Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Начало совещания по экономическим вопросам

3 декабря 2008 года, Московская область, Горки

Д.Медведев: Я хотел бы сегодня обсудить с вами ряд текущих вопросов, которые существуют сегодня у нас в стране и которые создают проблемы нашей экономике. Но начну с обсуждения нескольких тем, которые до этого обсуждал с присутствующими здесь коллегами и по которым хотел бы получить ответ на ранее данные поручения.

(Обращаясь к И.Шувалову.)

Некоторое время назад мы с Вами, Игорь Иванович, как раз общались, обсуждали ситуацию и в отраслях, и ситуацию в целом с выполнением моего поручения и решения Правительства по кредитованию реального сектора. Ваши соображения я уже слышал. Сегодня мой вопрос будет адресован Алексею Леонидовичу [Кудрину] как вице-премьеру и Министру финансов. Я хотел бы знать, как Вы расцениваете ситуацию с предоставлением кредитов реальному сектору, нашим предприятиям, прежде всего так называемых длинных денег, или кредитов, которые предоставляются на долгосрочной основе. Что сделано, в чём в настоящий момент проблемы и что предстоит сделать в самое ближайшее время, с тем чтобы вот эта долгожданная ликвидность, причём рассчитанная на более длительный срок, всё‑таки попала к нашим производителям.

Второй момент. Я некоторое время назад, встречаясь с коллегами, обсуждал вопросы возможности выдачи государственных гарантий с учётом того, что в результате глобального экономического и финансового кризиса произошло радикальное обесценение активов во всём мире, в том числе и активов наших компаний, что, естественно, создаёт для них проблему в получении кредитов и требует от нас нестандартного реагирования на такие ситуации, в том числе и путём предоставления соответствующих гарантий на определённых условиях, на условиях, наверное, более льготных, нежели такого рода государственные гарантии выдавались традиционным образом.

Вот это два вопроса, на которые я сначала хотел бы послушать, Алексей Леонидович, Ваш ответ.

А.Кудрин: Дмитрий Анатольевич, способность банков выдавать активные кредиты реальному сектору, в том числе удлинять кредиты, связана с устойчивостью источников, или ресурсов, самих банков. Главными ресурсами являются вклады населения, депозиты предприятий, заёмные средства банков на рынке. Для того чтобы сделать стабильной эту базу банков, чтобы они тоже могли выдавать более длинные кредиты, ставка процента по вкладам населения должна быть выше инфляции, чтобы граждане хотели сохранять средства в банках и предпочитали вклады другим видам расходов или направлениям своих средств. Это ведёт к увеличению сбережений средств в экономике и тем самым к усилению ресурсов банковской системы, которые могут быть направлены на кредиты, в том числе длинные кредиты. Поэтому Центральный банк принял меры, связанные с увеличением ставки рефинансирования. Это как раз увеличивает привлекательность вкладов в банки. И банки также сейчас увеличивают ставки по вкладам населения. Это существенно стабилизирует работу банковской системы и возможность получения ресурсов для длинных кредитов.

Второе. Центральный банк и Министерство финансов сейчас готовят меры по увеличению депозитов, срока, на который предоставляются депозиты коммерческим банкам в рамках наших полномочий, Правительства или Центрального банка. Это тоже облегчит выдачу более длинных кредитов.

Третье. Мы проработали это в Правительстве и в ближайшие дни внесём соответствующие проекты решений, включая Бюджетный кодекс, бюджет и постановление Правительства о выдаче гарантий государством по кредитам предприятиям с целью усилить обеспечение под кредиты, в том числе под кредиты на два и на три года. И государство должно быть готово выделить лимит до 300 миллиардов рублей на такие гарантии. И если потребуется, мы можем увеличить этот лимит гарантий для коммерческих структур. Действительно, мы пойдём на то, что мы не будем от предприятий брать обеспечение под эти кредиты.

Д.Медведев: Под эти гарантии.

А.Кудрин: Под эти гарантии. Эти гарантии будут дополнять те залоги, которые сами коммерческие предприятия будут предоставлять банкам. И мы будем делить риски и с самим предприятием, и с банками, которые будут предоставлять эти кредиты. И тем самым, я думаю, мы наберём критическую массу обеспечения, которая сейчас существенно продвинет кредиты в реальный сектор.

