Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о совещании с членами Правительства

28 февраля 2005 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Как вы знаете, на днях состоялся российско-американский саммит, на котором были подписаны документы, подтверждающие высокий уровень российско-американских отношений и определяющие порядок нашей совместной работы на ближайшую и среднесрочную перспективу. Переговоры проходили на очень высоком уровне, в весьма доверительном тоне, и, уверен, это хороший шаг вперед в строительстве наших отношений с Соединенными Штатами Америки.

Теперь давайте вернемся к нашим текущим событиям. У нас сегодня присутствует здесь на встрече Рейман Леонид Дододжонович, который занимается в том числе и проблемами технопарков, о которых мы говорили на встрече в Новосибирске некоторое время назад. Леонид Дододжонович, доложите, пожалуйста, как идет работа по реализации тех планов, которые мы сформулировали.

Л.Рейман: Владимир Владимирович, позвольте Вам передать слайды для того, чтобы было наглядно.

В.Путин: Вы так устно бы рассказали.

Л.Рейман: Я Вам устно расскажу.

Владимир Владимирович, в соответствии с Вашими поручениями, которые были сформированы по итогам совещания, которое проходило в Новосибирске в январе месяце, и на основании этих поручений Михаил Ефимович [Фрадков] тоже подготовил соответствующее распоряжение, и сейчас ведется работа по целому ряду направлений, в том числе по направлению создания законодательной основы для поддержки отрасли информационных технологий. Совместно с Министерством экономического развития и торговли, с Германом Оскаровичем Грефом был подготовлен закон об особых экономических зонах, который длительное время рассматривался и на сегодняшний день является достаточно хорошо проработанным документом. В то же время хотелось бы обратить внимание на то, что этот закон в значительной степени обеспечивает поддержку производственной и технико-внедренческой деятельности компаний, и в то же время есть некоторые проблемы именно с IT-компаниями.

Вот на первом слайде показаны основные положения этого закона, модели, которые применяются в этом законе, и те вопросы, которые для IT-компаний данный закон решает не в полной мере. На втором слайде показаны две модели, которые предлагаются в законе, а именно это промышленно-производственная зона и технико-внедренческая зона. Промышленно-производственные зоны – это наличие значительных производственных фондов на территории, ввоз основных ресурсов и комплектующих из‑за рубежа. Технико-внедренческие зоны – это те зоны, в которых происходят разработка новых промышленных технологий, которые требуют упрощенного порядка ввоза образцов на территорию этих зон. Эти зоны хорошо работают для компаний, которые занимаются производством научно-технической продукции, а также имеют большие затраты на НИОКР.

В то же время для IT-компаний, которые занимаются производством и экспортом программного обеспечения и услуг по поддержке программного обеспечения, существует целый ряд вопросов, а именно особенностями этих компаний является то, что большое количество занятых в секторе услуг требует существенного снижения фонда оплаты труда. Об этом мы говорили тогда на совещании, и Вы дали соответствующие поручения по разработке систем поддержки. И сейчас такая работа ведется.

Особенностью этих компаний является сложность подтверждения факта экспорта IT-продукции и услуг и определения ее стоимости, в том числе, для цели налогообложения. Действительно, сегодня имеет место ситуация, когда очень часто продукты, услуги, которые производятся этими компаниями, по системе Интернет или другим виртуальным каналам передаются за рубеж, и определить сам факт экспорта подчас бывает довольно трудно.

Следующей особенностью является то, что сегодня компании работают так, что их работники распределены по территории страны. Иногда они работают из дома, иногда работают из различных офисов. И, по сути дела, очень важно, чтобы каким‑то образом можно было создать условия для того, чтобы эти сотрудники собирались вместе, но в то же время особенностью является территориальная разобщенность производства и невозможность учета всех занятых в процессе производства. И, наконец, наличие успешно действующих центров, которые сегодня есть и в Москве, в частности «Боинг-центр», и в Нижнем Новгороде – «Интел-центр». Это тоже особенность, которую нужно учитывать, и необходимо просто поддержать те центры, которые сегодня уже работают.

Далее. Мы провели определенные исследования мирового опыта и пришли к выводу, что существует два типа специальных режимов: это территориальная поддержка и отраслевая поддержка. Мы считаем, что наиболее полно целям развития российской IT-отрасли отвечает специальный отраслевой режим – это поддержка отрасли. Здесь, конечно, ключевым принципом является предоставление льгот компаниям, которые занимаются производством программного обеспечения и услуг. Подобного рода опыт существует в таких странах, как Ирландия, Израиль, Тайвань, и он на самом деле очень положительно себя зарекомендовал. В частности, Вы знаете, что Ирландия за последние семь лет действительно осуществила прорыв в IT-сфере, хотя на самом деле в классическом варианте такие особые экономические зоны не создавались. Там был создан режим поддержки компаний, работающих в данной отрасли.

