Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о встрече с участниками Архиерейского собора Русской православной церкви

6 октября 2004 года, Москва, Большой кремлевский дворец

В.Путин:

Ваше Святейшество!

Уважаемые иерархи Русской православной церкви!

Наша встреча проходит в дни Архиерейского собора – важнейшего события не только для Русской православной церкви, но и, без всякого преувеличения, для всего нашего общества. И позвольте прежде всего пожелать вам плодотворной работы.

Знаю, что Архиерейский собор обсуждает сейчас немало проблем, связанных с практической деятельностью религиозных организаций. И многие из них напрямую касаются всего общества. В ходе нашей сегодняшней встречи предлагаю обсудить наиболее значимые проблемы.

Сразу же скажу, что считаю такой прямой и постоянный диалог высших руководителей государства и церкви исключительно полезным.

Вы знаете: на недавнем заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями речь шла об участии церкви в важнейшем общенациональном деле – в преодолении угрозы терроризма и экстремизма.

Насколько мне известно, церковь в полной мере разделяет нашу тревогу. И полагаю, что сегодня мы должны продолжить этот разговор.

И церковные иерархи, и политики не раз отмечали, что религиозные лозунги все более активно эксплуатируются террористами и экстремистами в их преступных целях. Пытаясь разжечь пожар гражданских конфликтов, они играют на религиозных и националистических настроениях. Подменяют основные постулаты традиционных конфессий своей псевдорелигиозной риторикой. Фактически цинично переводят постулаты добра в пропаганду насилия.

Думаю, вы согласитесь: во многом такое стало возможным вследствие нравственного дефицита в обществе. Очевидно и то, что эта проблема нередко усугубляется элементарной религиозной безграмотностью.

Духовное и нравственное просвещение являлись всегда важнейшей задачей любой религии. И это сегодня является надежным заслоном злу и ненависти. Становится средством воспитания веротерпимости и взаимоуважения. И здесь незаменимым является общественное служение церкви, ее миссионерская деятельность.

Сегодня ваш опыт межрелигиозного диалога, богатый исторический опыт достижения межконфессионального согласия особенно востребован. Ведь православное духовенство веками являлось объединяющей силой для многонационального российского общества. Сохраняло традиции мирного сосуществования разных культур, различных религий, содействовало укреплению единства российской государственности.

Сегодня государству крайне необходимы авторитетные и влиятельные партнеры. Мы рассчитываем на ваше активное участие в совместной работе, в том числе в рамках Общественной палаты России.

Но мы также надеемся на ваше участие в социальных программах, таких как борьба с детской беспризорностью, с наркоманией, организация социальных приютов и оказание помощи престарелым и инвалидам.

Убежден, в этой сфере очень важно использовать богатые традиции церкви в делах благотворительности и милосердия.

Государство высоко ценит эту историческую роль Русской православной церкви. И сегодня мы рассчитываем на ваше содействие в деле распространения гуманизма и укрепления общероссийского единства.

Со своей стороны государство также будет оказывать необходимое содействие деятельности религиозных объединений. Вы уже знаете, я буквально два дня назад в день открытия собора проинформировал Святейшего, что мною подписан закон о ряде изменений в российском земельном законодательстве, создана правовая база для регулирования вопросов бесплатного предоставления в собственность или в безвозмездное пользование земельных участков для нужд религиозных организаций. Государство постепенно отдает исторические долги церкви.

Позвольте перейти к обсуждению тех вопросов, которые вы считаете актуальными, и я позволю себе передать слово Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Пожалуйста, Ваше Святейшество.

Алексий II: Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, я рад приветствовать Вас от лица всех членов освящённого Архиерейского собора Русской православной церкви, иерархов из Российской Федерации, других стран СНГ, Балтии и иных регионов мира.

Собор дал оценку трудам православного возрождения за четыре с лишним года, поднял проблемы церковной жизни, наметил приоритеты на будущее. Причтены к лику общецерковных святых подвижники, уже почитаемые во многих российских регионах, приняты важные решения, касающиеся развития диалога с Русской зарубежной церковью и со старообрядчеством. Особое внимание было обращено на вопросы церковно-государственных отношений, межхристианского, межрелигиозного диалога и миротворчества.

Одной из главных тем Собора стал демографический вопрос, который Церковь исходя из своего многовекового опыта связывает с нравственными проблемами. Без крепкой, здоровой, многодетной семьи, без мощной поддержки материнства и детства нет будущего у народа, а значит, и у государства. Об этом говорится в специальном обращении Собора. Надеюсь, что Вы найдете время изучить его и другие соборные документы.

Мы встречаемся с Вами в нелегкое время. По‑прежнему жива боль Беслана. Мы скорбим и о жертвах других террористических актов, черным вихрем прокатившихся по России. После этой встречи мы совершим в Успенском соборе Кремля молитву о людях, пострадавших от террора, о мирной и благоденственной жизни нашего народа. Не устану повторять, что перед лицом грозной опасности мы должны быть едины, как никогда. Святой Апостол Павел говорит христианам: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собой». Церковь пребывает со своим народом – и в радостях, и в испытаниях. Она простирает руку помощи и соработничества государству и обществу.

