Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Заявления для прессы и ответы на вопросы по итогам заседания Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества

25 января 2006 года, Санкт-Петербург

В.Путин: Уважаемые коллеги, уважаемые дамы и господа!

Завершилось внеочередное заседание Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества. Был принят ряд решений, имеющих принципиальное значение для дальнейшего развития интеграционных процессов.

Главным итогом саммита стало подписание Протокола о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении ЕврАзЭС. Подчеркну, Узбекистан в полном объеме принял на себя права и обязательства, вытекающие из указанного документа.

В целом поставлена задача эффективно интегрировать Организацию «Центрально-Азиатское Сотрудничество» в Евразийское экономическое сообщество. Для этого намерены широко использовать в деятельности ЕврАзЭС разработанные в ОЦАС экономические, гуманитарные и экологические проекты.

Убежден, активное, заинтересованное подключение узбекских партнеров к работе ЕврАзЭС существенно укрепит потенциал организации – имею в виду значение и потенциал самого Узбекистана. Это позволит более эффективно решать задачи по созданию интегрированного рынка, реализации программ в водноэнергетической и других сферах, и, конечно, открываются новые возможности для совместных проектов и налаживания кооперационных связей.

В связи с присоединением Узбекистана к ЕврАзЭС был принят Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС – в соответствии с требованиями договора и с позицией и с интересами Узбекистана.

Было утверждено Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств – членов ЕврАзЭС. Оно призвано способствовать расширению сферы использования национальных валют для обслуживания внешнеэкономической деятельности участников Сообщества. По сути, это первый этап формирования валютного союза государств – членов ЕврАзЭС.

Важная задача – обеспечить приток инвестиций в совместные проекты. По нашему мнению, одним из источников финансирования может стать недавно созданный Евразийский банк развития, об этом мы уже неоднократно говорили. Его уставный капитал весьма солидный – полтора миллиарда долларов. Деятельность банка будет нацелена в первую очередь на страны ЕврАзЭС.

Отмечу, что многосторонняя интеграция в рамках Сообщества является серьезным катализатором для наращивания двустороннего сотрудничества его участников. И примером тому могут служить подписанные только что российско-узбекские и российско-казахстанские документы.

Должен вас проинформировать, что, конечно, мы говорили по гораздо более широкому кругу проблем и совместных возможностей, чем то, что нашло свое отражение в документах, – с узбекскими партнерами, с казахскими, таджикскими, говорили с представителями Кыргызстана. Мы и дальше будем работать в двустороннем формате, используя возможности ЕврАзЭС.

В заключение хотел бы еще раз дать высокую оценку петербургскому саммиту. Он продемонстрировал растущий авторитет ЕврАзЭС, общий настрой всех участников на углубление интеграционных процессов.

Большое спасибо за внимание.

И.Каримов: Подписанный на заседании Межгосударственного Совета сегодня документ является логическим продолжением принятого на предыдущей встрече в Санкт-Петербурге решения об объединении ОЦАС с ЕврАзЭС и вступлении Узбекистана в состав ЕврАзЭС. Слияние ЕврАзЭС с ОЦАС является вполне обоснованным, вполне логичным шагом, направленным на исключение дублирования их функций и объединение усилий и средств государств для достижения конечных целей Сообщества. Естественно, может возникнуть вопрос: каковы же все‑таки интересы, стратегические интересы самого Узбекистана при вступлении в ЕврАзЭС? Я хотел бы сказать, что тут причин и факторов очень много, но я хотел бы остановиться только на трех этих факторах, которые диктуют необходимость принятия нашего решения. Первое – это диктуется прежде всего долгосрочными интересами Узбекистана по углублению интеграционных процессов не только с государствами и регионами, но и с Россией. Второе – быстро меняющаяся ситуация в регионе и на глобальном уровне. Последнее – это задача по реализации масштабных экономических, коммуникационных, гуманитарных проектов, отвечающих интересам государств, входящих в состав ЕврАзЭС. Хочу, пользуясь этой возможностью, принести слова искренней признательности моим коллегам, тем исполнительным структурам, которые проявили большую оперативность, проявили взаимопонимание и очень на деловом уровне решали те вопросы, которые были связаны с вступлением Узбекистана в состав ЕврАзЭС.

