Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о совещании руководящего состава Вооруженных Сил

9 ноября 2005 года, Москва, Министерство обороны

В.Путин: Уважаемые товарищи!

Сегодня вам предстоит подвести итоги боевой учебы, проанализировать текущие и перспективные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предваряя свое выступление, хотел бы дать в целом положительную оценку вашей работе. Армия и флот достойно выполняют поставленные задачи по защите безопасности и национальных интересов нашей страны.

Пожалуй, один из принципиальных итогов 2005 года – это переход от затянувшегося этапа преобразований и реорганизаций к плановому военному строительству, переход к всестороннему наращиванию возможностей отечественных Вооруженных Сил.

Это были сложные годы и для страны, и для армии и флота. Было много проблем: и экономических, и социальных, и в обществе в целом, и в армии. Мы жили в условиях непрекращающегося конфликта на Северном Кавказе. И мы с вами не могли последовательно решать одну проблему за другой, концентрируя на чем‑то все ресурсы. Специфика ситуации заключалась в том, что необходимо было решать все сразу.

И мне очень приятно отметить, что Вооруженные Силы выходят на эту ритмичную работу по военному строительству.

Практически завершена оптимизация структуры Министерства обороны. Считаю, что удалось выстроить систему, которая позволяет существенно повысить качество управления войсками и силами.

Отмечу прогресс в совершенствовании потенциала ядерного сдерживания.

Проведены успешные испытания перспективных систем и комплексов вооружения, которые способны обеспечить гарантированное преодоление всех существующих и перспективных систем противоракетной обороны.

Появились новые наработки в сфере воздушно-космической обороны страны. Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что воздушно-космическая оборона является одним из важнейших факторов обеспечения стратегической стабильности.

На новый уровень вышла оперативная подготовка штабов и боевая учеба войск. В 2005 году была успешно проведена серия маневров на огромном пространстве от Баренцева моря до Тихого океана, при этом, что крайне важно, серьезно и глубоко отрабатывались вопросы межвидового взаимодействия.

Состоялись совместные учения с армиями Китая и Индии. Наши партнеры отметили высокую выучку личного состава российских воинских частей и подразделений, их способности решать масштабные комплексные боевые задачи, в том числе антитеррористического характера. И хочу отметить, что учения были проведены на высоком уровне. Хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в этих мероприятиях. Думаю, что армия и флот давно не знали учений такого масштаба.

Следует и дальше уделять пристальное внимание подготовке подразделений Вооруженных Сил к участию в контртеррористической деятельности. Проведенные в сентябре в Северокавказском регионе командно-штабные учения дали нам ценный опыт в этой сфере, в том числе позволили глубоко отработать межведомственную координацию. И недавние события в Нальчике показали, насколько эффективно действовали силовые структуры, в том числе части Вооруженных Сил, нейтрализуя налет боевиков. Бандиты получили достойный и жесткий урок. Это, хочу подчеркнуть, было достигнуто прежде всего в результате улучшенной координации между различными силовыми структурами.

Уважаемые товарищи!

Как вы знаете, на заседании Совета Безопасности в июне этого года были четко определены основные приоритеты долгосрочного развития военной организации страны до 2015 года. При этом мы исходили из анализа и прогноза военно-политической обстановки в мире, оценки характера и уровня современных и потенциальных угроз. Подчеркну, что наши планы военного строительства в полной мере соответствуют реальным экономическим возможностям страны.

Направляя на модернизацию армии серьезные ресурсы, мы хорошо понимаем, что Вооруженные Силы – это важнейший атрибут государственности, гарантия суверенитета нашей страны. И они должны быть готовы обеспечить глобальную стабильность, защитить Россию от любых попыток военно-политического давления и силового шантажа. А такие способы проведения внешней политики, к сожалению, мы видим, они еще имеют место быть в мире.

Серьезную опасность представляют «тлеющие» региональные и межэтнические конфликты, в том числе недалеко от границ России. И, конечно, непосредственную угрозу целостности нашего государства, жизни граждан несет агрессия международного терроризма.

В связи с этим мы ни на минуту не должны ослаблять внимания к ключевым аспектам военного строительства и в целом к государственной политике в сфере обороны и безопасности.

Первое. Следует продолжить работу по формированию оптимального состава Вооруженных Сил. Их основу должны составить соединения и части постоянной готовности. Уже в 2006 году предстоит создать условия для существенного увеличения доли контрактников в общей численности Вооруженных Сил. Мы должны, не снижая боеспособности армии и флота, обеспечить сокращение срока службы по призыву до 12 месяцев с 1 января 2008 года.

Второе. Начинается важный и ответственный этап переоснащения и технической модернизации войск. В 2006 году на закупку вооружения и военной техники будет потрачено почти в полтора раза больше средств, чем в текущем году. При этом особое внимание необходимо уделить оснащению соединений и воинских частей постоянной готовности, в том числе, высокоточным оружием, эффективными комплексами разведки и радиоэлектронной борьбы, автоматизированными системами управления.

В целом следует последовательно придерживаться курса на выстраивание оптимальной структуры расходов на содержание и оснащение Вооруженных Сил. К исходу 2015 года мы должны выйти на соотношение, когда 70 процентов средств тратится на развитие армии и флота, а 30 процентов – на текущее содержание. Только так мы сможем не латать дыры, а добиться качественного технического обновления войск. Понимаю, что это исключительно сложная задача. Мы подробно обсуждали эту тему с Министром [обороны], с начальником Генерального штаба, с Председателем Правительства, с ведущими ведомствами Правительства. Это очень сложная задача, но она может и должна быть решена. В связи с этим, важная задача – повышение эффективности единой системы заказов и поставок военной техники. Это позволит существенно повысить отдачу от выделяемых средств за счет централизации.

Третье. Будущее Вооруженных Сил во многом зависит от военной науки и образования. Сохраняя лучшие традиции отечественной военной школы, необходимо постоянно насыщать ее новыми идеями и подходами, широко использовать современные обучающие методики и технологии, внимательно анализировать динамику мировой военной мысли. Военное образование и наука не могут отставать от развития армии, а должны постоянно идти на несколько шагов впереди.

