Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета «О повышении роли субъектов Российской Федерации в решении задач социально-экономического развития страны»

30 июня 2005 года, Москва,  Кремль

Добрый день, уважаемые коллеги!

Как и договаривались, сегодня нам предстоит еще раз – уже с учетом новых обстоятельств и более предметно – поговорить о повышении роли субъектов Российской Федерации в решении перспективных задач социально-экономического развития. Решение этой проблемы напрямую связано с совершенствованием механизма федеративных отношений и имеет ключевое значение для укрепления единства страны, для повышения эффективности всей системы государственной власти.

Для этого мы приняли решение о разграничении полномочий по уровням публичной власти и во многом уже определились с тем, кто и за что отвечает, какие услуги предоставляет и откуда берет на это необходимые средства, деньги и ресурсы.

Серьезный шаг сделан в межбюджетных отношениях. В результате расходование общественных финансов строится на принципах соответствия расходных обязательств доходным полномочиям, при этом нефинансируемые мандаты ликвидируются.

И, наконец, мы укрепили политическую платформу Федерации, установив новый порядок наделения полномочиями высших должностных лиц регионов Российской Федерации.

С полной определенностью можно сказать: мы с вами создали необходимую юридическую базу для гораздо большей определенности, четкости в определении конкретных прав и обязанностей уровней власти. Сформирована хорошая политическая и правовая база взаимодействия органов власти разных уровней. И на уже созданной основе мы должны перейти к принципиально новому этапу в развитии федеративных отношений, этапу качественного повышения роли и ответственности регионов в экономическом развитии. Они должны стать тем звеном государственной системы, от которого реально зависит рост благосостояния населения нашей страны.

Для решения этой задачи предстоит прежде всего создать такие финансово-экономические, организационные и правовые механизмы, которые позволят эффективно задействовать региональные интересы. Поэтому каждому субъекту Федерации будет необходимо реализовать свои серьезные конкурентные преимущества, которые есть практически в каждом регионе.

Очевидно, что сходу, одним решением, идеальной конструкции не создать. Но теперь уже ясно, на каких именно базовых направлениях следует сосредоточиться.

В первую очередь, планомерно продолжать процесс разграничения полномочий. И для этого не только завершить инвентаризацию функций – необходимо разделить эти компетенции и вписать их в правовое поле российского государства полностью, без недочетов и изъятий.

Сегодня мы должны внимательно рассмотреть перечень передаваемых полномочий, подготовленный рабочей группой Госсовета. Но при этом просил бы не забывать: любые решения здесь не должны привести к дестабилизации системы государственного управления. Никаких зависших между этажами власти полномочий быть не может и не должно.

Полагаю, что подробнее поговорим на эту тему в ходе предстоящего заседания Государственного совета.

Я рассматриваю нашу сегодняшнюю встречу с вами, уважаемые коллеги, как подготовку к широкому обсуждению на Госсовете.

Хочу также проинформировать вас, что в развитие принятых ранее решений по консолидации исполнительной власти предполагаю в ближайшее время принять указ о взаимодействии и координации деятельности исполнительной власти субъектов Федерации с федеральными органами власти.

Теперь коротко о стоящих перед нами задачах.

Первое. Мы должны смелее передавать субъектам дополнительные полномочия, причем по тем вопросам, за которые перед населением в конечном счете отвечают именно региональные администрации. И, конечно, недопустимо, когда люди ждут решения от регионального уровня власти, а она не в состоянии решить эти задачи по определению, потому что либо нет финансов, либо недостаточно полномочий.

Второе. Отдельные вопросы, которые сейчас возложены на регионы, целесообразно, наоборот, может быть, решать на федеральном уровне. Об этом предлагаю тоже отдельно поговорить.

И самое главное – общий баланс разграничения компетенций. Это один из важнейших вопросов. Согласен с теми, кто нацелен на создание системы, в которой полномочия всех уровней власти представлены с необходимой и достаточной полнотой и, что не менее важно, уравновешены между собой.

При этом повторю: разграничение, передача дополнительных полномочий – это только часть дела. И хотел бы предостеречь всех нас от упрощенного понимания, а тем более от сведения работы единственно к организационно-штатной перетасовке или, что просто недопустимо, к перетягиванию административных ресурсов с целью укрепления персональных позиций.

Это принципиальный вопрос. И уверен, мы все понимаем: жизнь территорий совокупно регулируется органами федерального, регионального и местного уровня власти, причем на основе самого тесного взаимодействия. В обычной жизни люди не делят власть на части, она для них едина в трех лицах. И за неэффективную работу люди, конечно, спрашивают с нас в целом, невзирая на эти условные разграничения.

Следующий момент, на котором хотел бы заострить внимание, – это ресурсное обеспечение самого процесса совершенствования федеративных отношений. Требуется доскональный анализ и учёт бюджетных последствий разграничения компетенций. Такие чувствительные решения не могут сопровождаться какими‑либо обобщенными, укрупненными и примерными оценками.

Качественное и своевременное предоставление государством услуг должно гарантироваться стабильными доходами по всем уровням бюджетной системы и опираться на обоснованный по своим размерам имущественный комплекс.

Не менее важна прозрачность межбюджетных отношений. Здесь много сделано, но вопросы, конечно, еще остаются, особенно в сфере бюджетного планирования и при формировании бюджетов на местном уровне.

Не до конца проработаны и механизмы повышения ответственности регионов и местных органов власти за создание собственных источников доходов, в том числе за счет разбюрокрачивания экономики и улучшения делового климата в регионах. Здесь очень много еще нужно сделать, уважаемые коллеги.

И в заключение коснусь крайне болезненного вопроса о темпах и сроках всей работы. Конечно же, никаких авралов и кампанейщины быть не должно. Мне известна озабоченность по поводу готовности к реализации на практике положений закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Подготовительный этап практически исчерпан. Между тем пока не завершена инвентаризация, оценка и закрепление муниципального имущества, – это очень важные вопросы, понимаю это – и видна полная нерешенность вопросов с собственными налогами муниципалитетов на недвижимость. Все это заставляет нас еще раз задуматься и принять взвешенные решения, касающиеся процедуры вступления закона в силу. Вместе с тем, хотел бы обратить на это внимание, прошу не считать, что сделанное сейчас заявление означает какой‑то отход от принятых решений. Прошу всех – и скажу обязательно об этом на Госсовете – активнее готовиться к вступлению закона в силу.

Рассчитываю услышать позицию Правительства, конечно, по всем этим вопросам и не только по вопросу повышения роли регионов в социально-экономическом развитии, но и по повышению собственной роли в новой региональной политике.

Итогом всей нашей совместной работы должно стать формирование таких администраций, которые и хотят, и могут добиваться роста экономики, улучшения жизни населения.

Прошу руководствоваться этим подходом при обсуждении всех поставленных сегодня для рассмотрения вопросов.

30 июня 2005 года, Москва,  Кремль