Благодарю за внимание.

Э.Рахмонов: Уважаемые представители средств массовой информации!

Проведенный нами обстоятельный и конструктивный разговор по наиболее важным вопросам интеграционного взаимодействия был весьма содержательным и результативным. Как уже отмечалось, мы приняли весьма важные, я бы сказал, исторически значимые решения о вступлении Республики Узбекистан в члены нашего Сообщества. Мы были едины в том, что эти решения отвечают интересам всех государств-участников и наших народов. Республика Таджикистан особо подчеркнула необходимость сохранения и усиления динамики нашего взаимодействия, особенно в таких направлениях, как режим свободной торговли, таможенный и транспортный союз, общие условия валютного и экспортного регулирования. И вновь подтвердили приоритетный характер взаимодействия наших государств в реальном секторе экономики, а также в новейших технологических отраслях. Мы по‑прежнему считаем весьма важным социальные и гуманитарные измерения интеграции. По нашему твердому убеждению, она должна обеспечить самое широкое и разностороннее общение наших народов, имеющих богатые исторические корни. Надеюсь, что все государства-члены и органы интеграции приложат все усилия для практического выполнения принятых решений и укрепления потенциала и авторитета нашего сообщества. Спасибо за внимание.

Н.Назарбаев: Уважаемые коллеги! Дамы и господа!

Вы все помните, что ЕврАзЭС как организация была создана в 2000 году 10 октября в городе Астане. Его целями и задачами были завершение в полном объеме режима свободной торговли, единого таможенного тарифа, единой системы тарифного регулирования. Согласованы позиции при вступлении в ВТО, безопасность наших внешних границ. Согласованы программы социально-экономического развития стран, формирования общего рынка, энергетики и транспорта и других вопросов. ЕврАзЭС сегодня – самое развитое региональное объединение в СНГ. Оно получило официальный статус наблюдателя Генеральной Ассамблеи ООН. По большинству номенклатуры товаров введены общие тарифы сегодня, начато создание единой таможенной территории. Для привлечения деловых кругов в интеграционный процесс был создан Деловой совет ЕврАзЭС, который начал объединять усилия деловых людей наших стран для осуществления совместных проектов. 6 октября прошлого года было принято решение об объединении ЕврАзЭС и ОЦАС. Это привело к принятию в члены ЕврАзЭС Узбекистана по его просьбе. И Казахстан искренне поздравляет Узбекистан и приветствует это решение и желание. ЕврАзЭС сегодня объединяет страны с населением более 205 миллионов человек. Создается уникальная возможность создать мощный самодостаточный внутренний рынок на территории ЕврАзЭС. Это очень важно подчеркнуть. Согласование внутри внешнеэкономических действий сулит всем странам огромные выгоды. Организация станет уважаемой в мировом экономическом пространстве как крупнейшее экономическое объединение. И мы, как и главы государств, и наши народы не должны упустить этот огромный шанс. Теперь в пространстве ЕврАзЭС есть у нас энергоносители, достаточные для обеспечения и нас, и на экспорт, продовольствие, транспортная система, единые энерго-транзитные системы, которые сохранились и действуют, и так далее. То есть все для взаимного процветания наших государств. От воли президентов, искренней заинтересованности правительств сегодня зависит все. Я призываю к такой работе. Считаю, что можно выносить предложение о создании экономической комиссии ЕврАзЭС вместо секретариата, которой дать соответствующие полномочия, чтобы она смотрела за тарифами торговли, внешнеэкономической деятельностью, совместными энергетическими проектами, совместными транспортными системами. Это придаст, я уверен, второе дыхание бурно растущим экономикам наших государств.

Благодарю вас.

К.Бакиев: Уважаемые дамы и господа!

