Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании Совета законодателей

13 апреля 2005 года, Москва, Большой Кремлевский дворец

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Михайлович [Миронов]!

Как сказал Сергей Михайлович, сегодня вы будете анализировать ход реформы местного самоуправления и задачи ее дальнейшего законодательного обеспечения.

Со времени принятия новой редакции закона прошло полтора года. И нам необходимо поделиться соображениями о том, какова степень готовности регионов к работе с новыми структурами местного самоуправления.

Очевидно, что для федеративного государства, каким является Российская Федерация, местное самоуправление – это один из ключевых институтов. Причем это не только институт публичной власти, но и общественной самоорганизации.

У нас огромная страна, и в каждом регионе сложились свои традиции и свои уникальные условия жизни. И люди на местах, особенно в малых городах, поселках, селах, прекрасно знают, как лучше и как успешнее организовать свою жизнь, как лучше вести дела. Им нужно только помочь, и местное самоуправление – один из самых эффективных механизмов, созданных специально для этой цели.

Мы придаем его развитию первостепенное значение и намерены постоянно держать руку на пульсе этой реформы и этих преобразований, оперативно реагируя на все поступающие, конечно возможные в такой большой работе, тревожные сигналы.

Сегодня не менее важно предусмотреть и последствия реформы, о чем бы я вас тоже просил высказаться откровенно. Мы готовы, если понадобится, – хочу это сказать прямо – откорректировать те положения закона, которые не вписываются, может быть, в какие‑то жизненные реалии.

В этой связи обсуждение данной темы здесь, на Совете законодателей, считаю и своевременным, и чрезвычайно актуальным, важным и полезным. Вы как руководители законодательных органов субъектов Федерации хорошо знаете все «подводные камни», которые возникли в ходе подготовительной работы, и уже прояснили как плюсы, так и потенциальные минусы, потенциальные опасности этой работы и предстоящих перемен.

Нам нужно проанализировать, все ли регионы и в равной ли степени готовы к этим преобразованиям, ведь главное в этом процессе – не принудительный подход, а осмысленное, добровольное движение к эффективной системе управления страной.

Очевидно, что не всем хочется менять существующее положение дел. Разные аргументы приводятся, в том числе и известный аргумент о необходимости сохранения «стабильности». При этом, что греха таить, в основном речь идет о сохранении удобных, привычных схем управления, которые не всегда бывают самыми эффективными. Мы же должны стремиться к тому, чтобы вся система местного самоуправления работала эффективно и приносила пользу людям.

Хотел бы также заметить, что идущий в настоящее время процесс укрепления исполнительной власти не может и не должен быть препятствием для полноценной реализации закона о местном самоуправлении.

Напомню, он опирается на прямые нормы российской Конституции, на требования самой жизни, на принципы демократии и на положения ратифицированной нами Европейской хартии местного самоуправления.

Важной особенностью реформы является также ее комплексность. Вы знаете, она предполагает структуризацию институтов местного самоуправления и решение самых актуальных экономических задач. Но главное состоит в том, что преобразования направлены на расширение непосредственного, прямого участия граждан во всех сферах местной жизни, на рост влияния и усиления контроля жителей той или иной территории за действиями избранной ими муниципальной власти.

Все это, разумеется, не исключает разговора о возможных недостатках нового закона, о «подводных камнях» при его реализации, особенно если иметь в виду многообразие российских регионов. Но как раз подготовительный период должен показать, насколько целесообразен в данной стране унифицированный подход к системе местного самоуправления.

Кроме того, эффективность реформы должна быть обеспечена адекватным нормативно-правовым регулированием и необходимыми финансовыми ресурсами.

Очевидно, что существенно изменятся и межбюджетные отношения, в первую очередь на внутрирегиональном уровне. Многие эксперты уже сейчас говорят о сложности и трудоемкости этой работы. Но это лишь требует дополнительных усилий и нашего с вами умения достигать баланса во взаимоотношениях региональной и местной властей.

Уверен, вы понимаете все нюансы этой работы. Полагаю, что эти и другие вопросы станут предметом сегодняшнего обсуждения. Своим опытом поделятся и руководители органов власти Ставропольского края, Новосибирской области. Я знаю, что в некоторых других регионах этот закон уже реализуется.

Хочу пожелать успешной работы и рассчитываю на серьезную активизацию не только в ходе сегодняшнего обсуждения, но и нашей с вами совместной работы по реализации этих вопросов.

Большое спасибо за внимание.

13 апреля 2005 года, Москва, Большой Кремлевский дворец