Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета по проблемам развития туризма и санаторно-курортного комплекса России

23 июля 2004 года, Краснодарский край, Геленджик

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Нам предстоит сегодня обсудить проблемы развития туризма и курортно-рекреационного комплекса. Эти вопросы имеют значение практически для каждого человека в стране, и, по сути, речь идет о здоровье нации в целом. В этих проблемах тесно переплетены социальные, природоохранные и экономические факторы, именно поэтому мы и предложили рассмотреть эти вопросы на заседании президиума Госсовета.

В свое время в нашей стране была создана система курортного лечения, не имеющая аналогов в мире. Черноморское побережье Краснодарского края и район Кавказских Минеральных Вод тогда справедливо называли «всесоюзными здравницами». Все мы хорошо знаем, какой богатейший опыт лечения и оздоровления был накоплен именно здесь, в этих регионах. Было бы непозволительным расточительством, если бы мы позволили этой системе развалиться.

Не случайно, что наше заседание проходит в Геленджике, который принадлежит к группе курортно-рекреационных регионов. Это город, где не только сумели сохранить курортный потенциал, но и сделать этот сектор рентабельным, приносящим доходы в местный бюджет.

Таких примеров, к сожалению, немного, в целом курортное дело в нашей стране пока малоэффективно. Заметных успехов мы здесь не достигли: инфраструктура курортных регионов изношена и медленно реконструируется; здесь не торопятся с созданием необходимых условий для развития рынка санаторно-оздоровительных услуг; преобладают монополизм и устаревшие методы управления; как результат – высокая цена путевок, достаточно скудный сервис. Получается, людям просто негде отдохнуть в своей собственной стране.

Задача восстановления и укрепления здоровья людей была и остается одной из важнейших для государства. Государство не может и не должно устраняться от ее решения. Поэтому первый вопрос, на котором хотел бы остановиться, – это доступность курортного лечения.

Должен отметить, что на сегодняшний день уже четко определены обязанности государства в этой сфере, и приоритет, мне кажется, здесь выбран правильный – он отдан детям. Ежегодно в санаториях разных форм собственности лечатся 500 тысяч детей, причем так называемый родительский взнос для бедной категории людей составляет не более 10 процентов от стоимости путевки.

На средства Фонда социального страхования приобретаются и путевки для тех, кто потерял здоровье на производстве. То же самое для инвалидов разных категорий, в том числе для инвалидов Великой Отечественной войны.

Однако большинство российских семей – я хочу это подчеркнуть, большинство российских семей не могут пока воспользоваться курортным лечением и приобрести путевки за полную стоимость. Кроме того, далеко не все люди, которые перенесли тяжелые операции или болезни, имеют возможность пройти курортную реабилитацию.

Я очень рассчитываю, что сегодня прозвучат конкретные предложения по решению проблемы доступности санаторного лечения. У нас немало целебных курортов регионального и местного значения, там сформированы и сформулированы свои подходы, свои методики – их необходимо также и знать, и учитывать, и использовать.

Второе направление – это повышение эффективности и конкурентоспособности курортного комплекса страны.

Эта работа включает в себя несколько важных направлений, среди них – создание современной курортной индустрии, развитие ее инфраструктуры, решение вопросов землепользования и привлечения инвестиций, в том числе иностранных.

Отдельный вопрос – использование в курортном деле бюджетных средств. Здесь пока не существует четких критериев их предоставления, и есть острая необходимость детальной проработки самой системы бюджетного финансирования, системы, которая должна быть понятной, прозрачной и легко контролируемой. Нужно развивать программно-целевые и конкурентные механизмы финансирования санаторно-курортного дела и таким образом поддерживать те санатории, которые решают задачи реабилитации, а также профилируются на лечении тяжелых хронических заболеваний.

Один из важных вопросов в развитии курортных регионов заключается в том, что их природоохранный режим не позволяет здесь развивать производства, приносящиеся солидный доход в бюджет. Я знаю, что в рабочей группе высказывается идея развития специализированных экономических зон. В Правительстве эта тема обсуждается. Давайте поговорим об этом, разумеется, с учетом уже имеющихся ошибок и неудач при реализации подходов подобного рода.

Следующий вопрос – это развитие туризма. Наша страна обладает колоссальными туристскими ресурсами. Они есть везде, на всей территории: от Камчатки до Санкт-Петербурга, от Пскова и Великого Новгорода до Краснодарского края. Но этот богатейший исторический, культурный и природный потенциал используется в целях туризма, по мнению экспертов, только на 20 процентов.

Как и прежде, приезжающие в Россию туристы следуют по привычным, накатанным маршрутам. Кроме того, уровень их расходов в три раза ниже, чем, скажем, в европейских странах – им попросту некуда тратить деньги. Инфраструктура предоставления услуг развита очень слабо.

Хотя общеизвестно, что туризм может стать самой динамичной областью экономики и, что немаловажно, потянуть за собой развитие и других сфер – транспорта, связи, сферы услуг. Кроме того, развитие туризма – это огромный рынок новых рабочих мест.

Полагаю, что сегодня мы имеем возможность подробно обсудить, какие барьеры стоят на пути развития туризма. И что необходимо сделать, чтобы он стал эффективной составляющей российской экономики.

Уважаемые коллеги!

Я остановился только на самых важных направлениях, самых важных аспектах, которые лежат на поверхности. Их спектр, разумеется, гораздо шире.

 

23 июля 2004 года, Краснодарский край, Геленджик