Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Ответы глав государств – членов Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» на вопросы журналистов

18 октября 2004 года, Душанбе

Вопрос: Уважаемый Нурсултан Абишевич (Назарбаев)! Скажите, пожалуйста, когда можно ожидать практическое создание водноэнергетического консорциума и начала работы гидроэлектростанции?

Н.Назарбаев: Центральноазиатское сотрудничество имеет историю более, наверное, 10 лет, но мы ее преобразовали в организацию ЦАС только несколько лет назад. И все эти годы мы говорили о том, что все эти государства живут в створе двух рек, пользуются этими реками. Все эти государства взаимосвязаны энергетическими системами. И самое главное, наш регион весь, я имею в виду всю Центральную Азию, Казахстан, как раньше называли, с населением 50 миллионов человек, объединившись, будет самодостаточным рынком. В этом регионе достаточно собственного продовольствия, чтобы кормить всех. В этом регионе достаточно энергетических ресурсов, чтобы обеспечить все население, 50 миллионов, и нефтью, и газом, и углем, что хотите. И транспорт проходит через все государства, транзитом проходит. Если на юг идет, через Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Если на север, то через нас. Эти вопросы актуальны, без решения этих проблем невозможно двигаться дальше. Это желание временное. Но поскольку мы сами никак не могли подойти, было предложение, чтобы привлечь мировые финансовые институты. Я уже говорил. Мы попросили Всемирный банк, Азиатский банк, Исламский банк, всех специалистов посмотреть, изучить и дать нам концепцию. Вот эта концепция, впервые она разработана и нам дана. И теперь мы дали правительству поручение сейчас, чтобы подготовить соглашения, нормальные соглашения по созданию консорциума: от аналитического и до создания транспортного консорциума, как он будет действовать. И энергетического. То есть должны решиться транспортно-тарифные моменты, должны решить вопросы энергоснабжения этих регионов и нормальное обеспечение электроэнергией. Когда мы выйдем на решение конфликтных задач, мы все окажемся заинтересованы в использовании дешевой гидроэнергии и Амударьи, и Сырдарьи. Я уже давно предлагал: мы совместно можем строить электростанции. Опять же надо это изучить, нужно или не нужно, эффективность, заинтересованность всех этих государств взаимно. Это следующий шаг к решению этих вопросов. Может быть, встанет вопрос о строительстве новых железнодорожных и автомобильных путей. Расширение аэропортов. Может встать вопрос о новых нефтегазопроводах, чтобы обеспечить нас. То есть это очень большое перспективное дело.

Вопрос: Уважаемый господин Президент России! С чем Вы связываете активизацию боевых действий в Ираке и как это повлияет на итоги президентских выборов в США? И кто для Вас лучше – Буш или Кэрри? А следующий вопрос Президенту Киргизии. Как, по‑вашему, изменится ЦАС после вступления в нее России?

В.Путин: Мы сегодня много уделили внимания борьбе с террором. Что касается иракских событий, то всем хорошо известно: Россия всегда была против военной акции в Ираке. И сегодня наши взгляды с Президентом Бушем по этому вопросу отличаются друг от друга значительно. Поэтому все, что я могу сказать по этой теме, это будет мнение человека как бы из другого лагеря.

Это будет мнение человека, у которого не совпадают позиции с Президентом Бушем по иракской проблеме. Вместе с тем любой объективный наблюдатель понимает, что активизация международных террористических организаций в Ираке в условиях сегодняшнего дня, а то, что там международный терроризм присутствует, ни у кого, думаю, нет сомнений, особенно после бессмысленных и жестоких убийств гражданских, ни в чем не повинных лиц и взрывов христианских храмов, других бессмысленных на первый взгляд преступлений.

Так вот, атаки международного терроризма в Ираке направлены сегодня не только и даже не столько против международных коалиционных сил, сколько против Президента Буша лично. Международный терроризм ставит перед собой цель нанести максимальный ущерб Бушу в предвыборной борьбе. Международный терроризм ставит перед собой цель не допустить переизбрание Буша на второй президентский срок в Америке. Если они добьются этой цели, то, конечно, они будут праздновать победу. Будут праздновать победу тактическую, но все‑таки и весьма важную для них и над Америкой, и в известном смысле над силами международной антитеррористической коалиции, имея в виду ту роль и значение, которое Америка играет в этой коалиции. И мы должны понимать, что в этом случае это придаст международному терроризму дополнительный импульс в их деятельности, придаст им дополнительные силы и может привести к активизации их деятельности в различных регионах мира.