И, наконец, пожалуй, один из самых ключевых вопросов военного строительства – это повышение уровня социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

С 1 января 2006 года планируется очередное увеличение довольствия военнослужащих на 15 процентов. А в целом в течение ближайших трех лет размер денежного довольствия военнослужащих возрастет на 67 процентов. Соответственно этому вырастут и размеры военных пенсий.

Хочу обратить внимание Правительства, что мы не имеем права забывать нужды военных пенсионеров. Рассчитываю, что Правительство будет относиться к этим проблемам самым внимательным образом.

Однако наряду с увеличением денежного довольствия мы должны уделить серьезное внимание формированию современной системы социальных гарантий: речь о медицинском обслуживании и обеспечении жильем, обучении и переподготовке личного состава.

Прошу в кратчайшие сроки и в полную силу запустить механизмы накопительно-ипотечной системы для военнослужащих. Здесь важно досконально проработать все организационные вопросы.

Опыт моего общения с военнослужащими – в частях, на флоте – показывает, что далеко не всегда все знают, что там должно происходить. Я разговаривал с офицерами: они даже не представляют себе, что это такое. Ну как же так?

О возможностях, которые открывает ипотека, должны хорошо знать и в армии, и в обществе. Ведь реальная перспектива получить жилье – это существенный фактор, призванный привлечь молодежь в военные учебные заведения. Хочу отметить, что эта система должна и будет касаться тех молодых людей, которые приходят в армию и на флот.

Но наряду с ипотекой нужно наращивать темпы расширения фонда служебного жилья, последовательно реализовывать программу жилищных сертификатов. Мы взяли большие обязательства перед людьми, и они должны выполняться в полном объеме и в намеченные сроки.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть: сегодня у России есть все возможности и средства, чтобы обеспечить развитие Вооруженных Сил на основе долгосрочной стратегии и эффективного планирования.

И от нашей слаженной с вами работы напрямую зависит формирование нового облика Вооруженных Сил – современных, насыщенных передовой техникой, пользующихся высоким общественным авторитетом. Рассчитываю, что вы хорошо понимаете исключительную важность и приоритетность этой задачи.

Еще раз благодарю вас за службу и желаю успехов.

Большое спасибо за внимание.

Ю.Балуевский: Товарищи офицеры, разрешите предоставить слово для доклада Министру обороны Российской Федерации Сергею Борисовичу Иванову.

С.Иванов: Товарищ Верховный Главнокомандующий!

Уважаемые товарищи!

Сегодня по сложившейся традиции мы собрались в этом зале, чтобы подвести итоги деятельности Минобороны и Вооруженных Сил за текущий год, а также наметить пути решения задач, которые поставлены руководством страны перед армией и флотом.

В 2005 году военное ведомство строило свою работу в соответствии с новым Положением о Министерстве обороны, определившим в качестве основного приоритета нашей деятельности реализацию государственной политики в области обороны. При этом во главу угла было поставлено понимание того, что Вооруженные Силы не только осуществляют функции по обеспечению суверенитета и территориальной целостности страны, но и по‑прежнему остаются и будут оставаться надежным и важнейшим инструментом в деле защиты национальных интересов и достижения конкретных политических целей.

Скажу больше, в последнее время обозначилась устойчивая тенденция к расширению диапазона применения военной силы, в том числе вследствие нарастания многообразных угроз международной и национальности безопасности.

Подчеркну, что эти угрозы не становятся менее актуальными, несмотря на относительно стабильную военно-политическую обстановку, сложившуюся в мире за последние десятилетия, поэтому Минобороны выступает за реализацию принципа превентивности в деятельности по обеспечению обороны и безопасности страны. Под превентивностью мы понимаем не только нанесение ударов по бандформированиям и группировкам террористов, но и другие действия упреждающего характера, имеющие целью предотвращение возникновения различных угроз, до того как возникает необходимость в принятии крайних мер по их нейтрализации.

По моему глубокому убеждению, Минобороны должно представлять собой гибкую и адаптивную структуру, в которой государственные задачи органически трансформировались бы в продуманные и взвешенные управленческие решения, нацеленные на недопущение развития каких‑либо опасных тенденций в сфере обороны и безопасности. Причем каждое такое решение должно быть не только ориентировано на конечный результат, но и в обязательном порядке подкреплено необходимыми ресурсами и, естественно, соответствующим бюджетным обеспечением.

Разумеется, объемы выделяемых денежных средств пока не позволяют в полной мере обеспечить потребности армии и флота. Поэтому Минобороны в текущем году вновь пришлось работать в режиме жесткой экономии, направляя финансовые потоки из федерального бюджета в первую очередь на поддержание потенциала сил ядерного сдерживания и повышение боеспособности частей постоянной готовности.

Благодаря принимаемым мерам нам удалось добиться того, что их оснащенность вооружением и военной техникой на сегодняшний день составляет порядка 95 процентов, причем 90 процентов техники и вооружения находится в исправном состоянии.

Однако в частях и соединениях других структурных компонентов Вооруженных Сил ситуация, к сожалению, иная. Вынужден констатировать, что их недофинансирование привело к возникновению весьма сложного положения с оснащением вооружением и военной техникой. Речь прежде всего идет о Военно-Морском Флоте и Военно-воздушных силах. Разумеется, мириться с такой ситуацией мы не намерены, и механизм поэтапного решения этой проблемы заложен в комплексной программе оснащения соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации на 2006–2015 годы, а также в проекте новой государственной программы вооружения на 2007–2015 годы, работа над подготовкой которой, кстати, практически завершена. Вместе с Минэкономразвития мы направили предложения по госпрограмме вооружения до 2015 года в Правительство Российской Федерации.

Среди приоритетов в этих документах считаю необходимым отметить следующее. Во‑первых, Минобороны выступает за дальнейшее увеличение доли финансирования гособоронзаказа в рамках бюджетных ассигнований, выделяемых по статье «Нацоборона», – иными словами, на увеличение доли средств, направляемых на развитие армии и флота, по сравнению с расходами, предназначенными для их содержания, то есть, по существу, на «проедание». Так, если в 2001 году до 70 процентов военного бюджета уходило на содержание армии и флота и только 30 из них – на развитие, то в этом 2005 году соотношение уже составляет 60 к 40. К 2011 году планируется выйти на показатель 50 на 50.

