Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о совещании с членами Правительства

7 ноября 2005 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Михаил Ефимович Фрадков вернулся из поездки в Китай и на Дальний Восток, и я бы попросил Председателя Правительства в двух словах рассказать нам о ее результатах.

М.Фрадков: В Китае прошла десятая регулярная встреча руководителей правительств наших стран. По общей оценке, она прошла достаточно результативно. Подвели итоги работы за прошедший год: немало сделано. Мы отметили, что уровень взаимоотношений выходит на новую качественную ступеньку и в основном переговоры посвятили перспективам развития торгово-экономических отношений, в первую очередь сосредоточили внимание на сотрудничестве в энергетической сфере. Там действительно есть серьезные подвижки, есть хорошая перспектива развития сотрудничества по нефти, газу, электроэнергетике, причем очень крупные проекты, которые будут фактически определять отношения наших экономик на дальнюю перспективу.

Мы еще раз подтвердили наше обоюдное желание и возможности – строя нефтепровод из Восточной Сибири до берега Тихого океана, предусмотреть ответвление на Китай, что очень интересно и нашим китайским партнерам и, я полагаю, экономически целесообразно для наших компаний. Договорились, что ближайшее время будет посвящено тому, чтобы на уровне компаний определить экономическую целесообразность, рассчитать инвестиционную составляющую, решить вопросы экологии и по мере решения этих вопросов продвигать этот проект как перспективный. Сейчас активно работают «Транснефть», «Роснефть» с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией. Сейчас проект находится в стадии достаточно активного изучения. Думаю, что проект может быть результативным.

По газу. Договорились также активизировать работу, имея в виду завершение на сегодняшний день подготовки концепции работы «Газпрома» в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с точки зрения обеспечения газификации наших регионов, создания единой системы транспорта газа включая и экспортные поставки. Здесь возможно рассмотреть и участие Китая в качестве получателя этого газа. Возможно, где‑то и совместное участие в ряде проектов на российской территории.

Существует очень крупный и перспективный проект в электроэнергетике, который способен дать от 40 до 60 миллиардов киловатт-часов в год дополнительно. Но он и непростой – с точки зрения его экономического обоснования, создания дополнительных генерирующих мощностей. Это отдельная тема, которая требует более тщательного изучения в силу особенностей дальневосточной энергетики, ее замкнутости и высоких издержек по углеобеспечению: в основном, 80 процентов в структуре производства электроэнергии составляет уголь дальнего завоза. Здесь нужно будет смотреть, очень внимательно изучать эту тему с нашими китайскими партнерами. Основная проблема здесь – это согласование экспортной цены, сейчас РАО «ЕЭС» со своим партнером сосредоточились на этом.

Мы предложили наши возможности в поставках в Китай машинно-технического оборудования, в первую очередь гражданских самолетов, энергетического оборудования, горно-обогатительного, транспортного. Руководители Китая рассматривают эту возможность с пониманием. Они предложили организовать ряд выставок для наших компаний, где мы могли бы продемонстрировать свои возможности. То есть тема улучшения структуры экспорта в Китай рассматривается в качестве первоочередной, потому что объем экспорта машин и оборудования, составляющий на сегодняшний день лишь около трех процентов в общем объеме экспорта из России в Китай, – это недостаточно. И мы договорились рассматривать эти вопросы в рамках регулярных встреч и работы около десяти подкомиссий, которые составляют этот механизм сотрудничества.

Потом два дня мы провели в Комсомольске-на-Амуре, Благовещенске, где встретились с губернаторами. Рассматривали в том числе тему создания условий для того, чтобы российская продукция поступала на китайский рынок, рассмотрели проблемы авиационного объединения в Комсомольске-на-Амуре, связанные с производством модернизированных самолетов «Сухой», и подготовку к производству RRJ [«Russian Regional Jet» – российский региональный самолет] в ближайшие годы. Рассмотрели эти вопросы в комплексе. Судостроение посмотрели на Амурском судостроительном заводе, там наша оборонная тематика в рамках оборонного заказа. В Благовещенске провели совещание по жилищно-коммунальному хозяйству со всеми губернаторами Дальневосточного округа. Вопрос требует еще более детального рассмотрения. Сегодня мы продолжаем эту тему на комиссии по реализации 131-го закона.

В целом все руководители Дальнего Востока подтвердили, что готовность к зимнему сезону высокая, никто никаких чрезвычайных ситуаций не ожидает, но все эти вопросы находятся под контролем местных властей и федерального центра.

В.Путин: Спасибо.

Вы упомянули об авиационных делах. А я хочу напомнить о сроках создания авиационного холдинга – у нас есть соответствующие планы. Знаю, что работа идет, она идет непросто. Нужно ускорить решение всех вопросов, которые предусмотрены нашими соответствующими решениями и договоренностями. Это первое.

