Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые члены Совета Безопасности. Сегодня Совет Безопасности рассматривает важнейший вопрос политики России на пространстве Содружества Независимых Государств. Рассчитываю, что наше обсуждение станет этапным звеном в процессе формирования долгосрочной стратегии России на этом ключевом, приоритетном направлении, стратегии, адекватной новым геополитическим реалиям, основанным на ясном понимании наших национальных интересов и на реалистической оценке возможностей России.
Прошедшие годы подтвердили востребованность механизмов СНГ для широкого политического диалога, особенно в поиске совместных подходов к решению региональных и международных проблем. Сегодня все более заметной становится и серьезная экономическая заинтересованность в межгосударственном сотрудничестве. Давайте откровенно скажем друг другу: результативность деятельности Содружества и для всех стран-участниц, и для их граждан могла бы быть гораздо более заметной и гораздо более значимой. Это требование непосредственно касается и самой России, политика которой в СНГ не всегда отличалась эффективностью, прагматизмом и, что особенно важно, не всегда отличалась последовательностью. Полагаю, что мы подошли к определенному рубежу в развитии Содружества. По сути, мы находимся перед альтернативой: либо мы добьемся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждет размывание этого геополитического пространства и как следствие – окончательное падение интереса к работе Содружества среди его государств-участников. Подобного поворота событий мы не должны с вами допустить. И роль России в повышении веса и авторитета СНГ сейчас очень велика.
Очевидно, что наша страна в силу целого ряда объективных причин была и остается локомотивом интеграционных процессов на пространстве СНГ. Об этом говорят и наши коллеги – руководители стран Содружества. Но было бы глубоко ошибочным полагать, что Россия обладает какой‑либо монополией на деятельность в этом пространстве, о чем я совсем недавно говорил на встрече с послами Российской Федерации в Министерстве иностранных дел. На пространстве СНГ мы сталкиваемся с растущей политической и экономической конкуренцией, и, чтобы укрепить свои позиции, Россия должна предлагать и проводить в жизнь эффективные и привлекательные варианты решения общих для всех стран СНГ задач.
Сейчас крайне важно, чтобы работа российских представительств в СНГ не была формальной. Я не хочу, чтобы это звучало как критика в адрес Министерства иностранных дел, но все‑таки – и мы с вами об этом много раз говорили – работа дипломатических представительств в СНГ весьма специфична и нуждается в новых подходах. Пока же работу наших ведомств по тематике СНГ (и это касается не только МИДа – всех ведомств) нельзя признать удовлетворительной. Она плохо скоординирована, не подкреплена информацией и кадрами. Больше того, многие ведомства считают ее как бы непрофильной или периферийной. Работать здесь по остаточному принципу нельзя, такой подход нельзя признать государственным. Позиция России состоит в том, чтобы мы действовали активно.
Мы заинтересованы в стабильном развитии и экономическом прогрессе всех стран Содружества Независимых Государств. Это и базовый принцип, и исходная предпосылка всей нашей деятельности в СНГ. Сама жизнь уже не раз показала: реальное продвижение здесь есть только в том случае, только там, где нам удалось найти взаимную выгоду всех партнеров, участвующих в процессе интеграции.
Мы также исходим из того, что межгосударственное взаимодействие – это серьезный фактор обеспечения суверенитета и безопасности большинства государств-участников. И потому активная, четко структурированная политика России на пространстве СНГ – это важный инструмент противодействия международному терроризму, трансграничной преступности, нелегальной миграции, обороту оружия и наркотиков.
В этой связи хотел бы обратить самое серьезное внимание на четкое соблюдение координации и соблюдение обязательств и в сфере военно-технического сотрудничества, и в других чувствительных областях нашего взаимодействия, а также на последовательное укрепление взаимодействия спецслужб и правоохранительных органов на всем постсоветском пространстве. И я хотел бы обратиться к Председателю Правительства, к Министру финансов, напомнить о том, что мы уже много лет говорим о необходимости финансового обеспечения этой деятельности. Нужно заранее предусмотреть решение этих вопросов.
И, наконец, объединение наших усилий в самых различных областях способно дать действительно кумулятивный эффект для развития самих государств СНГ. Так, расширяющийся российский рынок, энергетические ресурсы России, финансовые поступления от миллионов людей, нашедших работу в нашей стране, уже сегодня являются реальным фактором экономического роста партнеров по Содружеству Независимых Государств.
Не менее важно расширить общее научное и образовательное пространство. Я знаю, что академии наук активно сотрудничают с нашими партнерами в СНГ, но межвузовскую деятельность нужно, конечно, расширять, это совершенно очевидный факт. И это не должно быть декларацией – это вопрос жизненной перспективы для граждан наших стран, это, без всякого преувеличения, краеугольный камень конкурентоспособности стран СНГ на глобальных рынках. И потому приоритетом здесь должны стать развитие совместных научных исследований, технологическая кооперация, обучение студентов из стран Содружества в российских вузах, а также создание российских культурных центров и центров изучения русского языка, постоянный обмен информацией о жизни и достижениях друг друга.
Что касается обучения студентов в российских вузах, я не призываю, чтобы создавались какие‑то особые преференции, но все‑таки причесывать это под общую гребенку международного сотрудничества в этой сфере не надо.
Если мы хотим, чтобы наш приоритет на направлении СНГ не был декларацией, хотел бы особо остановиться на работе наиболее динамичных структур, а именно таких региональных центров интеграции, как Организация Договора о коллективной безопасности и ЕврАзЭС, а также созданном Едином экономическом пространстве. Эти организации благодаря политической воле и, что особенно важно, за счет адекватной работы аппаратов, правительственного аппарата, аппарата Министерства иностранных дел демонстрируют сегодня наибольшую эффективность. Мы видим: они уже начали реально работать на общую безопасность, на экономическую интеграцию и при этом открыты для всех государств Содружества. Полагаю, что позитивный опыт этих объединений должен быть востребован при обновлении модели сотрудничества в целом по СНГ, а видимые практические достижения этих структур должны стать еще одним сильным доводом в пользу более глубокой интеграции в рамках всего Содружества.
Убежден, что в рамках СНГ может быть эффективно выстроена и совместная работа по защите прав соотечественников и национальных меньшинств. С учетом идущих сейчас масштабных миграционных процессов это направление имеет огромное значение практически для всех государств Содружества. Однако при нарушении прав наших соотечественников мы не должны следить за этим молча, мы должны соответствующим образом реагировать; при этом, разумеется, эта реакция должна быть в тех формах, которые ведут к достижению положительного результата. Это не должна быть реакция ради самой реакции.
Наконец, на пространстве СНГ все еще недостаточно активен российский бизнес, недостаточно активна деятельность российских регионов, еще слабо работают российские неправительственные организации, почти не работают общественные. Здесь также необходима система координации и внешнеполитической поддержки.
И в заключение я хотел бы отметить, что по всем обозначенным направлениям рассчитываю на эффективную деятельность Совета Безопасности, всех заинтересованных органов власти. Вы знаете, на днях был утвержден спецпредставителем по вопросам интеграционного сотрудничества Виктор Борисович Христенко. Он давно занимается этой проблематикой, и придание ему соответствующего статуса в этой работе, думаю, будет воспринято правильно. Это не формальное решение – это решение, которое призвано подтвердить значимость нашей работы в этом направлении.
19 июля 2004 года, Москва, Кремль