Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Наша сегодняшняя встреча посвящена вопросам повышения эффективности работы власти. Очевидно, что эта тема затрагивает целый круг проблем – проблем, которые мы с вами уже неоднократно анализировали и здесь на Госсовете, и в личных беседах, и во время встреч в регионах.
Вы знаете, мы подробно рассматривали вопросы, затрагивающие полномочия различных уровней власти, совершенствования работы органов местного самоуправления, межбюджетные отношения.
Все это свидетельство того, что любые новации в вопросах государственного строительства должны быть подробно обсуждены, осознаны и поняты всеми участниками этого процесса.
Тем более это важно для федеративной и такой огромной по территории, по своим размерам страны, как наша, – страны, где субъекты Федерации имеют свои особенности и традиции, а также отличаются друг от друга темпами экономического роста и социального развития.
В этой связи хотел бы прежде всего обратить внимание на вопросы, которые предстоит решать вместе и в наступающем 2005-м году и в последующие годы.
Первая тема – это новый порядок наделения полномочиями глав регионов. Вы знаете, он определен в только что вышедшем в свет законе, и уверен, что вы его подробно изучили. Подчеркну лишь, что данный закон значительно повышает роль законодательных органов субъектов Федерации и, что крайне важно, создает условия для укрепления всей системы исполнительной власти в стране. Отмечу также, что речь идет как об усилении ответственности глав регионов, так и об их активной роли в подготовке важнейших государственных решений. Мы с вами это обсуждали многократно: практически с каждым из здесь присутствующих мы встречались, разговаривали на эту тему. Ваша позиция хорошо известна, ваши мнения были учтены при подготовке этих законов.
В ближайшем будущем нам с вами еще предстоит подробно обсудить вопросы, связанные с работой Совета Федерации. Мне бы очень хотелось найти такую юридическую формулу, при которой после создания единой системы исполнительной власти в стране главы субъектов Российской Федерации могли бы оказывать прямое непосредственное влияние на формирование федерального бюджета. Об этом мы еще должны подумать, посоветоваться, как это сделать, с тем чтобы не нарушать сложившуюся систему формирования Совета Федерации, с тем чтобы вам не сидеть там каждый день. Но по ключевому вопросу ваше мнение должно быть напрямую учтено. Очевидно, что подобные темы еще потребуют, как я сказал, дополнительных консультаций.
Однако уже в наступающем году начнется крайне насыщенный период предусмотренных законами преобразований, и я просил бы вас всемерно содействовать этому процессу, включиться в него и активно поработать так, как мы работали с вами в период подготовки этих законов.
Следующий вопрос, на который хотел бы обратить ваше внимание, – это продолжающийся процесс разграничения полномочий, в первую очередь в экономической и бюджетной сферах.
Если подходить сугубо формально, то сегодня ключевые «рычаги» здесь принадлежат федеральному центру. На деле, как вы знаете, все далеко не так: политика как будто одна, но на практике регионы живут очень по‑разному. И обеспечение действительного единства экономической политики в стране все еще является проблемой.
Территории подчас кардинально отличаются друг от друга и своим деловым, инвестиционным климатом, и условиями развития бизнеса, и соответственно – уровнем жизни людей. Причем даже прямое наращивание финансовой помощи из федерального бюджета не приближает подчас отстающие регионы к экономическому росту.
К примеру, консолидированные расходы субъектов Федерации, входящих в Южный федеральный округ – а вчера в ходе заключительной пресс-конференции было много вопросов по Южному федеральному округу, в том числе связанных с финансовой поддержкой федерального центра – так вот, без учета Чеченской Республики за последние четыре года поддержка со стороны федерального центра субъектам Юга России выросла в 2,6 раза. Финансовая помощь в расчете на одного жителя поднялась в 3,4 раза, однако при этом уровень безработицы не сократился, а вырос в 1,6 раза. О чем это говорит? Говорит о том, что деньги мы тратим неправильно, направляем не туда – деньги большие. Что нужно с ними делать? Создавать собственную экономику, собственные рабочие места, собственную налогооблагаемую базу. А мы что делаем? Доходы граждан были в полтора раза ниже среднероссийских, так и остались. И все это в самом неспокойном регионе России. Все это там, куда мы приоритетным образом направляем средства и где главной задачей является неуклонное повышение благосостояния граждан.
