Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Ответы на вопросы журналистов на пресс-конференции по итогам встречи глав государств – участников Соглашения о формировании Единого экономического пространства

15 сентября 2004 года, Астана

Вопрос: Уважаемые президенты! Вы только что подписали ряд важных документов, которые должны привести ЕЭП к намеченной цели. Хотелось бы услышать конкретику: как вы считаете, как скоро государствам – участникам ЕЭП удастся приблизиться к созданию зоны свободной торговли? Могут ли государства в ближайшее время создать зону без изъятий и ограничений?

Н.Назарбаев: Цель наша – создание Единого экономического пространства – заключается в том, чтобы как раз решить то, о чем Вы сейчас говорили. Это непростой вопрос. Для того чтобы создать все полностью, надо сначала подготовить проект, согласовать между нашими государствами 29 документов, законов, еще около 30 или 40 подзаконных актов.

Представьте, сколько их надо готовить и согласовывать. Создана специальная рабочая группа, выделены деньги, и сейчас эти документы готовятся и согласовываются. Именно принятие этих проектов как законов – то есть сначала мы подпишем их, потом наши парламенты должны их одобрить, мы должны внести изменения в свои законодательства – создадут полную базу для появления зоны свободной торговли и единого таможенного союза наших государств.

Смотрите, мы заговорили впервые о Едином экономическом пространстве в Москве в январе прошлого года. В марте Группа высокого уровня получила задание. За это время мы подписали соглашение, концепцию, ратифицировали все в парламентах, а сегодня мы обсуждаем уже конкретные вопросы. Поэтому я считаю, что мы продвигаемся к цели неплохо.

А.Лукашенко: Для того чтобы более конкретно ответить на этот вопрос – вопрос о том трудном процессе, который мы пытаемся преодолеть, и вроде бы преодолеваем, но это судить вам, – посмотрите новый проект решения, доработанный во время расширенного заседания глав государств. Там мы четко записали по предложению украинской стороны, что те 29 документов, которые будут в основном выработаны к середине декабря этого года и подписаны 1 июля, они в основном сформируют базу зоны свободной торговли.

Если следовать этой логике, то с 1 июля 2005 года мы практически будем иметь зону свободной торговли. Но мы поставили перед собой задачу продвинуться дальше, чем зона свободной торговли, – сформировать Единое экономическое пространство, где специальный комитет или комиссия, которую мы создадим, будут регулировать эти процессы. Еще раз подчеркиваю: если следовать сегодняшней логике, по которой мы работали, то к 1 июля будет закончено формирование зоны свободной торговли этими 29 документами.

Что касается изъятий и ограничений, то, как сегодня было подчеркнуто, это особое мероприятие. Мы впервые за последние 10 лет переходим на взаимоотношения в экономике по новому принципу. Мы будем взимать налоги по стране назначения: товар, произведенный, допустим, в России, налогом на добавленную стоимость будет облагаться не в России, а, например, в Казахстане. И наоборот. Это принципиально меняет наши торгово-экономические отношения. Это то, на чем всегда настаивали многие государства. Российская Федерация сделала здесь не просто жест доброй воли, а пошла навстречу для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки, динамизировать процесс торгово-экономических отношений на постсоветском пространстве вообще. Этот вопрос решен, и этот принцип будет действовать с 1 января 2005 года.

В.Путин: Почти все сказано. Я могу только добавить, что, действительно, с лета текущего года, когда мы собирались в Ялте и поставили перед Группой высокого уровня достаточно сложную задачу – согласовать документы, которые мы считаем первоочередными с точки зрения строительства Единого экономического пространства – эта задача решена. Это была сложная работа, и результаты заслуживают всяческого поощрения.

Если цели, поставленные сегодня: подписать эти документы, принять их к 1 июля следующего года – будут выполнены, мы исходим из того, что правовая база зоны свободной торговли будет создана.

Но это только часть работы и часть задач, которые мы перед собой ставим, поскольку Единое экономическое пространство – это более глубокая степень интеграции, которая и является нашей целью.

Что касается перехода на уплату косвенных налогов по стране назначения, то, действительно, Россия пошла на этот шаг. Это был непростой вопрос, российскому бюджету по разным оценкам он будет стоить где‑то в районе 800 миллионов долларов. Мы пошли на это сознательно, имея в виду, что продолжение политики сближения приведет к расширению торгового оборота, от чего выиграют экономики всех четырех стран и граждане наших государств.

