Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о совещании с членами Правительства

20 декабря 2004 года, Москва, Кремль

В.Путин: Начнем сегодняшнюю встречу с Михаила Юрьевича [Зурабова]. Михаил Юрьевич, мы с Вами многократно обсуждали проблемы, связанные с повышением пенсии в следующем году и увеличении выплат по детским пособиям. Они у нас, к сожалению, всегда были крайне низкими. Знаю, что сейчас приняты законы о бюджете Пенсионного фонда и социального страхования. Пожалуйста.

М.Зурабов: Те указания, которые были даны Правительству в части положений ряда федеральных законов, активно обсуждались в процессе доработки законопроектов во втором и третьем чтениях в Государственной Думе и определено, что индексация пенсий на следующий год будет происходить в два этапа – в апреле и августе. Среднее увеличение пенсий составит не менее 13 процентов, а что касается конкретной суммы, то мы предполагаем, что это увеличение будет не менее, чем на 235 рублей в среднем. Также в этом законопроекте определено, что окончательное решение о размерах индексации будет принято после того, как в апреле в Государственной Думе и Правительстве будет рассмотрен вопрос о доходах Пенсионного фонда в 2004 году.

Что касается увеличения размера единовременной выплаты по рождению ребенка, то размер такого пособия с начала будущего года будет увеличен с четырех с половиной до шести тысяч рублей. На это дополнительно потребуется 2,3 миллиарда рублей. Эти средства были изысканы и предусмотрены в бюджете Фонда социального страхования. Также будет принят ряд позитивных решений в ходе доработки законопроекта во втором чтении, в частности увеличение размера ежемесячной выплаты при несчастном случае на производстве, профзаболеваниях – с 33 тысяч до 43 тысяч рублей – и ряд других, не менее важных решений, касающихся детского отдыха на будущий год.

В.Путин: Спасибо. Михаил Юрьевич, где‑то проскользнуло Ваше высказывание по поводу того, что в стационаре на лечении больше пяти дней делать нечего. Я Вас прошу аккуратнее быть с такими высказываниями. Что Вы имели в виду, еще раз поясните, пожалуйста.

М.Зурабов: Обсуждался вопрос о необходимости инвестиций в здравоохранение для того, чтобы поднять технический уровень оснащенности лечебных учреждений. На сегодняшний день, как правило, в мировой практике крупнейших медицинских центров за рубежом технические средства и оборудование амортизируются, устаревают морально в среднем раз в пять лет. И для этого нужно, чтобы в течение этого периода оборудование эксплуатировалось с максимальной отдачей. Еще в 1997 году, когда рассматривалась концепция развития здравоохранения и медицинской науки, было определенно, что в Российской Федерации в общем объеме медицинской помощи приблизительно 20 – 25 процентов должно приходиться на интенсивно-терапевтические койки, на которых как раз средняя продолжительность пребывания должна быть от пяти до семи дней – с тем, чтобы максимально эффективно организовывать медицинскую помощь. При этом считается, что сейчас основной акцент в оказании медицинской помощи надо переносить на предгоспитальное лечение, эффективное медикаментозное лечение в достационарный период и, что очень важно, на санаторно-курортное лечение и долечивание. Когда обсуждали этот вопрос с медицинской общественностью, то говорили о том, что интенсификация медицинской помощи в укреплении материально-технической базы, конечно же, со временем приведет к тому, что среднее пребывание на койке пациента в Российской Федерации с 14 – 16 дней, как сейчас, постепенно снизится до уровня 5 – 7 дней. Вот об этом шла речь.

В.Путин: Я исхожу из того, что к этим нормам мы подойдем в том случае, если реально улучшим техническое состояние российского здравоохранения.

М.Зурабов: Об этом и шла речь.

В.Путин: Чтобы это не понималось в лечебных заведениях таким образом, что через пять дней в любом случае любого пациента будут выпроваживать за стены больницы.

