сельской местности или в городе. Конечно, это потребует от Правительства в несколько раз больше средств. Но мы готовы сегодня пойти на это, потому что в конечном итоге это принесет пользу и каждому конкретному человеку, и экономике в целом.

По сути, мы предлагаем, сохранив уровень социальной поддержки населения, коренным образом изменить порядок предоставления этой социальной поддержки и, конечно, сделать систему намного более справедливой.

В.Путин: Спасибо. Но какими бы благородными мотивами Правительство ни руководствовалось, всегда полезно послушать и поговорить с теми, кого это касается. Я уже говорил об этом раньше и просил Правительство провести консультации с соответствующими организациями и объединениями. С кем вы наладили диалог по этому чувствительному для всех, для очень многих у нас в стране, вопросу?

М.Зурабов: В процессе подготовки данного законопроекта и у Председателя Правительства, и у министерства, которому была поручена разработка этих вопросов, состоялось большое количество встреч с общественными организациями инвалидов и ветеранов. Я назову несколько из этих организаций: это Всероссийская организация инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих, Союз «Чернобыль» России, ряд других организаций. Что касается общественных организаций ветеранов, то встречи состоялись с Всероссийской общественной организацией ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Всероссийской организацией ветеранов войны и воинской службы, Российской ассоциацией Героев.

Кроме этого, по Вашему поручению мы провели ряд встреч с ветеранским активом субъектов Федерации. В частности, в конце недели такие встречи состоялись в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Вологодской области и в некоторых других регионах.

Помимо этого мы самым тщательным образом вели диалог с субъектами Федерации, с руководством субъектов Федерации. И в рамках работы рабочей группы по подготовке к заседанию Госсовета, которое состоится в ближайшее время, и в рамках двусторонних контактов с теми губернаторами, которые заинтересованы в рассмотрении этого вопроса на самой ранней стадии. Одновременно с этим я хочу упомянуть также о тех консультациях, которые были начаты в Государственной Думе Федерального Собрания и в Совете Федерации.

По поручению Председателя Правительства руководство Правительства, министерств ведет такого рода консультации уже в течение последних двух месяцев.

В.Путин: Теперь один из самых важных, ключевых вопросов. Михаил Юрьевич, во что Вы оценили эти льготы? Как Вы помните, на первом этапе, когда мы предложили к обсуждению эту тему, мы пришли к выводу, что предлагаемая цифра, предлагаемое денежное возмещение является заниженным. Что предлагаете сейчас?

М.Зурабов: Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением Правительство дополнительно рассмотрело вопрос о размерах ежемесячной денежной выплаты и вносит эти предложения на рассмотрение. Для Героев Советского Союза, Героев России, Героев Социалистического Труда и приравненных к ним категорий ежемесячная выплата будет составлять 3500 рублей. Для инвалидов-участников Великой Отечественной войны ежемесячная выплата составит 2000 рублей.

В.Путин: Две тысячи?

М.Зурабов: Две тысячи рублей. Для участников Великой Отечественной войны – 1500 рублей в месяц. Замечу, что подавляющее число участников Великой Отечественной войны – это инвалиды Великой Отечественной войны.

В.Путин: Это примерно процентов 90.

М.Зурабов: 91 процент. Участники боевых действий – 1100 рублей в месяц. Жители блокадного Ленинграда, не являющиеся участниками Великой Отечественной войны, – 1100 рублей в месяц, инвалиды первой группы – 1400 рублей в месяц, инвалиды второй группы – 1000 рублей в месяц, инвалиды третьей группы – 800 рублей в месяц, дети-инвалиды, инвалиды с детства – 1000 рублей в месяц.

Вот это основные категории, которые, по сегодняшнему разграничению полномочий являются категориями, в отношении которых меры социальной поддержки должны обеспечиваться Правительством. И эти цифры я Вам сейчас назвал.

В.Путин: Цифры неплохие в целом. Но возникает другой и вполне законный вопрос: не растворятся ли эти деньги в ближайшее время в связи с инфляцией и будут ли они – и если будут, то как – индексироваться?

М.Зурабов: Владимир Владимирович, Правительство в тех предложениях, которые сформулированы в законопроекте, предусматривает, что суммы ежемесячной денежной выплаты будут выплачиваться гражданам одновременно с ежемесячной пенсией. И порядок индексации будет такой же, как индексация пенсий.

В.Путин: То есть эти выплаты будут выплачиваться одновременно, но отдельно от основной пенсии?

М.Зурабов: Именно.

В.Путин: Это будет отдельный пакет. И он, этот пакет, весь будет индексироваться?

М.Зурабов: Будет индексироваться так же, как индексируется пенсия.