К тому, что было сказано до меня моими коллегами, я могу добавить одно, что интеграционные процессы вышли на более высокий качественный уровень, и то время, которое понадобилось до сегодняшнего дня, чтобы мы к этому пришли, это время было очень непростое, сложное. Но оно шло. И я считаю, что интеграционные процессы, когда проходят именно вот таким путем, эволюционным путем, и сама ситуация способствует этому, – в таком случае орган, который создается, я уверен, что он будет работать более эффективно и у него хорошая перспектива. Могу сказать одно, что и Кыргызстан как член ЕврАзЭС и как член ОЦАС был и ряда других межгосударственных органов – ОДКБ, ШОС, СНГ и так далее, он всегда выполнял свои обязательства и впредь будет также четко следовать своим обязательствам.

Спасибо за внимание.

А.Лукашенко: Уважаемые товарищи!

Наша функция – моя как председателя и генерального секретаря ЕврАзЭС Рапоты Григория Алексеевича, наших коллег, которые работают в аппарате на ЕврАзЭС, – была в выполнении поставленной перед нами главами государств задачи – подготовить и провести данное мероприятие. В данном плане я хочу поблагодарить российскую сторону за то, что она оказала нам всяческую помощь в организации этого мероприятия. Мероприятие подготовлено, проведено, оно фактически закончено. Оценки тоже прозвучали, в том числе и в выступлении Президента Российской Федерации. Более того, вдохновленные результатами ЕврАзЭС, как вы видели, и Российская Федерация, и Казахстан, Узбекистан подписали ряд двусторонних соглашений, и это тоже мы можем зачесть в актив нашей сегодняшней работы. Что касается нашей работы сегодня, то вы, наверное, заметили: кроме внеочередных вопросов повестки дня мы попробовали заглянуть в перспективы развития ЕврАзЭС. И я благодарен своим коллегам, которые каждый, даже по два раза некоторые высказались об этих перспективах. Конечно, все предложения, замечания глав государств будут обобщены. Такое решение принято. И на очередной минской встрече в ближайшее время мы доложим главам государств некоторые проекты по их предложениям. Более того, мне было поручено главами государств как председателю проинвентаризировать все решения в ЕврАзЭС и доложить главам государств для принятия решений.

Решения будут таковы. То, что сегодня уже неприемлемо для нас, – жизнь идет, все меняется, – мы должны четко отодвинуть в сторону, эти вопросы, материалы, документы, которые еще и не проработаны, проработаны но не подписаны, не реализованы. Мы должны от них отказаться честно, от этих документов. То, что может работать, стратегически, то, что сегодня в интересах наших, а оно сегодня прозвучало – от валютного союза, экономического, транспортного, возможно, союза до других вопросов – это мы должны оставить и на этом сосредоточиться. В связи с этим мною было подготовлено обращение к главам государств – членов ЕврАзЭС. Мы считаем, что нам надо заняться конкретными земными вопросами, которые остро стоят перед нашими государствами, входящими в ЕврАзЭС. Мы наконец должны закончить формирование таможенного союза. Если мы этого не сделаем, нечего сегодня и завтра будет вести и стратегию выстраивать по ЕврАзЭС. Таможенный союз – это основа нашей организации. Во‑вторых, нам надо реализовать так остро стоящую проблему, решить остро стоящую проблему транзитного потенциала государств сообщества. Без развязки транзитных проблем вряд ли мы сможем продвинуться впредь. И я уже только что сказал, что нам надо создать полноценный транспортный союз. Это увеличит в два раза нашу торговлю в первый же год. В первый же год наша торговля, объем товарооборота в два раза сможет увеличиться. Третье. Ну, естественно, интеграционные процессы существуют тогда, когда есть общая заинтересованность, а под этой заинтересованностью есть общие программы и проекты. Нам надо брать программы не только те, которые каждое государство готово сегодня предложить, а ориентироваться на перспективы. Это прежде всего высокие технологии, это микроэлектроника, это биология, биотехника, информационные технологии. Сегодня был предложен, я считаю, отличный проект, ЕврАзЭС имеет, все государства имеют интерес к этому проекту, высказанному Президентом России по ядерной энергетике. Я считаю, что это очень перспективно, это может быть оформлено как программа работы в рамках ЕврАзЭС. То есть тоже наметились подходы уже по конкретным программам. Будут конкретные программы в области экономики, производственные программы и программы в области социальной – будет жить ЕврАзЭС. Это то, что может двигать ЕврАзЭС вперед.