Во‑вторых, изменяется и сама структура оборонного заказа. Основное внимание будет уделяться непосредственно закупкам новых и модернизации находящихся на вооружении образцов техники.

До 2005 года создавался необходимый научно-технический задел на будущее путем проведения НИОКР. Как раз этот задел позволит с 2006 года осуществлять полномасштабные серийные закупки вооружений и военной техники, что значительно ускорит темпы модернизации Вооруженных Сил.

В‑третьих, проведение серийных закупок вооружений и военной техники мы намерены организовывать с таким расчетом, чтобы поставлять в войска не просто определенное количество образцов вооружений и военной техники, а перевооружать сразу целые части и подразделения, то есть поставки будут осуществляться комплектами вооружений и военной техники: на батальон, дивизион, эскадрилью. Если же называть конкретные цифры, то на финансирование гособоронзаказа 2006 года планируется выделить 236 миллиардов 694 миллиона рублей, что почти на 53,5 миллиарда больше, чем в этом году. Причем 70 процентов лимитов ассигнований – а это 164 миллиарда рублей – будут направляться на закупки и ремонт вооружений и военной техники, что позволит нам в среднем в полтора раза, а для ВВС и ПВО более чем в два раза увеличить финансирование именно серийных закупок.

Всего в 2006 году Вооруженные Силы должны получить шесть межконтинентальных баллистических ракет, шесть космических аппаратов и 12 ракетоносителей, 31 танк Т-90, то есть один батальонный комплект, 125 бронетранспортеров, четыре батальонных комплекта, девять самолетов, в том числе стратегический бомбардировщик Ту-160, восемь новых вертолетов. Кроме того, запланирован ремонт с модернизацией еще 139 танков, 125 артиллерийских систем, 104 самолетов, 52 вертолетов, а также другого вооружения и военной техники.

Свою позитивную роль в процессе перевооружения армии и флота призвана сыграть и созданная в Минобороны, о чем уже сегодня говорил Президент, единая система заказов и поставок вооружений, военной и специальной техники. Ее главной задачей является рациональное распределение и централизованное использование ассигнований, выделенных на оснащение армии и флота с учетом важности стоящих перед ними задач. И следует отметить, что, несмотря на короткий срок своего существования, эта система сумела на деле показать свою результативность и эффективность.

Исходя из этого Советом Безопасности принято решение, что в ближайшее время она начнет функционировать в интересах всей военной организации государства.

Необходимо подчеркнуть важность и другого интеграционного направления в нашей деятельности, а именно поэтапного и качественного выполнения мероприятий по переходу к межведомственной унифицированной системе тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. И здесь есть определенные результаты. В частности, выработана единая политика ценообразования при закупках материальных средств и предоставлении услуг, организовано совместное стратегическое и оперативное планирование, ведется подготовка специалистов тыла, других войск в вузах Минобороны и учебных подразделениях Вооруженных Сил. Создан центр заказов и поставок материальных и технических средств Тыла Вооруженных Сил, который под контролем Федеральной службы по оборонному заказу осуществляет закупку однотипных материальных и технических средств для всех силовых структур. В результате за 9 месяцев на единых конкурсах было размещено около 93 процентов объемов гособоронзаказа, предусмотренных на приобретение однотипной продукции для тылового обеспечения, то есть продовольствия, вещевого имущества, горюче-смазочных материалов. В прошлом году эта цифра составляла всего семь процентов, при том что подобные конкурсы позволяют значительно экономить бюджетные средства.

Приведу лишь один пример. 31 мая в ходе проведения конкурса на поставку вещевого имущества цена за один комплект зимнего обмундирования была снижена с 1300 до 1219 рублей 30 копеек. Кажется, немного совсем, но при поставке 600 тысяч комплектов обмундирования экономия составила свыше 48 миллионов рублей.

И еще, раз уж я заговорил об экономии, считаю необходимым остановиться на другой ее форме, а точнее на рачительном использовании топливно-энергетических ресурсов. В результате оптимизации используемого фонда, передачи его части в муниципальную собственность, а также в ходе реализации целевой комплексной программы по энергосбережению Минобороны в течение пяти лет удалось значительно сократить потребление топливно-энергетических ресурсов. Так, по сравнению с 2000 годом экономия потребления газа в этом году составляет 51 процент, угля – 27 процентов, электроэнергии – 14 процентов, теплоэнергии – 35 процентов, воды – 38 процентов.

Вместе с тем необходимо признать, что, несмотря на все наши усилия в этой сфере, Минобороны по‑прежнему испытывает определенные трудности при расчетах с поставщиками, виной чему является внеплановый рост тарифов и, как следствие, рост финансовых затрат и недостаток бюджетных средств, выделяемых на оплату использованных ресурсов и предоставления услуг.

В этом году фактически региональный рост тарифов значительно превзошел показатели, определенные Правительством, на основании которых и было запланировано финансирование Вооруженных Сил. Так, тарифы на электроэнергию выросли почти на 17 процентов вместо 9,5 по плану, на тепло – на 22 процента вместо 14, услуги водоснабжения – на 11 процентов при плановых 8,6 процента.

Возвращаясь же к процессу перехода к единому тылу, необходимо признать, что и здесь наряду с положительными моментами еще имеются и серьезные проблемы. Так, представители тыловых служб различных силовых структур никак не могут согласовать мероприятия по оптимизации системы воинских перевозок и определить совместную структуру медицинской службы. Однако уверен, что поручение, которое Вы, Владимир Владимирович, дали 3 ноября, будет выполнено в срок и к 25 декабря этого года эти проблемы снимутся с повестки дня.

Уважаемые товарищи!

Теперь в своем выступлении хочу более подробно остановиться на таком важном аспекте деятельности Минобороны, как частичный переход Вооруженных Сил на новый способ комплектования. В рамках федеральной целевой программы в течение 2005 года на контракт переводятся 40 соединений и воинских частей постоянной готовности, и на 1 ноября этого года они уже укомплектованы на 70 процентов. К концу года в них будут проходить службу более 42 тысяч солдат и сержантов-контрактников. В 2006 году контрактниками будут укомплектованы еще 20 частей и соединений, общей численностью более 31 тысячи человек. При этом обращаю внимание командиров и начальников всех степеней на то, что выполнение плана по набору добровольцев не должно быть для нас самоцелью. Основная работа еще впереди, и главное в ней – улучшение качества подготовки личного состава. Только в этом случае мы можем добиться существенного повышения уровня боеспособности армии и флота.