Но, понимая все это, мы также исходим из того, что, когда американский избиратель будет решать, кому доверить руководство своей страной на ближайшие 4 года, мотивы голосования будут далеко выходить за рамки иракской проблематики. Понимая это, мы, безусловно, отнесемся с уважением к любому выбору американского народа. И при этом не должны забывать то, что мною было сказано выше, должны исходить из реалий. И должны быть готовы к любому развитию событий.

А.Акаев (дополняя В.Путина): Я уже говорил, что вступление России в ЦАС, безусловно, будет новым и существенным фактором в активизации, углублении интеграционных процессов в центральноазиатском сотрудничестве. Но хочу добавить, что мне представляется, что участие России в ЦАС также приведет к новому содержанию, наполнению новым содержанием нашего сотрудничества. А именно более активному привлечению российского капитала, российских инвестиций в развитие потенциала, экономического потенциала стран ОЦАС. В частности, вот сейчас речь шла о консорциумах: водноэнергетическом, транспортном, продовольственном консорциумах. Я убежден, что вступление России как раз будет способствовать инвестиционным процессам, которые улучшат не только взаимную торговлю, но также и в целом потенциал. Например, Россия заявила о строительстве, о том, что будет способствовать строительству гидроэлектростанции в Таджикистане. Россия и Казахстан заявили о том, что они будут инвестировать строительство гидроэлектростанций в Кыргызстане на реке Нарын. Это уже говорит о том, что вступление России в ОЦАС, оно означает новое, новые качественные этапы развития нашей организации.

И.Каримов (в дополнение): Можно мне добавить по этому вопросу, который был задан? Мы в общем‑то всегда умеем на любой вопрос дать ответ. Но всегда подчеркиваем в этом ответе главную составляющую этого вопроса. На мой взгляд, к тому, что сказал Аскар Акаевич, я хочу добавить еще один момент. Тем более что инициатором приглашения России в состав ОЦАС был Узбекистан. Хочу сказать, что не по всем вопросам, пусть не создается иллюзия, что мы так быстро договариваемся даже по тем, абсолютно объективным вопросам, необходимости согласования наших действий по водноэнергетическим ресурсам, транспортным коммуникациям, даже транзиту. Не говоря уже о более таких серьезных вопросах, которые в общем‑то должны решаться совместно. Мы все убеждены, что их надо решать совместно. Но вот как решить эти вопросы, какой механизм использовать? И где‑то есть определенная здесь даже точка зрения, что как бы не уступить соседу. Вы должны меня правильно понять.

Есть элемент вот такой несколько предвзятости, осторожности в наших таких вот обсуждениях. Если говорить совершенно объективно, это так. Это факт.

Присутствие России при разрешении, я бы сказал, чрезвычайно сложных проблем, о которых сегодня Нурсултан Абишевич говорил. По сути дела это три проблемы: водноэнергетический, вопросы транспортный, коммуникационный и продовольственный, это суть, в общем, всего того, что может разрешить самые главные вопросы социально-экономического характера, повышения благосостояния наших людей, наших народов, которые живут в этом регионе. А их действительно живет более чем 50 миллионов. Так вот в этих вопросах роль России трудно переоценить. Мы не просто видим в лице России донора, который мог бы спонсировать и вкладывать свой вклад в реализацию многих проектов. Но и в разрешение тех некоторых конфликтных ситуаций, об этом давайте тоже не будем молчать, которые могут возникнуть. Я не говорю, что они есть, но которые потенциально могут возникнуть в нашем сотрудничестве и в наших взаимоотношениях. Это я просил бы также журналистов подчеркнуть. Тем более что исторический опыт говорит о том, что Россия всегда, во все времена была той державой, которая разрешала многие проблемы. Я убежден, что сегодня, когда Россия сама подвергается очень массированной атаке со стороны международного терроризма, она прекрасно понимает, что значит для нее вот в этом регионе, Центрально-Азиатском регионе, мир и стабильность. Поэтому, повторяю еще раз, больше, чем кто‑либо, Россия заинтересована в стабильности этого региона. И не только этого региона, но и всего того огромного пространства, которое мы понимаем под понятием Центрально-Азиатский регион. Поэтому я с большой надеждой смотрю на это все. И считаю, что активное участие России в работе ОЦАС обязательно даст положительный результат.