Также мы обсуждаем и другие меры по улучшению балансов банков и стабильности их ресурсной базы, в том числе прорабатываем дополнительные меры выкупа ипотечных кредитов у банков. И это также им даст ресурсную базу. Все эти меры вместе, мы надеемся, уже заработают до конца года или прямо в первых числах следующего года и тем самым существенно, качественно улучшат систему кредитования реального сектора, в том числе и выдачу более долгосрочных кредитов.

Д.Медведев: Хорошо. Тогда нужно, чтобы вот эта новая конструкция государственных гарантий, которую Вы предлагаете, получила своё юридическое оформление. Если достаточно подзаконных актов, распоряжений, постановлений Правительства, то тогда их нужно быстро принять. Если же всё‑таки нам нужны изменения в закон, то нужно сделать это тоже оперативно, используя наши контакты и добрые отношения с рядом партий в Государственной Думе, с тем чтобы, может быть, такого рода решения быстро прошли через горнило парламента.

А.Кудрин: Это потребует законодательных решений в Бюджетном кодексе и в государственном бюджете, потому что величину, или лимит, гарантий устанавливает Государственная Дума, порядок в том числе прописан в Бюджетном кодексе. Мы уточним эти положения через законодательство, то есть до конца декабря мы получим все нормативные акты для того, чтобы исполнять эти решения.

Д.Медведев: Хорошо. Просто тогда обратите внимание на то, чтобы, если мы вынуждены будем поменять механизм предоставления гарантий, эти изменения тоже сразу были подготовлены, потому что это явно не Закон о государственном бюджете, а какие‑то другие решения, может быть, Бюджетный кодекс.

А.Кудрин: Постановление Правительства.

Д.Медведев: Постановление Правительства. Хорошо.

Теперь у меня вопрос к Сергею Михайловичу Игнатьеву как Председателю Центрального банка. Проинформируйте, как обстоят дела с оттоком вкладов населения, который, к сожалению, за последние несколько месяцев существенно усилился ввиду неблагоприятных тенденций на финансовом рынке. Это, конечно, психологически давит на людей, мотивирует их к тому, чтобы забирать деньги, тем не менее был предпринят ряд мер. Кроме того, совершенно очевидно, что какого‑то исключительно сложного сценария развития мы сейчас не наблюдаем, что, конечно, внесло определённое успокоение. Я хотел бы знать, как обстоит ситуация сегодня.

И, кроме того, расскажите ещё вот о чём. Мы с Вами говорили некоторое время назад об увеличении капитализации банков, для того чтобы они могли активно работать, для того чтобы не было проблем, чтобы исчез кризис доверия, который существует в банковской сфере, – с использованием механизма Агентства по страхованию вкладов. Этот механизм сформирован. И начал ли он действовать, как обстоят дела? Пожалуйста.

С.Игнатьев: Дмитрий Анатольевич, что касается оттока вкладов, действительно, в октябре был существенный отток вкладов населения из банков, что, конечно, привело к некоторому напряжению в работе нашего банковского сектора. К счастью, ситуация в значительной степени исправилась. В ноябре в целом по банковской системе оттока вкладов практически нет. Есть, по оперативной информации, даже некоторый приток вкладов. Но, конечно, ситуация в разных банках разная: где‑то приток, где‑то отток, но в целом по банковской системе маленький приток. Мы рассчитываем, что в декабре этот приток усилится.

Что касается средств юридических лиц на счетах в банковской системе, то в ноябре уже был существенный приток, тогда как в октябре был отток. Поэтому я считаю, что в целом по банковской системе ситуация стабилизируется.

Что касается капитализации банковской системы. В октябре был принят закон, который предусмотрел предоставление субординированных кредитов банкам, которые удовлетворяют определённым условиям, и в рамках этого закона Центральный банк уже предоставил субординированный кредит Сбербанку в размере 300 миллиардов рублей. Кроме того, Внешэкономбанк предоставил существенные суммы в виде субординированных кредитов Внешторгбанку и Сельхозбанку. И сейчас рассматриваются заявки других крупных, заметных банков на предоставление субординированных кредитов от Внешэкономбанка. Агентство по страхованию вкладов получило дополнительные полномочия после принятия поправок в законы, и в настоящее время оно, это агентство, активно участвует в оздоровлении банков, которые испытывают финансовые трудности. Прежде всего оно находит новых инвесторов, которые готовы с помощью Центрального банка и АСВ исправить ситуацию в банке, испытывающем трудности, и сейчас эта работа активно проводится.