Я абсолютно поддерживаю предложение тех глав государств, которые высказались о том, что должна быть в качестве социальной программа здоровья народов наших. Это здравоохранение, которое мы должны развивать, это общеобразовательная программа, это спортивная программа. Опыт же есть, почему же мы не можем провести спартакиаду наших народов? Я предлагаю, если будет заинтересованность, первую провести в Белоруссии. Мы подготовим. У нас инфраструктура вся сохранена. Мы готовы ее провести. Думаю, что и другие страны подключатся к этому, особенно наблюдатели наши, Украина и другие государства, Армения и так далее.

Четвертое направление – это повышение роли ЕврАзЭС в мировом экономическом сообществе. В этом плане достаточно много сделано во время председательства казахской стороны, но надо подготовить соответствующие документы. Мы с Григорием Алексеевичем над этим подумаем, может, даже к лету уже этого года такой документ, где будут прописано этапы и шаги по повышению авторитета нашей организации, будет предложен главам государств. И самое главное, я считаю, нам надо принять в каждом государстве соответствующий закон. Мы готовы такой проект закона подготовить. Но его надо будет адаптировать к национальным законодательствам в каждом государстве. Этот закон должен предусматривать главное – приоритет решения ЕврАзЭС и обязательность исполнения тех документов, которые мы подписываем здесь, в ЕврАзЭС. Если мы этого не сделаем, это грозит тем, что мы можем пойти по пути СНГ и подписывать массу документов, в то же время их не исполняя. То есть есть ряд предложений, которые я вносил как председательствующий по поручению глав государств, которые сегодня в общем‑то заинтересованно были выслушаны, и приняты по ним соответствующие решения. Я как председатель положительно оцениваю сегодняшнюю работу, в этом плане присоединяюсь к оценкам моих коллег.

Спасибо.

Вопрос: Уважаемый Александр Григорьевич, сегодня говорили о таможенных тарифах. Была названа цифра 80 процентов. Насколько она реальна и будет ли ЕврАзЭС вообще расширяться в ближайшем будущем?

А.Лукашенко: Что касается таможенных тарифов, речь идет о 80 процентах – я здесь не новичок, в этом предложении, об этом уже не единожды говорил и Президент России, и особенно настаивал на этом бывший председатель ЕврАзЭС Нурсултан Абишевич Назарбаев. Я считаю, что все в наших руках. Если мы хотим сохранить интеграционные процессы на постсоветском пространстве – а мы это хотим сделать, мы сегодня четко, и Президент России только что сказал, и Нурсултан Абишевич об этом говорит, что у нас ЕврАзЭС наиболее интегрированная и перспективная структура, – если мы хотим быть таковыми и быть стратегически эффективными, в будущем эффективными, то нам придется это сделать. 80 процентов уже сегодня реальность. Мы можем больше сделать. И все зависит от нас. Я считаю, что 80 процентов – это та цифра, которую мы сегодня не просто должны выговаривать, а это цифра, которая должна быть реализована. Тогда можно будет говорить о полноценном таможенном союзе.