Дорогой Владимир Владимирович! Собор вновь сформулировал предложения, которые могли бы послужить развитию церковно-государственного партнерства. Негативные демографические процессы, темное наступление межнациональной вражды, культ насилия, порока, деструктивные тенденции в молодежной субкультуре, проблемы алкоголизма, наркомании, преступности, беспризорности – все это причины для нашей общей озабоченности, а значит, и для наших совместных трудов. По моему глубокому убеждению, нам надлежит сообща трудиться ради нравственного обновления народа, без чего не может состояться возрождение России.

На Соборе мы выразили и некоторые практические пожелания, направленные на повышение действенности служения Церкви, народу и Отечеству. Все это изложено в письме собора Вам как главе государства российского. Позвольте вручить Вам этот документ.

Мы благодарны за недавно принятый Федеральным Собранием России и введенный Вами в действие закон, который разрешает давно назревшие проблемы в области владения и пользования церковными земельными участками. Надеюсь на урегулирование и других спорных вопросов, поставленных в письме Собора.

Признателен за возможность нынешней встречи. Убежден, что диалог между Вами и православными иерархами послужит ко взаимной пользе Церкви и государства, ко благу нашего народа. И я думаю, что те вопросы, которые обсуждал Архиерейский собор, созвучны с теми проблемами, которые Вы отметили в своем вступительном слове, где мы действительно можем быть соработниками.

Спасибо.

В.Путин: Ваше Святейшество, я обещаю Вам, что я обязательно самым внимательным образом ознакомлюсь с письмом в мой адрес. Вы знаете, как мы с Вами напряженно и последовательно, терпеливо работали над законом о земле, над этими поправками, мы делали это вместе с Вашим участием, с участием Ваших специалистов. Хочу Вам сказать, что и все другие проблемы, которые здесь изложены или, может быть, остались за рамками этого письма, но которые нам хорошо известны, будем решать дальше так же спокойно, в духе сотрудничества, стремясь к результату.

Я бы попросил выступить Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Ваше Высокопреосвященство, пожалуйста.

ВЛАДИМИР, митрополит Киевский и всея Украины: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, для нас сегодня большая честь…

В.Путин: Может быть, сидя? Спасибо.

ВЛАДИМИР, митрополит Киевский и всея Украины: Для меня сегодня большая честь приветствовать Вас от епископата Украинской православной церкви, которая активно принимает участие в проходящем Архиерейском соборе.

Мы знаем, что Вы уважаете Украину, что Вы дружите с нашим Президентом, что Вы хорошо относитесь к Украинской православной церкви. Это нас радует, и мы уверены, что после избрания нового президента Ваше отношение не изменится. Мы благодарим также Вас за отношение к нашей Церкви в православной Украине. Посещая Киево-Печерскую лавру в начале нынешнего года, Вы дважды отметили – в период молебна и потом на собеседовании с частью нашего епископата, что Вы в курсе дела и знаете положение Церкви Украинской в Украине. Мы надеемся, что это тоже будет продолжаться. Мы, конечно, не мученики в Украине, но проблем у нас не занимать. И вся проблема – это настроение определенного количества людей в Украине, особенно в руководящих инстанциях, которых раздражает одна наша принадлежность к Московскому патриархату и к Москве, естественно.

Дай Бог Вам многих сил, и пусть Бог благославляет Ваши входы и исходы, Ваши добрые начинания и свершения, и будьте сами благословенны Богом всегда в Вашем высоком служении обществу, государству и людям. Благодарим Вас также за ту финансовую помощь, которую Вы оказали городам – епархиальным центрам, где раскольниками захвачены и до сих пор удерживаются кафедральные соборы, спасибо Вам и за это. Будьте благополучны всегда.

Мы молимся о Вас и верим, что славянские народы объединены не только славянской культурой – прежде всего религиозной. Никто не сможет разорвать эти узы несмотря ни на какие географические границы, потому что это в плоти и крови, потому что славянский народ – братский народ, и таким он будет оставаться всегда.

Спасибо за внимание.

В.Путин: Большое спасибо, Ваше Высокопреосвященство. Я, в свою очередь, хотел бы поблагодарить Вас за то внимание, которое Вы оказали мне и членам нашей делегации во время посещения Украины, во время официального визита на Украину. Я очень хорошо помню встречу с Вами и с предстоятелями Русской православной церкви на Украине. Это была интересная, очень содержательная беседа, и, должен сказать, меня откровенно порадовал настрой и, как в светских учреждениях говорят, кадровый состав Русской православной церкви в Украине: это достаточно молодые, энергичные, современные люди, умеющие отстаивать свои убеждения, делающие это очень тактично, но убедительно. И, должен сказать, что это произвело серьезное впечатление.