И, наконец, мы предлагаем пять мер, которые могли бы поддержать компании отрасли. Это, во‑первых, введение института аккредитации IT-компаний с участием саморегулируемых организаций, когда компания, которая хочет получить такой режим, должна прийти в соответствующий полномочный орган, заявить об этом и аккредитоваться.

Далее – распространить на аккредитованные компании отрасли IT режим упрощенного налогообложения, который сделал бы для них очень простую систему налогообложения, и они были бы заинтересованы платить этот налог, а не создавать какие‑то сложные схемы ухода от этого налога.

Далее – сделать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих экспорт IT, – и здесь все компании соглашаются, и Минюст тоже. Мы проводили консультации: существующий сегодня режим может быть и должен быть упрощен, и это будет являться фактором повышения эффективности.

Далее – предусмотреть выделение квот на въезд IT-специалистов, это элементы миграционной политики. Действительно, очень много стран – и Соединенные Штаты, страны Европы, Индия – проводят миграционную политику, привлекая высококвалифицированные кадры программистов.

Наконец, в 2005 году мы предлагаем приступить к реализации государственной программы создания технопарков в сфере информационных технологий. Мы считаем, что этом году это вполне реально.

Я остановился на вопросе законодательной поддержки, хотя по другим направлениям у нас тоже есть позитивное движение. Мы проводили совещание на прошлой неделе, приглашали представителей территорий. 60 представителей субъектов Федерации присутствовали на совещании, обсуждая концепцию развития IT в России. В целом концепция поддержана. На сегодняшний день существует уже целый ряд предложений по созданию IT-парков: часть из них озвучивалось в Новосибирске, часть из них – новые. Губернаторы, и сами компании, и сама отрасль с большим интересом и воодушевлением восприняли это январское совещание. Я думаю, что в конечном итоге, конечно, решение по созданию тех или иных IT-парков будет решаться на конкурсной основе, но, во всяком случае, сегодня динамика очень положительная. Соответствующий отчет по проделанной работе мы представим в марте.

В.Путин: Спасибо. Отчет вы представите. А когда вы все вместе представите проект закона в Государственной Думе? Отчет – это хорошо, это промежуточный результат. Когда будет проект закона?

Л.Рейман: Владимир Владимирович, мы рассмотрели проект закона, как я сказал, который был подготовлен в окончательном виде Министерством экономического развития и торговли. В целом мы его поддерживаем и высказали целый ряд предложений по его улучшению с точки зрения поддержки специфически именно IT-компаний.

В.Путин: Замечательно. Герман Оскарович (обращаясь к Г.Грефу), когда будет внесен проект в Государственную Думу?

Г.Греф: Владимир Владимирович, законопроект наконец всеми согласован без исключения. Он сейчас находится в Правительстве, и я думаю, что либо на этом заседании Правительства, как решит Председатель Правительства, либо на следующем он будет рассмотрен и сразу внесен.

В.Путин: Михаил Ефимович, когда, Вы полагаете, возможно рассмотрение на Правительстве?

М.Фрадков: Александр Дмитриевич [Жуков] в субботу проводил совещание. На этот четверг не запланировано рассмотрение, так что мы его, наверное, рассмотрим на следующем заседании Правительства. Просто эта повестка дня уже сформирована. Значит, через одно заседание.

В.Путин: Хорошо. Я понимаю так, что никаких препятствий, кроме перегрузки повестки дня, на ближайшее заседание Правительства нет, поэтому договариваемся таким образом, что оно будет рассмотрено на следующем заседании Правительства и сразу же внесено в парламент, да? Спасибо.

Пожалуйста, Кудрин – по поводу упрощения налоговых процедур для малого и среднего бизнеса.

А.Кудрин: Владимир Владимирович, в четверг на заседании Правительства будет рассмотрен законопроект, который уточняет режим упрощенного налогообложения для малого бизнеса. Будет принят ряд мер, которые улучшат режим для малого бизнеса в части налогообложения. Прежде всего идет речь о повышении планки по обороту в стоимостном выражении по компаниям, которые будут иметь право пользоваться упрощенной схемой, то есть ранее установленная планка в 15 миллионов рублей будет увеличена.

