Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Начало рабочей встречи с Министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом

27 июня 2005 года, Москва, Кремль

Л.Рейман: Хочу доложить об итогах исполнения Ваших поручений, которые были даны в Новосибирске 11 января этого года.

Вообще, надо сказать, что сам по себе факт проведения совещания очень позитивно был воспринят всеми IT-компаниями, общественностью. И на самом деле даже просто благодаря проведению этого совещания существенно улучшились отношения инвесторов в IT-отраслях, увеличилось количество инвесторов, которые пришли сюда. Появились в России компании и фонды, которые обычно работают только на развитых рынках. Сюда пришли уже профессиональные компании. То есть это было очень важно.

Я хочу подчеркнуть, что мы сделали анализ за период с проведения совещания за полгода – практически каждый месяц крупнейшие мировые лидеры в области информационных и телекоммуникационных технологий открывали или расширяли свои лаборатории. Например, такие крупные компании, как «Интел», которая открыла целый ряд лабораторий в Петербурге, в Москве, в Нижнем Новгороде, в Самаре, в Новосибирске; «Ай-би-эм» открыла два центра в марте и в июне; «Сименс» – ну он и так хорошо был представлен в России, у него завод по производству и лаборатории по программному обеспечению – «Сименс» тоже расширил свое присутствие. И «Боинг». То есть, по сути дела, мы можем считать, что одна из задач, которую мы ставили – это пропаганда развития и поддержка отрасли, она на сегодняшний день решена.

В то же время есть определенные вопросы, которые существуют. О них я скажу дальше, а сейчас хотел бы сказать о некоторых IT-парках, которые уже начали реализовываться. Один из них – в Санкт-Петербурге на базе института Бонч-Бруевича. Мы провели с Валентиной Ивановной [Матвиенко] региональное совещание на эту тему. Валентина Ивановна выделила 54 гектара земли на границе города – это в районе проспекта Большевиков. И на сегодняшний день там уже прошли конкурсы на сам проект, начались конкурсы на строительство. И очень важно, что целый ряд крупных компаний, которые работают в этой сфере, такие как «Сименс», «Нокиа», «Алькатель», которые исторически работают в России, они выразили желание проинвестировать создание этого IT-парка и будут там работать.

Второе – это зона Московской области. И здесь территория, которая была выделена губернатором Громовым на берегу под IT-парк. Здесь тоже была создана соответствующая рабочая группа, согласованы все версии. Но надо сказать, что пока еще IT-парк не создан. А в Дубне на базе одного из академических институтов уже заработал IT-парк: 3,5 тысячи квадратных метров выделено, и впоследствии мы просто переселим их туда.

В Новосибирске губернатор очень хорошо отнесся к этой идее, очень помогает. Помимо того что сейчас рассматривается строительство IT-парка между академгородком и университетом, он уже подобрал в самом Новосибирске недостроенное здание. Мы его сейчас достраиваем, и, по сути дела, буквально через несколько месяцев можно будет начать эту работу. Территория около этого здания небольшая, но в дальнейшем мы просто будем это расширять.

Ну и последнее: хотелось бы сказать, что в Нижегородской области – это то, что мы уже упоминали как одно из перспективных направлений, – разрабатывается проект IT-парка. Предложение Румянцева – сделать это в Сарове. Румянцев считает, что там очень хороший научный потенциал, и он считает, что это можно было бы сделать.

Я хотел бы сказать, что целый ряд местных руководителей, помимо тех, которые здесь обозначены, тоже подошли с большим энтузиазмом. В частности, в Московской области есть Дмитровский район. Там глава тоже решил, что он будет делать у себя эти парки, инициативно этим занялся. Я считаю, что это тоже очень позитивно.

Основная задача, которую мы решаем созданием IT-парков, – это повышение конкурентоспособности. И в данной связи нам необходимо решить некоторые вопросы, в частности связанные с законодательством. Сегодня существует проект закона об особых экономических зонах, который рассматривается Думой. И мы на самом деле считаем, что он является хорошим инструментом экономического развития. Но для развития отрасли информационно-коммуникационных технологий не все положения этого закона подходят, поэтому мы пытались бы дополнить и доработать сейчас положения закона каким‑то способом для того, чтобы создать специальный режим для поддержки IT-отрасли.

