Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Давайте начнем с поездки Алексея Леонидовича [Кудрин] в Новосибирск. Алексей Леонидович, несколько слов расскажите о том, как шла дискуссия с губернаторами, Ваши впечатления и оценка готовности к практической реализации этих решений, которые были приняты в сфере разграничения полномочий.
А.Кудрин: Владимир Владимирович, в совещании межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» участвовало 16 руководителей регионов и руководителей законодательных органов регионов, а также мэры крупнейших городов всех регионов и даже представители муниципальных образований уровня поселений. Мы обсуждали и некоторые вопросы с перспективой на 2006 год: подготовка к введению и закреплению за муниципальными образованиями также и расходных, и доходных полномочий.
Совещание проходило почти четыре с половиной часа, выступили все руководители или представители от каждого региона, обрисовали свою ситуацию. В целом могу сказать, что все регионы подготовили свои планы перехода на новые условия по обязательствам расходной части своих бюджетов, уточнили свои доходные полномочия в связи с принятием решения на трехсторонней комиссии при подготовке к третьему чтению всех абсолютных величин: трансфертов, дополнительных видов помощи. Они это максимально учли. Практически все регионы приняли свои бюджеты в первом чтении. И вот сейчас, во втором чтении, будут уточнять после наших добавок.
В целом сложность ситуации нами оценивается из 16 регионов по пяти регионам. Остальные регионы, мы уверены абсолютно, готовы и, включая использование своих полномочий, своих конституционных прав, сбалансировали свои бюджеты.
В целом мы уверены, что и по этим пяти регионам, которые мы выявили как сложные, по нашим объективным данным, это связано в том числе с изменениями налогового законодательства, с большей централизацией налога на добычу природных ресурсов, мы сумеем подготовить меры, которые позволят всем регионам адекватно подойти к 1 января.
Среди таких ключевых решений, которые мы приняли на месте, просьба регионов: в фонд трансфертов из федерального бюджета направить в субъекты Российской Федерации по тем графикам, которые они представят. Такие финансовые возможности у федерального бюджета есть. Таким образом, мы можем в январе-феврале дать большую финансовую помощь, которая предусмотрена в целом на год, и это позволит первые месяцы, самые трудные с точки зрения проведения всех мероприятий, и в том числе повышения заработной платы, абсолютно уверенно пройти всем регионам.
Это было воспринято как абсолютно позитивное решение, то есть мы можем, к примеру, трехмесячный трансферт дать в январе-феврале, также и по году распределить соответствующие ресурсы в зависимости от сезонной необходимости, потребности.
Вторая тема, которую мы согласовали на месте и подготовили, – это возможность проведения реструктуризации тех ссуд и кредитов, которые регионы брали раньше. Причем в случае выполнения в течение года в следующем году нормативов, связанных с недопущением задержки по заработной плате, неувеличением кредиторской задолженности в жилищно-коммунальном секторе, есть возможность впоследствии через норму закона прийти к списанию частично такой задолженности, которая сложилась перед федеральными властями. Причем многие регионы поддержали, что здесь не должно быть полного списания, поскольку ряд регионов балансировал раньше бюджеты, не накапливал такую задолженность, поэтому те, кто накопил такую задолженность, они как бы получатся в некотором привилегированном положении. Поэтому было предложено сделать это в течение двух-трех лет вот такой реструктуризации с возможным частичным списанием в случае выполнения всех нормативов по сбалансированности бюджета. Это было также позитивно воспринято.
Я довел до руководителей регионов решение, которое приняло Правительство на последнем заседании о возможности и подготовке решения по реструктуризации жилищно-коммунального хозяйства, прежде всего перед федеральным бюджетом. И мы считаем, что в этой реструктуризации примет участие и РАО ЕЭС, и «Газпром». Тем самым значительная часть задолженности может быть реструктурирована, тем самым будет снято некоторое напряжение с 2005 года. В этой связи я повторяю, что вот такие решения и дополнительные решения, которые мы подготовим в ближайший месяц для этих регионов, будут достаточными, чтобы войти в эту ситуацию.