В.Путин: Тем не менее нужно будет разработать и представить перечень мер, направленных на ограничение роста цен и тарифов по тем направлениям, которые для вас хорошо известны и которые коснутся этой категории граждан. У Вас были определенные предложения, Вы мне обещали еще на прошлой неделе доложить.

М.Зурабов: Владимир Владимирович, в течение последних нескольких недель в Правительстве проводилась чрезвычайно активная работа. И в рамках этой работы, в том числе, были проведены консультации с представителями крупнейших производителей фармпрепаратов – как отечественных, так и зарубежных, их объединений, дистрибьюторов и аптечных сетей. В принципиальном плане была достигнута договоренность о создании дополнительной системы контроля за ценами на медикаменты, которые будут отпускаться этим категориям граждан и будут входить в список наиболее важных медикаментов. Одновременно с этим по поручению Председателя Правительства совместно с Министром транспорта Российской Федерации были проведены консультации с руководством РАО ЖД с целью отработать ряд мер для того, чтобы сделать предельно доступным пригородное сообщение для этой категории, и есть весьма неплохие перспективы, о которых я отдельно могу доложить.

В.Путин: Все, что сейчас прозвучало, в целом оптимистично выглядит. И тем не менее я думаю, что есть категория людей, которые требуют нашего особого внимания. Допускаю вполне, что поскольку речь идет о людях старшего поколения, не хватит даже тех денег, о которых Вы сейчас сказали, для того чтобы приобрести необходимые лекарства либо как‑то поправить здоровье. И считаю необходимым в связи с этим выработать необходимые меры по поддержке этой группы населения.

Как Вы думаете, на ком нужно было бы сосредоточить внимание и как могла бы выглядеть эта дополнительная поддержка?

М.Зурабов: Эти категории, Владимир Владимирович, хорошо известны. Это, прежде всего, лица, страдающие тяжелыми формами заболеваний: сахарный диабет, онкологические заболевания, туберкулез, бронхиальная астма, ряд других заболеваний, где стоимость лечения, в том числе медикаментозного, порой бывает достаточно высокой. Конечно же, мы считаем, что в такой дополнительной помощи, вполне возможно, будут нуждаться и отдельные граждане-участники Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны. И в этой связи в Правительстве мы в принципиальном плане отработали, как мне кажется, подходы, которые позволили бы нам и в законодательстве предусмотреть, и затем реализовать меры дополнительной государственной социальной помощи этим категориям людей.

В.Путин: Сколько времени Вам потребуется на то, чтобы представить проработанные предложения?

М.Зурабов: Я допускаю, что те сроки, которые Вы нам поставили по внесению такого законопроекта в Государственную Думу – как я понимаю, в ближайшие дни, – в эти сроки мы способны сделать необходимые уточнения с учетом Ваших замечаний.

В.Путин: Хорошо. Спасибо.

В связи с этим следующие соображения. Вот о чем бы хотел сказать. Когда Александр Дмитриевич рассказывал нам свое видение всех этих проблем, он сказал, что нам хорошо известно о том, что кто‑то получал эти льготы, а кто‑то – нет, и подавляющее большинство льготников в полном объеме их никогда в глаза не видело. Если Правительство переходит к реализации названных выше планов, то тогда придется платить – и платить всем. И это серьезная нагрузка на федеральный бюджет.

В связи с этим вопрос к Министру финансов. Министр финансов как оценивает ситуацию? Справитесь Вы с этой задачей?

А.Кудрин: Владимир Владимирович, до сих пор эти льготы оплачивались или обеспечивались субъектами Российской Федерации. Мы знаем, что финансовое положение у разных субъектов Российской Федерации было различным. Поэтому мы оцениваем – и так говорят отчеты бюджетов субъектов, – что в разных регионах эти суммы были очень разными, и не везде эти льготы финансировались. Даже в тех случаях, когда они предоставлялись тем организациям, которые их предоставляли, – транспортным, организациям жилищно-коммунального хозяйства, – не компенсировались эти суммы на ту сумму льгот, которую они осуществляли. В результате потом накапливались проблемы с задолженностью этих организаций. Мы знаем, что особенно в зимний период это являлось зачастую причиной остановок в условиях неотремонтированного оборудования, неполученного топлива, на транспорте существенно снижалось качество обслуживания в городах.

Теперь, после нашего решения, все категории, о которых сказал Михаил Юрьевич, перейдут на финансирование федерального бюджета. Именно в федеральном бюджете мы должны предусмотреть с 2005 года всю сумму на эти цели. На следующий год все эти льготы преобразуются в финансовые средства, за исключением жилищно-коммунального хозяйства, которое остается в прежнем виде, и сумма составит 170 миллиардов рублей. Это потребует от Правительства при формировании бюджета 2005 года в первую очередь, именно как приоритет, уделить внимание этой сумме, ее полностью обеспечить. И мы сегодня при подготовке проекта бюджета так и поступаем. В последующие годы мы предусмотрим индексацию этих средств в полном объеме, как сказал Михаил Юрьевич Зурабов. Таким образом, сегодня у Правительства есть уверенность, что все эти средства будут обеспечены, заложены в бюджет и выплачены.

