Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о совещании с членами Правительства

24 октября 2005 года, Москва,  Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Попрошу начать Жукова Александра Дмитриевича с итогов развития промышленности за последние несколько месяцев.

А.Жуков: Сейчас мы подвели итоги сентября. Надо сказать, что после некоторого снижения темпов роста экономики в целом и промышленного производства в августе можем констатировать, что в сентябре темпы промышленного роста возобновились: составили за сентябрь 0,7 процента.

В.Путин: А в целом сколько получается?

А.Жуков: А в целом по динамике внутреннего валового продукта за январь-сентябрь этого года по отношению к тому же периоду прошлого года рост составил 5,9 процента. В принципе, по оценкам экспертов, до конца года эти темпы сохранятся – может быть, увеличатся до шести процентов в целом по году.

Что касается роста потребительских цен, то за первые 17 дней октября цены выросли на 0,3 процента. Мы ожидаем, что по итогам октября рост составит примерно 0,6 процента. Вообще надо сказать, что за последние три месяца по сравнению с августом, сентябрем, октябрем прошлого года в целом темпы инфляции почти в два раза ниже, чем мы за соответствующий период прошлого года ожидали, но пока накопленная инфляция несколько превышает то, что было в прошлом году, хотя темпы роста цен снижаются.

В.Путин: Думаю, было бы правильно, если бы Правительство подготовило пакет антиинфляционных мер на ближайшее время, подумало над планом системных мер по этому направлению. Думаю, что мы с Председателем Правительства потом еще поговорим на эту тему. И прошу Министерство финансов тоже подумать на этот счет вместе с Центральным банком, разумеется. Знаю, что Вы включились в работу по обсуждению финансовых аспектов развития местного самоуправления.

Пожалуйста, о предстоящем совещании в Чите.

А.Кудрин: В конце недели, в субботу, в Чите соберутся все губернаторы Сибирского федерального округа вместе с полпредом в этом регионе, и мы обсудим внедрение нового закона о местном самоуправлении, в том числе его финансового обеспечения, а также вопросы сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2006 году. Это как раз очень своевременно при подготовке к третьему чтению, которое может учесть еще пожелания губернаторов.

В поездку также поедет и Зурабов Михаил Юрьевич, поэтому мы также обсудим аспекты, связанные с исполнением президентских программ в области здравоохранения.

В.Путин: Что Вы думаете по поводу предложения подготовить антиинфляционный пакет?

А.Кудрин: Думаю, данный пакет очень своевременно сделать с учетом того, что цели по инфляции, которые мы обозначили в трехлетнем проекте бюджета, означают, что они должны серьезно быть снижены, и инфляция должна составлять не больше 4,5–5 процентов в 2008 году. Это будет серьезное достижение в рамках всей экономической политики, и, конечно, в первую очередь от этого выиграют простые люди, поскольку это означает, что цены не будут расти такими высокими темпами как на товары первой необходимости, так и жилищно-коммунальное хозяйство. Вот этот этап снижения цен с нынешнего до 4,5 – 5…

В.Путин: Снижение инфляции.

А.Кудрин: Инфляции. Это самый, может быть, трудный период, трудный участок. Но он абсолютно достижим в нашем трехлетнем бюджете, утвержденном на бюджетной комиссии, которую возглавляет Михаил Ефимович Фрадков, мы это утвердили как нашу цель. Но координация усилий всех ветвей власти и органов власти, в том числе тех, кто регулирует цены и тарифы естественных монополий, сейчас нужна на более высоком уровне. Поэтому, я думаю, это очень позитивная идея.

В.Путин: Продумайте это с депутатами Государственной Думы. Доложите Председателю предложения, с тем чтобы это действительно была скоординированная работа всех ветвей власти.

А.Кудрин: Спасибо.

В.Путин: Сергей Викторович (обращаясь к С.Лаврову), Вы только недавно вернулись из Средней Азии. Пожалуйста, Ваши впечатления от этой поездки и итоги.

С.Лавров: Владимир Владимирович, по Вашему поручению я посетил Туркменистан и Узбекистан. В Ташкенте в развитие Ваших недавних договоренностей с Президентом Каримовым, достигнутых в Санкт-Петербурге, обсудили практические вопросы по присоединению Узбекистана к ЕврАзЭС. Уже на этой неделе встречаются эксперты и конкретно работают с документами. Обсудили также налаживание практического взаимодействия по линии ОДКБ.

