Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о совещании с членами Правительства

25 октября 2004 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день.

Как Правительство и Минфин решают проблемы выравнивания бюджетов, и как идет работа по подготовке бюджета к третьему чтению?

А.Кудрин: Владимир Владимирович, 1 ноября заканчивается срок подготовки поправок всех бюджетных законодательных статей к третьему чтению. Мы ожидаем не меньше полутора тысяч поправок, поскольку предмет третьего чтения – это рассмотрение всех федеральных поправок, всех мероприятий, основных смет расходов по всем разделам, по всем направлениям. Поэтому это более трудоемкое и более подробное рассмотрение бюджета. В этой связи мы серьезно готовимся и завтра проведем трехстороннюю комиссию с Государственной Думой и Советом Федерации. По 30–40 человек от каждой стороны будет участвовать, в том числе правительственная сторона. И мы рассмотрим все аспекты межбюджетных отношений, в том числе основную методику распределения трансфертов и дотаций, которые должна учитывать и все реалии, связанные с разграничением полномочий, методики распределения фонда софинансирования бюджетных расходов, например таких, как поддержка репрессированных или жилищно-коммунальное хозяйство, это фонд компенсации, фонд регионального развития и, наконец, фонд, который мы определили как дополнительный – в помощь субъектам, который также будет распределяться и поддерживать вопросы, связанные с повышением заработной платы, с монетизацией.

В.Путин: Имейте в виду, что надо учесть и те озабоченности, которые высказывали профсоюзы в ходе работы в рамках трехсторонней комиссии.

А.Кудрин: Да. Поскольку мы вырабатываем сами принципы методики такого счета, там не должно быть субъективного подхода. Там разрабатываются те критерии, с которыми мы подходим к анализу каждого региона, и в соответствии с этим анализом и критерием каждый регион получит дополнительную поддержку. Вот это и будет предметом рассмотрения трехсторонней комиссии. Когда эти все методики будут определены, фактически в этот же момент мы тем самым согласуем, и они уже расчетно будут определены – формы и объемы поддержки каждому субъекту. Так что завтра – один из ключевых дней по подготовке третьего чтения, именно согласования регионального аспекта. Собственно, мы, конечно, сейчас будем работать по другим направлениям, в том числе начнет работать комиссия по закрытым статьям: это по силовым структурам – что будет проходить в закрытом режиме с участием силовых структур. Все федеральные целевые программы будут рассматриваться в профильных комитетах, насколько они точно настроены на решение тех задач, которые стоят в Бюджетном послании Президента и высказаны в ходе подготовки бюджета на следующий год.

В.Путин: Сергей Борисович, как идет работа в рамках оборонзаказа?

С.Иванов: Я на этой неделе посетил ряд предприятий оборонно-промышленного комплекса Приволжско-Уральского военного округа и воинские части, конечно же. В Удмуртии отдельно посетил Воткинский завод, осмотрел промышленную базу. На этом заводе производят очень сложную технику, в частности оперативно-тактические ракеты «Искандер» и межконтинентальные баллистические ракеты «Булава»: там уже развертывается линия по производству этих ракет. Кроме этого, там есть зенитная ракетная техника и противотанковая техника. Мы провели совещание с руководством всех оборонно-промышленных предприятий Удмуртии. Я проинформировал директоров о том, что в будущем году объем гособоронзаказа только на предприятия оборонного комплекса Удмуртии увеличится более чем на один миллиард рублей. Мы переходим на серийные закупки. Там, в Удмуртии, расположены такие серьезные заводы, как «Ижмаш» – стрелковое оружие, «Купол» – производство техники ПВО, вот эти знаменитые машины «Тор».

Директора это, конечно, с удовлетворением восприняли. Но серьезно мы обсуждали и вопросы ценообразования на военную технику, поскольку цены растут тоже значительно, для того чтобы совместить и эффективно использовать ту прибавку, которую мы получим по линии гособоронозаказа на будущий год – это пятьдесят миллиардов рублей, – и в то же время не допустить такой значительной рост цен, чтобы мы могли уже серийно покупать эту технику.