Я заверяю Вас в том, что, каков ни был выбор украинского народа на предстоящих выборах Президента, мы, без всяких сомнений, в любом случае будем развивать отношения с братским украинским народом и с Украиной. В любом случае, я, конечно, не могу и не имею права даже принимать участие в решении некоторых вопросов Украинской православной церкви, не собираюсь этого делать. Но вместе с Леонидом Даниловичем [Кучмой] мы договорились о некоторых конкретных шагах по поддержанию отдельных объектов Русской православной церкви в Украине, и я намерен пригласить и его, и главу украинского Правительства Януковича Виктора Федоровича к себе на день рождения скоро, и думаю, что в такой неформальной обстановке мы с ними сможем обсудить совершенно конкретные – может быть, не такие масштабные, но конкретные – шаги по оказанию помощи Русской православной церкви в Украине.

Выступление архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия. Ваше Преосвященство!

ДИМИТРИЙ, архиепископ Тобольский и Тюменский: Ваше Превосходительство, господин Президент. Позвольте выразить благодарность Вам и Федеральному Собранию за внимание к нуждам Русской православной церкви, которая возрождает свою деятельность после многих десятилетий гонения.

В первый день работы Архиерейского собора Святейший Патриарх огласил весть о том, что Вами подписан закон о сохранении земельных участков в безвозмездном пользовании религиозными организациями. Члены Архиерейского собора это восприняли с великой радостью, с великой надеждой, как важный исторический шаг восприняли это решение.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, хочется просить Вас посодействовать, чтобы и Федеральное Собрание, и исполнительная власть сделали и другой важный шаг на пути восстановления исторической справедливости: нужен специальный закон о возвращении в собственность церковного имущества, изъятого богоборческой властью с нарушением всяких норм морали. Сегодня уже многие храмы переданы, но они передаются не в собственность Церкви, а в пользование. Такого положения нет ни в одной цивилизованной стране. Это пережиток эпохи гонений на Церковь. Конечно, речь не идет о полной реституции всей собственности Церкви. Нужно законодательно определить временные рамки – пять или десять лет, в которые Церковь определилась бы с тем имуществом, которое необходимо ей вернуть для совершения своей деятельности, для развития ее социального служения, для возрождения образования. Хочется, чтобы вместе с храмами возвращались и те здания, которые служили народу, чтобы возвращались святыни, иконы, книги, – это особенно важно для духовных учебных заведений. Конечно, здесь могут быть и исключения, особенно касаясь объектов, которые внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь нужен, конечно, особый подход.

Уважаемый Владимир Владимирович, почтительно просим Вас – поспособствуйте восстановлению исторической справедливости, чтобы был принял закон о возвращении в собственность церковного имущества, а мы, в свою очередь, всегда с благодарностью и с любовью молимся о Вас, о нашем отечестве и о нашем народе.

Благодарю за внимание.

В.Путин: Спасибо. Если позволите, я сразу прокомментирую то, что Вы сказали. Я глубоко убежден: то, что произошло после 1917 года, – это не просто аморальные, это и незаконные действия – лишение Церкви имущества. И, конечно, историческая справедливость должна быть восстановлена, здесь не может быть никаких сомнений. Моя позиция заключается именно в этом. И решение по земле как раз, по‑моему, подтверждает такие намерения. Вопрос в том, как это сделать, как это сделать аккуратно, чтобы не навредить ткани отношений, которые сложились на сегодняшний день в обществе, не навредить самим объектам и так далее.

Вы в своем выступлении только что сказали, что исходите из того, что могут быть какие‑то исключения, связанные с памятниками архитектуры, еще с чем‑то. Но если Вы сами считаете, что такие исключения могут быть, то Вы тоже исходите из реалий сегодняшней жизни, это во‑первых. Второе заключается в том, что многие объекты – я согласен, что нужно стремиться к этому, – но Вы же знаете, если сегодня их передать, Церковь будет просто не в состоянии их восстановить, содержать не в состоянии, ведь Церковь была за эти десятилетия обескровлена, и сегодня она еще материально находится в достаточно сложном положении, мы это хорошо знаем. Но готовить такое решение и подходить к этому решению, безусловно, нужно. Поэтому всячески буду стремиться к тому, чтобы Правительство и представительные органы власти готовились к таким решениям, формулировали возможные варианты этого решения, и мы будем со Святейшим Патриархом вместе эту тему потихонечку двигать дальше. Спасибо большое.

Пожалуйста, кто бы хотел еще выступить? Я бы попросил епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия. Ваше Преосвященство, прошу Вас. Но вообще по желанию, пожалуйста, без всяких списков.

