Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Заключительное слово на заседании Совета законодателей

13 апреля 2005 года, Москва, Большой Кремлевский дворец

В.Путин: Уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами рассматриваем действительно один из самых фундаментальных вопросов строительства нашего государства, потому что, как сегодня здесь коллеги говорили, это строительство самых основ функционирования государственных структур. От того, насколько эффективно и правильно мы с вами выстроим эту работу, в значительной степени будет зависеть функционирование всего государственного механизма. Причем, хочу обратить ваше внимание, сегодня звучали и положительные оценки 131-го закона и всего, что связано с ним в связи с реформированием местного самоуправления. Много было и критических замечаний.

В то же время я ни разу не услышал – во всяком случае, сегодня никто из выступавших не сказал, – что нам в этой сфере ничего не нужно делать. Совершенно ясно, что мы должны предпринимать определенные усилия. Обращаю ваше внимание на то, что по одним и тем же вопросам звучали совершенно разные подходы. Кто‑то говорил о том, что необходимость привлечения большого количества муниципальных работников и новых муниципальных управляющих – это большой плюс, а кто‑то считает, что это огромный минус (потому что их негде взять).

Хочу вам сказать, что и на федеральном уровне, на первый взгляд, негде взять достойных и эффективных руководителей. Это вечная проблема любой бюрократической системы. Эффективных управленцев, так же как и денег, всегда мало, всегда не хватает. Но если мы не будем этим заниматься, мы их никогда и не получим. И на федеральном уровне будет тем меньше эффективных работников и управленцев, чем меньше их будет на региональном и муниципальном уровнях. Насколько я понимаю, это одна из главных проблем. Над ней, конечно, нужно работать.

Другие проблемы, которые сегодня здесь были затронуты коллегами, тоже являются важными. Конечно, нужно административно провести большую работу. Вот, в Ставропольском крае с 2003 года начали: 330 муниципальных образований создали. Это большая организационная работа, я это прекрасно понимаю. Но это нужно делать. И если это делается, то результат достигается.

Конечно, мы ни в коем случае не должны допустить ухудшения обслуживания граждан России. Водо-, тепло-, энергоснабжение, медицинские и образовательные услуги не должны стать хуже – наоборот, они должны стать лучше. Для этого, собственно говоря, все и делается. Цель – в улучшении тех услуг, которые получает население, а не в ухудшении, разумеется. Но для того чтобы такой цели добиться, нужно целенаправленно работать и к этому идти.

Что касается опасений, что соответствующие системы жизнеобеспечения оказались в одних руках. Если это происходит, если это имеет негативный эффект, то, конечно, над этим нужно своевременно подумать и предотвратить возможное негативное развитие событий в связи с имеющимися у нас с вами планами. Сейчас мы с вами для этого и собрались, чтобы все проанализировать.

Кстати говоря, надо посмотреть, как работают антимонопольные органы, имеют ли они право там вмешиваться, и если имеют, то почему не делают этого, и так далее. У нас с вами много механизмов. Если их недостаточно, давайте подумаем над тем, какие механизмы нам еще нужны для того, чтобы построить эффективную модель управления, и обязательно обратим на это внимание.

Финансовая основа местного самоуправления, конечно, одна из важнейших задач. И, когда внимательно слушал выступавших здесь коллег, я обратил внимание на то, что нужно с уважением отнестись к проведенному эксперименту и к опыту, извлеченному из этого эксперимента. И если региональные уровни руководства считают, что на данный момент времени у региональных руководителей должно быть больше возможностей для выравнивания бюджетного состояния муниципальных образований, то, думаю, конечно, соответствующим образом нужно среагировать.

Вместе с тем обращаю внимание и на опыт Мордовии. Абсолютно позитивный опыт, где стимулирование к хорошим результатам идет через финансы. И согласен с коллегой из Мордовии, потому что в принципе такой способ поддержки финансами мог бы быть выстроен между федерацией и регионами. Это вполне возможно, хотя, конечно, к сожалению, вы знаете, у нас есть очень депрессивные регионы, и ждать от них, что они не сегодня-завтра эффективно сработают, это значит, в общем, поставить их в достаточно сложные условия. Но принцип абсолютно правильный.