Конечно, наша совместная с профсоюзами договоренность об общих параметрах повышения заработной платы в следующем году в бюджетной сфере, которое в части регионов принято в рекомендательном порядке, конечно, их тоже мобилизовало. Они несколько изменили графики своих повышений зарплат. Это несколько удорожает те меры, которые они планировали первоначально, но тем не менее они считают, что это целесообразно, и будут также принимать решение в рамках уже принятых обязательств. Другое дело в том, что многие высказались за то, что рост для их бюджетов сверх 30 процентов в течение года будет достаточно непосильной задачей, то есть это их бюджет поставит на грань срыва и по выплате, и по срокам заработных плат и, возможно, затруднит решение других важных проблем: по поддержке жилищно-коммунального хозяйства, прохождению осенне-зимнего периода, выплате детских пособий, других решений. Поэтому они говорят, что то принятое уже решение – оно нами будет исполнено, рекомендации восприняты, но менять его сейчас на этом этапе было бы серьезно обременительным и с риском для сбалансированности бюджетов в целом.
Мы также договорились о том, что по результатам первого квартала в резервный фонд запланировано из оставшихся нераспределенных в федеральном бюджете пять миллиардов рублей, что будет дополнительной страховкой для тех регионов, которые в этой ситуации по факту прохождения квартала окажутся также в сложной ситуации, поскольку количество изменений, которые вводятся, достаточно большое, и мы не всегда точно можем предсказать, как у каждого региона пойдет доходная часть, как сложатся вопросы по расходам. Поэтому такая страховка – она на сложный случай также предусмотрена.
В целом, как я сказал, это всеми воспринято как возможность и сбалансированности бюджетов на 1 января, несмотря на сложности, которые дает такой переходный год. Такой нервозности не было, и все в целом поддержали те меры, которые были приняты в 122-м законе, который связан с разграничением полномочий и монетизацией ряда льгот, заменой денежной компенсацией как в целом необходимой, а некоторые регионы пошли даже дальше – они переходят в следующем году на монетизацию жилищно-коммунальных услуг. Это некоторые наиболее передовые регионы по сбалансированности, по своим технологиям бюджетного планирования, исполнения. Они даже считают, что это даст им дополнительные возможности адресной поддержки.
В целом я специально подготовил проект протокола по всем пунктам, которые мы договорились проработать, которые адресованы к отдельным министерствам и ведомствам в части проработки некоторых механизмов. Кстати, большое внимание было уделено использованию социального пакета в части обеспечения медикаментами тружеников тыла при 50-процентной оплате этого за счет местных бюджетов и 50-процентной – самими льготниками, как это и было в действующем законодательстве, где государство по этой категории несло 50-процентную нагрузку.
В этой связи многие сейчас готовы подключиться, мы договорились с Михаилом Юрьевичем [Зурабовым], что в течение месяца все регионы получат пакеты документов и соглашений по вхождению в эту систему, то есть это будет сделано в течение месяца, а в декабре в регионы уже будут направлены первые запасы медикаментов, которые должны будут быть базой для обеспечения с 1 января.
Эта информация также была серьезно обсуждена, все дополнительные инструкционные материалы будут направлены в регионы.
В.Путин: Тем не менее многие губернаторы обращаются ко мне со своими озабоченностями. Вы это знаете, до Вас дошла телеграмма читинского губернатора?
А.Кудрин: Да, конечно. Он присутствовал на совещании, он выступил, мы потом с ним отдельно встретились. Завтра он проходит согласование и собеседование, которые мы теперь со всеми регионами по очереди и в индивидуальном порядке проводим в Министерстве финансов и Министерстве здравоохранения и социального развития. Завтра читинская будет у нас.
Я могу привести и другие примеры. Вот, например, по Мурманской области – они отчитались, в том числе и на комиссии в Правительстве, которую возглавляет Михаил Ефимович Фрадков. Вы специально в самой телеграмме указали, чтобы посчитать и пересчитать их доходы и расходы. Вот когда мы стали это с ними делать, это поставило их в некоторое затруднение, показало некоторые вопросы, которые они еще сами не додумали. Сейчас они нас попросили отложить этот пересчет, и они подготовятся к этому пересчету более адекватно.
В.Путин: Хорошо. Я тем не менее попрошу Вас и всех других коллег продолжать работу с регионами очень настойчиво и понимая, что вопросы, которые сейчас приходится рассматривать, формально и юридически сегодня должны быть рассмотрены на уровне Правительства. Тем не менее это нужно сделать на переходном этапе обязательно и нужно сопровождать все намеченные планы как у нас в центре, так и в регионах, надо сопровождать обязательно мониторингом и поддерживать регионы там, где это необходимо, как это сейчас наметилось. Михаил Ефимович, я Вас тоже прошу обратить на это соответствующее внимание.