Все мы знаем, что к реализации программы привлечено самое пристальное внимание российской общественности. И потому, наверное, не открою тайну, если обозначу те проблемы, с которыми нам уже пришлось столкнуться. Одна из них – это достижение и поддержание требуемого уровня укомплектованности личным составом. Ее основная причина заключается в пока еще низкой привлекательности военной службы по контракту, что, в свою очередь, обусловлено недостаточным уровнем денежного довольствия контрактников, отсутствием механизма возмещения военнослужащим этой категории расходов на проезд в отпуск и выплаты компенсаций за санаторно-курортное лечение, их социально-бытовой неустроенностью, а также отсутствием четкой регламентации служебно-должностных отношений. Очевидно, что некоторые из перечисленных обстоятельств находятся вне компетенции Минобороны. И поэтому в вопросе повышения престижа службы по контракту мы рассчитываем на содействие со стороны органов исполнительной власти и российских законодателей, как, впрочем, и в решении другой важной проблемы – необходимости корректировки расходов на выполнение самой федеральной целевой программы. В проект бюджета на следующий год вновь заложена сумма (с учетом инфляции), чуть меньшая той, которая предусмотрена паспортом программы. Также думаю, что найдет поддержку и наша инициатива, непосредственно связанная с проведением частичного перехода Вооруженных Сил на новый способ комплектования.

Как известно, в соответствии с решением Президента – Верховного Главнокомандующего срок службы по призыву с 2008 года сокращается до 12 месяцев. Следовательно, на подготовку военных специалистов будет отводиться в два раза меньше времени, что автоматически потребует повышения интенсивности боевой учебы. Понимая это, военное ведомство выступает за создание института профессиональных сержантов не только в частях постоянной готовности, но и в учебных подразделениях и так называемых линейных частях, где на должностях рядового состава будут проходить службу военнослужащие по призыву. Не секрет, что пока наш сержант практически ничем не отличается от своих подчиненных, а его обязанности дополнительной нагрузкой ложатся на плечи офицеров. Это неправильно. Младший командный состав должен профессионально заниматься обучением и воспитанием военнослужащих. Считаю, что пришло время сделать так, чтобы младший командир был бы настоящим профессионалом и, постоянно находясь рядом с солдатом, стал для него учителем, наставником и воспитателем. А это возможно, если сержант будет проходить службу по контракту. Тогда наверняка исчезнут многие предпосылки для неуставных взаимоотношений в воинских коллективах, а наличие в подразделении более старших по возрасту и обладающих большим жизненным опытом сержантов несомненно позитивно скажется и на общем состоянии правопорядка и воинской дисциплины в войсках. Пока же необходимо признать, что так называемая дедовщина еще имеет место в некоторых воинских коллективах. В то же время устойчивая тенденция к уменьшению количества нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, которое наметилось в последнее время, сохранилось и в текущем году.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 15 процентов сократилось и количество происшествий, в том числе аварий и катастроф – на 11 процентов. На одну треть уменьшилось число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Благодаря совместным усилиям органов военного управления, прокуратуры, контрразведки, общественных организаций, гибель военнослужащих вследствие преступлений и происшествий снизилась в этом году почти на пять процентов и составила, я с горечью называю эту цифру, 857 человек. Причем среди основных причин гибели по‑прежнему остаются дорожно-транспортные происшествия и несчастные случаи, на долю которых приходится более половины всех трагедий. Статистика, конечно, скорбная.

Вместе с тем хочу обратить внимание и на следующий факт. Очевидно, что военная служба содержит больше опасностей и рисков, чем обычная жизнь, ведь военнослужащие постоянно имеют дело с оружием и боевой техникой, а зачастую им приходится исполнять свои служебные обязанности в экстремальной обстановке, находясь, как говорится, на линии огня. Однако даже с учетом этого уровень смертности от внешних причин в армии и на флоте почти в два раза ниже, чем в среднем по стране. По данным Росстата, в период с января по август 2005 года от внешних причин, в том числе в результате ДТП, убийств, самоубийств, отравлений, в России погибло около 177 тысяч человек. С учетом численности населения – 143 миллиона – получается показатель 1,24 на тысячу человек. В Вооруженных Силах за этот же период с учетом погибших при выполнении боевых задач на Северном Кавказе данный показатель равняется 0,65 на тысячу военнослужащих. Комментарии, как говорится, излишни.

В то же время вынужден признать, что в армейской среде по‑прежнему совершается большое количество различных преступных деяний. Особую тревогу вызывает положение дел в войсках Северокавказского, Приволжско-Уральского, Дальневосточного военных округов, в Воздушно-десантных войсках, где число преступлений в расчете на 1 тысячу человек более чем на 30 процентов превышает средний показатель по Вооруженным Силам.

Руководство Минобороны крайне беспокоит и недопустимо высокий уровень преступности среди офицерского состава. Нашими офицерами сегодня совершается каждое седьмое зарегистрированное преступление – вдумайтесь в эту цифру, – причем количество противоправных действий со стороны старших офицеров увеличилось в этом году по сравнению с прошлым почти на треть, в том числе мы по‑прежнему сталкиваемся с порочной практикой, когда отдельные горе-руководители привлекают своих подчиненных к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы.

Требую от всех командиров и начальников всех степеней неукоснительного выполнения приказа 428, подписанного мною 8 октября сего года, который в случае выявления подобных фактов требует проведения тщательного административного расследования для установления виновных лиц, после чего все, чей корыстный умысел будет доказан, в обязательном порядке будут привлекаться к ответственности, так же как и те, чья корысть лежит в основе другого вида преступлений, количество которых неуклонно растет в Вооруженных Силах: имею в виду растраты и хищения государственного, военного имущества и денежных средств в воинских частях. К примеру, только горюче-смазочных материалов за три квартала этого года было незаконно использовано на сумму 82 миллиона рублей. И можно с полным основанием говорить о том, что в условиях непрекращающегося роста тарифов – а только на авиационный керосин в Сибири и на Дальнем Востоке за год цены выросли на четверть – топливо стало своего рода разменной монетой для обеспечения личных интересов отдельных недобросовестных должностных лиц. Особенно много таких фактов, обращаю на это внимание, в Военно-воздушных силах и Военно-Морском Флоте.