М.Зурабов: Владимир Владимирович, мои формулировки были исчерпывающе понятными – это то, как в средствах массовой информации была изложена позиция.

В.Путин: Хорошо. Герман Оскарович (обращаясь к Г.Грефу), итоги ноября, пожалуйста.

Г.Греф: Подведены итоги ноября. К ноябрю рост валового внутреннего продукта составил 7,1 процента, месячный рост по отношению к октябрю 2004 года составил 0,4 процента. Прирост промышленного производства составил за одиннадцать месяцев текущего года 6,2 процента, и по сравнению с октябрем текущего года промышленное производство выросло на 0,2 процента. Накопленный рост ВВП за одиннадцать месяцев составил 6,9 процента.

В.Путин: Накопленный ВВП, да?

Г.Греф: Да, накопленный ВВП за одиннадцать месяцев.

В.Путин: Какие, по Вашему мнению, прогнозы по декабрю?

Г.Греф: Мы оставляем наш прогноз в силе. Мы считаем, что годовой прирост будет 6,8 – 6,9 процента, не ниже, это уже точно.

В.Путин: Не ниже 6,9 уже вряд ли опустится?

Г.Греф: Между 6,8 – 6,9. Может, будет даже 6,9. Мы прогнозировали 6,8, но сейчас динамика в ноябре в рамках плановой, поэтому, может быть, выйдем даже на 6,9.

По инфляции есть данные за 14 дней. Она выросла на полпроцента и составляет на 14 декабря текущего года 11,1 процента. Соответственно, до конца года она составит примерно 11,6 процента.

По десяти базовым отраслям в ноябре была следующая картина: в четырех базовых отраслях наблюдался рост, в четырех отраслях не было зафиксировано стабильного роста производства и в двух базовых отраслях – спад. В принципе, картина соответствует традиционной картине конца года, даже в этом году темпы, может быть, немного выше, чем в прошлом.

В.Путин: Хорошо. Сергей Дмитриевич (обращаясь к С.Лаврову), у нас сегодня начинаются межправительственные консультации с немецкими партнерами. Степень готовности с нашей стороны и основные проблемы, которые мы будем обсуждать?

С.Лавров: Была проведена активная подготовительная работа в сотрудничестве со всеми ведомствами, и консультации ожидают быть достаточно насыщенными. Помимо Ваших встреч с канцлером ФРГ и переговоров между соответствующими министрами двух правительств запланировано пленарное заседание, на котором Вы с канцлером подведете итоги прошедшего года, итоги работы по выполнению Ваших с ним предыдущих договоренностей. Планируется принять ряд важных документов. Отмечу программу действий по реализации Вашего с канцлером заявления от 9 сентября по борьбе с терроризмом: программа подготовлена в рамках Рабочей группы высокого уровня, которая эффективно поработала, и содержит конкретные направления взаимодействия конкретных служб и организаций двух стран.

Будет подписано важное межправительственное соглашение о молодежном сотрудничестве – также в развитие Ваших договоренностей, документы по развитию транспорта, по спасению на море. Готовится к принятию программа в области здравоохранения, и будет подписана договоренность о проектировании и создании скоростного электропоезда нового поколения. Так что и в политической сфере, и в экономической, и в социальной – целый ряд документов, которые поднимают наше сотрудничество на новый уровень.

В.Путин: Сергей Дмитриевич, есть ли какие‑то вопросы, которые мы планировали подготовить, но по каким‑то причинам этого сделать не смогли? Я имею в виду какие‑то текущие вопросы экономического, политического характера.

С.Лавров: Нет. Могу сказать, что успешно работают механизмы, которые созданы на основе соответствующих соглашений, в частности и военный транзит в Афганистан. Соглашение ратифицировано, подписан дополнительный протокол, помимо воздушного, по наземному транзиту. Прошла серия форумов с участием деловых людей. Развиваются, по их оценке, достаточно интересные совместные проекты. Так что таких «зависших» вопросов нет, включая и сотрудничество в международных организациях, в рамках «восьмерки», в рамках Совета Россия – НАТО, да и в нашем диалоге в Евросоюзом Германия играет весьма конструктивную роль.