Второе. По поводу электроэнергетики на Дальнем Востоке. Мы говорили о том, что энергетические возможности в этом регионе нарастают. И, конечно, правильно нам изучить возможность экспорта, в том числе электроэнергии, но мы договаривались, что прежде всего мы подумаем над тем, как использовать растущие энергетические возможности Дальнего Востока для развития национальной экономики, создания там новых собственных производственных мощностей. Мы говорили об этом и с РАО «ЕЭС», и с Правительством. Я бы попросил руководство Правительства вернуться к этому вопросу еще раз. Нужно создать условия для размещения там производственных мощностей.

Что касается поставок нефти в Китайскую Народную Республику. У нас есть определенные договоренности с нашими партнерами. Сейчас мы поставляем по железной дороге. (Обращаясь к А.Жукову) Александр Дмитриевич, какие у нас есть возможности для увеличения этих поставок по железной дороге, имея в виду потребности наших китайских партнеров на следующий год до 15 миллионов минимум?

А.Жуков: Владимир Владимирович, в этом году в принципе мы договаривались о том, что будет поставлено до 10 миллионов.

В.Путин: А в следующем – пятнадцать?

А.Жуков: А в следующем – пятнадцать. Видимо, в этом году будет поставлено несколько меньше. Но это не связано с проблемами железной дороги. В следующем году мы намерены выйти на 15 миллионов тонн, и все необходимые работы для этого: и капитальные вложения, и инвестиции, в том числе в железнодорожную инфраструктуру – предусмотрены в финансовом плане РЖД на 2006 и последующие годы. Кстати говоря, на заседании Правительства в четверг мы будем рассматривать ход реформы на железнодорожном транспорте вообще, в том числе и финансовый план уже не на один год, а на следующие три года, а также инвестиционный план.

Вообще, сама реформа железнодорожной отрасли началась два года тому назад с создания ОАО «РЖД», практически крупнейшей в мире по количеству работающих компаний, и идет в соответствии с тем планом, который был изначально утвержден. Главная цель реформы – повысить устойчивость работы всего железнодорожного транспорта и качество услуг, которые он оказывает.

В.Путин: Вы не считаете, что этот план нуждается в корректировке?

А.Жуков: На сегодняшний день, Владимир Владимирович, я думаю, что он нуждается в том, чтобы он исполнялся точно в те сроки, которые там были записаны. План сам по себе хороший, единственное – есть некоторое отставание.

В.Путин: Да-да, хороший‑то он хороший, но меня беспокоят планы создания отдельной компании, отделенной от ОАО «РЖД», которая будет связана с пассажирскими перевозками. В бюджете следующего года необходимые субсидии, финансовая помощь со стороны Федерации не предусмотрена. Что это будет означать для пассажиров? Или нужно корректировать этот план, либо выделять туда деньги. Денег, как я понимаю, уже не может быть выделено – значит, план нужно корректировать.

А.Жуков: В принципе второй этап реформ на железнодорожном транспорте предусматривает создание пассажирской железнодорожной компании, отделенной от …

В.Путин: А сроки‑то там какие?

А.Жуков: Для того чтобы реализовать, требуется примерно 37 миллиардов рублей дотаций из бюджета, потому что сами по себе пассажирские перевозки на сегодняшний день убыточны. Мы частично решаем эту задачу за счет тех средств, которые предусматриваем на перевозку льготных пассажиров. Ведь раньше железная дорога вообще ничего не получала.

В.Путин (обращаясь к А.Жукову): Александр Дмитриевич, это только частично и только на льготниках. Обращаю внимание Председателя Правительства на этот счет. Считаю недопустимым входить в эту реформу, не обеспечив ее соответствующими финансами. Если Правительство не готово это сделать сегодня – значит, сроки должны быть скорректированы. Мы не должны перекладывать на пассажиров те вопросы, которые мы в состоянии и должны решить своевременно сами.

ГРЕФ Г.О.: Мы уже договорились с Владимиром Ивановичем [Якуниным, президентом ОАО «Российские железные дороги»] о том, что мы на первом этапе создадим ее как филиал, затем как дочернее предприятие, а затем, на третьем этапе по мере готовности уже можно будет ее выделять.

В.Путин: Согласен с этим.

А.Жуков: Да, совершенно верно, Владимир Владимирович. И мы как раз планируем эти мероприятия на 2007 год, не на 2006-й. Сейчас усилия сосредоточены в первую очередь на грузовых перевозках. И там, по состоянию на август этого года, я могу сказать, в собственности независимых перевозчиков уже находилось 270 тысяч вагонов, это примерно 40 процентов от вагонного парка РЖД. И результат мы видим: за счет конкуренции, которая происходит, во‑первых, идут большие инвестиции на закупку новой вагонной техники, и, во‑вторых, рост тарифов на следующие годы по грузовым перевозкам существенно ниже, чем на пассажирском транспорте.

В.Путин: Согласен. Этот процесс, конечно, должен быть продолжен. Это, конечно, должно быть продолжено.

(Обращаясь к Г.Грефу) Что у нас по макроэкономике за прошедшее время?