ГЕОРГИЙ, епископ Нижегородский и Арзамасский: Спасибо, уважаемый господин Президент. На освящённом Архиерейском соборе не единожды поднимался вопрос о социальном, миссионерском служении Русской православной церкви, подводились итоги служения. Святейший Патриарх указывал и на недостатки, с которыми сталкивается жизнь Русской православной церкви. Вся эта деятельность требует определенных материальных и финансовых затрат, и поэтому в социальном служении Русской церкви накапливается определенное имущество: это и богадельни, летние лагеря отдыха, производственные помещения для реставрации монастырей и храмов. И нередко мы сталкиваемся с таким вопросом, что к нам налоговые органы пытаются подойти с коммерческой точки зрения. Мы бы хотели обратить на это внимание, потому что жизнь и деятельность Русской православной церкви включает в себя прежде всего принцип служения, и никаких серьезных коммерческих мероприятий Церковь никогда перед собой не ставила. Поэтому мы хотели бы просить обратить особое внимание на налогообложение в отношении к церковному имуществу.

Я бы хотел два слова сказать о возвращении церковного имущества. Дело в том, что помимо того что сегодня какие‑то здания невозможно или не получается вернуть, наблюдается другая тенденция, когда церковные здания приватизируются, и это происходит и на сегодняшний день, и уже когда появляется частный собственник во втором-третьем поколении. Конечно, очень тяжело рассуждать об этом.

Второе. Что касается в частности Нижнего Новгорода – иногда сносятся в исторической части города здания, которые принадлежали Церкви, и возводятся жилые комплексы. Вот хотелось бы как‑то зафиксировать этот вопрос: если даже сегодня нет возможности их вернуть, чтобы церковная собственность не являлась каким‑то коммерческим оборотом сегодняшней жизни.

Хотелось бы еще задать такой вопрос. В налоговом законодательстве в области земли – спасибо за то, что мы получили такую возможность в законодательной форме зафиксировать то земельное имущество, которое сегодня Церковь имеет, – но мне бы хотелось обратить внимание и, может быть, получить от Вас разъяснение по поводу сельскохозяйственных земель. Сегодня во многих обителях они только восстанавливаются. Сельское хозяйство имеет непреходящее значение. И тем более в той разрухе, которую мы наблюдем в деревне. Сегодня монастыри и храмы помогают в возрождении культуры земледелия и животноводства. Поэтому – как обстоит у нас дело с налогообложением сельскохозяйственных земель, которые сегодня принадлежат Церкви? Спасибо.

В.Путин: Спасибо Вам, батюшка. Приятно иметь дело с людьми, которые конкретно излагают проблемы, но если смогу, прокомментирую это следующим образом.

Первое, что хотелось бы сказать по земле. Вы знаете, когда мы обсуждали эту проблему, то законодатель исходил из того, что вот тот особый режим – или безвозмездная передача, или безвозмездное пользование, передача в собственность – касается земель, которые расположены под объектами религиозной деятельности и используются для отправления религиозных обрядов, культов и так далее, то есть для непосредственной деятельности Церкви как религиозной организации. Все, что касается другого имущества, – Вы его перечислили: это и земли сельхозназначения, и другие объекты хозяйственной деятельности Русской православной церкви и других религиозных конфессий. Если это предмет производственной деятельности, связанной с извлечением прибыли, то тогда законодатель исходит из того, что на такие объекты недвижимости, собственности должен распространяться общий порядок налогообложения. Это связано еще и с тем, чтобы исключить всякую возможность использования религиозных организаций – не только Русской православной церкви, но и всех религиозных организаций Российской Федерации – для ухода от налогообложения. Говорю Вам совершенно откровенно. И мне кажется, что если мы пойдем по этому пути, то мы можем просто скомпрометировать религиозную деятельность как таковую в целом. Она будет коммерциализироваться излишне. Вместе с тем можно подумать о порядке особого регулирования, когда извлекаемая прибыль идет на благотворительные цели, на какие‑то общественные цели. Давайте вместе на этот счет подумаем – мы готовы к этому диалогу, пожалуйста.

ФЕОФАН, епископ Ставропольский и Владикавказский: Многоуважаемый Владимир Владимирович, епархия, которой я управляю, является как раз той епархией, где произошла страшная трагедия в Беслане. И по благословению святейшего Патриарха находясь в Нальчике, закладывая новый кафедральный собор, мне пришлось сразу же выехать в Беслан и через 40 минут быть уже у школы. И что хотелось бы сказать – вот то, что пришлось пережить за эти 52 часа вместе с осетинским народом, вместе со своей паствой, стало совершенно ясно: бездуховность, безнравственность, безверие – это тоже путь к терроризму и к таким актам. И когда каждые два часа приходилось выходить к матерям, отцам, детям, то в глазах матерей было отчаяние, и единственная надежда – именно вера. В глазах отцов было бессилие – и затем то, что случилось. Совершенно страшная трагедия, которую никак нельзя утешить слезами, особенно когда видишь это. И хочу сказать, что Русская православная церковь, мы делали все возможное, и ночью даже приходилось звонить Святейшему Патриарху прямо из штаба, и Святейший Патриарх разговаривал и утешал. И на сегодняшний день очень важно сохранить, чтобы эта страшная трагедия не стала еще большей, способной привести к межнациональному конфликту в более широком смысле и взорвать вообще Северный Кавказ.