Это в полной мере относится и к нашим белорусским партнерам. Естественно, что в рамках строительства союзного государства это решение на первый взгляд кажется не очень логичным, поскольку в рамках единого государства трудно себе представить переход на налоги «по стране назначения». По какой другой стране, если мы строим единое государство? Вместе с тем, понимая интересы белорусской экономики и идя навстречу нашим белорусским партнерам, мы приняли это решение и в отношении Белоруссии. Думаем, что это оправданно, поскольку в конечном итоге благоприятно скажется на наших торгово-экономических связях.

Л.Кучма: Мы долго шли к этому дню. Хочу напомнить, что после подписания решения об экономическом пространстве, – как вы понимаете, инициаторы практически перед вами сидят, – были сторонники, были противники, были пессимисты. Но сегодняшнее развитие событий, а главное, результаты нашей хозяйственной деятельности показывают, что инициаторы и наши сторонники победили.

Те цифры, которые сегодня прозвучали из уст нашего уважаемого хозяина Нурсултана Абишевича Назарбаева, как раз и говорят об этом. Уже только принятие политического решения дало колоссальный толчок к развитию торгово-экономических отношений, что на первом этапе, как говорят, и требовалось доказать.

А упомянутые 29 документов, работу над которыми мы должны закончить в этом году, должны создать законодательную базу по возникновению зоны свободной торговли. Надо ратифицировать их в наших парламентах, не останавливаться, идти дальше. До 15 декабря Группа высокого уровня должна дать предложения, что дальше надо делать, какие законодательные документы должны быть разработаны для того, чтобы сделать следующий шаг.

Я сегодня скажу, что наше решение по созданию так называемой Группы высокого уровня было абсолютно правильным. То есть от наших стран были те представители, которые имели полномочия принимать решения. Если мы таким путем будем и дальше двигаться, то более весомые результаты не заставят себя ждать. Сегодня мы уже говорим о сотрудничестве в сфере высоких технологий, от простой торговли мы переходим на более высокий уровень интеграции, чего от нас и ждут наши страны.

Вопрос: Как известно, экономики стран ЕЭП развиваются с различной динамикой. Что в этой связи предпринимается и планируется для повышения конкурентоспособности товаров и услуг стран-участниц в преддверии их вступления в ВТО?

В.Путин: Гармонизация законодательств стран сама по себе направлена на то, чтобы повысить конкурентоспособность экономик четырех государств. Мы для этого и создаем Единое экономическое пространство – для того чтобы снизить затраты в производстве любых товаров и прежде всего товаров высокотехнологичных. Все, что мы делаем, подчинено именно этой цели. И мы рассчитываем, что Группе высокого уровня удастся не только согласовать 29 документов, но и удастся выйти на их подписание.

С этого момента, уверен, мы будем свидетелями бурного развития не только взаимной торговли, но и экономического сотрудничества в широком смысле этого слова. Это, безусловно, приведет к развитию наших экономик и повышению конкурентоспособности.

Л.Кучма: Я скажу еще проще. У нас сегодня была длительная дискуссия по поводу нашего движения в ВТО. В том числе обсуждалась проблема авиации. Сегодня наши самолеты «Ту», «Ан», «Ил» в Европу не пускают, прикрываясь тем, что они много шумят. Так вот наша совместная задача – делать такие самолеты, которые могли бы конкурировать с европейскими и американскими. Если мы их такими не будем делать, тогда их и не для кого делать. Я думаю, что у нас достаточно и сил, и возможностей для того, чтобы сегодня не оказаться на обочине технического и технологического прогресса.

Н.Назарбаев: Сегодня решением глав четырех государств правительствам поручено проработать вопрос создания ракетно-космической корпорации как первой ласточки в области высоких технологий. Поскольку все присутствующие государства представлены так или иначе в космической технологии, я думаю, это предложение украинской стороны было хорошим. Я поддерживаю Леонида Даниловича Кучму: государство должно думать о конкурентоспособности своей продукции, иначе нашим предприятиям и товаропроизводителям будет тяжело.

А.Лукашенко: Это очень серьезный вопрос, центральный вопрос, который мы и завтра будем обсуждать, – в рамках СНГ. Озабоченность была в том, что мы все идем в ВТО, а там очень много государств, которые имеют товары конкурентоспособные, которые превосходят наши товары по качеству и ценовому фактору. Коли мы туда двигаемся, то по этим позициям кредитоспособность наших товаров должна быть значительно выше.

Хотел бы в этой связи сказать следующее: вступим мы в ВТО или не вступим – все равно мы уже живем в условиях жесточайшей конкуренции различных фирм по одним и тем же товарам.

