Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Позвольте нам коротко проинформировать вас о нашей сегодняшней работе.
Прежде всего я хочу еще раз поблагодарить Президента Армении и его коллег за то, что они приняли приглашение и приехали в Россию. У нас была сегодня хорошая возможность «сверить часы» по всем направлениям нашего взаимодействия. Прежде всего разговор касался нашей совместной работы в экономической сфере. Здесь есть, если вы успели заметить (в начале встречи я уже говорил сегодня об этом), есть некие тревожные сигналы: небольшое снижение товарооборота, но мы рассчитываем на то, что все это будет выправлено в самое ближайшее время, поскольку снижение произошло за счет приостановки на реконструкцию одного из предприятий.
Я сегодня разговаривал уже с российскими участниками этого процесса: в течение 12–14 месяцев общий объем инвестиций – это примерно 36 млн. долларов – будет вложено. Собственно говоря, дело здесь даже не в финансах, как меня проинформировали, а в технических решениях, которые должны были состояться. Они состоялись, работа ведется уже четыре месяца, и она будет завершена в запланированные сроки.
Мы говорили о нашем сотрудничестве в военной области в рамках ОДКБ. Хочу вас проинформировать о том, что нами подготовлено и будет обсуждено в Думе решение, согласно которому военно-техническое сотрудничество со странами ОДКБ фактически, хочу это подчеркнуть, де-факто будет приравнено к такого же рода деятельности внутри Российской Федерации, и все поставки будут идти по российским стандартам и ценам.
Мы обсудили вопросы развития транспортной инфраструктуры и взаимодействия в этой чрезвычайно важной сфере. Здесь есть определенные проблемы, как вы понимаете, в связи с известным геополитическим положением Армении. Но есть и хорошие перспективы. Надеюсь, что они будут реализованы.
И разумеется, отдельная тема, очень важная для обеих стран, – это сотрудничество в энергетической сфере. Оно развивается, и развивается неплохо. Есть все основания полагать, что в таком же режиме и темпе эти контакты будут поддерживаться и далее.
Я хочу выразить удовлетворение по поводу и характера состоявшихся переговоров, и той атмосферы, которая присуща всем нашим встречам с руководством Армении, открытости и партнерства в самом широком и прямом смысле этого слова. Хочу поблагодарить за это своего коллегу, Роберта Седраковича, еще раз. Президент пригласил меня в Армению в начале следующего года. Я с удовольствием совершу этот визит. Посмотрим и по каналам МИДа согласуем точную дату.
Спасибо большое за внимание.
Р.Кочарян: Дамы и господа! Я хотел бы в первую очередь поблагодарить Владимира Владимировича за приглашение. Я давно не был в Сочи. Я просто вспомнил, что это очень близко – всего час полета от Армении. Восстанавливается традиция проведения отдыха в Сочи наших граждан, бывшая весьма популярной в Армении. Я должен сказать, что и некоторые наши руководители свои отпуска провели именно здесь.
Встречи с Владимиром Владимировичем у нас носят систематический характер. Я думаю, это хорошая возможность сверять позиции по наиболее важным вопросам двусторонних отношений. Периодически накапливаются вопросы, которые требуют небольшого толчка, для того чтобы они быстрее проходили по различным кабинетам.
Я удовлетворен также ходом обсуждений, имеющихся вопросов. По экономике: прозвучало опасение в связи со снижением товарооборота. Я должен сказать, что участие российского капитала в армянском бизнесе с каждым годом принимает все более широкие масштабы. Сегодня это и сельское хозяйство, и переработка, и химия, и гостиничный бизнес. То есть это гораздо шире, чем было несколько лет назад. Поэтому в этом плане я все‑таки позитивно оцениваю те процессы, которые сегодня в двусторонних отношениях, особенно в экономическом сотрудничестве, у нас существуют. Важна и банковская сфера, кстати, у нас очень интересные проекты сейчас в стадии разворачивания.
Удовлетворен в принципе всеми обсужденными вопросами. Особо хотел бы отметить также военно-техническое сотрудничество и подготовку кадров в российских высших военных учебных заведениях. Я думаю, что эта встреча дала еще один очень серьезный толчок нашим двусторонним отношениям. Мне есть, что говорить своим министрам. По ходу Владимир Владимирович очень оперативно связывался со своими министрами и подчиненными, давал конкретные поручения. Я думаю, что этот стиль оперативного реагирования очень эффективен, и я благодарен за его применение. Спасибо.
В.Путин: Мы действительно вместе с Робертом Седраковичем, имея в виду возможности, которые здесь созданы не только для прессы, но и для Президента, имея в виду возможности средств связи, переговорили с Председателем Правительства России, с Министром финансов, с Министром обороны, с Министром транспорта.
Р.Кочарян: Диспетчерская такая.