И мы, со своей стороны, и наша Церковь, наша епархия постоянно координируют свои действия со Святейшим Патриархом, делаем все возможное: в первую очередь, это молитва, постоянные беседы со своими верующими – как в Осетии, так и в Ингушетии тоже. И, с другой стороны, мы усилили координацию действий с мусульманскими традиционными религиями. Это очень важный аспект. Сейчас много дебатов ведется о реформировании власти. Так вот там почувствуешь: то, что делается сейчас, надо было сделать еще раньше. Это вертикаль, которая могла бы именно твердо и своевременно реагировать на все вызовы сегодняшнего дня.

И в связи с этим тоже хочется поднять вопрос об образовании. Вопрос об образовании очень важный, ведь первые образовательные учреждения – это учреждения духовной академии и семинарии, которые накопили богатейший опыт и привнесли в развитие образовательного процесса в России большой вклад. И на сегодня наши образовательные духовные учреждения обладают этим богатством. Но, к сожалению, до сих пор наши дипломы, научные степени в образовательной государственной системе не признаются. Нам говорят о стандартах, которые в основном ведь были приняты в атеистическое время, и советуют приспособить образование в наших школах под эти стандарты. Но, наверно, было бы справедливым не приспосабливать – а духовные школы занимаются тем, чем занимаются, и у них светские дисциплины, прекрасные наработки в области истории, литературы, философии, – но стандарты светских учебных заведений должны были бы учитывать тот богатейший капитал русских православных духовных учреждений. И это как раз способствовало бы укреплению нравственного воспитания нашего общества.

И другой вопрос. Мы, конечно же, понимаем, что со стороны наших мусульманских братьев, в исламе, – у них тоже большие трудности, но, живя на Северном Кавказе, епархия включает в себя шесть субъектов Федерации, все республики, кроме Дагестана, и я вижу, как быстро растут мечети, как быстро у них различные образовательные учреждения – и то Саудовская Аравия, то Эмираты средства дают.

Мы – плоть от плоти, кровь от крови, наш народ, в нашем обществе живем. И сейчас слышим неоднократно мнения о том, что надо финансировать образовательные учреждения ислама, дабы помогать им приобрести нужное русло. Но, наверное, и Русская православная церковь, наши образовательные учреждения тоже нуждаются в этом. Это нисколько бы не обидело наших братьев, но и нам была бы большая польза.

Благодарю за внимание.

В.Путин: Прежде всего хочу отметить, что своей деятельностью, в том числе тем фактом, что Вы были вместе с людьми в дни и часы страшной трагедии в Беслане, Вы еще раз убедительным образом подтвердили и без того известный тезис о том, что Русская православная церковь всегда – и в горе, и в радости – со своим народом была, есть и, я очень надеюсь, так и будет в будущем.

Хочу просто сердечно поблагодарить Вас за то, что Вы, повинуясь воле сердца, сами туда приехали и были там вместе с людьми.

Что касается того, что в основе экстремизма и терроризма лежит бездуховность и безнравственность – мне просто нечего добавить: абсолютно и полностью с Вами согласен. В этой связи, конечно, можно только сожалеть, что есть до сих пор какие‑то проблемы с признанием документов о церковном образовании. Я соответствующее поручение Правительству дам. Честно говоря, не обращал внимание на то, что такая проблема существует. Думаю, что и не должно быть полного соответствия между программами церковного образования и светского – даже исходя из требований Конституции, поскольку государство и Церковь формально и юридически разделены: Церковь отделена от государства, и государство не может предъявлять таких требований к Церкви – если само как бы Церковь от себя отделило. Но это не должно создавать проблем для людей, которые получают церковное образование, тем более что уровень и качество этого образования – всем хорошо известно – весьма высок. И, разумеется, нужно найти способы поддержки этого образования. Повторяю еще раз: соответствующие поручения Правительству дам.

Что касается того, как быстро возводятся и растут мечети, то Вы знаете, наверное, не хуже меня, поскольку работаете на Кавказе: к сожалению, представители традиционного ислама как раз чувствуют себя ущемленными в связи с тем, что помощь, особенно из‑за границы, идет на финансирование тех священнослужителей, которые отходят от традиционного ислама. Поэтому их не особо радует помощь из Саудовской Аравии, либо из Эмиратов или из других «заливных» государств, как их политики называют. В этой связи будет правильным государству обратить внимание на поддержку духовного образования для всех традиционных конфессий Российской Федерации. Я пометил это, и с Правительством мы прямо сегодня об этом поговорим. Спасибо.

Пожалуйста, прошу Вас.