В.Путин: Речь идет не просто о присоединении Узбекистана к ЕврАзЭС – речь идет об объединении двух организаций: ЕврАзЭС и ОЦАС.

С.Лавров: И в рамках этого – присоединение Узбекистана к ЕврАзЭС, и предстоит еще решить судьбу тех направлений ОЦАС, которые в торгово-экономической сфере соответственно относятся к компетенции ЕврАзЭС. И поэтому мы обсуждали налаживание взаимодействия по линии ОДКБ. У наших узбекских партнеров есть интерес. И также мы обсудили задачи по углублению двухсторонних связей не только в военно-политической и торгово-экономической, но и в инвестиционной области. На сей счет также будет проработан ряд предложений, которые будут в Правительство внесены для последующего доклада Вам.

В Туркменистане также поговорили о том, как реализуются имеющиеся договоренности о сотрудничестве в сфере топливно-энергетического комплекса и о сотрудничестве на Каспии. У туркменской стороны есть заинтересованность в том, чтобы подключаться к созданию организации «Касфор», с тем чтобы эта организация силами прикаспийских государств могла обеспечивать безопасность на Каспии и предотвращать попытки контрабанды, включая контрабанду материалов, которые могут быть использованы для производства оружия массового уничтожения, контрабанды, связанной с попытками террористической деятельности и так далее.

Договорились, что, как и в Астрахани, где Сергей Борисович Иванов организовывал совещание летом прошлого года…

С.Иванов: Военно-морских сил.

С.Лавров: Военно-морских сил, да, и где Туркменистан принимал участие, они также будут присутствовать и на очередной встрече, которая предстоит в ноябре, где уже будут рассматриваться практические документы. И Туркменистан подтвердил свою заинтересованность участвовать в развитии гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ, в том числе в связи с проведением в будущем году по решению саммита в Казани Года Содружества Независимых Государств.

В.Путин: Что касается организации по поддержанию мира, безопасности и порядка на Каспии, то здесь нужно вовлекать все прикаспийские государства включая Иран. Вы в контакте с иранскими партнерами по этому вопросу?

С.Лавров: Да. Как раз сегодня у меня предстоят переговоры с моим иранским коллегой, который прибыл в Москву с рабочим визитом, и каспийская проблематика у нас одна из приоритетных. Иранцы участвуют в этих дискуссиях и проявляют интерес к тому, чтобы вся каспийская «пятерка» совместно работала над созданием этой организации.

В.Путин: Что касается объединения ЕврАзЭС и ОЦАС, нам нужно создать механизм по реализации этих планов, практической работы. Я попрошу Вас уделить этому больше внимания.

С.Лавров: Мы уже договорились, и создана уже рабочая группа исполкома ЕврАзЭС, которая на этой неделе проводит конкретные консультации и переговоры с соответствующей рабочей группой Узбекистана.

В.Путин: Хорошо.

Сергей Борисович (обращаясь к С.Иванову), мы договаривались о том, что после 60-летия Победы мы не будем ослаблять внимания к проблемам ветеранов и на правительственном, и на президентском уровне, и продолжим работу комитета «Победа». Знаю, что недавно Вы проводили очередную встречу. Как прошла работа?

С.Иванов: Да, Владимир Владимирович, совсем недавно по Вашему поручению я провел очередное, уже 20-е, заседание оргкомитета «Победа». И на этом оргкомитете рассматривался один основной вопрос – это вопрос совершенствования организации работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества, то есть военно-мемориальная работа. И здесь всеми единодушно – не только ветеранами, но и всеми, например, присутствующими губернаторами – были подняты два ключевых вопроса.