Обратил внимание также и на ваши замечания, касающиеся деятельности федеральных структур на региональном уровне, в частности работу над кадастрами. Я не очень понял, как связана эта работа с подготовкой бюджета 2006 года. Видимо, речь идет о том, что значительная часть бюджетных поступлений в муниципальные образования должна идти от купли-продажи земли и прочее. Обещаю вам, что и Администрация Президента, и Министерство экономического развития и торговли, которое, собственно говоря, непосредственно отвечает за решение этой задачи, получат соответствующие импульсы.

То же самое касается и укрупнения некоторых малочисленных муниципальных образований. Конечно, нужно подумать, как нам скорректировать 131-й закон и прописать там механизмы укрупнения малых муниципалитетов, я абсолютно согласен.

Вопрос: Владимир Владимирович, укрупненные налоговые службы отдаляются от муниципальных образований, и мы никак не сможем приучить в будущем к уважению закона, уплате налогов, если это будет продолжаться.

В.Путин: Хорошо, пометим и это. Хорошо. К сожалению, мы здесь констатировали – Любовь Константиновна [Слиска] сказала, что жаловаться на Правительство не будет, но, между прочим, пожаловалась, – что только 6 апреля в Госдуму поступил пакет документов, который направлен на реализацию 131-го закона. Но постараемся еще раз придать дополнительное ускорение совместной общей работе. В этой связи хотел бы обратить внимание на то, что Государственная Дума проводит в Ставрополе и Нижнем Новгороде выездные заседания комитета Госдумы по местному самоуправлению. И абсолютно убежден в том, что руководители регионов Российской Федерации, Правительство и Администрация Президента должны принять участие в данной работе. Сейчас на этапе выверки всех наших решений очень важно ничего не упустить, а для этого нужно напряженно работать всем уровням власти и управления – как представителям, так и исполнителям.

Хочу поблагодарить коллегу из Мурманска за то, что он обратил внимание на проблемы с закрытыми муниципальными образованиями. Конечно же, при переходе на новую систему их положение не должно ухудшаться, и объемы финансирования с федерального уровня не должны уменьшаться, потому что никто не должен использовать наши планы по выстраиванию новых муниципальных отношений для того, чтобы решать свои финансовые вопросы, в том числе и на федеральном уровне, – ни в коем случае. И обязательно обратим на это внимание.

В заключение: коллеги сказали – как пойдет 131-й закон о реформировании местного самоуправления, будет зависеть от общей экономической и социальной обстановки в стране. Должен вам сказать, убежден, что и общая экономическая, и социальная обстановка в стране будет зависеть от того, как пойдет этот закон. Вот мы с вами много раз возвращаемся к поддержке малого и среднего бизнеса. Почему на региональном, местном, а часто на федеральном уровне постоянно возникают проблемы, мы постоянно говорим о том, что чего‑то недостаточно. Мы не сможем избавить малый и средний бизнес от непомерного административного пресса до тех пор, пока не будет адекватной реакции на местном, региональном или муниципальном уровне на все имеющиеся проблемы. Механизм этой реакции должен быть чувствительным к проблемам. Для этого мы и создаем с вами эту новую систему взаимодействия между муниципалитетами, регионами и Российской Федерацией.

И совсем в конце. Последняя из выступавших сказала, что неуважение к власти сложилось в России на генетическом уровне, – абсолютно с этим не согласен. Ничего на генетическом уровне негативного в нашем народе нет. Недоверие есть, но оно связано с другим: оно связано с тем, что общество и власть разделены. Люди не чувствуют настоящей, реальной связи с органами власти и управления. А то, что предлагается с точки зрения реформирования муниципального уровня управления, направлено именно на преодоление этого разрыва, направлено на то, чтобы восстановить это доверие общества к органам власти и управления в стране и сделать власть более эффективной для удовлетворения нужд наших граждан.

Спасибо вам за внимание. Успехов в работе!

13 апреля 2005 года, Москва, Большой Кремлевский дворец