Вместе с тем, подчеркиваю это особо, практически все правонарушения, связанные с различного рода хищениями, вскрываются самими органами военного управления в результате специальных проверок. Исходя из материалов этих проверок инициируется возбуждение большинства уголовных дел против воинских должностных лиц. Хотя статистика и страдает от этого – для нас гораздо важнее на деле обеспечивать нормальное функционирование армейского организма.

Так, в течение девяти месяцев этого года по результатам работы финансовых инспекций Минобороны и других органов военного управления в прокуратуру было передано 449 материалов различных ревизий. На основании переданных материалов было возбуждено 178 уголовных дел, из которых 95 уже доведены до суда.

Теперь перехожу к самой острой проблеме, стоящей перед Вооруженными Силами. Она касается людей и оказывает существенное влияние на обстановку в воинских коллективах и способность армии и флота выполнить свои задачи по предназначению: имею в виду уровень социальной защищенности военнослужащих.

Проведенные в 2005 году увеличение денежного довольствия и монетизация некоторых льгот военнослужащим позволили лишь отчасти улучшить их материальное положение. В более выигрышном положении в связи с этим оказались военные, проходящие службу в так называемых медвежьих углах. Что же касается тех, кто служит в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, то для компенсации отмененных льгот пришлось принимать дополнительные экстренные меры.

В перспективном финансовом плане на среднесрочный период заложено еще четыре повышения денежного довольствия военнослужащих, а также пенсий граждан, уволенных с военной службы: с 1 января 2006 года – на 15 процентов, с 1 января 2007 года – на 10 процентов, с 1 ноября этого же 2007 года – еще 15 процентов и с 1 сентября 2008 года – 15 процентов. Реализация этих мер даст возможность увеличить денежное довольствие военнослужащих и размер военных пенсий в течение трех лет на 67 процентов.

С учетом прогнозируемой инфляции эти меры позволят выполнить, товарищ Верховный Главнокомандующий, Ваше поручение о повышении в полтора раза уровня жизни военнослужащих и членов их семей.

В то же время непростая ситуация сложилась с гражданским персоналом армии и флота. Им, в отличие от других бюджетников, заработная плата была повышена в этом году лишь один раз. В итоге денежная прибавка рабочих и служащих Вооруженных Сил оказалась почти в три раза меньше, чем у их коллег в гражданских ведомствах.

Другая проблема, которая остро стоит в армейской среде и требует ускорения темпов решения, это, конечно, обеспечение жильем военнослужащих. Сейчас эта проблема актуальна для 160 тысяч семей военных. Приведу такую статистику: по состоянию на 1 июля 2005 года, в улучшении жилищных условий нуждается 31 тысяча семей военнослужащих; в постоянном жилье, то есть не имеют постоянного жилья, – 80,6 тысячи семей военнослужащих и в служебном жилье нуждается 49,8 тысячи – почти 50 тысяч – семей военнослужащих.

Эту проблему Министерство обороны пытается решать по трем основным направлениям.

Первое – это формирование фонда служебного жилья под штатную численность воинских частей и соединений. В этом году по сравнению с прошлым этот фонд служебного жилья увеличился почти на 19 тысяч квартир и достиг уровня 200 тысяч квартир.

Второе – получение военнослужащими жилья по накопительно-ипотечной системе. Для этого нами уже создан реестр участников новой системы, завершается формирование необходимой нормативной базы. Мы рассчитываем, что до конца года все средства, предусмотренные в бюджете, будут перечислены на именные накопительные счета военнослужащих, и ипотека начнет полностью функционировать. Кстати, в самое ближайшее время этот вопрос будет рассматриваться на Правительстве Российской Федерации.

Третье – продолжение реализации обязательств государства по обеспечению постоянным жильем военнослужащих, заключивших контракты до 1 января 2005 года. Должен сказать, что в этом году нам впервые за долгие годы удалось сократить очередь на получение жилья более чем на восемь тысяч семей. Всего же по итогам 2005 года ожидается получение 28 400 квартир, из них девять тысяч (или 32 процента) – за счет строительства и покупки, еще 8200 квартир (29 процентов) будет получено в результате реализации государственных жилищных сертификатов и 7800 квартир (27 процентов) – за счет использования фонда высвобождаемого жилья.

Со своей стороны, для увеличения поступления жилья Минобороны стремится активно использовать рыночные инвестиционные механизмы. В текущем году это позволило нам приобрести 3400 квартир (12 процентов), а в следующем мы планируем выйти на уровень, превышающий шесть тысяч квартир в год. Всего же, по нашим прогнозам, в 2006 году военное ведомство сможет получить за счет всех источников финансирования 33 600 квартир.

Важной мерой для повышения эффективности деятельности Минобороны по обеспечению военнослужащих жильем стало также и введение персонального электронного учета всех нуждающихся. Наряду с прочими мерами это должно позволить сделать прозрачным список очередников и исключить возможные факты злоупотребления при распределении квартир. Кроме того, с Минэкономразвития достигнуто взаимопонимание по вопросу расширения спектра использования государственных жилищных сертификатов. В частности, предлагается обеспечивать ими не только увольняемых с военной службы, но и тех, кто продолжает служить. Вместе с тем мы убеждены, что в том и другом случае право выбора получать ГЖС или обеспечиваться готовым жильем за счет Минобороны должно оставаться за военнослужащим. Эта позиция находит свое отражение и в проекте федеральной целевой программы жилищного обеспечения военнослужащих на 2007–2015 годы, реализация которой должна снять остроту жилищного вопроса.

Уважаемые товарищи!

