Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета «О мерах по обеспечению граждан России доступным жильем»

19 апреля 2005 года, Москва,  Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня на президиуме Государственного совета мы рассматриваем исключительно важные, приоритетные для нас темы – обеспечение граждан России доступным жильем.

Можно сказать без преувеличения, что для всех семей в России жилье – это вопрос фундаментальных условий их жизни. Его решение традиционно влияло и продолжает влиять на общий экономический и политический климат в стране. Поэтому проблемы, которые нам предстоит сегодня обсуждать, глубже и шире, чем просто жилищная политика или экономическая сторона деятельности строительной отрасли.

Полагаю, все вы хорошо понимаете принципиальную значимость стоящих перед нами задач. И рассчитываю, что совместные, согласованные действия всех уровней власти, управления, депутатов Государственной Думы, Правительства, муниципальных, региональных властей смогут серьезно изменить ситуацию для большинства нуждающихся в жилье граждан Российской Федерации.

Сегодня жилищный фонд в России составляет почти три миллиарда квадратных метров. Оборот и эксплуатация всего этого огромного хозяйства уже давно осуществляются на рыночных условиях. Почти 70 процентов жилой площади находится в частной собственности. Частный капитал занят в более чем 90 процентах строительных организаций страны. Причем строительство жилых домов финансируется преимущественно за счет инвестиций самих граждан, которые, кстати, несут и основные коммерческие риски.

При этом действительно новые технологии отечественной строительной индустрии соседствуют с устаревшими правилами и инструкциями, с плохо развивающейся, изношенной коммунальной инфраструктурой.

Отмечу, что за последние три года наращивание объемов жилищного строительства происходило ежегодно. В 2004 году, например, в строй введен 41 миллион квадратных метров жилья, что на 12,5 процента больше, чем в 2003 году. Но хочу с сожалением отметить, что даже этот уровень все еще значительно отстает от показателей конца 80-х годов и, что особенно настораживает, темпы ввода жилплощади для малообеспеченных граждан сокращаются.

По отдельным оценкам, в очередях на получение жилья до сих пор стоят порядка 4,5 миллиона семей. Время ожидания составляет, стыдно сказать, 20 лет. При этом покупка квартиры или индивидуального дома доступна только пяти процентам населения, в лучшем случае – семи процентам, если дополнительно к своим накоплениям они смогут привлечь кредиты банков.

На конец 2004 года средняя цена продажи жилья составила около 20 тысяч рублей за один квадратный метр. И это при средней фактической стоимости строительства в 9700 рублей. Средняя цена превышает себестоимость больше чем в два раза. Очевидно, что приобретение жилья, несмотря на наличие института ипотеки, в значительной мере все еще остается привилегией состоятельных граждан.

В этой связи нашей ключевой задачей является формирование в стране масштабного рынка доступного жилья. Это значит, что должны быть созданы такие правовые, финансово-экономические и организационные условия, которые помогли бы большинству российских семей самостоятельно приобрести жилье, отвечающее их финансовым возможностям и личным представлениям о комфорте. Кроме того, они должны иметь возможность приобрести его там, где проживание отвечает интересам их работы, учебы и, в целом, их жизненным планам. Это крайне важно и для государства. Подвижность населения в современных условиях, в условиях современной экономики – одно из ключевых условий эффективного развития.

Приоритетом в действиях государства должно также становиться обеспечение жильем малоимущих семей, в том числе в соответствии с ранее принятыми государственными обязательствами. Хочу обратить ваше внимание на то, что от принятых ранее на себя обязательств государство не отказывается, не имеет права отказываться.

Несмотря на то что в основном удалось заложить правовой фундамент модернизации жилищной сферы, в последнее время стала заметна тенденция к замедлению начавшихся позитивных изменений, в первую очередь в реализации уже принятых законов, среди которых новые Жилищный и Градостроительный кодексы, а также правовая база институтов долгосрочного кредитования.

Сегодня многие из чиновников испытывают обычное дня них желание потратить как можно больше бюджетных средств. При этом сама реформа, которая не может сводиться только к принятию законов, фактически – на практике, в жизни – не запускается.

Требуется ритмичная подготовка и принятие нормативных правовых актов, ведомственных документов, соответствующих регламентов и инструкций региональных и местных администраций. Поэтому крайне важно, что именно президиум Госсовета, рабочая группа Госсовета занималась подготовкой сегодняшнего вопроса. Должен вам сказать, что в последнее время мы с Правительством несколько раз обсуждали эти вопросы, и я очень рассчитываю, что сегодня нам удастся состыковать подходы рабочей группы президиума Госсовета и планы Правительства, с тем чтобы дать еще один мощный толчок развитию этой сферы.