В Кургане я был на заводе «Курганмашзавод», который производит уникальные машины БМП-2 и БМП-3. По БМП-2 мы планируем на будущий год с глубокой модернизацией приобрести 24 боевых машины по гособоронзаказу и несколько машин БМП-3. Это самые современные машины, они у нас также хорошо идут на экспорт. По этому заводу объем гособоронзаказа на будущий год увеличивается в три раза, в основном на закупки этих двух машин – БМП-2 и БМП-3.

В Оренбурге я посетил 27-ю мотострелковую дивизию, которая заканчивала летний период обучения полковыми учениями. Это у нас одна из самых боеспособных дивизий. Она укомплектована и обеспечена военной техникой на 100 процентов. Заодно мы обсудили планы дальнейшего строительства по местам расквартирования этой дивизии, поскольку в 2007 году она полностью переходит на контракт.

В Самаре мы окончательно определили место дислокации первой профессиональной миротворческой бригады, она будет полностью на контрактной основе. Уже с 1 декабря начнется формирование этой бригады – для действий как в границах СНГ, так и в будущем не исключая ее взаимодействия с нашими международными партнерами – в случае принятия политического решения о проведении той или иной миротворческой операции под эгидой Организации Объединенных Наций. Там же в Самаре у нас будет достаточно важное, знаковое событие, прежде всего для космических войск и для всего Министерства обороны: в пятницу, 29 октября, с космодрома Плесецк мы планируем первый старт российского ракетоносителя среднего класса «Союз-М» – модернизированного «Союза-М2». Эта ракета полностью сделана на российских технологиях на самарском научно-производственном объединении «Прогресс» и позволит нам обеспечить вывод космических аппаратов военного назначения собственной ракетой и с собственной территории. Мы планируем поехать на этот пуск вместе с Германом Оскаровичем Грефом, посмотреть и поговорить о делах развития нашего космодрома в Плесецке, и познакомиться с новым стартовым комплексом и с самой ракетой.

После, я надеюсь, успешного пуска этот ракетоноситель будет двойного назначения: он помимо чисто вывода в космос на орбиту военных нагрузок может выводить гражданские и коммерческие нагрузки. По договоренности с Францией будем использовать этот ракетоноситель во Французской Гвиане на космодроме Куру.

В.Путин: Заодно поговорите с Кудриным по поводу растущих расходов Минобороны, которые не были запланированы. Отдельно соберитесь и поговорите на эту тему.

Герман Оскарович [Грефу], как самочувствие экономики, каковы показатели? Мы в прошлый раз говорили, что некоторые моменты могли бы нас насторожить. Как вот сейчас Вы оцениваете ситуацию?

Г.Греф: Владимир Владимирович, общая тенденция по промышленному производству в III квартале и сентябре можно охарактеризовать как некоторое снижение темпов роста, в первую очередь в таких отраслях, как машиностроение. Мы здесь детально попытались разобраться в структуре, что именно привело к тому, что у нас некоторое снижение по сравнению с августом и чуть больше спад, чем в сентябре прошлого года.

В первую очередь на темпах роста ВВП сказалось то, что у нас в этом году были благоприятные погодные условия и несколько раньше был убран урожай. Обычный график сместился немного на летний период.

В структуре роста промышленного производства в сентябре машиностроение сократилось на 1,9 процента. И здесь тоже существенный самый вклад внесло сокращение производства комбайнов на 71 процент. Это, в общем‑то, сезонное сокращение, оно ежегодно наблюдается. И если посмотреть графики, то у нас каждый год есть спад, но в этом году этот спад был более глубоким, что объясняется несколькими причинами: первая – более низким инвестиционным спросом в этом году со стороны сельского хозяйства, более ранней уборкой, потому что чуть раньше прекратили собирать, и с тем, что у нас прекратили выпускать две модели комбайнов. Такой существенный вклад производство комбайнов внесло в отрицательный рост машиностроения в целом.