ФЕОФАН, архиепископ Берлинский и Германский: Наши приходы не только в Германии, но и во многих странах являются тем духовным центром, где люди получают не только лишь религиозную, моральную поддержку своей жизни, но это и их живая связь с Родиной. В Германии у нас 55 приходов. В одном Берлине в воскресенье в четырех приходах собирается около полутысячи человек – это очень много. Учитывая, что не так много клубов, не так много структур, которые бы работали очень эффективно для связи соотечественников за рубежом и еще для многих эмигрантов, все‑таки прямые связи еще не так просты, Церковь играет большую роль: и Зарубежная церковь, и, конечно, прежде всего приходы Московского патриархата.

Мы были очень благодарны, когда российское государство поддерживало не только лишь политически – через посольство, через представителей – и деятельность, но во многом и финансировало. Это действительно было просто необходимо, поскольку наши прихожане – это недавно приехавшие в Германию люди, как правило, по немецкой линии или другим линиям, например, и это социально слабые люди, у которых при всей их горячей любви к Церкви, к Родине нет просто реальных возможностей поддержать храм, создать какой‑то центр, воскресную школу, не говоря уже о финансировании целого ряда других проблем. В этом году мы столкнулись с большой проблемой, поскольку финансирование в этом году просто не открывалось, хотя сейчас октябрь месяц. Все деньги, которые были у приходов, пошли на кредиты, страховки – это очень серьезная система для выживания наших приходов сейчас во многих странах. И вопрос, конечно, не идет о каком‑то стандарте западной жизни, идет вопрос о довольно скромном существовании, но которое бы давало возможность пастырской работы, давало бы возможность действительно содержать эти приходы, чтобы они являлись притягательным центром для наших соотечественников. Мы очень рады за Россию, которая сейчас находится на стадии экономического расцвета; мы очень надеемся, что Россия, которая становится все богаче и богаче, сумеет найти возможность помочь нам, чтобы и Министерство финансов продолжило бы финансирование всяких интересных программ и подержало бы нас финансово.

Так получается, что мы много говорим о финансах сейчас, но без этого базиса очень трудно наладить и духовную жизнь, и мы надеемся, что эти наши проблемы будут близки при решении всех финансовых проблем, которые стоят перед работой России с ее дочерьми, сыновьями за ее пределами. Спасибо.

В.Путин: Святейший Патриарх ставил уже этот вопрос некоторое время назад. Я сейчас не буду ничего комментировать. Хочу только сказать, что раньше помогали и сейчас поможем, мы решим эту проблему.

Прошу Вас.

АЛЕКСАНДР, митрополит Рижский и всей Латвии: Ваше Превосходительство, уважаемый Владимир Владимирович. Я хочу приветствовать Вас от имени православных из ближнего зарубежья – православных Латвии. Эта община – 350–400 тысяч тех, кто считает себя православными, которые крещены. В Латвии существует 35 или 40 русских организаций, они называют себя «русские общества». Но все эти русские общества, насколько нам известно, получают какую‑то помощь из России через различные структуры, имеют такую возможность. Но самая большая русская община – это православная Латвийская церковь под омофором Святейшего Патриарха в составе Московского патриархата Русской церкви.

Вот эта часть русского населения Латвии как бы выпала из поля зрения Российской Федерации – так сказать, официального государства, власти. И все люди, поскольку для нас Церковь является центром воспоминания о нашей исторической родине, – это возношение имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за богослужением, что иногда бывает достаточно смелым произнести в некоторых приходах. Но люди это делают, и мы это делаем. Мы, конечно, не просим решить наши социально-экономические проблемы, но какое‑то внимание самой большой общине из тех, которые себя называют, мы попросили бы уделить в самых важных, сложных моментах нашего бытия и жизни Церкви Латвии. Спасибо, простите.

В.Путин: Спасибо. Пожалуйста.

ЕВСТАФИЙ, епископ Читинский: Ваше Высокопревосходительство, уважаемый Владимир Владимирович. Я хотел бы несколько слов сказать о демографической проблеме. Сейчас в Забайкалье катастрофически, я бы сказал, сокращается численность населения. И внешние причины, по которым мы можем судить об этом ненормальном процессе, – это пьянство: к сожалению, здесь помогают средства массовой информации, ну и особенность нашего края, мы граничим с соседом с юга, у которого всегда были определенные, так сказать, настроения. И народ сегодня очень боится этой колонизации, которая, к сожалению, имеет место в нашем крае.

Китайцы – это очень организованный, трудолюбивый, любящий свою родину народ, и он сегодня является самым главным конкурентом во всех сферах деятельности наших организаций, существующих сегодня в Забайкалье. Везде и всюду китайцы занимаются теми работами, на которых сегодня должны работать русские, тем самым лишают их возможности заработать себе.