Ещё хотел бы сказать, тоже очень немаловажно, что вообще число банков, испытывающих финансовые трудности, стабилизировалось, то есть больше не растёт.

Применительно к национальным приоритетам – нам в любом случае нужно их сохранить, а по возможности и развить, даже несмотря на наличие финансового кризиса.

Д.Медведев: Ситуация с оттоком и то, что Вы сейчас рассказываете, свидетельствует о том, что доверие к банковской системе в целом восстанавливается. Это очень важно для нормального функционирования экономики и, естественно, для существования самой банковской системы.

Что касается субординированных кредитов, то мы действительно такую работу ведём, Правительство этим занимается. Мне кажется, что нужно будет её активизировать, в том числе имея в виду всё‑таки то, о чём докладывал Алексей Леонидович, то есть возможность получения соответствующих кредитов конкретными потребителями, потому что это сейчас самое главное. Мы наладили кредитование банковской сферы, но конец этой цепочки – по нему требуется активизация работы, это абсолютно очевидно.

(Обращаясь к Э.Набиуллиной.)

Теперь, Эльвира Сахипзадовна, Вам вопрос вот какой. У нас год уже завершается. Вы некоторое время назад в Правительстве рассматривали, я хотел бы, чтобы Вы ещё раз доложили это мне в присутствии коллег по Правительству, Администрации Президента, всё‑таки какие макроэкономические показатели мы рассчитываем получить, имея в виду, конечно, и благоприятное начало года, и весьма сложное его завершение. Каковы цифры, связанные с темпами роста, и, конечно, немаловажный показатель, за которым следит всё население страны, – темпы инфляции.

Э.Набиуллина: Если говорить о фактических данных, они у нас сейчас есть за 10 месяцев, за январь – октябрь, темпы экономического роста составили 7,5 процента. Конечно, это с учётом высоких темпов в первом-втором квартале этого года. И при условии эффективной реализации тех мер, которые предусмотрены в плане по оздоровлению ситуации в финансовом секторе, в отдельных секторах экономики, с учётом тех мер, которые сейчас дополнительно предлагаются, о чём говорил Алексей Леонидович, мы рассчитываем, что по итогам года темпы экономического роста составят около 6,8 процента.

По инфляции. Инфляция продолжает оставаться одним из приоритетов. И даже когда мы рассматриваем все меры экономической политики по оздоровлению ситуации, мы, конечно, имеем в виду и влияние на рост цен этих мер, всегда этот фактор учитывается.

Последние данные следующие. За последнюю неделю цены выросли на 0,2 процента, это на уровне предыдущей недели, то есть приблизительно сохраняется темп роста цен незначительный, но на уровне предыдущей недели. За последний месяц, за ноябрь, цены выросли на 0,8 процента, в итоге накопленная инфляция – 12,5. И по итогам года мы прогнозируем, что она составит около 13,5 процента. Это, конечно, значительная цифра, и нам нужно сделать всё, чтобы в 2009 году мы получили снижение темпов инфляции. Действительно, этот фактор важный и для населения, и для экономического роста, и для того, чтобы длинные деньги были в стране. Поэтому те меры, которые предусматриваются по оздоровлению ситуации, должны в конечном счёте повлиять и на динамику цен.

И в этом отношении я хотела бы ещё добавить к тому, о чём уже говорилось, и мне кажется, важное решение тоже было принято, которое поможет поддержать отдельные предприятия и темпы роста. Было принято решение об увеличении средств, направляемых на субсидирование экспорта промышленной продукции предприятий. По сути дела, мы предложили удвоить эту сумму и добавили ещё шесть миллиардов рублей на поддержку наших предприятий, которые экспортируют продукцию, прежде всего несырьевой направленности.