Подчеркну, что здесь есть вопросы не только к регионам, но и к Правительству Российской Федерации, особенно в части выполнения федеральных целевых программ. Как известно, их заказчиками и координаторами являются министерства и ведомства. И каждое из них, образно говоря, сначала «выбивает» средства, а потом возводит объекты, исходя из своих узковедомственных представлений о потребностях регионов и граждан. Это, кстати говоря, уже общая проблема, которая касается далеко не только Южного федерального округа. Что получается в итоге? Немало случаев параллельного финансирования так называемых однородных объектов. Например, школы в одном и том же субъекте Федерации могут строиться по заказу разных ведомств, и каждое из них в состоянии патронировать лишь свою программу.
И зачастую объекты здравоохранения, образования, ЖКХ превращаются в постоянно дорожающий долгострой. Очевидно, что в подобного рода инвестициях нет ни логики, ни пользы, ни порядка, а часто и здравого смысла.
Ситуацию такого непродуктивного расходования бюджетных денег, безусловно, надо менять. Во‑первых, требуется отработка реалистичного и всем понятного подхода к их распределению, особенно тех средств, которые идут на строительство объектов регионального и местного значения. Что я имею в виду? Мы должны будем обсудить это с Председателем Правительства – вот те средства, которые «выбиваются» ведомствами для решения, по сути, региональных проблем должны быть отданы губернаторам и на местах ими должны распоряжаться.
Во‑вторых, необходимо продолжать совершенствовать межбюджетные отношения и внедрять те механизмы, которые бы стимулировали развитие экономики в регионах и муниципалитетах. Считаю также, что проекты бюджетов дотационных регионов должны подвергаться независимому публичному аудиту.
Подчеркну, что без построения конкурентоспособной экономики мы не сможем создать сильное государство, способное повысить уровень жизни людей и, конечно, сделать их жизнь безопасной, в том числе защитить общество от террористической угрозы.
Еще один вопрос – расширение полномочий регионов. Считаю, что оно должно идти по пути делегирования части федеральных полномочий. Это, кстати, позволит сократить численность федеральных чиновников, работающих сегодня в регионах. Несмотря на все предыдущие решения, их количество еще довольно велико. Считаю также, что зарплата чиновников, работающих в регионах – получателях финансовой помощи должна начисляться в соответствии с типовой схемой должностных окладов, утвержденной Правительством Российской Федерации. Ясно, что наши коллеги в дотационных регионах не должны получать заработную плату меньше, чем в других. Она должна быть равной, но не больше – а иногда это даже неприлично.
Хотел бы также напомнить своим полномочным представителям в округах, что обеспечение на территориях эффективности работы федеральных органов является вашей первейшей обязанностью.
Теперь несколько слов о наших совместных задачах в связи с предстоящим переходом к выборам по партийным спискам. Скажу сразу, что власть вправе и обязана принять необходимые меры, чтобы в стране действовали крупные и ответственные перед избирателями партии – партии, имеющие четкие программные цели и представляющие интересы значительной части общества. Такие партии будут способствовать структурированию общественных интересов и обеспечивать политическую конкуренцию, без которой не может быть движения вперед.
Поэтому и в регионах, и на муниципальном уровне необходимо создавать условия для деятельности крупных общенациональных партий. Именно они в ближайшие годы должны будут доказать свою способность формировать ответственную власть включая уровень региональной власти и местного самоуправления.
Уважаемые коллеги!
Я остановился лишь на некоторых вопросах, обсуждение которых здесь, на Госсовете, считаю крайне важным. Поэтому хочу пригласить вас к активному и заинтересованному обсуждению о путях образования новой системы власти в регионах и об общеполитических проблемах.
Благодарю за внимание. Спасибо.
24 декабря 2004 года, Москва, Кремль