Допустим, в Российской Федерации производят огромное количество грузовых автомобилей, например КамАЗ. В Белоруссии этим же занимается МАЗ. Мы пытаемся координировать наши действия на нашем совместном рынке, но, тем не менее, мы и очень сильно конкурируем. Более того, если товар плохой, к примеру украинский товар, никогда казахские хозяева, заинтересованные в нем, его не купят – отдадут предпочтение зарубежным аналогам. Я извиняюсь, что чуть не обидел своего друга Леонида Даниловича [Кучму].

Вопрос: Вы, наверное, сами удивлены, что сотрудничество в рамках ЕЭП идет так быстро и, быть может, этого не ожидали. Вы не могли бы заглянуть в будущее и посмотреть, к чему в итоге это может привести?

Н.Назарбаев: В СНГ все время витало желание более тесной интеграции. По тем или иным причинам после развала Советского Союза государства больше расходились, чем сходились: расходилась политика, расходилась экономика. Наверно, это было оправданно: эти годы ушли на утверждение независимости всех стран.

Надо учесть, что Европейский Союз шел к тому, что есть, примерно 50 лет. Известно, что впервые в 1947 году был создан Трест угля и стали, потом собрался Римский клуб. Мы продвигаемся быстро потому, что сейчас есть понимание во всех государствах. Открыть общий рынок внутри стран, который все в мире ищут – ведь это 4 государства, и, если вы примерно прикинете, здесь живет около 230 миллионов, то есть это самодостаточный рынок. Это понимание есть, во‑первых.

Во‑вторых, у нас были и есть единые транспортные коммуникации, была и есть единая энергетическая система, у нас был и есть единый продовольственный рынок, в конце концов, у нас понятный всем один язык – вот таких преимуществ ни одно интеграционное объединение в мире не имело. Вот почему мы двигаемся быстро. Надо просто взять и учесть прошлый опыт и на новом уровне, в новых условиях все это привести в порядок.

В условиях глобализации никто не рассчитывает жить в одиночку, за закрытыми дверями. А в условиях распространения терроризма без общих усилий всех государств вообще невозможно с этим злом бороться.

Поэтому, если помечтать, то в течение трех лет мы собираемся закончить принятие всех законов, о которых было сказано. Принять законодательные акты и согласовать их в наших государствах, ратифицировать их. Когда создадутся условия для Единого экономического пространства: тесное интеграционное объединение, открытые границы для товаров, свободное передвижение рабочей силы, капитала, как в Европе, – тогда, наверное, сама жизнь подскажет введение единой финансовой системы. Но это может произойти только через несколько лет, а может – 10, может – 12.

А сейчас мы движемся по правильному пути. Это благо для всех народов наших государств – и с точки зрения безопасности, и с точки зрения экономики.

А.Лукашенко: На Ваш вопрос с явным лирическим подтекстом я бы ответил следующим образом: лично я боюсь заглядывать в будущее. Но с Божьей помощью или с помощью Аллаха будем надеяться, что задачи, которые мы поставили перед собой, мы сможем выполнить. Для этого, как только что сказал Нурсултан Абишевич Назарбаев, у нас есть все: и желание, и воля, и инфраструктура, созданная в том числе и нами, и не нами.

Если будет у нас эта воля политическая всегда, в ходе всего нашего продвижения к тому идеалу, про который Вы у нас спрашиваете, то мы обязательно этого добьемся. Но в какой‑то степени, опять же не могу сейчас оценить в процентах, мы очень многого добились. Об этом говорил и Владимир Владимирович Путин на расширенном заседании, и только что привел красноречивые цифры Нурсултан Абишевич Назарбаев: рост в разы товарооборота между Казахстаном и Украиной, прирост на 70–80 процентов в этом полугодии по отношению к прошлому году товарооборота Казахстана с другими государствами; точно такие же цифры и у Украины, Белоруссии и России во взаимном товарообороте. Согласитесь, это уже чего‑то стоит.

А коли растет экономика, значит, работают люди, значит, люди получают зарплату и по‑человечески живут или хотя бы начинают жить не так, как это было 7–8 лет тому назад в наших государствах. Если исходить из этой логики, то мы что‑нибудь сделаем и раньше, чем через 10 лет.

Л.Кучма: Я понимаю, Вы хотите услышать практический ответ, где мы видим свое место в таком бурно развивающемся мире. Наверное, это больше вопрос к политологам, чем к президентам. Но я хотел бы сказать свое личное мнение. Мы не обижаемся, что Европейский Союз не видит нас в своем составе. Наверно, это вполне понятно, хотя бы по тем простым причинам, что дай Бог Европе разобраться с десятью новыми членами, дай Бог потом пережить Румынию с Болгарией, а там еще Турция на подходе стоит. А тем более в отсутствие тех ресурсов, которые есть у нас. Это одна часть.