Д.Медведев: Я тогда хотел бы Вам сказать, чтобы Вы, конечно, максимально внимательно относились к макроэкономическим пропорциям, которые складываются. Это не абстрактные понятия, это, по сути, важная составляющая часть жизни наших людей. Они на себе непосредственно испытывают влияние этих факторов, в том числе инфляцию. Конечно, нужно стараться её уменьшать. Я думаю, что шансы для этого достаточно неплохие есть. Причём мы должны смотреть в целом за развитием ситуации, потому что, вы знаете, в контексте такого глобального финансового кризиса ряд государств опасается сейчас не инфляции, а дефляции, которая точно так же имеет весьма плачевные последствия для развития экономики. Так что мы здесь должны стараться извлечь, может быть, и какие‑то выгоды из текущей экономической ситуации, из того кризиса, который сегодня, по сути, определяет погоду во всех финансовых системах мира.

И теперь, Игорь Иванович, хотел бы снова к Вам обратиться. Мы с Вами несколько дней назад обсуждали ситуацию в отраслях. Я знаю, что Вы этим занимаетесь по поручению Председателя Правительства, встречаетесь, проводите встречи с представителями основных отраслей нашей экономики. На самом деле сейчас важно уже заниматься не только отраслями, но, наверное, и отдельными предприятиями в необходимых случаях, потому что без такой адресной поддержки нам, видимо, не обойтись даже при понимании того, что это оперативная мера и на неё нужно идти ограниченно.

В этой связи у меня два вопроса к Вам. Я определённое время назад давал поручение, касающееся стабилизации цен на авиационное топливо, требовал разобраться с теми схемами, которые возникли в этой сфере и которые реально приводили к увеличению цен даже в условиях падения цен в мире на авиакеросин. Что сделано и как, Вы полагаете, правильно наладить кредитование авиаперевозчиков, авиапредприятий, для того чтобы топливо закупалось в необходимых объёмах и наши люди не просиживали в аэропортах, ожидая, когда их лайнер заправят?

И вторая тема связана с одним из наших приоритетов – с развитием сельского хозяйства. Мы несколько лет потратили на развитие животноводства, получили в целом неплохие цифры увеличения поголовья, наладили выдачу кредитов. Конечно, это нельзя потерять, поэтому мне бы хотелось, чтобы Вы меня проинформировали о том, как Вы полагаете правильным сегодня дальше продвигать кредитование производителей животноводческой продукции и вообще продукции АПК. Потому что то, что в деревню пришли деньги, сыграло свою очень позитивную роль. Тем более мы хорошо знаем, что на глобальный финансовый кризис ещё наложились и неблагоприятные тенденции на продовольственном рынке.

Пожалуйста.

И.Шувалов: Дмитрий Анатольевич, действительно в последние месяцы сложилась очень непростая ситуация с авиаперевозками. И по многим билетам, которые граждане приобретали, обязательства не были исполнены в срок, и граждане были вынуждены провести значительное время в аэропортах, ожидая того, когда договор перевозки будет исполнен. И многие авиаперевозчики не могли закупить топливо, поскольку цена на топливо быстро росла, а вместе с ценой возрастали долги авиапредприятий.

С этой ситуацией в Правительстве мы пытались системно работать, и затем мы перешли действительно к адресной поддержке отдельных авиаперевозчиков. Какие приняты решения в настоящий момент?

По линии Федеральной антимонопольной службы принято решение, ограничивающее диктат компаний, которые устанавливают монопольно высокие цены на авиатопливо. И ко многим компаниям предъявляются определённые претензии, включая штрафные санкции. И эту работу Федеральная антимонопольная служба будет проводить и дальше.

Вместе с тем Министерством финансов и Министерством транспорта предложена схема, по которой, безусловно, будут предоставляться кредитные ресурсы крупнейшим авиаперевозчикам и компаниям, которые являются наиболее стабильными в финансовом плане. Кредитный ресурс – в размере до 30 миллиардов рублей. И Министерство финансов провело необходимую работу, предоставило определённые гарантии, и первые кредиты пошли через Банк внешней торговли, также к этой работе подключаются другие крупнейшие банки Российской Федерации.

Определено, что финансирование по этой линии будет предоставлено в первую очередь компаниям, крупнейшим компаниям, таким как «Аэрофлот», «Трансаэро» и новой авиационной компании, которая будет создаваться под эгидой Ростехнологий, а также другим авиационным перевозчикам, которые отвечают требованиям финансовой стабильности.

