Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о рабочей встрече с Министром промышленности и энергетики Виктором Христенко

5 ноября 2004 года, Ново-Огарево

В.Путин: Виктор Борисович, что у нас планируется с ЖКХ? Как это сопоставляется с тем пакетом, который в Госдуме?

В.Христенко: У нас последнее заседание Правительства было посвящено тем мерам, которые необходимы в первую очередь для развития жилищно-коммунального хозяйства. Основная задача состоит в том, чтобы в очень короткий промежуток времени принять все нормативные акты, которые позволили бы эту сферу деятельности перевести на нормальные экономические условия. И в этой связи есть четыре главных момента, на которые должны быть направлены усилия.

Первый момент связан с тем, чтобы «создать» покупателя – создать нормальные условия для того, чтобы правовым образом на этом рынке появился покупатель. У нас за три года в три раза увеличилось количество товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов. В три раза! И, казалось бы, динамика очень хорошая, но это увеличение в три раза позволило выйти на цифру 0,45 процента от всех домостроений в России. Это означает, что только 0,45 процента покупателей сформировано для того, чтобы в нормальных условиях оформлять гражданско-правовые отношения с поставщиком услуг. И, конечно, ситуация без решительного изменения ее в этом случае невозможна для того, чтобы потребитель законным образом мог отстаивать свои интересы.

В этой связи изменение в законодательствах, как в жилищном, так и в градостроительном, позволяет упростить процедуры и создать условия для того, чтобы такие институты – институты покупателей, потребительские институты – возникали гораздо проще. Это первая задача.

Вторая задача – это формирование среды для того, чтобы производители услуг, поставщики услуг могли работать, скажем так, в бизнес-условиях в нормальной экономической среде, в понятной, в прозрачной, для того чтобы туда в конце концов пришел просто нормальный бизнес. И этому на сегодняшний день посвящено четыре закона. Два из них уже находятся в Государственной Думе. Это законы, связанные с инвестиционными соглашениями, по сути с концессиями, на условиях которых бизнесу можно переходить на долгосрочную работу в коммунальный сектор. Это законодательство, которое связано с тарифным регулированием, которое позволяет создать опять‑таки прозрачную, понятную для бизнеса конструкцию по регулированию тарифов. И это закон, который связан с ограничениями в обороте имущества муниципалитетов, относящегося к коммунальному сектору, и с общим финансовым оздоровлением жилищно-коммунального хозяйства.

Вот эта часть пакета нацелена на то, чтобы во втором блоке – блоке поставщиков услуг – создать нормальную экономическую среду и условия для прихода туда бизнеса.

Третий момент, который сейчас находится на завершающей фазе, – это разграничение ответственности между всеми уровнями власти по поводу той или иной степени участия в проблематике коммунального хозяйства. Весь этот пакет законов принят, и сейчас заканчивается формирование постановлений Правительства, всех подзаконных актов, которые необходимы для запуска системы разграничения ответственности между уровнями власти, что позволит совершенно точно финансировать те обязательства, которые у каждого уровня власти – федерального, регионального, местного – есть по отношению либо к категориям потребителей, либо к самому коммунальному хозяйству.

И четвертый блок, четвертая точка – это система поддержки со стороны федерального центра, со стороны федеральных бюджетов. Поддержки тех действий, которые направлены на создание нормальной экономической среды в коммунальном хозяйстве. Речь идет о том, что мы сегодня достаточно много средств тратим в качестве различных вариантов поддержки этого направления, но, как правило, они все не соединены друг с другом, разрозненны и не всегда обусловлены тем, как происходят реальные изменения в этом секторе на местах.

Предлагается перейти к режиму софинансирования или дополнительной финансовой помощи, но на условиях реализации системных мер на муниципальном и региональном уровне, которые позволяли бы переводить в эффективную экономическую нормальную форму существование ЖКХ. Причем это все не на пустом месте, у нас три года идет эксперимент в девятнадцати субъектах, и ход этого эксперимента показывает, что те субъекты, которые начали планомерную системную работу по этому блоку отношений, на сегодняшний день сумели для себя решить проблему подготовки к зиме; сумели на 15–30 процентов сократить текущие издержки на функционирование коммунального хозяйства и так далее. И в этом смысле именно такие действия субъектов и муниципалитетов должны поддерживаться финансовой помощью со стороны федерального бюджета.

Вот это основной блок, который был принят Правительством в качестве первоочередной задачи, и он очень тесно связан с тем жилищным пакетом, который рассматривается в Государственной Думе.

Судьба жилищного пакета на сегодняшний день выглядит следующим образом:

двадцать пятого числа Дума выделяет специальный день, когда будет целиком рассматриваться следующая стадия по законопроектам из этого пакета. Десять законов будут рассмотрены во втором чтении, и еще девять – в третьем чтении.

Мы надеемся, что, сохраняя такой темп при переработке огромного количества поправок, предложений, замечаний, мы все‑таки до конца года по первому национальному проекту, по проекту рынка доступного жилья сумеем завершить всю законотворческую работу.

В.Путин: Это очень важно, и можно сроки зафиксировать. Депутаты тоже включились достаточно активно. Я знаю, недавно разговаривал с Председателем Думы. Нужна очень слаженная работа, потому что у нас это затянуто безмерно.

