Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России

12 июля 2004 года, Москва, Министерство иностранных дел

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Только что мы с Министром вспоминали, что подобная встреча проходила здесь, в этом зале, два года тому назад. С тех пор и в нашей стране, и на международной арене произошли значительные изменения, но это лишь подчеркивает необходимость регулярного обмена мнениями. В современных условиях все больше стирается грань между внутренней и внешней политикой. Так, укрепление российской государственности, рост экономики позитивно сказались и на международных позициях нашей страны. В России видят серьезного партнера в решении наиболее значимых международных проблем. При этом возросший внешнеполитический ресурс сыграл важную роль в подъеме страны в целом. И сейчас, предваряя основную часть выступления, я хотел бы за это поблагодарить всех тех, кто собрался в этом зале, всех ваших коллег за результативную работу в решении тех проблем, которые стояли в последние годы перед страной.

Российская дипломатия как никогда прежде должна сегодня помогать решению общенациональных задач. В их числе повышение конкурентоспособности нашей экономики, кардинальное увеличение ВВП, интеграция России в мировую хозяйственную систему. Отсюда – исключительное значение экономической составляющей работы загранучреждений. И приоритеты здесь: защита национальных экономических интересов, повышение инвестиционной привлекательности России, противодействие дискриминации на внешних рынках. Очевидно, что возможное вступление во Всемирную торговую организацию также потребует от загранпредставительств корректировки подходов к формированию наших внешнеэкономических связей и приоритетов. Хочу подчеркнуть: процесс интеграции России в мировую экономику не должен сводиться к тому, чтобы только стать участником как можно большего числа международных структур. Нужно в первую очередь учиться концентрировать финансовые, организационные, кадровые ресурсы там, где есть реальная отдача для России. И в целом важно поставить внешнеполитическую деятельность на службу всестороннему развитию и модернизации страны, приблизить дипломатию к повседневным нуждам и интересам граждан России.

Эффективное международное сотрудничество может и должно работать на развитие научно-технической, образовательной и культурной политики, должно служить расширению гуманитарных контактов, упрощению режимов взаимных поездок граждан.

Убежден: большое значение здесь имеет инициативная, самостоятельная роль посольств. Бывает, что в отношениях с отдельными странами годами не решаются те или иные вопросы, иногда внешне носящие чисто технический характер. Между тем кому, как не вам, заниматься этой работой, своевременно вносить предложения и искать взаимоприемлемые развязки? От вашей деятельности во многом зависит воплощение результатов политических контактов в реально работающие механизмы сотрудничества. В этом контексте хотел бы сегодня вновь затронуть вопросы, связанные с поступающей от вас информацией. Мы уже не в первый раз говорим о необходимости придать ей более деловой, практический характер. Однако часто, как и прежде, доводится читать телеграммы, в которых ставятся вопросы, дающие основу для проработки и принятия решений непосредственно в самих загранучреждениях. Многие вещи можно решать на месте. Ваша информационно-аналитическая работа по своей оперативности и качеству не должна отставать от требований времени. Для этого следует в том числе органично сочетать классический инструментарий добывания и обработки информации и квалифицированное применение современных технологий. Руководителям посольств и постпредств не следует выступать исключительно в роли почтальонов и просто механически транслировать в центр запросы партнеров. Любая информация должна рассматриваться прежде всего через призму российских интересов и сопровождаться анализом и предложениями. А явно абсурдные или провокационные заходы необходимо просто отбивать на месте и не засорять почту.

Уважаемые коллеги, мы находимся на сложном этапе формирования новой системы международных отношений. Видимо, это будет достаточно длительным процессом, причем процесс этот сложен, в нем присутствует сильный элемент неопределенности и, к сожалению, непредсказуемости. Однако хотел бы заметить, что в таком положении есть не только минусы, но есть и свои плюсы. Сегодня мы сталкиваемся с серьезными, как сейчас модно говорить, вызовами. Но, с другой стороны, такая динамичная ситуация облегчает нам свободу маневра, создает благоприятные условия для творческой инициативной работы. Она позволяет не просто плыть по течению или прыгать на подножку уходящего поезда, а активно влиять на формирование нового демократического мироустройства. В значительной степени от вас, от позиции России будет зависеть будущая архитектура международных отношений.