И вторая часть вашего вопроса. Что касается расширения ЕврАзЭС, это, как говорится, поживем – увидим. Но я уверен, будет. Почему? Потому что у нас уже есть наблюдатели – Украина, Армения и так далее. А коли они сделали первый шаг, мне кажется, логично было бы сделать и второй шаг. Более того. Давайте откровенны будем. СНГ все больше превращается в такой политический клуб президентов, где огромная площадка для обсуждения вопросов более общих. По ЕЭП мы не очень‑то особо и продвинулись. Есть определенные проблемы. И вот тут действительно спасение нашей интеграции – в ЕврАзЭС. Почему бы не сконцентрировать особое внимание на ЕврАзЭС и, если у нас не получается в СНГ, ЕЭП и других организациях, почему здесь не уделить особое внимание, не продвинуться вперед? Поэтому мне кажется, что перспективы есть. И второе свидетельство – сегодняшнее вступление Узбекистана в ЕврАзЭС. Это тоже говорит, что этот процесс больше возможен, чем нет. Спасибо.

Вопрос: Первый вопрос Президенту России. Владимир Владимирович, он касается Евразийского банка, о создании которого Вы объявили. Скажите, пожалуйста, как Вы думаете, когда он заработает и какие у него перспективы для применения в ближайшем будущем? Второй вопрос адресую Президенту Назарбаеву. Нурсултан Абишевич, на встречах лидеров ЕврАзЭС уже неоднократно поднимался вопрос о создании таможенного союза. Скажите, а в этом направлении Евразийское сообщество какие реальные шаги уже сделало?

В.Путин: Что касается банка, то это была идея, сформулированная Президентом Казахстана на нашей общей встрече в Таджикистане два года назад. Мы достаточно долго шли к реализации этого предложения. Когда он заработает? Вы знаете, мы подписали все документы, дело только за технологическим исполнением принятых решений. Я думаю, что это в течение нескольких месяцев можно сделать. Как я уже сказал в своем вступительном слове здесь, на пресс-конференции, мы полагаем, что, во‑первых, эта финансовая организация будет открытой, и любая из стран ЕврАзЭС может к ней присоединиться с учетом того, что получит и определенную долю в уставном капитале, но и нацелена будет в основном на решение экономических проблем ЕврАзЭС. Полтора миллиарда уставный капитал – это весьма солидные деньги для старта. И я не знаю ни одной проблемы в экономике наших стран, которая не могла бы решаться эффективно с помощью таких финансовых инструментов. Так что сфера деятельности – любой экономически обоснованный проект в ЕврАзЭС.

Н.Назарбаев: Сегодня все говорили именно о согласовании таможенных тарифов и нетарифных платежей. Фактически на территории ЕврАзЭС создана уже зона свободной торговли, потому что большинство тарифов согласованы, но не до конца. Вот почему Александр Григорьевич говорит о 80 процентах, сегодня примерно 67–68 процентов тарифов у нас согласованы. Но таможенный союз, мы говорили о нем и ставили задачу, когда некоторые члены ЕврАзЭС не были так близки к вступлению к ВТО. Вступление в ВТО наших стран этот вопрос решает автоматически. Речь идет сегодня о согласованном вступлении, чтобы какие‑то преференции на первое время получить, чтобы наша экономика и отрасли не пострадали. Мы к таможенному союзу движемся, и в программе 2003–2006 годы в приоритетах он стоит. Я думаю, это будет главным вопросом 2006 года. Я хочу добавить к тому, что сказал Владимир Владимирович по первому вопросу, поскольку штаб-квартира Евразийского банка будет в городе Алма-Ате. Назначен президент банка со стороны России, назначен вице-президент со стороны Казахстана, сейчас они устраивают свои офисы, и поступят деньги на их счета, и потом они будут рассматривать проекты приложения этих средств. Я думаю, если ЕврАзЭС будет вкладывать 30 процентов денег, 70 процентов можно привести западных или других инвестиций. То есть средства будут увеличиваться в 3–5 раз, и тогда не будет необходимости действительно обращаться куда‑то, а проблемы строительства, развития, инвестиций решать внутри нас. Вот сейчас уже Президент Кыргызстана говорит, что Кыргызстан войдет акционером в эту компанию своими средствами. Так что кто сколько вложит, на столько процентов он становится акционером. Как принято в мире.

