Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Заключительное слово на российско-турецком деловом форуме

6 декабря 2004 года, Анкара, Союз палат и бирж Турции

В.Путин: Прежде всего хочу вас поблагодарить за деловой подход к сегодняшней встрече. Это чувствовалось во всех выступлениях. Чувствовалось знание ситуации и заинтересованность в развитии отношений. Если позволите, я бы сделал буквально несколько замечаний по поводу того, что я услышал.

Я абсолютно согласен с выступавшими и с господином Премьер-министром: нужно дать поручение нашим министерствам иностранных дел и решить вопрос, касающийся облегчения визового режима для делового сообщества. Мы вышли на такой режим взаимодействия с некоторыми нашими партнерами даже в шенгенской зоне: с Италией подписали соответствующее соглашение, с Францией, с Федеративной Республикой Германией, а с Турцией – сам бог велел. Нужно такое поручение дать. Если господин Премьер-министр не возражает, я по возвращении в Москву сразу такое поручение сформулирую.

Я считаю, что правы те, кто отметил неиспользованные резервы на рынках третьих стран. Это касается не только Ирака. Мы с вами всегда много делали для того, чтобы в этой стране была стабильность. Россия – традиционный партнер Ирака. Сегодня в Москву прибывает господин Премьер-министр господин Алауи. Завтра у меня с ним встреча. Мы будем обсуждать весь комплекс нашего взаимодействия, в том числе и в энергетике. И, конечно, здесь опыт турецких фирм может быть вполне востребован.

Но повторяю, дело не только в Ираке. Если мы реализуем те масштабные проекты, о которых мы говорили сегодня на встречах с Президентом, с Правительством, и еще будем говорить с Премьер-министром, то мы можем рассчитывать на то, что сможем изменить качество наших турецких партнеров в мировой энергетике. Я имею в виду и хранилище газа, и транспортную, нефтяную и газовую инфраструктуру. Вот здесь сидят люди, которые этим занимаются, другие предприниматели. Я уверен: выход на рынки третьих стран, в том числе и с высокотехнологичной продукцией, скажем, с продукцией военно-промышленного комплекса, мы с вами легко можем осуществить на очень высоком уровне и с большой степенью вероятности успеха. Здесь нет никаких сомнений.

Важным считаю, конечно, то, что вы обратили внимание на работу российских таможенных служб и на законодательство. Вы наверняка знаете, что в прошлом году принят Таможенный кодекс. Он должен еще начать функционировать в полном объеме. Надеюсь, что позитивный эффект будет замечен.

Теперь по поводу туризма и чартеров. Это, конечно, предмет коммерческих переговоров, но в принципе я согласен, что все должно быть сбалансировано. А что касается нетарифных барьеров и таможни – это все проблемы неприсоединения России к Всемирной торговой организации. Я призываю все бизнес-сообщество, в том числе и наших партнеров в Турции, активно поддержать Россию в ее стремлении вступить в ВТО.

По поводу челночной торговли, я думаю, что мало кто будет спорить, что при всех плюсах для конкретных людей, а мы не должны о них забывать, прежде всего должны о них думать, но все‑таки эта торговля должна носить цивилизованный характер. Одно дело, когда человек завозит определенное количество товара для личного потребления, а другое дело, когда это превращается в бизнес, в коммерцию. Любое государство должно заводить это в цивилизованные рамки. Нужно только стараться делать это так, чтобы людям ущерба не наносить, а наоборот, создавать для них лучшие условия функционирования.

Здесь один из коллег упоминал о том, что в Черноморском регионе нет ни одного нефтеперерабатывающего завода. Это не совсем так – есть Туапсинский нефтеперерабатывающий завод. Этого, конечно, маловато, и мы готовы подумать на эту тему, в том числе и вместе с вами, не только в рамках приватизации в Турции тех или иных предприятий нефтеперерабатывающего комплекса. Это может быть и возведение новых объектов. Все возможно.

Теперь – к очень чувствительной теме, которая наверняка будет поднята нами еще в разговоре с Премьер-министром. Это определенный дисбаланс в торговле и возможность оплаты российского газа товарами и услугами. Вот выступал представитель строительной компании «Энка». У него объем – 2,7 миллиарда долларов США. А у всех наших строителей на турецком рынке – 400 миллионов. Давайте спросим представителя компании «Энка», чтобы часть средств, которые он получает на российском рынке, была оплачена российскими товарами и услугами. Также если мы сейчас спросим господина Миллера: «Вы согласны, чтобы часть вашего газа была оплачена товарами и услугами?»

Я с вами буду говорить откровенно и надеюсь, что вы меня поймете. Как только начинается какой‑то двойной счет, по каким ценам, какие товары, какие услуги, кто будет все это обслуживать, кто это будет продавать, то жуликов и коррупционеров появится больше, чем товаров и услуг. Но это совсем не значит, что такой проблемы не существует – проблемы дисбаланса. Я думаю, что решать эту проблему мы должны цивилизованным способом.

Вот один из коллег выступал. Очень коротко, но очень хорошо. Он говорил о том, что мы не сделали. Вы знаете, я готов подписаться под каждым его предложением. Просто в десятку попал по каждому вопросу.

Наконец, очень важный момент, на который обратил внимание последний выступавший. Это процесс вступления Турции в ЕС. Мы желаем успеха Турции. Это выбор турецкого народа и турецкого руководства, но я с полной серьезностью отношусь к тому, что сказал выступавший коллега.

Я глубоко убежден, что, как бы ни складывались отношения Турции с Евросоюзом, в ходе этого процесса нельзя забывать о том результате, который будет получен в ходе переговорного процесса и достижения этой цели. Это очень серьезно. Сегодняшняя потребность Турции в природном газе – 20 миллиардов кубических метров в год. Из России на регулярной основе поступает 14 миллиардов. Такая потребность Турции с учетом темпов роста будет увеличиваться.

Однако нам известно, что в Евросоюзе существуют определенные ограничения на поступление энергоносителей из одной страны. Я не думаю, что где‑нибудь еще Турция получит достаточно дешевый энергетический ресурс на такой регулярной основе, кроме как из России. Могут возникнуть серьезные вопросы.

Я уже не говорю о более мелких на первый взгляд проблемах, но тем не менее почему такой огромный поток туристов направляется из России в Турцию? Не только потому, что здесь хорошие отели и теплый климат. Потому, что Турция создала условия визового обмена, которыми я сам когда‑то пользовался. Приезжаешь в аэропорт, платишь 10 долларов, тебе шлепнули в паспорт штамп, и пошел спокойно. Вот эта простота в получении визы, особенно для туристов, крайне важна.

Как только Турция вступит в шенгенскую зону, а Россия не договорится с Евросоюзом, этот поток изменится. Так же, как и многие другие. Это просто наиболее зримая вещь, но и другие проблемы возникнут.

Это ни в коем случае не значит, что не нужно вести переговоры. Вам виднее – что делать, но в ходе этого переговорного процесса надо учитывать весь комплекс проблем и вопросов, связанных с национальными интересами.

Наконец, последнее: по поводу дисбаланса. Здесь говорили о том, что в Турции много смешанных браков, много невест появилось из России. Я считаю, что это явный дисбаланс. Я хоть и не успел многого заметить, потому что в основном смотрел по сторонам из окна автомобиля, но даже так я смог заметить, что здесь есть из чего выбрать. И если наши предприниматели получат необходимые условия для работы в Турции, то здесь будет больше ваших коллег, и они обратят внимание на турецких девушек, а они прекрасны. Я это подтверждаю.

6 декабря 2004 года, Анкара, Союз палат и бирж Турции