Г.Греф: У нас пока нет еще итогов за октябрь – через неделю придут. Сейчас есть итоги по инфляции: в октябре прирост цен составил 0,6 процентных пункта. Накопленным итогом за 10 месяцев с начала года инфляция составила 9,2 процентных пункта. По сравнению с 2004 годом это на 0,1 процентных пункта меньше. То есть во втором полугодии – если сравнивать инфляцию с июня по октябрь в текущем году и в предыдущем году – темпы инфляции в этом году в два раза ниже. В этом году у нас инфляция составила 1,8 процента, в прошлом году с июня по октябрь – 3,8 процента. Тем не менее мы несколько превысим параметры, которые изначально планировались. Если темпы в ноябре и декабре все‑таки будут умеренными и ниже, чем в прошлом году, то темпы инфляции будут ниже, чем в прошлом году, но в пределах между 11 и 11,5 процента.

В.Путин: Но тем не менее у нас пока сохраняются благоприятные условия для развития высокотехнологичных отраслей производства, для решения тех задач, которые мы ранее сформулировали в этой сфере, и это отражено в том числе в бюджете. Знаю, что в последнее время Вы активно занимались продвижением этих решений. Что сделано в этом направлении?

Г.Греф: В пятницу правительственная комиссия по инновационным высокотехнологичным зонам и промышленно-производственным зонам провела первый этап конкурса, в котором приняли участие 72 субъекта Федерации. Поступило 43 заявки на создание промышленно-производственных зон и 29 заявок на создание высокотехнологичных зон. Комиссия отработала, вскрыв все заявки, проверила все документы. В двух заявках было отказано, и в результате 70 заявок поступили к рассмотрению, которые теперь в течение ближайших двух недель двумя комиссиями будут отработаны, и до Нового года, как мы и планировали, должны быть приняты окончательные решения о размещении инновационных и промышленно-производственных зон. Мы надеемся, что весь график, который был составлен и утвержден до 1 января, будет выполнен. В конце ноября мы сможем подвести итоги состоявшегося конкурса. В декабре уже начнем проектирование этих зон. Может быть, это будет первый прецедент, когда мы ни на один день не опаздываем, работаем на опережение, с тем чтобы с 1 января в полном объеме закон начал исполняться и чтобы средства, которые запланированы в бюджете, – 8 миллиардов рублей – могли быть в следующем году полностью освоены.

В.Путин: Хорошо.

(Обращаясь к М.Зурабову) Михаил Юрьевич, Вы занимались и сейчас готовите вопрос по реализации программы развития здравоохранения. Пожалуйста.

М.Зурабов: Владимир Владимирович, выступая на последнем президиуме Госсовета в Пензе, Вы обратили внимание руководителей субъектов Федерации на то, что один из приоритетных проектов «Здоровье» – на ближайшие два года. Это не проект на два года – это проект на более продолжительный период времени. И в этой связи возникла необходимость уточнить отдельные положения концепции развития здравоохранения и медицинской науки, которая была принята аж в 1997 году, на период до 2010 года. Таким образом, рассматривая этот вопрос, Правительство предполагает учесть все те приоритеты, которые определены программой «Здоровье», и уже не на двухлетний период, а на период до 2010 года. Особое внимание предполагается уделить усилению профилактической направленности здравоохранения. И это касается не только диспансеризации работающих граждан, но в первую очередь существенно большему вниманию, которое будет уделяться вакцинации и иммунизации населения, в том числе и детей. Это, конечно же, такое важнейшее направление, как укрепление здоровья детей и женщин. И я считаю, что Правительство также рассмотрит одно из Ваших поручений, которое Вы давали в связи с необходимостью обеспечения доступных высококачественных лекарственных средств для детей в возрасте до трех лет и для беременных женщин. И это также вопросы, связанные с углубленным обследованием новорожденных детей, детей на ранних этапах жизни.

Третье направление, которое мы предполагаем внимательно посмотреть, – увеличение объемов, хочу подчеркнуть, бесплатной дорогостоящей медицинской помощи. И в этом отношении предполагается не только строительство медицинских центров, о которых мы Вам неоднократно докладывали и решения по которым в ближайшее время, как я понимаю, Вы будете принимать, – речь идет о размещении…

В.Путин: …шесть плюс девять.

М.Зурабов: Да, шесть плюс девять, но и максимальная загрузка уже тех мощностей лечебных учреждений, которые созданы как на уровне Российской Федерации, так и в регионах.

И последнее направление – это приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, укрепление ее материально-технической базы. Есть целый ряд и других вопросов, которые мы подробно рассмотрим, но еще раз хочу подчеркнуть: основная задача видится нам в том, что проект «Здоровье» – это не проект двух лет. Его, конечно же, необходимо сейчас правительственными решениями определить на более продолжительный промежуток времени – до 2010 года как минимум.

В.Путин: Спасибо.

7 ноября 2005 года, Москва, Кремль