М.Фрадков: Это один из главных вопросов. Мы вообще подняли пласт вопросов социального обеспечения. Все вопросы, которые мы решаем, и реализация 122-го закона о разграничении полномочий, по сути, мы решаем проблемы адресной социальной поддержки населения.
В.Путин: Нужно, чтобы не спекулировали на этих сложностях, но и не «провалились» те, кто добросовестно исполняет свои обязанности перед людьми. И, Алексей Леонидович, я бы Вас попросил принять участие в мероприятиях, связанных с подготовкой к 1000-летию Казани. Как там вообще идет работа?
А.Кудрин: Владимир Владимирович, по Вашему поручению я проведу заседание оргкомитета по подготовке празднования 1000-летия города Казани. Это будет одно из очередных заседаний. Я думаю, что оно не последнее. В начале следующего года проведем окончательное – уже на финишной прямой, перед празднованием.
Конечно, основные мероприятия посвящены не празднованию, а обустройству и развитию региона, прежде всего развитию социальной сферы, базы образования, дорог, замены ветхого жилья, строительства метро. Новый мост будет построен и другие мероприятия, в которых участвуют все министерства и ведомства.
На этом заседании будут присутствовать представители министерств и ведомств. Мы проведем оргкомитет в Казани. Надеюсь, что все мероприятия, которые запланированы к самому празднованию, будут завершены.
В.Путин: Вы упомянули о некоторых изменениях в налоговом законодательстве, которые запланированы и объявлены уже. Я имею в виду налог на добычу природных ископаемых, допустим. Мне на прошлой неделе Министр Трутнев докладывал о концепции недропользования. Может, кто‑то по этому поводу сказать несколько слов? Пожалуйста.
Г.Греф: В соответствии с планом на заседании Правительства мы должны в декабре внести в Правительство проект закона о недрах. Мы сейчас совместно с Министерством природных ресурсов активно работаем над законопроектом. Проект закона готов. Сейчас идет его обсуждение. Я думаю, что в конце ноября он будет разослан по министерствам. Это принципиально новый документ, который соответствует реалиям сегодняшнего дня.
Старый закон, к сожалению, не позволяет эффективно осуществлять контроль за недропользованием и гарантировать права недропользователей на недра.
Все проблемы, которые сейчас возникают на практике, мы постарались учесть. Он получается достаточно сложным с точки зрения юридической техники. Сейчас над ним работает группа юристов, чтобы все, что написали и изложили специалисты, «причесать» юридически. Думаю, что к концу ноября законопроект будет готов.
В.Путин: Насколько я понимаю, одна из основных идей заключается в том, чтобы он был прямого действия. С тем чтобы чиновники в наименьшей степени вмешивались в процесс распределения лицензий.
Г.Греф: Уход от лицензий и переход на гражданско-правовые договоры о предоставлении в пользование недр – во‑первых, будет детально расписан порядок предоставления недр. Такие условия будут созданы – мы постараемся вообще уйти от всех подзаконных актов. И второе: это будет такой солидный документ, в котором должны быть прописаны все права сторон – и недропользователей, и государства. Поэтому это с точки зрения значимости дальнейшей разработки недр, конечно, очень важный документ будет.
Еще два документа разработаны и направлены в Госдуму – это Водный кодекс, Лесной кодекс, то есть вся эта группа фактически закроет все природопользование. Следующий этап – это обновление природоохранного законодательства, над которым работа уже начата.
В.Путин (обращаясь к С.Иванову): Сергей Борисович, несколько слов, пожалуйста, о последних учениях, в том числе в Ракетных войсках стратегического назначения.
С.Иванов: На прошедшей неделе Военно-морским флотом и Ракетными войсками стратегического назначения осуществлены два успешных учебно-боевых пуска межконтинентальных баллистических ракет. В первом случае подводная лодка Тихоокеанского флота, которая, кстати, вернулась в строй после длительного ремонта, осуществила из подводного положения, из Охотского моря, пуск морской ракеты, который был успешно завершен, и учебно-боевые блоки прибыли на север европейской части России, то есть мы стреляли с востока на запад. И практически в тот же день Ракетные войска стратегического назначения из Архангельской области осуществили пуск передвижного грунтово-ракетного комплекса «Тополь» в направлении на восток, на наш полигон на Камчатке. Оба пуска, как я уже сказал, были успешными, и в обоих случаях блоки устойчиво сопровождались всеми наземными пунктами нашей системы предупреждения о ракетном нападении. Была подтверждена работоспособность всех систем управления и морской, и наземной ракеты и гарантийные сроки эксплуатации этих ракет. Вообще должен сказать, что Ракетные войска стратегического назначения в этом году осуществили уже шесть пусков, и два им еще предстоят в этом году. Первый пуск будет тяжелой ракеты «Сатана» впервые из позиционного района базирования, то есть прямо из шахты на боевой номер, как говорится, боевого управления.
