Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Начало рабочей встречи с Министром образования и науки Андреем Фурсенко

4 марта 2005 года, Ново-Огарево

В.Путин: Как поживаете?

А.Фурсенко: Нормально. Работаем.

В.Путин: Сегодня два вопроса мы хотели обсудить, да? Пожалуйста.

А.Фурсенко: В рамках тех работ, которые мы ведем по образованию и по науке, существует проблема молодежи. Это в первую очередь то, что сегодня молодежь не в полной мере связывает успехи своей будущей жизни с тем образованием, которое получает. Наверное, есть много всяких причин, но одна из них – это то, что система образования недостаточно открыта для внешнего заказа, для заказа общества и экономики.

Поэтому сейчас в рамках модернизации системы образования мы начали довольно активную работу по привлечению работодателей, по привлечению института гражданского общества к формулированию задач для системы образования.

В.Путин: Прогноз нужен для того, чтобы ориентировать систему образования.

А.Фурсенко: Это первое. Но, к сожалению, далеко не всегда можно получить этот прогноз от работодателей. Чисто чиновным образом этот прогноз тоже готовить было бы неправильно. Поэтому сейчас мы довольно активно работаем вместе с различными ассоциациями.

Кроме этого есть еще одна вещь: сейчас очень важно, чтобы рейтинги вузов, рейтинги профессий выстраивались не самой системой образования, а бизнесом. Вот один из таких примеров. Сейчас рейтинг в основном базируется на том, сколько профессоров в университете, когда они защитились, сколько книг издали. В принципе есть и другой параметр: насколько успешен выпускник, какую зарплату он получает через пару лет после окончания университета, сколько выпускников распределились по профессиям, к которым они готовились.

Мы сейчас начали довольно активно работать, причем я могу сказать, что ректоры ведущих вузов – тех вузов, которые у всех на слуху, – сами в этом заинтересованы, потому что им нужна обратная связь.

Я не могу сказать, что все поголовно восприняли это с энтузиазмом. Но это важно, потому что это ориентирует молодежь. Потому что, как только молодежь начинает понимать, что те знания, которые она получила, вовсе не гарантируют им успех в жизни и не очень сильно связаны, у нее падает интерес к обучению. Они начинают бороться не за знания, не за результаты, а за бумажку. Вот это очень опасно.

В.Путин: Поговорим поподробнее еще.

А.Фурсенко: Второй вопрос – это вопрос непрерывного образования. Сегодня никакое базовое образование в принципе не гарантирует успеха в жизни больше чем на пять-семь лет, потому что жизнь меняется очень быстро. Вообще подходы к непрерывному образованию развиваются в большинстве сегодняшних стран, кое‑где они даже становятся равноправными системе базового университетского образования, при этом речь идет не только о студентах, но и об образовании сразу после школы.

Мы считаем, что одна из наших задач – это показать, что вообще жизненный успех вовсе не обязательно связан исключительно с получением высшего образования. Сейчас одна из тем нашего взаимодействия с Германией, где очень хорошо развита vocation training, обучение после школы. И дополнительно к нему как создать систему непрерывного образования во всех регионах, причем в первую очередь в тех регионах, где есть избыточная рабочая сила, например, на Юге России.

Мы говорили с Дмитрием Николаевичем Козаком о том, что, может быть, один из первых таких центров по непрерывному образованию мы создадим на Юге.

Эти системы мы начали у себя разрабатывать и считаем, что можно достаточно интересно использовать международный опыт. Я еще раз подчеркиваю, речь идет не только о вузовском или послевузовском образовании – речь идет об образовании на всех уровнях. Сегодня у нас система начального профессионального образования не выстроена под нужды [бизнеса], и мы уже столкнулись с тем, что она производит одних специалистов, – нужны другие. У нас люди с системой начального профессионального образования выходят со вторым-третьим разрядом, а на работу берут минимум четвертым-пятым. В этом разрыве молодые ребята ощущают себя брошенными, в каком‑то смысле обманутыми. Их научили не тому, что надо. Поэтому это тема, которой мы – и министерство, и агентство по образованию – сейчас уделяем и будем уделять очень большое внимание в сотрудничестве с работодателями.

В.Путин: Так чтобы при этом престиж высшего образования тоже не падал.

А.Фурсенко: Наоборот, он будет подниматься, потому что каждый должен получить то, что ему надо. Не надо, чтобы, как кто‑то с гордостью говорит, водитель имел высшее образование. Может быть, не всегда требуется, чтобы водитель имел высшее образование, но нужно, чтобы он просто хорошо водил машину.

В.Путин: С 1 апреля мы планировали повысить стипендию, и потом еще раз – с 1 сентября. В этом плане все разработано?

А.Фурсенко: Подготовлено, хотя одновременно встречался со студентами из университета имени Баумана, и этот вопрос очень волнует студентов. То, что одновременно понималось, – необязательно каждому повысить стипендию, должна быть дифференциация. Есть люди, для которых эта стипендия – жизненная необходимость, а есть те, для кого это не очень существенная добавка. Мы считаем, что крайне важно привлечь не только руководителей образования, ректоров, но и общественные студенческие организации. Мы договорились с ними, чтобы они принимали участие, предлагали способы назначения стипендий, особенно в социальной сфере.

4 марта 2005 года, Ново-Огарево