Определенные результаты имеются в том числе в плане создания принципиально новых механизмов позитивного влияния на эволюцию системы международных отношений. Это система новых организаций, например Шанхайской организации сотрудничества, нарождающееся Единое экономическое пространство.

При этом мы не гонимся, не должны гнаться за количеством, как я уже говорил, новых структур. Главное – их результативность. Весомости нашего вклада в мировые и региональные процессы способствует и активность в Организации Договора о коллективной безопасности, в «восьмерке», контакты с Организацией Исламская конференция.

Сама система международных отношений стала более гибкой, а отношения между государствами – более демократическими. Из международной практики все больше исчезает жесткая «блоковая» дисциплина, а там, где ее пытаются оставить, такие попытки обречены, точно совершенно обречены на провал.

Еще раз повторю: в этой ситуации мы должны использовать любую возможность для участия России в формировании справедливого миропорядка, отвечающего интересам безопасности и социально-экономического развития нашей страны. И в этих процессах у нас много единомышленников. Вы знаете, подавляющее большинство государств разделяет наши подходы к решению международных проблем на основе многостороннего сотрудничества, сотрудничества под эгидой Организации Объединенных Наций и при верховенстве международного права. У наших партнеров вызывает понимание и уважение то, что мы отстаиваем интересы России через сотрудничество и поиск компромиссов, а не через конфронтацию. Пользуется поддержкой и наша политика в борьбе с такими угрозами, как международный терроризм, распространение оружия массового поражения, региональные конфликты. Россия непосредственно участвует в поиске путей урегулирования ситуации в Ираке, Афганистане, на Ближнем Востоке, Корейском полуострове. Наши представительства обязаны видеть стоящие перед ними задачи не только применительно к работе с каждой конкретной страной или организацией, но и в контексте широкой международной перспективы.

Теперь несколько слов о приоритетных направлениях работы. Главным из них по‑прежнему остается Содружество Независимых Государств. За последние годы здесь удалось развернуть политику в сторону реальных интересов страны и наших людей. Однако еще предстоит сформировать целостную долгосрочную стратегию на этом направлении, что само по себе является сложнейшей концептуальной работой. Мы все еще недостаточно используем имеющиеся у нас резервы влияния, в том числе такой резерв, как исторически сложившиеся кредиты доверия, дружбы, тесные узы, связывающие народы наших государств. Между тем вакуума в международных отношениях не бывает. Отсутствие действенной российской политики в СНГ или даже необоснованная пауза в ней неизбежно влечет за собой не что иное, как энергичное заполнение этого политического пространства другими, более активными государствами.

Что предстоит сделать в такой ситуации? Во‑первых, нужно всеми средствами поддерживать интеграционные процессы, которые идут в межрегиональных объединениях. Речь в первую очередь о таких структурах, как ЕврАзЭС и упомянутое здесь уже Единое экономическое пространство. Во‑вторых, нужно придавать отношениям государств СНГ с Россией максимально привлекательный характер не только для нас, но и для них. Убежден: настойчивая работа на этом направлении обеспечит рост конкурентоспособности нашей внешней политики в целом. А вот чего не стоит делать – это увлекаться сентенциями о том, что никто, кроме России, не имеет права претендовать на лидерство на пространствах СНГ. Если мы признали определенные реалии, то нужно с этими реалиями считаться и из них исходить в выстраивании своей внешней политики. Такой подход, о котором я сказал выше, о том, что никто, кроме нас, там не имеет права работать, – это в корне ошибочный, убаюкивающий и дезориентирующий подход. Лидерство необходимо постоянно подкреплять эффективными делами, эффективной политикой. Первостепенной задачей по‑прежнему остается защита прав и интересов наших сограждан, наших соотечественников в странах СНГ и Балтии. Пришло время взяться и за создание в странах Содружества крупных информационно-культурных центров для работы с соотечественниками.

Другой наш традиционный приоритет – это, конечно, Европа, континент, которому сама Россия принадлежит. Очередная волна расширения ЕС и НАТО создала на континенте новую геополитическую ситуацию, и теперь нужно не столько адаптироваться к ней, сколько, во‑первых, минимизировать потенциальные риски и ущерб для безопасности экономических интересов России, а во‑вторых, найти здесь свои преимущества и на деле их обернуть в свою пользу. И здесь нет другого пути, кроме наращивания равноправного сотрудничества с Европейским союзом и с Организацией Североатлантического договора. Важным элементом такой политики является развитие связей со странами, которые проявляют реальную заинтересованность в сближении с Россией.