Необходимо пересмотреть действующую федеральную целевую программу «Жилище», сконцентрировать выделяемые бюджетные ресурсы и привлекаемые средства на решении уже поставленных задач.

Повторю, базовые законы и в жилищной, и коммунальной сфере приняты – вы знаете, с какими спорами, с каким трудом. Но в целом это добротный кодекс. Если есть желание их уточнить, конкретизировать, адаптировать к местным условиям, – конечно, нужно действовать. Но прежде всего жду от Правительства, от каждого ведомства и субъекта Российской Федерации напряженного графика работы по реализации уже принятых законов. И это первое, на что хотел бы обратить внимание.

Сегодня хочу также остановиться на других важных направлениях работы.

Так, необходимо увеличивать платежеспособный спрос населения за счет развития институтов долгосрочного кредитования, предпринять конкретные шаги по снижению процентных ставок и сделать платежи граждан необременительными, с тем чтобы уже через пять-семь лет в стране могло выделяться до одного миллиона ипотечных кредитов в год. Я не сомневаюсь: каждый из сидящих здесь прекрасно понимает, что в старой системе в 80-е годы строилось на столько‑то больше, чем сейчас. Но мы знаем, что подавляющее большинство граждан было не удовлетворено тем, как решается жилищная проблема.

Сохранять старую систему в сегодняшних условиях просто бессмысленно. Она будет эффективна только в том случае, если вся экономика, если экономическая политика государства будет эффективна. Невозможно, скажем, обеспечить ипотечные кредиты, которые могли бы быть выплачены средним российском гражданином за пять-семь лет, в условиях нарастающей и просто высокой инфляции. Обращаю на это внимание прежде всего сидящих здесь руководителей Правительства Российской Федерации.

Следует добиться и соответствующего роста объемов годового жилищного строительства. Сейчас он во многом сдерживается тем, что получение участков под строительство увязывается с исполнением дополнительных обязательств перед региональными и местными властями. А это – рост издержек и, в конечном счете, рост цен на жилье. Вот отсюда и диспаритет между себестоимостью и ценой.

С 1 октября текущего года собственники земли, муниципалитеты, будут представлять стройплощадки только через открытые аукционы. Эта система новая, поэтому просил бы провести ее отработку заблаговременно, с тем чтобы никаких сбоев не было. Задача здесь – демонополизировать строительный рынок и открыть его для эффективных застройщиков. Крайне важная задача, и ее без законодательных региональных властей, без губернаторов не решить – просто невозможно. Уже к 2010 году необходимо обеспечить объем годового жилищного строительства в 70 – 80 миллионов квадратных метров.

И, наконец, последнее. Рынок жилья – это объективно рынок местный и локальный, и в каждой территории он имеет свои особенности. Согласен с теми, кто считает, что очень многое здесь будет зависеть от позиции субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Одной из тем, находящихся в их ведении, является постепенный переход к новым финансовым механизмам в ЖКХ, к конкурентным условиям предоставления услуг в этой сфере. Полагаю, что осуществлять его можно только по мере готовности – хочу это особенно подчеркнуть – и только в добровольном порядке. Давайте на эту тему сегодня тоже отдельно поговорим. Это не значит, что не нужно осуществлять – нужно обязательно, без этого не решим проблему. Но прежде чем перейти к решению этого вопроса, нужно все как следует должным образом подготовить. Все наши мероприятия в этой сфере нацелены на то, чтобы улучшить положение людей, а не ухудшить.

Разумеется, при решении столь трудных жилищных проблем нам не обойтись без административных инструментов. Но, реализуя национальный проект такого масштаба и такой сложности, рассчитывать только на административный ресурс было бы и нелепо, и вредно. Многое зависит от бизнеса, от активности самого населения, от его правовой грамотности. В этой связи крайне важно наладить систему информирования граждан о принимаемых мерах, о тех новых возможностях, которые появляются у них для решения жилищного вопроса. Многие об этом, к сожалению, не знают – и эта наша с вами вина.

В целом мы должны продумать новые механизмы управления проектами такого масштаба, обеспечивающие свою координацию в работах всех уровней власти и управления. Считал бы целесообразным продумать в этих целях идею создания национального совета по жилищной политике. Это один из ключевых вопросов в стране, и мы должны постоянно на самом высоком уровне уделять ему внимание, не прятаться от сложных вопросов, не уходить от них. В ближайшее время все необходимые документы для этого должны быть подготовлены.

Я перечислил лишь отдельные аспекты поднимаемой сегодня проблемы.

Предлагаю начать наше обсуждение, нашу сегодняшнюю работу.

19 апреля 2005 года, Москва,  Кремль