В.Путин: Да. Так оперативно обсудили в абсолютно рабочем режиме практически все вопросы, которые представляют взаимный интерес на данный момент.
Вопрос: Вопрос к обоим президентам. Как вы оцениваете ситуацию на Южном Кавказе в целом?
В.Путин: Ситуация сложная. Много досталось нам в наследство конфликтных ситуаций на Южном Кавказе. Мы знаем, что эти конфликты где‑то в придушенном состоянии находятся, а где‑то, к сожалению, вспыхивают с новой силой. Это, конечно, тревожит и беспокоит. Но в целом я хотел бы выразить надежду на то, что здравый смысл, понимание необходимости налаживать отношения между всеми людьми, которые живут на этой богатейшей территории, что это понимание возобладает над какими‑то амбициями, и мы общими усилиями в ходе переговорных процессов, в ходе поиска компромиссов все эти проблемы будем решать.
Р.Кочарян: Влияние конфликтов на весь регион в негативном плане очевидно для экономик всех стран Южного Кавказа в целом. Я думаю, наше общее стремление – конечно, сделать все, чтобы конфликты не разгорались. Но существуют разные конфликты в разной стадии, различные ситуации в этих конфликтах.
К сожалению, то, что происходит в Южной Осетии, есть ощущение такое, что сами параметры конфликта таковы, что его очень сложно контролировать.
Все случаи карабахского конфликта – там ситуация несколько иная. Там есть четкая линия соприкосновения, есть вооруженные силы сторон. Там не может быть неподконтрольных формирований, неподконтрольных действий, и нарушение режима прекращения огня в нашем случае означает решение одной из сторон конфликта.
Ситуация в Южной Осетии – совершенно другая. Здесь, мне кажется, нужна политическая воля и стремление всех участников этого процесса к урегулированию. Сделать все, чтобы ситуация просто не скатывалась к войне. А это, несомненно, повлияет на весь регион.
В.Путин: Кстати говоря, мы обсуждали карабахскую проблему, разумеется, и наше обсуждение свелось к поиску дополнительных возможностей, подержанию диалога и к поиску решения самой проблемы. Никаких прорывов здесь, конечно, не состоялось сегодня, но мне кажется, что важно зафиксировать само стремление обеих сторон искать выход из этой проблемы. Мне кажется, что настрой такой сегодня у двух президентов – у Президента Армении и Президента Азербайджана – есть. Клубок очень сложный. Здесь тоже, как в любом другом вопросе, наверное, нужно искать компромиссное решение, но, повторяю, как и в других случаях, Россия может здесь сыграть только одну роль: роль посредника и гаранта. Если, конечно, наши услуги будут востребованы, если договаривающиеся стороны этого захотят.
Вопрос: Владимир Владимирович, Вы сказали, что проблема наших торгово-экономических отношений – их слабая диверсификация. Уважаемые президенты, не могли бы вы сказать о том, за счет каких товаров или групп в ближайшее время эти отношения могут быть расширены и, если можно, пояснить, как конкретно на экономику влияет нестабильность региона в целом, особенно возросшая в последнее время?
В.Путин: Связь осень простая. Я начну, если вы позволите, с последней части вопроса. Ситуация на Кавказе обостряется. Сразу возникают проблемы с передвижением товаров и людей. Вот то предприятие, о котором я говорил, которое производит алюминий, – я сегодня, повторяю, разговаривал с российскими участниками этого проекта – связана проблема с чем? С тем, что нет нормального сообщения между Арменией и Российской Федерацией. Им приходится возить свои товары по Черному морю, через порт Поти, потом уходить на Украину, с Украины везти в Россию, а потом опять таким же путем вернуть полуфабрикаты назад и дорабатывать в Армении, потом опять возвращать готовую продукцию в Россию. Это сильно удорожает и делает невозможным и нерентабельным само производство. Поэтому партнеры пошли на то, чтобы переоборудовать это предприятие, вложить в него дополнительные средства… Правда, для Армении это только плюсы, и в конечном итоге для производителя только плюсы. Но в целом это просто иллюстрация того, как усложняет экономическое взаимодействие во всем регионе неурегулированность конфликтных ситуаций на Южном Кавказе. Это – первое.
А второе, за счет чего, – направлений много, Президент Армении уже упоминал: это и сельское хозяйство, и переработка, высокотехнологичные сферы. Как вы знаете, мы развязали достаточно сложный узел, связанный с долговыми обязательствами, за счет приобретения российскими участниками контрольных пакетов акций ряда армянских предприятий. На этом пути лежит решение проблемы диверсификации наших отношений. Но здесь слово за деловыми людьми, которые вошли в эти предприятия, и за государством отчасти. Если речь идет о предприятиях, которые производят продукцию двойного назначения, – дело в том, чтобы активнее работать, вкладывать, развивать эти отрасли производства, это у нас намечено. Я связываю перспективы в том числе с активизацией деятельности межправительственной комиссии.