В.Путин: Мы вчера на совещании Совета Безопасности в узком составе обсуждали достаточно подробно и долго проблемы социального положения военнослужащих. В Министерстве обороны была проведена коллегия по распределению бюджетных ассигнований на 2005 год.

С.Иванов: На днях провели коллегию в Министерстве обороны, где рассматривали вопросы распределения средств по новой бюджетной классификации расходов Минобороны на будущий 2005 год. Я бы хотел напомнить, что по Министерству обороны только по графе национальной обороны предусматривается на будущий год выделение средств в объеме 472,5 миллиарда рублей. Это свидетельствует о том, что тенденция последних лет, направленная на максимально полное удовлетворение нужд Вооруженных Сил, выдерживается, и расходы по национальной обороне в будущем году существенно возрастают.

Я бы привел здесь две такие ключевые, как мне кажется, важные цифры. Мы на коллегии решили, что расходы на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск в будущем году возрастут по сравнению с этим годом на 16,6 миллиардов рублей, а расходы по государственной программе вооружений 2005 года будут увеличены на 44,1 миллиарда рублей.

Из вопросов, которые вызывают определенную озабоченность, я бы назвал два тоже ключевых. Прежде всего то, что Вы упомянули, – это социально-экономическое положение военнослужащих. Мы здесь будем работать вместе с Минфином в тех рамках и критериях, которые мы уже принципиально обговорили.

И второй вопрос, который, конечно, беспокоит всех военных, – я поднимал этот вопрос во время подведения итогов в Вашем присутствии в Минобороне в ноябре: это рост тарифов на услуги естественных монополий, которые часто в течение года опережают те цифры, которые нам даются при планировании бюджета. Прежде всего это касается горюче-смазочных материалов, нефтепродуктов, авиакеросина, а также услуг РАО «РЖД» по грузовым и пассажирским перевозкам. Мы с Правительством уже договорились, что этот вопрос будем мониторить, и в случае, если тарифы будут расти опережающими темпами, своевременно на это реагировать, чтобы не останавливать боевую подготовку и жизнедеятельность войск.

Что касается программы вооружений, то хочу доложить, что мы все больше и больше завершаем НИОКРы, опытно-конструкторские работы, в которые мы вкладывали деньги в 2003 и 2004 годах, и все больше в 2005 году будем осуществлять серийные закупки готовой продукции. В этой связи хотел бы упомянуть, что мы завершили все опытно-конструкторские работы и приняли на вооружение (в 2005 году начинаем закупать) новую боевую машину десанта БМД-4. Это уникальная машина, гусеничная, бронированная, плавающая, авиадесантируемая, которая пойдет на нужды ВДВ. На вооружении у нее стоит стомиллиметровое орудие, которое впервые в истории стреляет не только снарядами, но и управляемыми ракетами. По своим боевым характеристикам она в пять раз превосходит БМД-3, которая стоит на вооружении ВДВ: одна машина замещает буквально пять предыдущих.

И последнее, Владимир Владимирович, мы в эту пятницу планируем с Германом Оскаровичем [Грефом] посетить полигон Плесецк, где у нас будет, во‑первых, два пуска: один по линии РВСН, второй по линии Космических войск. Кроме этого, мы хотим с Германом Оскаровичем на месте посмотреть ход выполнения программы развития космодрома в Плесецке и перспективы ее выполнения в 2005 году, потому что нам надо идти вперед и делать все для того, чтобы тяжелая ракета «Ангара» у нас была оборудована в Плесецке всем необходимым.

В.Путин: Это очень правильно, потому что мы много раз ранее говорили, что у нас флот и сухопутные войска остались без должного внимания, но нам сегодня и завтра нельзя забывать и о РВСН, в том числе о новейших разработках в этой сфере, – вы знаете, о чем я говорю. Нельзя останавливаться на проведенных работах и успешных испытаниях, сроки определены. Я прошу, чтобы они исполнялись безусловно.