Я не случайно так подробно остановился на социальных проблемах военнослужащих, поскольку именно этот фактор во многом определяет и отношение к выполнению воинского долга. В связи с этим для нас тревожным показателем являются случаи отчисления курсантов из военно-учебных заведений и досрочного увольнения офицеров из рядов Вооруженных Сил. Причем следует отметить, что ситуация с курсантами и молодыми лейтенантами постепенно стабилизируется.

Благодаря проводимой работе количество отчислений из вузов неуклонно сокращается. Если в 1998 году каждый третий курсант по различным причинам прекращал обучение, то в этом году только один из шести. Все меньшее число лейтенантов пишет рапорта о расторжении контракта сразу же по прибытию к месту службы. Для сравнения, если в 2003 году таких было 102 человека, в 2004 году – 89, то в этом году только 74.

Между тем общее количество досрочно уволенных офицеров по‑прежнему велико, слишком велико – более 14 с половиной тысяч человек, что составляет почти 80 процентов от общего числа уволенных. Разумеется, это отрицательно сказывается на укомплектованности офицерских должностей, которая на сегодняшний день составляет только 88 процентов, из них около девяти процентов должностей младших командиров занимают те, кто призван на два года после окончания гражданских вузов. Всего же ежегодно в армейский строй становятся около 7,5 тысяч так называемых офицеров-двухгодичников. Данную цифру я озвучил для того, чтобы показать, насколько потребности Вооруженных Сил в указанной категории военнослужащих несопоставимы с ежегодным набором на военные кафедры вузов, который до сих пор составляет свыше 50 тысяч граждан. Причем военное ведомство несет значительные расходы на подготовку подобных специалистов, профессионализм которых нередко вызывает серьезные нарекания.

Поэтому решение Минобороны о сокращении количества военных кафедр видится, несомненно, весьма своевременным и целесообразным. Мы определили 68 вузов, в которых на базе учебных военных центров и военных кафедр будут готовиться как будущие действующие офицеры, так и офицеры запаса Вооруженных Сил. Учебные военные центры будут организованы в 33 гражданских вузах. В них будет вестись подготовка офицеров, обязательным условием для которых станет заключение контрактов о прохождении после окончания вуза военной службы сроком не менее трех лет. Обучаться эти студенты будут на бюджетной основе и с дополнительными выплатами стимулирующего характера за счет Минобороны. В итоге они будут получать денежное содержание в 4–5 раз выше, чем их гражданские, если так можно выразиться, товарищи-студенты.

Помимо этого в учебных военных центрах будет готовиться и определенное количество офицеров запаса. Студент, поступивший в такие вузы, будет иметь три возможности: обучаться по программе подготовки офицера запаса, готовиться для прохождения военной службы по контракту на офицерских должностях и, наконец, вообще не проходить никакую военную подготовку.

Кроме того, совместно с Министерством образования и науки определены еще 35 вузов, в которых будут сохранены военные кафедры. Минобороны внесло важное предложение: выпускники этих 35 вузов, прошедшие обучение на военных кафедрах, станут офицерами запаса и начиная с 2008 года не должны призываться в армию.

Принимаемые меры наряду с оптимизацией системы подготовки офицерских кадров также призваны способствовать увеличению контингента граждан, которые на законных основаниях могут быть призваны на военную службу – разумеется, уже после окончания учебы в высшем учебном заведении. Такие действия вместе с предполагаемым проведением ревизии некоторых социальных и особенно профессиональных оснований для освобождения от военной службы и отсрочек от призывов являются необходимым условием полноценного комплектования Вооруженных Сил гражданами, которым начиная с 2008 года предстоит служить по призыву 12 месяцев, а не два года, как сейчас.

Кстати, соответствующие законопроекты, в том числе касающиеся сокращения срока службы и количества отсрочек от нее, а также создания учебных военных центров, уже подготовлены в Минобороны и направлены на согласование в соответствующие ведомства.

Кроме того, наши законотворческие инициативы нашли свое отражение в проектах федеральных законов, которые предоставляют право военнослужащим, отслужившим три года по контракту, поступать в любой вуз страны на очное отделение, а при необходимости и на подготовительные отделения с сохранением на этот период его денежного довольствия военнослужащего; определяют порядок возмещения средств, затраченных на подготовку курсантов, в случае их досрочного увольнения с военной службы; регламентируют вопросы, связанные с упразднением института прикомандированных.

Как вы могли убедиться, мы открыто говорим о своих планах и всегда готовы к дискуссии. Вообще военное ведомство стремится проводить политику максимальной открытости, с тем чтобы наши действия были понятны гражданам. Поэтому, формируя свои отношения с российским обществом и его институтами, Министерство обороны руководствуется принципами объективности, конструктивного диалога и взаимной ответственности. При этом мы намерены активно взаимодействовать с Общественной палатой, с Советом при Президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, другими организациями и движениями, которым не чужды проблемы Вооруженных Сил и обороны государства. Например, в этом году нами был подписан меморандум о взаимодействии Министерства обороны с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Заинтересованные лица, я думаю, могли заметить изменения, произошедшие и в стиле работы военного ведомства в сфере общественных связей. Теперь информацию по наиболее волнующим вопросам россияне могут получить из первых рук, а не пользоваться порой сознательно искаженными сведениями из ангажированных источников.

Регулярными стали пресс-конференции и брифинги с участием руководства Минобороны и представителями высшего командного состава Вооруженных Сил. Полноценно функционирует наш сайт в глобальной информационной сети Интернет. Мы даже пошли на то, чтобы ежемесячно размещать на нем горькую статистику о наших погибших.

До конца 2006 года будет завершена работа по обеспечению интернет-связью всех учебных центров Министерства обороны – там, где у нас готовятся срочники. Все чаще приглашаются в воинские части и на военные объекты и представители средств массовой информации. Для сравнения, если такую возможность в прошлом году имели более 11 тысяч журналистов, то в этом году – уже около 15 тысяч. Причем наибольший резонанс, без сомнения, вызвали именно практические мероприятия с участием армии и флота. Показательным в этой связи, без сомнения, стали: командно-штабное учение «Восток», на котором отрабатывалось взаимодействие группировок Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований и органов при обеспечении режимов чрезвычайного и военного положений; коалиционное учение в рамках объединенной системы ПВО государств-участников СНГ «Боевое содружество»; учения с постоянно действующими рабочими структурами Организации Договора о коллективной безопасности и Вооруженными Силами государств – членов ОДКБ «Рубеж-2005»; двусторонние совместные учения с нашими китайскими, узбекскими и индийскими партнерами.