Церковь сегодня видит решение этой проблемы опять‑таки во введении духовно-нравственного патриотического воспитания в школах. Сегодня у Церкви уже есть определенный опыт, который она широко использует, но, к сожалению, не везде этот опыт принимается, особенно государственными чиновниками. Имеется в виду введение в курс обучения такого предмета, как основы православной культуры. Опыт показывает, что сегодня есть хорошие, добрые плоды от этого предмета, но все это доброе идет с большими усилиями. Выход здесь Церковь видит в одном: должно быть доброе соработание Церкви и государства. Только при этом условии мы сможем поднять наш народ на хороший, добрый уровень.

К сожалению, сегодня отток населения из Забайкалья развивается очень интенсивно. Люди, которые могут уехать и имеют на это какие‑то возможности, уезжают, а люди, которые сегодня не имеют таких возможностей, получаются обреченными.

Это нас тоже очень волнует, и мы предпринимаем определенные духовные меры, но не всегда эти меры могут быть настолько эффективными. Мы считаем, что если бы государство как‑то положительно смотрело на эти важные, проверенные большим опытом традиции, то был бы прекрасный результат, и мы бы вскоре убедились в плодах этого результата.

Поэтому вот такая просьба, такой вопрос, чтобы наши чиновники более благосклонно относились бы к этой проблеме. Мы не настаиваем на том, чтобы только православные изучали основы православной культуры, мы никаким образом не противоречим и другим традиционным религиям. Пожалуйста, пусть каждая конфессия занимается изучением своей религии. Спасибо.

В.Путин: Спасибо Вам. Вы обратили внимание на очень важный общегосударственный вопрос, важную общегосударственную проблему. У нас действительно происходит депопуляция Сибири, Дальнего Востока. В последнее время этот процесс, слава Богу, немножко замедлился. В целом, конечно, эта проблема очень острая для страны. Но пьянство и другие проблемы – это производные от более серьезных причин, а эти более серьезные причины тоже достаточно хорошо известны: спад в экономике, деградация социальной сферы, низкий уровень жизни, оторванность от основных политических, экономических, культурных центров страны – оторванность в силу неразвитой транспортной инфраструктуры и дороговизны передвижения по территории Российской Федерации для рядового гражданина. Все это вместе создает ту проблему, на которую Вы обратили внимание.

Чтобы противодействовать этим негативным тенденциям, нужно решать именно те проблемы, о которых я сейчас сказал, те вопросы, на которые я сейчас указал: развивать экономику, социальную сферу – путем поддержки государства в тарифной политике, помогать людям свободно передвигаться по стране и так далее. У нас намечены соответствующие планы. Они, к сожалению, реализуются не так быстро, как бы хотелось. Во всяком случае, самое главное направление деятельности – это повышение эффективности российской экономики. Никакого другого универсального средства здесь нет, кроме этого. Если мы будем эффективно работать по этому направлению, то и все другое будет решаться легче. Не будет решаться само по себе – это я хотел бы отметить. Все другие вопросы проблемного характера сами по себе решаться не будут. И здесь, конечно, роль и значение наших традиционных конфессий – прежде всего Русской православной церкви – очень велико. И я благодарен Вам за то, что Вы обратили внимание на эту проблему. Со своей стороны я обещаю, что – вот я пометил для себя – мы обязательно отреагируем на это.

Что касается иммиграции, в том числе иммиграции из Китая, то должен сказать, что Россия, как и подавляющее большинство практически всех стран постиндустриального общества сталкивается с демографическими проблемами, даже вне зависимости от уровня и стандартов жизни, и почти все страны решают вопросы за счет иммиграции. Правда, нужно признать, что у нас до сих пор, к сожалению, нет эффективной иммиграционной политики. Потому что те государства, которые решают свои демографические проблемы подобным образом, проводят достаточно взвешенную, жесткую, последовательную иммиграционную политику. Они знают, откуда приезжают иммигранты, в какие районы направляются, чем занимаются – и так далее, и тому подобное. Нам нужно прекратить незаконную иммиграцию: она должна быть осмысленной и идти на пользу государству, а не создавать проблемы межконфессионального и межнационального характера.

Что касается Вашей пастырской деятельности, то у меня вопрос: Вы китайцев в православие не пытались обращать? Тоже вполне возможная сфера деятельности для Русской православной церкви: она всегда была интернациональной, причем здесь важно духовное состояние того или другого человека. Это неплохая сфера для деятельности, подумайте над этим.

ЕВСТАФИЙ, епископ Читинский: Владимир Владимирович, у нас и в этом вопросе есть определенные проблемы. Сегодня мы уже четвертый год, вернее пятый год, не можем переправить в Китай, где на государственные деньги был построен храм – это в соседней с Читинской областью, на территории Китая, – церковную утварь. На сегодняшний день этот храм стоит без церковной утвари, без иконостаса, а китайцы обращаются к нам с просьбой, чтобы мы освятили храм.

В.Путин: А в чем проблема‑то, я не понял?

