Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Заключительное слово на встрече с атаманами войсковых казачьих обществ

25 мая 2005 года, Ростовская область, станица Вёшенская

В.Путин: Если вы позволите, я выскажу несколько соображений по поводу сказанного вами. А потом мы продолжим наш разговор.

Я отметил для себя то, что, как мне кажется, имеет первостепенную значимость.

Первое – это служба молодых людей в Вооруженных Силах там, где есть казачьи подразделения, из числа казаков. Вы знаете, в свое время казаки служили по месту жительства, но не по призыву. Они служили по призванию. А по призыву практически нигде в армиях мира не служат по месту жительства. Здесь есть люди военные. Вы знаете принципы комплектования Вооруженных Сил. В целом такая система не исключена, но есть известные сложности объективного характера, и с ними необходимо считаться. Хотя подумать о том, чтобы казачьи подразделения, если они так называются, укомплектовывались за счет молодых людей из казаков, в принципе, конечно, можно. Думаю, что вы разделяете мое мнение.

Теперь по поводу исхода русского населения с Северного Кавказа. Вы знаете, это проблема для самого Северного Кавказа, а не только для русских, которые там живут, хотя и для русских, конечно, тоже. Наверное, не в последнюю, а может – в первую очередь потому, что это нарушение всего уклада жизни. Русские жили на этих территориях столетиями, и руководство республик Северного Кавказа, заверяю вас, понимает, что это проблема и для тех, кто остается на этих территориях, из числа представителей других наций и народностей. Исход русских означает потерю квалифицированной рабочей силы, означает потерю целых отраслей производства, культуры производства, и больше того, это означает нарушение культуры совместного проживания народов на этих территориях, что было достоянием Северного Кавказа на протяжении столетий. Именно достоянием, потому что в этом совместном проживании рождалось то, что делало Северный Кавказ жизнеспособной территорией Российской Федерации, добивающейся высоких результатов и показателей по всем направлениям деятельности той или иной республики. Это понимается руководством республик Северного Кавказа. Многие из них, как вы заметили на примере Ингушетии, не только думают об этом, но и на деле предпринимают определенные усилия для возврата в республику всех беженцев вне зависимости от национальности, в том числе и русских.

Я согласен с тем, что на федеральном уровне необходимо предпринимать усилия для возврата всех людей вне зависимости от национальности к своим очагам. И если вы считаете, что есть определенные нарушения при выдаче компенсации беженцам по национальному принципу, разумеется, это недопустимо. Мы, конечно же, будем обсуждать это с руководством республик Северного Кавказа, прежде всего с руководством Чеченской Республики и с руководством Ингушетии. Я абсолютно уверен, что это не является политикой руководства этих республик. Знаете, к сожалению, и сами чеченцы не всегда и не в полном объеме получают эти компенсации. Это просто нарушения, связанные с криминальным перераспределением денежных средств, выделяемых государством.

Теперь по поводу возможности подключения казачества к решению проблем, связанных с сепаратизмом, преступностью и терроризмом. В известной степени, конечно, можно использовать казачьи подразделения, но наведение порядка и борьба с терроризмом на территории Чеченской Республики – это прежде всего дело самих чеченцев. По данным Министерства внутренних дел, полк, сформированный исключительно из чеченцев, действует все более и более эффективно, и последние результаты – лучшее тому подтверждение. Они совсем недавно опять взяли пять человек, которые готовили террористические акты и в самой Чечне, и за ее пределами. Они знают, где искать и кого искать. Действуют эффективно, подчас дерзко, но результативно. Мне кажется, ни в коем случае нельзя допускать следующую ошибку: нельзя противопоставлять усилия тех, кто хочет реально бороться с преступностью и терроризмом из числа чеченцев, черкесов, кабардинцев и других представителей народов Северного Кавказа, усилиям, направленным на решение той же самой задачи со стороны казачества. Наоборот, эти усилия нужно объединять.

Мне очень понравилось, когда вы сказали, что возрождение казачества связано в том числе и с пополнением рядов казачьих подразделений за счет представителей не только русских, но и других национальностей Северного Кавказа. Вы упомянули и черкесов, и кабардинцев, и прочие народности, и это очень важно. Вот в такой форме борьба с преступностью и терроризмом может быть эффективной. Но прежде всего это дело государственных органов, а все вспомогательные подразделения должны исполнять вспомогательные функции. Без такой поддержки местного населения работа не будет эффективной. Это совершенно очевидно. Думаю, что этом направлении мы с вами и должны действовать.

Владимир Прокофьевич [Громов] говорил про федеральную целевую программу, говорил о том, что казаки активно работают и помогают при охране государственной границы, при защите и охране общественного порядка, воспитании молодежи, помогают в осуществлении миграционной политики, в борьбе с наркоманией. Я бы еще упомянул об экологических проблемах. В некоторых регионах казаки эффективно решают эти задачи. И я согласен с вами в том, что это требует не только внимания, но и поддержки со стороны государства и федерального центра. Как это лучше сделать – либо в рамках федеральной программы, либо в рамках ведомственных программ по привлечению казаков, но с выделением соответствующих ресурсов и финансированием, давайте подумаем вместе с Геннадием Николаевичем [Трошевым], потому что ему легче будет согласовать в Москве все возможные варианты работы. Я не исключаю и того, что ваше предложение может быть реализовано.