В.Путин: Михаил Ефимович, каково Ваше мнение о качестве подготовленных документов и о сбалансированности всего, что было сделано?

М.Фрадков: Мы к этому вопросу не первый раз подходим. Надо сказать, что мы достаточно внимательно и взвешенно подходили к этим предложениям. И те аргументы, которые сегодня прозвучали, вселяют в нас уверенность, что эта задача важная и ее нужно решать, и что мы с ней справимся. Но очевидно, что это потребует от нас усилий, потому что степень ответственности очень высокая. Очевидно, что в первую очередь это деньги, которые надо изыскать, и все сделать для того, чтобы здесь в полном объеме компенсировать замену льгот. И Вы говорили, и мы это повторяем и в контактах с людьми, что мы должны сделать все, чтобы не ухудшить положение наших людей, и мы это сделаем. Потребуются усилия и в организации работы. Вот Вы дали дополнительное поручение, сейчас мы это все внесем, и за этим последует большая организационная работа по дополнительной социальной защите категорий, которые Вы упомянули, где мы основными суммами не покроем расходы по этим льготам, но мы не должны упустить их из поля зрения. И мы это тоже обязательно сделаем.

Есть один момент, на который я хотел бы обратить внимание, привлечь Ваше внимание тоже. Прозвучала тема жилищно-коммунального хозяйства, льгот по ЖКХ. Здесь, откровенно говоря, у нас мнения в Правительстве разделились. Большая часть населения пользуется этими льготами. Решение этих вопросов потребует большего времени, включения новых рыночных механизмов. Я бы считал – здесь поаккуратней подойти, повременить, насколько возможно и оставить эти льготы, по крайней мере, на ближайшее время, не меняя их. И хотел бы к Вам обратиться по этому поводу.

В.Путин: Если есть хоть какие‑то сомнения, то нужно отложить решение этого вопроса как минимум на год.

М.Фрадков: Спасибо. В течение года мы будем готовиться.

В.Путин: Посмотрите, по мере готовности. Обращаю ваше внимание на то, что есть немало других вопросов, связанных с разделением полномочий между уровнями управления. Поэтому также тщательно нужно подойти к работе по этому направлению. Думаю, будет правильно провести широкое и открытое обсуждение по всей этой проблематике вместе с руководителями регионов на одном из ближайших Госсоветов. Прошу вас соответствующим образом подготовиться к этой встрече с губернаторами.

Теперь по результатам вчерашней и позавчерашней работе в Ялте. Мы с вами знаем, что работа по созданию Единого экономического пространства между четырьмя государствами – Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном – продвигается весьма результативно. Есть также понимание у всех наших коллег, что это процесс, который нельзя завершить одномоментно: требуется согласование позиций и интересов всех четырех государств по целому комплексу жизненно важных для нас вопросов. Все это займет немало времени, но мы рассчитываем, что к концу 2005 – в 2006 году мы можем заключить основной пакет документов по всем тем проблемам, которые мы обсуждаем. Я попросил бы, Михаил Ефимович, на это обратить внимание Правительства. Это первое.

И второе. Имея в виду все процессы интеграционного характера в рамках «четверки», все ведомства должны подходить ответственно к решению вопросов экономического взаимодействия с нашими партнерами в СНГ и, в первую очередь, со странами, с которыми мы сейчас выходим на решение вот этих достаточно сложных, но крайне важных для всех нас вопросов, так чтобы мы не узнавали из средств массовой информации, какие приняты решения на рынках по ограничению тех или других товаров или услуг. Внимательно и взвешенно нужно подходить к решению этих вопросов.

Герман Оскарович, по Всемирной торговой организации, пожалуйста, два слова.

Г.Греф: Мы завершили переговоры с ЕС, окончательные документы были подписаны вчера. Пакет документов у нас завершен. Теперь мы в течение этой недели постараемся выстроить график переговоров со всеми остальными странами, в первую очередь это касается Соединенных Штатов Америки. У нас есть договоренность, что в июле пройдет очередной переговорный раут в США, после которого станут понятными перспективы и график переговоров.

Сегодня мы с Михаилом Ефимовичем встречались с грузинской стороной и договорились о том, что в самое ближайшее время завершим переговорный процесс с Грузией. Мы хорошо продвинулись в переговорах с Японией и с Китаем. Там остался ряд вопросов, которые нужно будет решать на политическом уровне. Надеюсь, что тоже в ближайшее время нам удастся все согласовать. График стараемся строить таким образом, чтобы в этом году нам максимально завершить переговорный процесс, а уже в следующем году приступить к формальным процедурам, связанным с присоединением России к ВТО. Этот процесс в обычном графике занимает еще полтора года. И я надеюсь, что нам удастся выдержать этот достаточно жесткий график.