Михаил Ефимович (обращаясь к М.Фрадкову), я знаю, Вы будете рассматривать среднесрочную программу. Есть у Вас какие‑нибудь комментарии?

М.Фрадков: Да, Владимир Владимирович, в среду на заседании Правительства мы будем рассматривать среднесрочную программу социально-экономического развития до 2008 года. Мы сейчас развернули широкое обсуждение этого проекта, начали обсуждать в Государственной Думе, провели первое рассмотрение в комитетах, подключили к этому бизнес-сообщество, ученых, то есть мы не снимаем с повестки дня задачу удвоения ВВП в течение 10 лет, но пытаемся разорвать этот замкнутый порочный круг зависимости роста нашей экономики только от цен на нефть. Поэтому ищем ответы в этой программе, как развивать экономику с опорой на внутренние источники роста. Поэтому несколько месяцев назад мы дали задание нашим министерствам разработать стратегию развития в своих отраслях. Такие материалы подготовлены. Хотелось, чтобы они действительно поглубже анализировали ситуацию, но тем не менее уже есть возможность вмонтировать эти стратегии в среднесрочную программу. Вот это и будет предметом обсуждения на заседании Правительства, то есть мы должны ответить, как обеспечить экономический рост за счет качественных возможностей этого роста и как решать при этом социальные вопросы. Такие непростые задачи, но только вовлекая в это обсуждение всех, кто в этом заинтересован, я думаю, мы сможем организовать работу.

В.Путин: Мы многократно обсуждали необходимость перехода к инновационной экономике, и я знаю, что у Министерства экономического развития и торговли были предложения, соответствующие дискуссии шли в Правительстве, в частности с Минфином, с другими ведомствами – дискуссии по поводу создания высокотехнологичных зон. Последний раз, когда Вы у меня были (обращаясь к Г.Грефу), сказали что да, в целом мы договорились. Где проект документа?

Г.Греф: На этой неделе документ должен выйти согласованным из Министерства, мы провели совещание…

В.Путин: Согласованным?

Г.Греф: Согласованным.

В.Путин: Чтобы выхолащивания там не было!

Г.Греф: Обо всем договорились. Сейчас идет чисто техническая доработка всех нормативных формулировок.

В.Путин: Министерство согласно с этими замечаниями?

Г.Греф: В принципе по основным моментам мы договорились: там есть моменты, связанные с объемом и размером предоставления льгот. Думаю, что мы можем уже на заседании Правительства окончательно определить их размер.

В.Путин: Нам не нужна просто бумажка ради того, чтобы заявить какой‑то лозунг, – нужен реальный механизм, работающий на достижение той цели, которую мы перед собой ставим в этой области. И одна из ключевых вещей – мы это все прекрасно понимаем – это единый социальный налог для этого вида деятельности, потому что в высокотехнологичной сфере основные расходы связаны с заработной платой. Александр Дмитриевич [Жуков] подключался активно, он у меня был недавно, и мы обсуждали с ним этот вопрос. Я понимаю озабоченность, связанную с возможностью использования этих инструментов для жульничества, но это не должно нам мешать двигаться вперед, если мы считаем, что это правильный шаг, потому что мы не должны расписываться в том, что не можем эффективно администрировать.

Г.Греф: Дело в том, что у нас в среднесрочной программе развития несколько серьезных, фундаментальных подходов к созданию инновационного типа экономики, и создание высокотехнологичных зон – это только один из подходов. Безусловно, есть другие, в том числе условия работы экономики, инвестиционного климата, которые для этой сферы должны создаваться, – не только через технологические зоны.

В.Путин: Я понимаю, но нужно их внедрять. Вот мы об этих высокотехнологичных зонах говорим уже не первый год и всё обсуждаем, обсуждаем, обсуждаем – хотелось, чтобы уже были сделаны конкретные шаги.

20 декабря 2004 года, Москва, Кремль