В отношении других авиаперевозчиков, которые накопили долги в настоящий момент, мы ведём непосредственную работу, с тем чтобы их долговое бремя не накапливалось, и они тем не менее могли осуществлять все обязательства перед теми, кому продали билеты. И в случае, если такие компании не будут в состоянии осуществить перевозку, их маршруты и эти обязательства будут подхватывать, брать на себя более крупные компании, с тем чтобы граждане в любом случае были доставлены из одной точки в другую, даже несмотря на те сложности, с которыми будут сталкиваться отдельные авиаперевозчики. Мы за ситуацией внимательно следим. В некоторых регионах небольшие компании испытывают значительные финансовые сложности, но это не значит, что граждане не будут защищены при исполнении тех обязательств, которые перед ними имеют авиакомпании. Такую работу проводит Министерство транспорта в настоящий момент, и, как я сказал, финансовый ресурс для этого в полном объёме Министерством финансов предоставлен.

Теперь что касается исполнения обязательств по нашей государственной программе, которая принята по развитию агропромышленного комплекса. Действительно, успехи в реализации приоритетного национального проекта АПК, а также затем исполнение государственной программы является приоритетом для Правительства. Вы ставили определённые задачи, Председатель Правительства требует исполнения этой программы в полном объёме. Однако в связи с тем, что кредитный ресурс в настоящий момент стал более дорогим, сельхозпроизводители обеспокоены, смогут ли они в полном объёме выполнить те инвестиционные программы, которые были запланированы какое‑то время назад, рассчитывая на совершенно другую стоимость кредитного ресурса. В связи с этим Правительство приняло решение о направлении дополнительно 7 миллиардов рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам, которые получают сельхозпроизводители. Таким образом, увеличение процентных ставок, которое мы наблюдаем в настоящий момент, будет смягчено дополнительными средствами федерального бюджета, которые пойдут на эти цели. Вместе с тем мы с крупнейшими сельхозпроизводителями проводим сейчас работу, с тем чтобы выявить потенциальный объём инвестиционного ресурса для завершения тех наиболее важных проектов, которые должны быть завершены в 2009 году. И с Банком России, с банками с государственным участием мы в течение 10 дней постараемся определить тот необходимый банковский ресурс, для того чтобы закончить эти проекты, и крупнейшие компании будут поддержаны таким образом.

Что касается инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса, они также не остаются без внимания. И они как по линии поддержки сельхозпроизводителей, так и по линии поддержки малого и среднего предпринимательства тоже получат необходимые ресурсы. Мы понимаем сложности с доведением конкретных денег до потребителей, как я докладывал Вам ранее. Компании могут в настоящий момент почти беспрепятственно, о чём докладывают на всех совещаниях, которые мы проводим, получить короткие кредиты, но они не имеют достаточной уверенности в том, что они смогут получить более длинный кредитный ресурс по не таким высоким ставкам, для того чтобы выйти на ранее запланированные параметры своих инвестиционных проектов. Поэтому эта работа очень сложная, но она ежедневная. Мы пытаемся эти параметры сбалансировать и в любом случае будем делать всё для того, чтобы государственная программа в полном объёме выполнялась.

Д.Медведев: Продолжайте контролировать все эти вопросы, потому что в нынешней ситуации Правительство должно общаться с основными производителями непосредственно, просто в режиме прямого контакта. Так делают у нас, так мы должны поступать, и так поступают в других странах, просто для того, чтобы преодолеть эти проблемы.

Если же говорить о малом и среднем бизнесе, то здесь, конечно, необходимо просто общее решение, которое позволит поддержать сегодня малый и средний бизнес.

И последнее, что я хотел бы сказать применительно к нашим проектам, национальным приоритетам. Мы с вами совместно, со всеми присутствующими, этим занимались, занимались активно, с некоторыми успехами как минимум: нам в любом случае нужно их сохранить, а по возможности и развить, даже несмотря на наличие финансового кризиса.

В этой связи я хотел бы в конце года провести Совет по национальным проектам. Хотел бы, чтобы Правительство подготовило предложения по тому, как нам реализовывать все четыре приоритета в условиях трудностей на финансовом рынке.

Ещё раз подчеркиваю, цель заключается в том, чтобы не просто сохранить набранный темп, но и в том, чтобы где‑то выйти и на новые результаты, там, где это возможно, конечно.

Спасибо.

3 декабря 2008 года, Московская область, Горки