Постоянного внимания требуют отношения и с Соединенными Штатами Америки. У нас есть объективные предпосылки для долгосрочного партнерства на основе взаимного учета интересов, конструктивного диалога и предсказуемости. Все это необходимо прежде всего для совместного противодействия международному терроризму, поддержания стратегической стабильности, контроля над вооружениями. Тесному взаимодействию способствуют хорошие доверительные контакты на уровне руководителей двух государств, но для устойчивого и в полном смысле слова стратегического партнерства только этого недостаточно. В конструктивных, добрых отношениях с Россией должны быть заинтересованы как можно более широкие круги американского общества, включая, разумеется, и бизнес.

Сегодня наиболее динамичным центром мирового экономического развития становится Азиатско-Тихоокеанский регион, и нужно тесно связать внешнеполитическую линию на углубление отношений с АТР с решением внутренних задач, с развитием потенциальных российских интересов на направлении использования этих связей для поднятия экономики Сибири и Дальнего Востока. Большие возможности имеются здесь и в отношениях, конечно, с Индией и Китаем.

В целом необходимо и дальше расширять горизонты российской внешней политики, искать новые возможности для сотрудничества, но при этом не забывать о сохранении и развитии позиций там, где в прошлом нами были вложены немалые ресурсы, например, в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке, на Африканском континенте, в Латинской Америке. Нас там помнят, знают. Очень доброжелательная атмосфера для развития отношений с этими странами и регионами. И здесь очень многое также зависит от инициатив посольств.

Коснусь еще одной, принципиально важной для нас проблемы. Представления о России, существующие в странах вашего пребывания, часто далеки от реальности. Нередки и спланированные кампании по дискредитации нашей страны, вред от которых очевиден и для государства, и для отечественного бизнеса. Ваши рекомендации необходимы для отладки потока адресной объективной информации о России, учитывающие специфику общественного мнения в каждой стране. Посольства и другие зарубежные представительства должны принять активное участие в формировании непредвзятого благоприятного представления о внутренней и внешней политике Российской Федерации, о ее истории, о ее культуре, о сегодняшнем развитии. С таких позиций нужно подойти и к подготовке мероприятий, связанных с предстоящим празднованием шестидесятилетия победы в Великой Отечественной войне.

Уважаемые коллеги, несколько слов об организационном и материальном обеспечении дипломатической службы. Хочу сообщить, что мною подписаны указы, определяющие новую структуру Министерства и порядок материального обеспечения его сотрудников. В результате должна серьезно вырасти персональная ответственность каждого государственного служащего, но возрасти вместе с материальной оценкой его труда. Проводя эти изменения, мы постарались в максимальной степени учесть специфику Министерства иностранных дел. Однако при всех особенностях вашей работы дипломатическая служба не должна оставаться в стороне от административной реформы. И к вам в полной мере относится задача сделать аппарат более компактным и эффективным. Успешное решение стоящих перед российской дипломатией задач невозможно без адекватного кадрового ресурса. Большой отток сотрудников из мидовской системы в первой половине девяностых болезненно отразился на процессе смены поколений, и, хотя сегодня уход из МИДа не носит массового характера, это не повод для самоуспокоения. Проблем еще очень много, и зачастую уходят сильные профессионалы, считающие, что им не удается реализовать свой потенциал на государственной дипломатической службе.

Растущая популярность дипломатической карьеры среди молодежи, выпускников вузов – хороший показатель, но нельзя забывать, что главные критерии – это качество новых кадров, их готовность к долгосрочной работе на госслужбе, поэтому Министерству следует активнее использовать все возможности для привлечения и удержания лучших специалистов. Среди таких возможностей – достойная оплата труда; повторяю: здесь принимаются определенные решения, и дальше будем совершенствовать эту работу, социальные гарантии, карьерный рост и иные поощрения. Причем подход здесь должен быть не уравнительный, а дифференцированный в зависимости от результатов и качества работы, инициативности работников.

И в заключение хочу подчеркнуть: мы будем и дальше оказывать Министерству иностранных дел России необходимую поддержку, но и от вас ждем очень многого. Прежде всего активной самостоятельной работы по обеспечению российских интересов в этот исключительно ответственный период истории нашей страны.

Я желаю вам успехов, спасибо большое за внимание.

12 июля 2004 года, Москва, Министерство иностранных дел