Химическая и нефтехимическая промышленность: темп роста составил минус 0,03 процента: здесь сократился выпуск минеральных удобрений, лакокрасок, кальцинированной соды.

Легкая промышленность тоже продемонстрировала отрицательный темп роста – по тканям, трикотажным изделиям и обуви.

В принципе по сентябрю пока рано делать какие‑либо выводы. Была очень высокая база в сентябре прошлого года, и мы пока прогнозируем сохранение темпа роста до конца года на уровне 6,9 процента. В целом и ВВП, и промышленное производство в сентябре выросли по сравнению с сентябрем прошлого года: ВВП – на 4,5 процента, промышленное производство – на 3,5 процента.

И, если несколько слов сказать о динамике роста цен, мы имеем сейчас статистику за первые 18 дней [октября]. Темп роста за 18 дней составил 0,6 процента, и в 3 раза снизился темп роста цен на продукты переработки, как мы и ожидали. Если в прошлом месяце темп составил свыше 6 процентов, то сейчас чуть больше 1 процента.

Сейчас сезонный рост цен начался в продукции сельского хозяйства, в первую очередь это молочная группа, яйца, мясная группа. Таким образом, у нас накопленный рост составил 8,8 процента, что, скорее всего, пока – при сохранении этой динамики – показывает некоторое повышение тех показателей, которые планировались в начале этого года.

В.Путин: Давайте мы чуть попозже еще поговорим о тех моментах, которые вызывают озабоченность, и мне бы хотелось, чтобы анализ был более глубоким, с предложениями того, как мы должны отреагировать. Хорошо?

Сергей Викторович [Лаврову], Вы были на встрече с «тройкой» ЕС в Гааге. Пожалуйста, доложите о результатах.

С.Лавров: Пожалуйста. Обсуждение вопросов, которые необходимо решить для подготовки очередного саммита, намеченного на 11 ноября, и главной темы – выполнение решений московской встречи 21 мая, когда было условлено разрабатывать «дорожные карты» по четырем общим пространствам между Россией и ЕС: экономика, внутренняя безопасность, внешняя безопасность и культурно-гуманитарный блок. Пока, несмотря на проведенные по каждому из этих направлений проведенные достаточно интенсивные консультации, предстоит еще немало сделать. Во многом некоторое замедление со стороны наших партнеров объясняется изменением состава Европейской комиссии.

В.Путин: Они уже укомплектовались или нет еще?

С.Лавров: Они должны сегодня решать в Европарламенте, непростая вещь.

В.Путин: Голосовать, да? Там комиссара от Италии пытаются поставить под сомнение, то есть они пока не укомплектованы?

С.Лавров: Не утверждена Комиссия. Состав есть, Председатель Баррозу настаивает на всех своих кандидатах, они должны голосовать.

В.Путин: А саммит когда должен состояться?

С.Лавров: 11 ноября.

В.Путин: К этому времени они, надеюсь, сформируются. А если не сформируются?

С.Лавров: Тогда мы встретимся в старом составе. Наверное, сейчас наша главная задача – это обеспечить преемственность между старой комиссией и новой комиссией не только в отношениях, но и в необходимости выполнения тех обязательств, которые новый состав комиссии будет продолжать.

До 11 ноября намечена еще целая серия встреч по каждому пространству. Работа ведется.

В.Путин: У меня просьба, Михаил Юрьевич, к Вам. Мы в последний раз, когда обсуждали проблемы развития здравоохранения, договорились о том, что проведем более широкую встречу с привлечением медицинских работников, сотрудников Академии медицинских наук, медицинской общественности. Давайте не будем затягивать эту встречу – нужно в более широком составе обсудить проблемы развития здравоохранения в России.

М.Зурабов: Хорошо.

25 октября 2004 года, Москва, Кремль