Однако наряду с очевидной значимостью перечисленных мероприятий необходимо отметить и тот факт, что они составляют лишь небольшую часть, малую толику всего массива боевой и оперативной подготовки армии и флота. В этом году было проведено более 50 крупномасштабных учений с участием войск и сил флота. Как показывают результаты проверок и инспекций, готовность стратегических ядерных сил к выполнению задач по предназначению поддерживается на достаточно высоком уровне. Существующий в настоящее время уровень подготовки позволил в этом году произвести ряд успешных пусков как из позиционных районов, так и с воздушных и морских ракетоносцев. Средствами системы предупреждения о ракетном нападении своевременно обнаружены все запуски отечественных и иностранных межконтинентальных баллистических ракет. Это позволяет сделать вывод, что стратегические и ядерные силы по‑прежнему способны не только обеспечить сдерживание агрессии против нашей страны и ее союзников, но и гарантировать адекватный ответ любому агрессору.

В силах общего назначения основное внимание мы уделяли подготовке соединений и частей постоянной готовности. Все запланированные учебно-боевые мероприятия по их подготовке выполнены в полном объеме.

В Сухопутных войсках проведено 31 полковое тактическое учение, из них 12 – с боевой стрельбой, а 27-й мотострелковой дивизией Приволжско-Уральского военного округа впервые за последние годы проведено дивизионное тактическое учение с боевой стрельбой.

Но следует отметить, что это позволило лишь отчасти повысить слаженность воинских частей и подразделений при решении практических задач, поскольку большинство из этих соединений и воинский частей одновременно осуществляло мероприятия по переходу на контрактный способ комплектования.

В соответствии с планом идет обустройство двух горных бригад в Северо-Кавказском военном округе. Наряду с уже имеющимися миротворческими контингентами российских войск в этом году на базе Приволжско-Уральского округа завершено формирование первой отдельной миротворческой бригады. В воинских частях постоянной готовности Военно-воздушных сил наметился рост среднего налета на каждого летчика. Кроме того, на 12 процентов вырос общий налет военно-транспортной авиации, на девять – в дальней авиации, на 4,5 процента – в разведывательной авиации.

В Военно-Морском Флоте проведено 11 учений, совершено 28 походов кораблей, обозначилась тенденция к увеличению наплаванности экипажей, которая в сравнении с 2004 годом стала больше в среднем на трое суток и составила для атомных подводных лодок – 19, дизельных – 16, а надводных кораблей – 13 суток. Хотя это, конечно, невесть какой результат.

В целом же можно уверенно говорить, что соединения и воинские части постоянной готовности способны выполнять возложенные на них задачи в мирное и военное время, а также в условиях чрезвычайной ситуации.

Что касается других соединений и воинских частей сил общего назначения, то, к сожалению, неблагоприятные тенденции в их развитии в полной мере преодолеть не удалось. Сухопутные войска отягощены значительным количеством сверхштатного вооружения и наличием высвободившихся военных городков. На их содержание и обслуживание постоянно, в ущерб боевой подготовке, выделяется личный состав.

В авиационных частях остается низким уровень подготовки летчиков частей и соединений сокращенного состава. Причина кроется в неисправности авиационной техники и ограниченных поставках топлива. Продолжает оставаться высокой аварийность. При этом 60 процентов причин всех авиационных происшествий связано с человеческим фактором.

Что касается Военно-Морского Флота, то с учетом процесса старения кораблей, находящихся на вооружении, необходимо решать проблему своевременного проведения ремонтов и продления ресурсов их эксплуатации. Кроме того, требует самого пристального внимания вопрос обустройства сил Каспийской флотилии, базирующейся в Дагестане. Конечно, для решения названных проблем нужно время, но у Минобороны есть четкое видение путей выхода из сложившейся ситуации.

Наши предложения были рассмотрены на июньском заседании Совета Безопасности, и многие из них нашли свое отражение в принятом постановлении. В рамках его реализации в настоящее время в военном ведомстве развернута широкомасштабная работа по выработке плана строительства Вооруженных Сил на 2006–2010 годы.

Основными приоритетами в нем определены: первое – сохранение и развитие минимально достаточного потенциала стратегических сил сдерживания; второе – качественное повышение возможностей Вооруженных Сил до уровня, обеспечивающего гарантированное парирование современных и возможных в будущем военных угроз; третье – продолжение мероприятий по дальнейшей оптимизации состава, структуры, прежде всего, (делаю ударение на слово «структура») и численности Вооруженных Сил в соответствии с принципом оборонной достаточности. В настоящее время штатная численность армии и флота стабилизировалась и составляет 1 134 800 человек. На 1 января 2011 года она должна составить 1 100 000 военнослужащих, то есть в течение пяти лет будет сокращено около 35 тысяч должностей небоевого состава. Это прежде всего органы, решающие задачи двойного назначения, военные кафедры, прикомандированные. В том числе планируется также сократить и 300 должностей высшего командного состава, после чего количество генералов и адмиралов в Вооруженных Силах не будет превышать 1100 человек, то есть в оптимальной пропорции 1 к 1000 военнослужащих.

Четвертое. Совершенствование структуры управления группировками войск на стратегических направлениях и создание региональных командований. Так, в течение 2005–2007 годов проводится эксперимент по переходу от окружного руководства войсками на стратегических направлениях к руководству межвидовой региональной группировкой войск.

Кроме того, проведен первый этап эксперимента по созданию на базе Ленинградского военного округа и 6-й армии ВВС и ПВО командования авиации и войск противовоздушной обороны на Северо-Западном стратегическом направлении. Этот этап был завершен проведением в октябре этого года командно-штабного учения с вновь созданным органом управления.

Пятое. Поэтапное устранение существующего дисбаланса в структуре расходов на содержание Вооруженных Сил и на их оснащенность вооружением, военной и специальной техникой. Об этом я уже говорил вначале.

Шестое. Разработка направлений развития оборонной инфраструктуры, нормативно-правовых основ деятельности Вооруженных Сил в этой области в условиях рыночных отношений.