Теперь по поводу учебных заведений. Вы знаете, что вся логика образовательного процесса с начала 90-х годов заключалась в передаче образовательного звена на муниципальный уровень. Жизненная практика показала, что это было сделано с благими намерениями, но преждевременно, поскольку муниципальное образование часто не в состоянии исполнять свои функции. У него нет соответствующих источников финансирования. Решения, которые были приняты в последнее время, направлены как раз на то, чтобы дать возможность муниципалитетам финансировать и решать все стоящие перед ними задачи, поскольку мы не до конца уверены в том, как быстро это будет происходить, будет ли это достаточно эффективно. Некоторое время назад было принято решение, разрешающее руководителям субъектов РФ оказывать по определенным направлениям помощь муниципалитетам в образовательной сфере. Прежде всего это касается выплаты заработной платы преподавателям, проведения капитальных ремонтов учебных заведений. Хотя вся эта собственность остается собственностью муниципальных образований. Нам с вами нужно не отыгрывать все назад, а искать пути решения всех задач, остро стоящих перед нами задач на стыке компетенции различных уровней власти и управления.

Что касается кадетских корпусов и всей этой системы, которая сложилась за последние несколько лет. Считаю это направление деятельности крайне важным. Виктор Петрович [Водолацкий], могу Вас проинформировать о том, что я был одним из тех людей, которые в субъектах создавали если даже не первые, то одни из первых кадетских корпусов.

Мы делали это в Ленинграде, точнее, в Кронштадте. Взяли старое помещение. Минобороны и город помогли нам его отремонтировать: Минобороны направило туда офицеров-преподавателей. Но мы с самого начала сказали, что просим Минобороны нам помочь, но обещаем, что остальное финансирование возьмем на себя. Потому что и Минобразования, и Минобороны сказали, что не в состоянии это сделать. Это была наша инициатива, и мне кажется, что было бы неправильно сейчас все это вернуть к прошлой схеме и переложить ответственность на плечи государства.

Вместе с тем без поддержки государства эта инициатива не должна остаться. Но давайте подумаем, что можно сделать дополнительно, чтобы поддержать это важнейшее направление деятельности, – с этим я абсолютно согласен. Но для начала давайте вместе с вами выберем пару наиболее достойных кадетских корпусов и возьмем их на федеральное финансирование. Но пару – так, чтобы это были образцово-показательные корпуса. А по остальным нужно принимать решение по мере готовности местных властей решать эти задачи. Не исключаю в какой‑то форме и поддержку со стороны федеральных ведомств и даже федерального бюджета.

То, что должны быть внимание и поддержка – это правильно. Я помню, еще Александр Иванович Лебедь водил меня в те кадетские корпуса, которые он сделал, – великолепно, мне очень понравилось. Я, правда, давно уже не был в Кронштадте, не знаю, в каком сейчас состоянии наш кадетский корпус. Там и другие созданы, но то, что мы с Лебедем смотрели, было замечательно. Это правда было достойно сделано, с душой.

Нельзя оставить это совсем без внимания. Вы правы абсолютно, это важнейшее направление вашей деятельности, важнейшее. Но, видите ли, дело в том, что нельзя все переложить на федеральный бюджет. Казачьи корпуса – это отдельная тема, потому что это не корпуса видов Вооруженных Сил. В этом есть что‑то такое народное, общенародное. Поэтому я думаю, что особое внимание со стороны федерального бюджета в данном случае возможно и обоснованно. Но сделать это, распространить на все мы, видимо, не сможем. Поэтому я не случайно вспомнил свой собственный опыт создания кадетского корпуса. Мы изначально так ставили вопрос, обращаясь к федеральным органам власти, говорили им, что обещаем многое взять на себя, будем сами финансировать, мы найдем эти средства, а вы дайте нам помещение, дайте нам преподавателей.

Что еще очень важно – система ДОСААФ. Виктор Петрович [Водолацкий] говорил об этом, и я с ним абсолютно согласен. Действительно, в этой системе все находится в плачевном состоянии. Много, видимо, распродано. Но одно из важнейших направлений деятельности казачества – подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах, поэтому нужно предпринять энергичные шаги для связывания этой системы с вашей деятельностью. Я бы не исключал и возможности передачи отдельных объектов в длительную аренду, в собственность. Это было бы абсолютно правильно.

Геннадий Николаевич [Трошев], Вы отвечаете за это направление работы, и я рассчитываю, что Вы все сегодня услышали, пометили и выстроите работу с федеральными и с региональными органами власти таким образом, чтобы все, о чем мы сегодня договаривались, реализовывалось.

25 мая 2005 года, Ростовская область, станица Вёшенская