Первый. В соответствии со статьей 10-й Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» – этот закон принят в 1993 году – там есть такой пункт о том, что надо создать уполномоченный орган по этой работе. За 12 лет этот уполномоченный орган так и не создан, но все участники совещания – и представители региональной власти, и ветеранские организации, и представители Правительства – единодушно высказались за то, чтобы таким уполномоченным органом стало само Министерство обороны. Мы от этого не отказываемся и считаем, что нужно это сделать. Я готов выйти с соответствующими предложениями в Правительство и к Вам. И мы готовы координировать всю эту работу в масштабах страны, но при условии, конечно, что и финансирование отдельной строкой, например, с 2007 года на эту работу Министерству обороны будет выделяться. Это и поиск пропавших без вести, это и неопознанные останки наших погибших солдат: сейчас ведутся поисковые работы, я имею в виду, иногда и энтузиастами, различными молодежными организациями – эту работу надо просто координировать и придать ей такой целевой характер. Это первая проблема.

Вторая проблема, которая очень серьезно осложняет работу по военно-мемориальным различным мероприятиям, да и собственно патриотическую работу, – это нынешнее законодательство, которое возлагает в основном все функции по уходу за могилами защитников Отечества на органы муниципальной власти, именно муниципальной. Все единодушно признали, что большинство муниципалитетов, большинство органов местного самоуправления не имеют ни сил, ни средств для того, чтобы осуществлять эту работу на должном уровне.

Кроме этого, мы связаны рядом межправительственных соглашений с нашими иностранными партнерами, прежде всего европейскими государствами, по линии МИДа, где четко говорится, что в этих государствах они берут на себя обязательства по уходу за мемориальными кладбищами, могилами советских солдат, погибших на территории этих государств, и соответственно мы берем на себя обязательство по уходу за могилами солдат этих государств, например Венгрии. Проблема заключается в том, что многие муниципалитеты просто не в состоянии, физически не в состоянии содержать большие воинские захоронения, в том числе и иностранных солдат, погибших на нашей земле.

Поэтому предложение было высказано такое – я хочу сейчас вынести его на Ваше решение, Владимир Владимирович – поручить внести необходимые изменения в законодательство для того, чтобы в том числе и субъекты Федерации, которые выражают готовность участвовать в этой работе, могли бы это делать на основе закона. Сейчас у них такой возможности по существу нет.

В.Путин: Михаил Ефимович (обращаясь к М.Фрадкову), есть у Вас какие‑то соображения на этот счет?

М.Фрадков: Да нет, наверное. Вносите эти предложения. Тут ведь не важно, в этом случае как раз четкое разграничение полномочий не должно мешать тому, чтобы эти мемориальные захоронения и памятники были в надлежащем состоянии. Здесь делить нечего, мне кажется. Одно дело – архитектурные памятники, можно еще как‑то так спорить.

В.Путин: Договорились. Вы тогда в письменном виде сформулируйте предложения на мое имя. Дальше мы определим, как мы построим работу в целом.

Уважаемые коллеги! Как вы помните, 5 сентября текущего года мною были сформулированы так называемые общенациональные проекты. По сути, были названы приоритеты в социальной сфере, здравоохранении, образовании, жилье, отчасти, конечно, это касается, конечно, и экономической сферы, в том числе выделена отдельная отрасль – сельское хозяйство, которое нуждается в особом внимании со стороны государства. И тогда же мною было сказано, что я намерен контролировать работу по этому направлению лично. Вы уже знаете о том, что мною подписан соответствующий указ, создана структура, которая должна будет заниматься контролем за реализацией этих проектов.

Вместе с тем хочу обратить ваше внимание на то, что эта структура призвана прежде всего контролировать ход работы и отчасти – хочу это подчеркнуть, – отчасти координировать действия различных ветвей власти и различных уровней управления. Имею в виду и полномочных представителей в регионах, руководителей регионов Российской Федерации, территориальных органов различных ведомств, и, соответственно, конечно, в необходимом объеме федеральных органов. Подчеркиваю, что основная работа по реализации этих задач, конечно же, остается на Правительстве Российской Федерации во главе с премьером, с Председателем Правительства. И никто никакой ответственности за реализацию намеченных планов и задач с Правительства не снимает. Подчеркиваю, это прежде всего задача Правительства: все эти проблемы лежат в сфере компетенции Правительства Российской Федерации. Буду из этого исходить и рассчитываю на нашу совместную эффективную, скоординированную работу.

Спасибо.

24 октября 2005 года, Москва,  Кремль