Р.Кочарян: Я бы оценил отношения на двустороннем уровне в экономике не только объемом товарооборота, но и количеством совместных предприятий и объемом инвестиций. Около 600 совместных предприятий с участием российского капитала работает в Армении. И вот здесь на самом деле в последние два-три года происходит очень интересная диверсификация. Это практически все направления. Строительные компании стали сейчас активно принимать участие в строительстве города Еревана. Это что‑то новое. Растет банковский бизнес и целый ряд других направлений, и по объему инвестиций, и на самом деле идет очень интересный процесс диверсификации. У нас некоторое падение объемов товарооборота произошло, но оно носит временный характер. Это алмазы в первую очередь: произошла либерализация алмазного рынка в России. Здесь мы должны найти новые формы сопряжения бизнеса в новой среде. По остальным позициям, я думаю, перспективы очень хорошие.
В.Путин: Внешторгбанк у нас приобрел, если вы знаете, армянский Сбербанк. Наша страховая компания приобрела ведущую страховую компанию Армении и т. д. То есть инфраструктура бизнеса развивается, развивается неплохо, и это хорошая предпосылка для развития бизнеса в целом.
Вопрос: Уже несколько лет, как четыре армянских предприятия переданы российской стороне. Как вы оцениваете результаты этой сделки? Вопрос к обоим президентам.
В.Путин: Я уже сказал, что вот на этом направлении я вижу не только расширение и разнообразие нашего взаимодействия, или по‑другому – диверсификации. Я считаю, эта работа могла бы быть и активнее. Но в целом – удовлетворительно.
Р.Кочарян: Я думаю, по Разданской ГРЭС вопросов ни у кого не возникает. Она нормально функционирует. И я думаю, что мы можем обеспечить значительно большие объемы производства электроэнергии с учетом возможности ее экспорта. В частности, если речь идет о предприятии «Марс», то мы сейчас активно обдумываем возможность расширения объемов. Это единственная позиция, по которой надо еще работать. По остальным трем никаких проблем мы не имеем. Мы договорились о работе межправительственной комиссии: некоторое время российская сторона не имела сопредседателей из‑за выборов и из‑за изменений в составе Правительства, но сегодня в оперативном плане Владимир Владимирович нашел российского сопредседателя. Я думаю, здесь активизация процесса так же будет.
В.Путин: Им будет Министр транспорта – Левитин.
Вопрос: Владимир Владимирович, Вы позавчера говорили о конфликтах в Грузии и говорили о тех решениях, которые Грузия приняла в начале 90-х по поводу автономий. Вы назвали их дурацкими. Это вызвало истерическую реакцию понятно где. В том числе говорилось, что это неправда. Мы потом специально посмотрели…
В.Путин: Неправда, что дурацкие, или неправда, что они имели место?
Вопрос: Мы посмотрели и убедились, что действительно все так и было. Все меняется там каждый день. Не могли бы Вы прокомментировать ситуацию. Как обстоят дела сейчас.? Вы, Роберт Седракович, фактически уже прокомментировали. Есть ли что дополнить?
В.Путин: Ситуация напряженная и вызывает нашу озабоченность. То, что решение в отношении Южной Осетии состоялось, это, мне кажется, нелепо оспаривать, потому что есть соответствующие документы и у нас есть их копии, в которых ликвидируется автономный статус Южной Осетии. Подписаны документы Гамсахурдией. Мы их можем прессе представить. Что касается Абхазии, то эти решения состоялись де-факто, без всяких юридических подтверждений. Но последние заявления лидеров Абхазии, я думаю, подтверждают то, что было на самом деле.… Да, собственно, какие заявления? Жизнь сама говорит об этом. То, что произошло, то, что произошла война, были такие многочисленные жертвы, – все говорит об ошибках. Кстати говоря, это относится и к России. И внутри России тоже было немало конфликтов. И это тоже результат наших ошибок. А что касается жестких оценок, то могу вам сказать, что в моих беседах с Михаилом Николаевичем Саакашвили выяснилось, что он тоже считает эти решения, принятые в начале 90-х годов, ошибочными – во всяком случае, в отношении Южной Осетии, – поэтому ничего неожиданного здесь я не сказал.
Вопрос – как выходить из этой ситуации? Выход может быть только один: нужно садиться за стол переговоров. Это первое. Второе: уметь договариваться. И третье: нужно иметь политическую волю выполнять эти договоренности. А если будет так, как происходило в последнее время: утром комиссия, в состав которой входят правительственные чиновники, договаривается о чем‑то, а вечером это дезавуируется другими представителями этого государства – так невозможно работать никому, и результата, конечно, не будет. Мы очень рассчитываем на то, что все участники этого процесса проявят политическую зрелость и ответственность в интересах своих народов прежде всего.
Р.Кочарян: Нечего добавить.
20 августа 2004 года, Сочи