Вопрос: Уважаемый Президент Российской Федерации! Как известно, ОЦАС занимается не только вопросами экономического сотрудничества, но и решением политических и социальных вопросов, а также обеспечением региональной безопасности. В этом отношении какое влияние может оказать ОЦАС на стабилизацию ситуации и начало мирного процесса в Афганистане?

В.Путин: Подключение Афганистана к совместной работе со своими соседями не только не будет лишним, а наверняка пойдет на пользу всем тем силам, которые хотят восстановления нормальной жизни в Афганистане. Вы знаете, что все наши государства имеют традиционные давние, вековые, можно сказать, связи с афганским народом. И это важный фактор, наше сотрудничество – важнейший фактор в стабилизации ситуации в Афганистане, в возрождении этой страны. Будем работать вместе, будем искать проекты совместные, будем вместе бороться с угрозами. И если будем это делать вместе, то наши действия будут гораздо более эффективными.

Вопрос: Господин Путин! Вы говорили, что вооруженные действия в Ираке могут повлиять на исход президентских выборов в США. Между тем господин Кэрри в своей предвыборной программе довольно активно использует цифры потерь американских войск в Ираке. Нельзя не понимать, что такие разговоры только вдохновляют международный терроризм. Не могли бы Вы это прокомментировать?

В.Путин: Я уже сказал, что мы с уважением примем любой выбор американского народа в ходе этой избирательной кампании и будем работать с любым избранным президентом. Это значит, что мне бы не хотелось портить отношения ни с одним из кандидатов. И поэтому я позволю себе, позволю не отвечать на ваш вопрос.

Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать ситуацию вокруг помощи Афганистану?

Э.Рахмонов: Те соглашения, которые были подписаны в ходе официального визита Президента России, и те усилия, которые Россия, Узбекистан и Казахстан прилагали для урегулирования ситуации в Афганистане, не прошли даром. 13 лет продолжается этот процесс. И сейчас мы помогаем им электроэнергией, строим мосты. Сейчас, после проведения выборов в Афганистане, главная проблема этой страны – производство наркотиков. После начала антитеррористической операции в Афганистане в 3,5 раза увеличился наркотрафик. Несмотря на то что более 200 миллионов долларов было потрачено мировым сообществом для решения этой проблемы. По моему мнению, потребуется не менее 10 лет, чтобы решить эту проблему. Наркотики – это финансирование международного терроризма, экстремизма, организованной преступности. Это не только проблема Афганистана и Центрально-Азиатского региона, и об этом я говорил недавно, встречаясь с лидерами Европейского союза. Не случайно, выступая на нашем пленарном заседании, присутствующий здесь вице-премьер Афганистана сказал, что главная проблема их страны – это наркотики.

Вопрос: Для формирования единого центральноазиатского рынка необходимо решение проблемы транспортировки товаров путем создания новых международных сообщений, наземного и воздушного транспорта. Ваше мнение по этому поводу?

И.Каримов: Вопрос о коммуникациях является одним из важнейших составляющих интеграции стран нашего региона. Такие страны, как Таджикистан и Киргизия, которые находятся в некой транспортной изоляции, где для выхода на мировые рынки необходимо проехать минимум 3 или 5 государств, мы прекрасно понимаем, во что обходится импорт и экспорт товаров. Мы в Узбекистане находимся примерно в том же положении. Стоимость доставки товара иногда обходится дороже, чем единица той продукции, которой мы торгуем. Когда мы говорим о создании единого центральноазиатского рынка, мы говорим прежде всего о создании инфраструктуры. И здесь главную роль играют коммуникации – как транспортные, так и телекоммуникации. Мы все едины в одном: там, где можно, границы надо открывать. Но открывать цивилизованно, а не для контрабанды.

Э.Рахмонов: Большое спасибо всем! До свидания.

18 октября 2004 года, Душанбе