Седьмое. Дальнейшая реализация мер социальной направленности, призванных поднять статус и престиж военной службы.

Уважаемые товарищи, как видите, перед нами стоят широкомасштабные задачи. Это планы, которые надо претворять в реалии. А добиться этого можно только в результате слаженной каждодневной кропотливой работы, ответственности и инициативы высшего командного состава армии и флота и органов военного управления всех уровней. Никто, кроме нас, эту работу не сделает. Это наш долг и прямая обязанность.

Товарищ Верховный Главнокомандующий, доклад закончен.

В.Путин: Спасибо, Сергей Борисович. Есть желающие сказать что‑то, прокомментировать?

Ю.Балуевский: Разрешите? Даже не выступление, а реплика по сути того, что сказал Министр обороны Сергей Борисович Иванов.

Действительно, нам сегодня все понятно, какие Вооруженные Силы иметь, их численность, какое вооружение иметь в Вооруженных Силах, сколько этого вооружения, к каким срокам это вооружение должно быть поставлено в армию и на флот. Но есть одна проблема, которой я хотел бы поделиться, пользуясь случаем – Вашим участием в совещании, а также участием Председателя Правительства Российской Федерации, министров Правительства.

Вопрос заключается в том, что у меня – полагаю, у многих моих коллег, сидящих в зале, – наберусь смелости сказать, нет полной уверенности, что сегодня те вооружения, которые нам будут нужны в 2011 году, в 2016 году, мы получим вовремя с теми качественными показателями. Причина здесь, на мой взгляд, в следующем. Есть ряд факторов, которые заставляют тревожиться по существу этой проблемы, а именно: сегодня, к сожалению, нет четкой координации военно-технической политики с производственными возможностями промышленности и в целом с возможностями оборонно-промышленного комплекса. Это первое.

Второй момент, на который я хотел бы обратить внимание, – это то, что сегодня, к сожалению, и сам оборонно-промышленный комплекс как бы движется по трем направлениям. Есть определенная разобщенность в развитии оборонно-промышленного комплекса: занимается одно ведомство, его имущественным состоянием занимается другое ведомство, а тут еще и мы, Вооруженные Силы, которые сегодня занимаются контрактированием, финансированием и так далее. Получается, на мой взгляд, такое как бы движение по принципу «лебедя, рака и щуки». Наверное, требует принятия мер и с Вашим участием, и с участием Правительства, и, конечно же, всех нас, сидящих в зале.

Спасибо.

В.Путин (обращаясь к Ю.Балуевскому): Спасибо, Юрий Николаевич.

Хочу сказать два слова, буквально несколько замечаний по тому, что услышал в докладе Министра обороны. Прежде всего, конечно, хочу поблагодарить Министра за содержательный доклад, который дает возможность оценить состояние Вооруженных Сил и дает ясное понимание перспектив развития армии и флота. Это очень важно. Это первое условие, необходимое для решения всех проблем, которые стоят перед нами в этой сфере.

Повторяю, задачи масштабные – не буду их все сейчас перечислять, возвращаться к докладу Министра обороны: это касается и развития стратегических сил, и соотношения различных составляющих Вооруженных Сил. Остановлюсь на вещах, которые на первый взгляд не являются первостепенными, тем не менее, полагаю, они являются важными.

Прежде всего это состояние законности, соблюдение законности в Вооруженных Силах. Министр обороны достаточно подробно и в критическом ключе освещал эту проблему, но, как я посмотрел по плану, сегодня вы еще должны заслушать сообщение заместителя Генерального прокурора, Главного военного прокурора, и он вам скажет, что происходит на самом деле.

Хочу обратить внимание, уважаемые товарищи генералы и офицеры, на необходимость полного исключения коммерциализации Вооруженных Сил, на необходимость полного исключения использования материальной базы Вооруженных Сил для решения каких‑то коммерческих задач, не имеющих ничего общего с деятельностью самих Вооруженных Сил, с теми задачами, которые поставлены народом России перед Министерством обороны. Это первое.

Второе, на что хотел бы обратить внимание, и в этой связи хочу сказать, что проверки Генеральной прокуратуры, Военной прокуратуры, конечно же, будут продолжены. Это касается и соблюдения законности вообще: неуставных отношений в армии, соблюдение законов, которые функционируют в этой сфере. Что касается неуставных отношений, не считаю эту проблему маловажной. Здесь ясно говорил Министр, что есть какие‑то недоброжелательные источники информации. Такое было, есть и всегда будет. Но есть и почва для критики в адрес Вооруженных Сил по этому направлению. В этой связи вот на что хотел бы обратить внимание. Младший командный состав, о котором сказал Министр, сержанты, конечно, должны быть и учителями и воспитателями. Но в докладе вместе с тем прозвучало и другое: к сожалению, пока не удается обеспечить должного качества и подготовки этого набора, и подготовки этого младшего командного состава. И, безусловно, это правильное направление, по этому направлению нужно идти, нужно обеспечить набор необходимых, нужных людей и их самих еще нужно подготовить. Но сегодня кое‑где нужно вернуть офицеров в казармы. Я не говорю, что везде они отсутствуют, но в очень многих частях и подразделениях их там просто нет. Это текущая жизнь Вооруженных Сил, и вы знаете об этом. Прошу вас обратить на это внимание.

Что касается военных кафедр, нужно самым тщательным образом проинформировать общественность. Люди должны во всех деталях знать, с какого года и что их ожидает. И тогда не будет никаких претензий, тогда люди поймут логику принимаемых вами решений и в рамках этой логики будут выстраивать свою собственную жизнь, и планировать свою собственную судьбу и в отношениях с Вооруженными Силами, и что касается получения образования, и так далее.

Теперь по поводу того, что было сказано начальником Генерального штаба. Считаю, что Юрий Николаевич [Балуевский] прав. Мы действительно наблюдаем – и не только военные об этом говорят – определенный разрыв между потребностями Вооруженных Сил и тенденциями развития оборонных отраслей промышленности. Я, конечно, на этот счет подумаю. Мы вместе с Председателем Правительства предложим соответствующее решение.

Спасибо.

9 ноября 2005 года, Москва, Министерство обороны