В.Путин: То есть Вы не удовлетворены предлагаемым снижением налогов на фонд заработной платы.

Л.Рейман: А в таком виде этого нет, к сожалению, в действующем законодательстве. Существует два типа способов поддержки. Один связан со специальным отраслевым режимом, второй связан с особыми экономическими зонами. Надо сказать, что особые экономические зоны характерны для развитых стран, таких как Италия, Германия, Финляндия. И они решают задачу развития депрессивных регионов и ликвидации избыточной рабочей силы в первую очередь. У нас задача немножко другая. У нас задача связана с изменением структуры экономики, расширением и определением каких‑то определенных приоритетов в отрасли.

И здесь у нас было бы правильно провести аналогию с такими странами, как Ирландия, например, которая за последние годы, мы знаем, дает очень хороший пример. Так вот особые экономические зоны применяются в первом случае. Во втором случае, например, в Ирландии или в Израиле, дается специальный режим для отраслей. Почему особые экономические зоны не всегда решают вопросы информационно-коммуникационных технологий? Потому что в том виде, в котором они сейчас будут создаваться, они создаются на новой территории, в изолированных определенных пространствах, в то время как уже на сегодняшний день существует целый ряд точек в России, которые являются такими лабораториями по развитию.

В.Путин: Тем не менее все‑таки несколько некорректно. То, что сейчас предлагается в законодательстве, – льготы будут предоставляться не по географическому принципу, а по другим.

Л.Рейман: Нет, это не по законодательству. Это мы просто взяли вот эти страны и особенности выделили. Я согласен, что здесь не впрямую.

В.Путин: И все‑таки вопрос, связанный с понижением нагрузки на фонд оплаты труда. Там предусмотрено и это тоже, насколько я помню. Вас это не устраивает, этого мало?

Л.Рейман: Я думаю, что это не совсем все‑таки так. Существует три режима, которые можно было бы использовать. Режимы, связанные с применением действующих на самом деле механизмов. Например, по первому варианту это тот механизм, который на сегодняшний день действует. Но мы считаем, что, конечно, он должен распространяться только на компании, которые занимаются программированием или оказывают услуги, так называемые колл-центры, т. е. поддержка. Это, по сути дела, та модель, которую мы видели в Бангалоре и которая в принципе дает очень неплохие результаты. Мы провели консультации и с Министерством финансов, и с Министерством экономического развития и торговли. Я думаю, что Александр Дмитриевич Жуков соберет нас, и мы постараемся выработать окончательное решение.

В.Путин: Хорошо.

Л.Рейман: Еще у нас состоялся пуск…

В.Путин: Сколько было запланировано? Сколько запустили аппаратов?

Л.Рейман: Восемь, все восемь запустили. Вот так выглядит сегодняшняя спутниковая группировка. У нас осталось пять старых аппаратов «Горизонт» и шестой аппарат «Экран», который у нас тоже, к сожалению, является проблемным с точки зрения вещания. Практически нам удалось увеличить ресурс в четыре раза, и это позволило России выйти среди мировых стран на шестое место по количеству спутникового ресурса. Шестое место среди компаний. Представлены американские компании, одна французская, одна японская, одна немецкая компания. Наша доля – шесть процентов, то есть мы вполне сравнимы. Практически мы сегодня покрываем весь земной шар своей спутниковой группировкой. У нас единственно небольшой кусочек в центре Соединенных Штатов, который мы плохо «видим». Там углы очень маленькие, и поэтому большая помеха. При этом у нас есть спутники универсальные, такие как «Экспресс». У них 12-летний срок действия. У нас есть специальные спутники, которые мы можем использовать для непосредственного телевизионного вещания, на нем остался свободный ресурс. У нас есть спутники специального назначения для реализации государственных задач, то есть практически этой спутниковой группировкой мы решили все проблемы, которые стояли перед нами в 2000 году.

27 июня 2005 года, Москва, Кремль