ЕВСТАФИЙ, епископ Читинский: Проблема в том, чтобы переправить иконостас, который сегодня уже четвертый год стоит на границе, на таможне. Китайские власти ставят нам всякого рода препятствия. Мы знаем о том, что они нам поставили условия, что без особого разрешения Коммунистической партии Китая они не дадут нам перевезти и установить иконостас в этом храме.

В.Путин: У меня в ближайшее время будет официальный визит в Китайскую Народную Республику, и будет возможность обсудить с друзьями, китайскими коллегами эту проблему. Будем надеяться на то, что мы сможем решить этот вопрос.

ЕВСТАФИЙ, епископ Читинский: Спасибо.

В.Путин: Прошу Вас.

ЛОНГИН, архиепископ Клинский: Ваше Превосходительство. Многие годы мы посылали из Германии в Россию гуманитарную помощь разного рода. Эта была одежда, это были больничные кровати, это были медицинские инструменты, это было питание – все, что возможно.

К сожалению, уже несколько лет нет этой возможности, поскольку таможенные власти очень жестоко смотрят, что перевозят, как перевозят и куда перевозят. Я постоянно получаю в Германии письма из разных учреждений, где сидят заключенные: то просят ботинки, то просят теплые чулки, то просят медикаменты. К сожалению, собрать мы могли бы, но переслать мы не имеем возможности.

Мы имеем возможность тоже переслать старую сельскохозяйственную технику, которую, как Вы знаете, не имеет больше немецкой Zus abreisen an der volle in Ordnung (с нем. – «не соответствующую стандартам»), но, к сожалению, опять через таможню невозможно это сделать.

Было бы, может быть, целесообразно, чтобы Церковь могла получать вот такого рода технику и все для ее деятельности, которая идет в сторону благотворительности, – без всяких таможенных пошлин, без всяких трудностей, как это раньше было, мы могли бы транспортировать. Спасибо.

В.Путин: Ну поскольку Вы несколько немецких слов употребили, я позволю себе ответить: Ordnung muss sein – порядок должен быть.

Если таможня сегодня функционирует в таком режиме – Вы сказали, достаточно жестком, – то нужно просто менять этот режим, а в этой части, видимо, мы не можем предъявить отношение к таможне. У нас к ней много претензий и вопросов, но в этой части, видимо, нет.

Действительно, в свое время, особенно в начале 90-х годов, широким потоком шла в Россию гуманитарная помощь. Вы знаете, с чем связаны позднее принятые решения, – с тем, что эта гуманитарная помощь начала создавать проблемы для наших сельхозпроизводителей. Потому что, когда она поступает в большом количестве и идет в обход таможенного обложения, то создает определенные проблемы на рынках либо сельхозтехники, либо продуктов питания. Она же, знаете, действительно шла в промышленном масштабе, и часто были проблемы с качеством и так далее. Именно поэтому Правительство Российской Федерации приняло более жесткие меры, направленные на защиту внутреннего рынка – собственно говоря, тех, кто работает у нас в сельском хозяйстве. Но если речь идет о вопросах чисто гуманитарного характера: Вы в качестве примера привели потребности пенитенциарной системы, мест лишения свободы, где люди нуждаются в какой‑то дополнительной помощи, что я вполне допускаю, – могу себе представить, что так оно и есть, хотя это неправильно. Там государство само должно решать все эти проблемы. Но допустим, что они сегодня существуют, и много других сфер, где такая безвозмездная помощь и поддержка нуждающимся людям была бы уместной. И если такие проблемы возникают, мы на них постараемся отреагировать. Во всяком случае сегодня у меня будет встреча с Правительством, я этот вопрос поставлю.

Спасибо большое.

Я бы очень хотел поблагодарить вас за сегодняшнюю встречу.

Ваше Святейшество, спасибо Вам большое за организацию сегодняшней встречи. Для меня, во всяком случае, она была очень полезной, содержательной. И хочу выразить надежду на то, что Русская православная церковь и государство российское бок о бок, вместе, складывая свои усилия, будут решать проблемы, стоящие перед нашим многонациональным народом.

Большое Вам спасибо за ваше служение российскому народу.

Бог вам в помощь. Спасибо.

Алексий II: Разрешите еще два слова. Разрешите глубокоуважаемый Владимир Владимирович, от имени всего Архиерейского собора сердечно поздравить Вас с наступающим Днем рождения и пожелать Вам благословенных успехов в Вашей высокой миссии на благо нашего Отечества, на благо России и на благо ее народа.

Архиерейский собор завтра направляется в Троице-Сергиеву Лавру, где праздник преподобного Сергия Радонежского, молитвенника и печальника земли Русской, и мы заверяем Вас, что сугубо будем вспоминать Вас завтра. И в день праздника преподобного молитвенно желаю Вам крепости сил и помощи Божьей.

В.Путин: Спасибо большое.

6 октября 2004 года, Москва, Большой кремлевский дворец