Во‑вторых, по анализу работы данного режима в течение двух лет мы пришли к выводу, что можно расширить круг затрат, которые малые предприятия могут относить на уменьшение налогооблагаемой базы. Будут уточнены режимы для малых предприятий – тех, кто хочет оставаться на этом режиме или переходить в другой режим. Будут более четко сформулированы эти процедуры и целый ряд других мер, которые, на мой взгляд, улучшат работу в рамках этого режима. Уже в первый год применения данного режима, в 2003 году, количество малых предприятий увеличилось в три раза.

Здесь, безусловно, существует и такой эффект, когда предприятия, выходящие за рамки оборота в стоимостном выражении в 15 миллионов, все‑таки могут разделиться на два-три предприятия. Такие случаи тоже есть. Это является, скажем так, беспокоящим элементом в этой системе. Вместе с тем мы считаем, что в данный момент, во время, когда нам нужно поддерживать малый бизнес, поддерживать и инициировать новые малые предприятия, такой режим можем сохранять и таким образом увеличивать даже планку оборота компаний, которые имеют право пользоваться этим режимом.

В.Путин: Хорошо. Спасибо. Я так понимаю, что тем не менее дискуссия по совершенствованию отдельных положений, связанных с верхней и нижней планкой, продолжается.

А.Кудрин: Да, безусловно, потому что малые предприятия и предприятия, которые бы хотели воспользоваться этим режимом, просят, чтобы планка оборота в стоимостном выражении была бы существенно повышена. Но здесь, повторяю, тогда у нас и расширится количество предприятий, которые желают разделить свой бизнес и перейти на этот режим. Потому что в этом режиме уровень налогового бремени в три, иногда в четыре раза ниже, чем в обычном режиме.

В.Путин: Хорошо.

М.Фрадков: Отвечая на Ваш вопрос, Владимир Владимирович, в четверг у нас будет очередное заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству, и там основной вопрос – предложения по совершенствованию системы налогообложения. Мы заслушаем предложения, которые будет делать бизнес-сообщества.

В.Путин: Спасибо.

Михаил Юрьевич (обращаясь к М.Зурабову), как прошли льготные выплаты в предыдущий период до февраля включительно?

М.Зурабов: Владимир Владимирович, все расходы и в январе, и в феврале в полном объеме были профинансированы. В январе сумма выплат составила 8,9 миллиарда, в феврале она чуть-чуть подросла – до 9,05 миллиарда рублей. Прирост размера выплат и объема финансирования связан с тем, что в течение января месяца более 104 тысяч граждан – это чуть менее одного процента – подали заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации с просьбой установить ежемесячную денежную выплату. В отношении 95 тысяч проверка сведений, которые они представили, была проведена: они были включены в списки, и поэтому в феврале эта выплата была произведена им как за январь, так и за февраль месяц.

Что касается второго Вашего поручения, которые Вы давали на одном из предыдущих совещаний у Вас по понедельникам, выплатные ведомости на увеличенный размер пенсий с 1 марта полностью готовы по всем регионам. Такая проверка проведена. Сегодня утром проходило селекторное совещание, и нет сомнений, что без каких бы то ни было сбоев эта выплата начнется с 1 марта.

В.Путин: Скажите, пожалуйста, Вы проводили хотя бы приблизительный анализ того, сколько человек в процентном отношении воспользовались льготными проездными документами: проездными билетами, карточками, как говорят в некоторых регионах, – из тех, кто получил на это право и соответствующие средства?

М.Зурабов: Владимир Владимирович, в большинстве регионов Российской Федерации специальные виды проездных документов – так называемый социальный проездной документ – вводятся с 1 марта текущего года. Таким образом, работа в этих регионах Российской Федерации по распространению этих проездных документов, по продаже осуществлялась в течение конца января – в феврале месяце. У нас пока нет окончательных данных, но предварительные данные позволяют нам говорить о том, что количество лиц, которые получили выплаты и которые произвели приобретение таких специальных проездных документов, по разным регионам колеблется от 10 до 16–17 процентов.

В.Путин: То есть в основном люди предпочитают оставить у себя деньги?

М.Зурабов: Да, пока мы наблюдаем именно такую картину.

В.Путин: Нужно будет сделать соответствующий анализ, потом доложить мне по результатам продаж за январь, февраль и март.

28 февраля 2005 года, Москва, Кремль