В.Путин: Употребляйте, пожалуйста, нашу терминологию.
С.Иванов: То есть из того места, где эта ракета запускается.
Кроме этого до конца года мы должны провести последний пуск передвижного грунтово-ракетного комплекса «Тополь-М» (это уже современный комплекс), после чего мы планируем принять эту ракету на вооружение. После этого последнего пуска три предыдущих, напомню, были успешными, и в 2005 году планируем закупать эти ракеты в промышленности.
В.Путин: Вы мне говорили о некоторых проблемах с финансированием, есть они сейчас?
С.Иванов: Нет, сейчас таких проблем нет. Что касается флота, то Военно-морской флот в этом году осуществил уже 10 пусков межконтинентальных баллистических ракет, остался по плану один в этом году, по количеству это больше, чем в предыдущие годы. Должен также доложить, что наконец‑то мы вчера в 21.30 по московскому времени осуществили успешный пуск новой ракеты-носителя «Союз–2М» с космодрома «Плесецк». Я считаю, что это большой значительный шаг для нашей промышленности, не только оборонной, поскольку эта ракета-носитель будет использоваться как в военных, так и в гражданских целях, в том числе в планах международного сотрудничества с Францией на космодроме «Куру». Здесь важно отметить то, что новая ракета, созданная полностью по кооперации российской промышленности на современных цифровых российских технологиях, позволила увеличить полезную нагрузку сразу на 800 килограммов, а точность выведения космических аппаратов тоже возросла. При этом расчеты Космических войск примерно в два раза меньше по численности для вывода ракет-носителей космического аппарата, а точность выведения тоже сильно возросла. Хочу поблагодарить самарское предприятие «Прогресс», чьи рабочие сделали эту современную ракету-носитель. Все осуществляется по плану развития нашего военного космодрома «Плесецк». Это новый стартовый комплекс, новые системы управления, все новое.
В.Путин: Представьте предложения по награждению тех, кто работал и завершил эту работу успешно.
Сергей Викторович (обращаясь к С.Лаврову), когда состоится и когда мы можем ожидать оформления структур управления в Евросоюзе, с тем чтобы продолжить эффективный диалог с Евросоюзом и осуществить планируемые ранее встречи?
С.Лавров: Я Вам докладывал, что процесс формирования Еврокомиссии затянулся, и они нам сообщили, что комиссия не может быть сформирована до 11 ноября, даты, на которую первоначально намечался саммит. Утверждение сейчас намечено на 18 ноября. И в этой ситуации 11 ноября смогут участвовать только те, кто уже уходит через несколько дней. Договорились поискать новые даты через две-три недели после утверждения комиссии. Это позволит провести полноценный саммит с участием тех, кто будет заниматься дальнейшей реализацией концепции «четырех пространств». Заодно это позволит получить дополнительное время для активизации этой работы, поскольку летом она была как‑то не очень приоритетной для Евросоюза, который был занят формированием Еврокомиссии. Так что надеюсь, что новые сроки, которые мы с ними согласуем до конца этого года, позволят им наверстать упущенное.
В.Путин: Хотелось бы, чтобы не только сроки согласовывались, но и содержательная работа не останавливалась, хотя я прекрасно понимаю, что сейчас сложно нашим коллегам будет – новые люди приходят, им сейчас нужно включиться в работу, – но тем не менее аппарат‑то работает. Поэтому желательно было бы, чтобы мы поехали не только познакомиться с составом комиссии, но и наполняемость была бы хоть какая‑то, хотя бы содержательным диалогом, если мы не успеем выйти на какие‑то договоренности, выраженные на бумаге, в документах. Новый состав приступает к работе, но все‑таки чтобы содержательная часть нашего диалога не выхолащивалась.
С.Лавров: По всем «четырем пространствам» продолжаются консультации, они идут на экспертном уровне в отсутствие новых комиссаров. Здесь вопрос мы держим на контроле и надеемся, что субстантивно будет о чем поговорить.
В.Путин: Хорошо. Всем спасибо.
9 ноября 2004 года, Москва, Кремль