Вторая часть – давайте мы посмотрим, куда смещаются центры. Китай развивается семимильными шагами; много лет подряд в мире говорили, что такие темпы роста скоро сойдут на нет, но Китай демонстрирует их уже на протяжении десятилетий. Индия: каждые два года прибавляет население Украины – 50 миллионов, и мы видим, что она развивается не только количественно, но и качественно. Я сам недавно был в Индии. Нам есть чему поучиться у них, хотя бы созданию информационных математических программных центров.

Давайте теперь посмотрим на нас. Когда смотришь на географическую карту – понятен ответ. Когда смотришь на геологическую карту – еще более понятен ответ. То же, когда смотришь на наши людские ресурсы, на тот научно-технологический задел, который мы имеем, но не умели до сих пор им пользоваться. С этой точки зрения у нас, в «четверке», заложены огромные возможности. Они могут быть реализованы только на условиях рыночной экономики, конкуренции, борьбы за место под солнцем, а не за счет плановости или за счет того, что мы будем стараться уговаривать друг друга покупать ту продукцию, которую мы не хотим покупать. Жестокая конкуренция внутри Единого экономического пространства – она уже есть практически, Александр Григорьевич Лукашенко прав. Если он раньше выпускал в советское время один «МАЗ», то на этом заводе он их выпускает уже десятки моделей и автобусы, которые сегодня могут конкурировать с европейскими. Вот где наше будущее. То есть мы должны стать центром притяжения. У нас есть для этого все возможности. Нам нужно время. Нужна политическая стабильность. Ну и, конечно, чтоб мы думали сами, потому что наша судьба – в наших собственных руках.

В.Путин: Для того чтобы попробовать заглянуть в будущее, прежде всего нужно понять, чего мы от этого будущего хотим. Это первое.

Второе, нужно ясно формулировать задачи и уметь их добиваться. Я предпочитаю быть предельно прагматичным, и, думаю, было бы уже большим достижением, если бы мы, как и наметили, к 1 июля следующего года согласовали и подписали 29 документов, о которых мы сегодня договорились. В середине декабря текущего года договоримся о том, что мы будем делать дальше, за чертой 1 июля 2005 года. И к концу 2005 года согласовали бы недостающие 4–5 документов для того, чтобы сделать следующий шаг после создания условий для зоны свободной торговли, выйти на более глубокие формы интеграции.

Мы заинтересованы в этом и вполне можем добиться этих целей. Все это позволит повысить конкурентоспособность наших экономик, занять достойное место в процессах глобализации в интересах мировой экономики, что конечном счете безусловно приведет к повышению жизненного уровня наших граждан и позволит всем жить более достойно. Я думаю, вполне можем перешагнуть рубеж среднестатистического европейского гражданина по уровню жизни в достаточно обозримом будущем. У нас для этого есть все необходимое – и природные ресурсы, и интеллектуальные возможности.

Вопрос: Сегодня вы много говорили о сотрудничестве в сфере высоких технологий, в ракетно-космической сфере. Вы уже сообщили о создании ракетно-космической корпорации. Как вы видите воплощение в жизнь проекта, и когда можно будет услышать о реальных шагах?

Л.Кучма: Эта инициатива не сегодня появилась. Мы все хорошо понимаем, что обладаем уникальным потенциалом в области ракетно-космической тематики – это признает и весь мир, это мы демонстрируем и на конкретных примерах. Но мы, к сожалению, сегодня работаем практически каждый сам по себе.

Для того чтобы сегодня конкурировать на равных, необходимо объединение усилий. Это непременное условие. И объединяться не просто проектами, а конкретными возможностями и мощностями. Практически сегодня речь идет о том, чтобы создать транснациональную – в рамках Единого экономического пространства – корпорацию.

Со стороны Украины там будет конструкторское бюро «Южное», Южный машиностроительный завод и ряд других известных предприятий. Я не буду перечислять российские предприятия, они известны. Казахстан в первую очередь должен войти своим уникальным полигоном, который позволяет делать запуски ракет в любом направлении. Для этого есть и поля падения и так далее. Белоруссия своими уникальными возможностями в области оптики и раньше принимала участие. директор Южмашзавода Тогда, я убежден, результат будет намного весомее, чем наше сегодняшнее участие каждого в отдельности. Самая простая задача и, может быть, самый простой ответ – и мы поручаем нашим правительствам до конца года внести конкретные предложения по созданию такой корпорации.

Н.Назарбаев: Я думаю, что сказал специалист – директор Южмашзавода, ракетчик.

В.Путин: Добавить нечего.

15 сентября 2004 года, Астана