В.Путин: Все‑таки достаточно близко связано с той темой, которую только что мы упоминали, – строительством Единого экономического пространства. И я Вас прошу, в тех рамках, которые позволяет переговорный процесс по вступлению в ВТО, быть в контакте с нашими коллегами по Единому экономическому пространству. Вы занимались решением вопросов оптимизации бюджетных расходов.

А.Кудрин: Владимир Владимирович, в Правительстве создана правительственная комиссия по повышению результативности бюджетных расходов. Ее возглавил Жуков Александр Дмитриевич. Эта комиссия будет устанавливать методологию и методику определения результативности бюджетных расходов, порядок выделения средств бюджетным организациям в зависимости от результатов их деятельности. Все эти правила и процедуры в ближайшее время будут прописаны и начнут действовать в 2005 году, но в полной мере все эти механизмы, которые мы сейчас разрабатываем, заработают в 2006 – 2007 годах. Это будет трехлетка вхождения в новое качество бюджетных расходов. За счет тех же бюджетных средств мы планируем увеличить фактически количество и – самое главное – качество услуг, тем самым без увеличения средств увеличить количество государственных услуг, которые мы предусматриваем предоставить. Это напряженная работа ближайших лет, которую мы будем проводить в Правительстве в рамках этой комиссии со всеми министерствами и ведомствами, которые отвечают за соответствующие сферы и отрасли бюджетного финансирования.

А.Жуков: Впервые с 2005 года мы начинаем реализовывать бюджетное финансирование, направленное на конечный результат, чтобы каждый человек в стране мог конкретно видеть, на что тратятся бюджетные деньги, на что идут его налоги. Какой это результат для общества и для каждого человека в конечном итоге дает. Нам кажется, что это очень важно. В большинстве стран мира именно таким образом формируется бюджет, он становится более прозрачным, понятным и доступным для человека. Начиная с бюджета 2005 года, каждое Министерство будет обязано представить бюджетный доклад, в котором будут четко сформулированы все цели и основные показатели по его профилю, виду деятельности этого министерства, в увязке с теми деньгами, которые ему выделяются из бюджета. И по этим показателям Правительство будет контролировать работу каждого министерства, и люди смогут посмотреть: выделили деньги на здравоохранение, предположим, или на науку, какой получили результат, получили запланированный результат или нет. В зависимости от этого будет строиться дальнейшее финансирование работы по направлению.

М.Фрадков: Я еще добавлю, что, сделав это, у нас должны заиграть и станут более прозрачными ориентированные на конечный результат федеральные целевые программы, которые сегодня, откровенно говоря, не очень эффективно реализуются. А если они будут вписаны в бюджет и сориентированы на конечный результат, и все это еще будет подчинено планам, которые теперь мы будем устанавливать министерствам с точки зрения количественных показателей основных функций, которые мы сейчас сумели распределить. И вот, кстати, в указе, который Вы подписали, по реорганизации структуры управления федеральных органов исполнительной власти, это сейчас прямо записано. То есть мы выстраиваем действительно управленческую систему, ориентированную на результат. Если это все удастся сделать, то у нас все станет прозрачно, люди будут понимать, на что тратятся деньги. А главное, мы будем ожидать и планировать для себя результат, что мы хотим получить. Вот действительно мы будем видеть, что мы хотим развивать, где помогать бизнесу. И он, я думаю, будет реагировать должным образом. Вот это мы рассчитываем получить.

В.Путин: Сергей Викторович, как прошла встреча в рамках Организации Исламская конференция?

С.Лавров: Последние дни были весьма интенсивными в плане контактов с моими коллегами. Одной из наиболее интересных была встреча с делегацией Организации Исламская конференция, которая посетила Москву для контактов и консультаций о происходящем на Ближнем Востоке. В рамках этой встречи, помимо совпадения позиций по ближневосточному урегулированию, наши действия получили поддержку со стороны исламских государств. Помимо этого в развитие Вашего посещения саммита Организации Исламская конференция в прошлом году нам было передано приглашение посетить на уровне министров иностранных дел проводимую конференцию в Стамбуле в июне этого года в качестве наблюдателя. Мы подтвердили нашу заинтересованность в этом, и председатель Организации Исламская конференция – Малайзия – вместе с генеральным секретарем этой конференции заверили, что до этого мероприятия в Стамбуле они проведут необходимые консультации, и постараемся формальные вопросы нашего присоединения в качестве наблюдателя к Исламской конференции там решить.

В.Путин: Спасибо.

25 мая 2004 года, Москва, Кремль