В девятнадцати регионах идет эксперимент, Вы сказали, три года уже. Достаточный срок для того, чтобы посмотреть, сделать выводы, скорректировать все, что до сих пор делалось соответствующим образом, и принять уже окончательное решение.

Что у нас в ТЭКе сейчас происходит?

В.Христенко: О ситуации в ТЭКе я Вам докладывал по итогам девяти месяцев. Сейчас есть последняя оперативная информация по десяти месяцам.

По десяти месяцам ситуация выглядит следующим образом: во‑первых, продолжается увеличение объема добычи нефти.

В.Путин: А цены на бензин?

В.Христенко: А цены на бензин продолжают следовать за мировыми ценами на нефть и на бензин, в том числе наши внутренние цены.

За десять месяцев мы добыли 381 миллион тонн нефти. По нашим оценкам, до конца года объем добычи составит 460 миллионов тонн. Это выше, чем наши сценарные условия в энергетической стратегии, но в определенной степени это продукт благоприятной мировой конъюнктуры, поскольку основной прирост добычи весь идет на экспорт.

В этом смысле лидером у нас по объему добычи за десять месяцев остается компания «ЮКОС» – более 71 миллиона тонн добыто. По абсолютному приросту лидером добычи является «ТНК-BP» – за десять месяцев прирост добычи составил около 7,5 миллиона тонн. А если смотреть в удельном отношении, то из первой десятки крупнейших компаний, обеспечивающих наибольший рост, выше десяти процентов роста обеспечили «ТНК-BP», «Роснефть», «Славнефть» и «Сургутнефтегаз». И хотя темпы роста добычи ниже в нефтяном секторе, чем в прошлом году, они остаются на уровне около десяти процентов, что выше и общего промышленного роста, и выше темпов роста ВВП, то есть остается, правда, одна существенная проблема в этом секторе – это отставание прироста добычи от прироста запасов. В этом смысле мы, безусловно, обязаны приложить усилия для того, чтобы воспроизводство минерально-сырьевой базы, прирост запасов, по сути – оценка богатства, которым мы обладаем в этом секторе, опережала добычу.

В.Путин: Значит, нужно вкладывать деньги в этот сектор.

В.Христенко: Да, нужно вкладывать деньги .

В.Путин: Мы с Юрием Трутневым [Министром природных ресурсов] недавно разговаривали, у него есть соответствующее предложение по увеличению бюджетных расходов на эти цели в два раза. Вы это поддерживаете?

В.Христенко: Да, мы работаем в плотном контакте с Министерством природных ресурсов по этому поводу и, конечно, поддерживаем те усилия, которые направлены как через прямое финансирование со стороны бюджета, так и через создание правовых условий в рамках нового законодательства, которые позволяли бы в большей степени и заинтересовать компанию вкладывать, и контролировать вложения компании в прирост запасов.

В.Путин: Хотел бы вернуться к ценам на бензин. Ценообразование должно быть, конечно, рыночным, но не спекулятивным. Правительство как‑то следит за этим?

В.Христенко: Владимир Владимирович, два года назад те законодательные решения, которые были приняты, по сути, привязали динамику внутренних цен на нефть к динамике цен на внешнем рынке. Поскольку основная составляющая на сегодняшний день в себестоимости нефтепродуктов – это налог на добычу полезных ископаемых. И та дискуссия, которая шла по поводу рентных платежей и участия государства в использовании того богатства, которое нам предоставили недропользователи, оно завершилось именно принятием этих поправок к Налоговому кодексу, которые привязали внутренний налог на добычу полезных ископаемых к внешней цене на нефть. Это означает, что с ее ростом увеличивается налоговая нагрузка и изъятие в бюджет средств от нефтепереработчиков, но следом за этим следует и цена.

Могу сказать, что с момента принятия этого закона рентабельность нефтепереработки сократилась почти в три раза, и она сегодня находится в диапазоне 8–12 процентов.

В.Путин: А в других секторах рентабельность сколько?

В.Христенко: Гораздо выше.

В.Путин: Сколько?

В.Христенко: Если мы возьмем разные сектора, например, в металлургии – это 50 процентов на сегодняшний день с учетом конъюнктуры, там нет таких изъятий. В среднем по промышленности этот параметр порядка 15 процентов.

В.Путин: Там нет такого роста цен на мировых рынках.

В.Христенко: Даже при таком росте цен такая невысокая рентабельность по нефтепереработке. Это один фактор. Есть, конечно, и другие факторы, которые влияют на эту ситуацию. Эта ситуация связана с региональной монополизацией рынков. Совершенно очевидно, что меры антимонопольного законодательства, которые существуют на сегодняшний день, если сказать, что они недостаточны, – это почти ничего не сказать. Они очень слабые, очень тяжелые по исполнению. По сути, практика их применения показала, что даже удовлетворение претензий антимонопольных органов в лучшем случае наступает через девять–двенадцать месяцев и, как правило, не соответствует по размеру затратам.

В.Путин: Давайте на эту тему поговорим поподробнее.

5 ноября 2004 года, Ново-Огарево