Вопрос: Вопрос Президенту Бакиеву. Курманбек Салиевич, у меня первый вопрос такой: что конкретного полезного мы извлекаем, являясь членами ЕврАзЭС? Второй вопрос: какие позитивные изменения стоит ожидать в экономических отношениях с Узбекистаном в связи с тем, что эта страна стала полноправным членом ЕврАзЭС? Спасибо.

К.Бакиев: Кыргызстан для себя извлечет полезное прежде всего в экономике. Ни для кого не секрет, что в Кыргызстане сегодня, к сожалению, уровень бедности высок. Решать эту проблему можно только экономическим путем. То есть создавая новые рабочие места, возобновляя те производства, которые не работают, открывая новые производства. Те документы, которые приняты сегодня и до сегодняшнего дня, как раз и способствуют развитию экономики. А что касается позитивного, я должен сказать, что с Узбекистаном у нас никогда не было негативных отношений. Это наш ближайший сосед. Исторически сложившиеся дружеские отношения – они всегда были и есть и развиваться будут с еще большим эффектом. Я в этом абсолютно не сомневаюсь. А те проблемы, которые существовали и существуют сегодня, о которых только что говорил Нурсултан Абишевич, имеется в виду продвижение товаров, таможенные вопросы, – да, они существовали, но именно в этом вопросе. А в вопросах политических или каких‑то других – никогда их не было. Я думаю, что вступление Узбекистана в ЕврАзЭС как раз‑таки будет полезно Кыргызстану и том плане, что ряд таких проблем будет снят. И, пользуясь этим Вашим вопросом, я хотел бы прямо сказать, что очень большой вклад делает Российская Федерация. С момента развала Советского Союза и образования СНГ и вот после этого все эти наши организации, которые созданы, органы международные – до сегодняшнего дня и которые сейчас, – создаются с участием и при непосредственной инициативе Российской Федерации. Я хочу сказать, что большая заслуга здесь принадлежит именно Российскому государству, Президенту Российской Федерации, потому что все процессы интеграционные идут с большой инициативой и под эгидой Российской Федерации. Спасибо.

Вопрос: Вопрос Президенту России. У меня немножко не по теме сегодняшнего саммита. Владимир Владимирович, в последние дни новостью мирового масштаба стала информация о деятельности спецслужб Великобритании в России, в Москве. Как Вы это прокомментируете и, кроме того, как это может отразиться на взаимоотношениях России и Великобритании? Ведь, судя по всему, согласно международному опыту этих граждан, видимо, вышлют из страны. Вдогонку вопрос. Изменилось ли после этого Ваше отношение к деятельности неправительственных организаций?

В.Путин: Я рассчитывал, что все‑таки больше внимания будет уделено работе и результатам работы ЕврАзЭС. Здесь есть на что обратить внимание. Знаете, и сегодняшнее решение «Газпрома» с казахскими партнерами не является рядовым. Это шаги в направлении ранее достигнутых договоренностей по Каспию, по совместной работе на Каспии. Очень важной является договоренность «Газпрома» с узбекскими партнерами. Обратите на них внимание: все эти решения впрямую будут влиять не только на энергетическую политику в рамках ЕврАзЭС, но и будут иметь влияние на энергетическую ситуацию в мире, без всякого преувеличения. Да и в сфере атомной энергетики серьезные предложения.

Но я не намерен уклоняться от Вашего вопроса. Мы не собираемся нагнетать обстановку и не намерены портить наши отношения с партнерами. Мы хотим только одного: чтобы к нам относились так же, как и мы относимся к участникам международного общения, – с уважением. Конечно, прискорбным является то обстоятельство, что происходит… Мы видим, что происходят попытки работать с неправительственными организациями с помощью инструментов специальных служб и что осуществляется финансирование по каналам специальных служб неправительственных организаций. Думаю, что никто не в праве сказать в данном случае, что деньги не пахнут. Благородные цели не могут быть достигнуты негодными средствами. Полагаю также, что теперь многим становится понятным, почему в России принят закон, регламентирующий деятельность неправительственных организаций в нашей стране. Он, этот закон, хочу повторить еще раз, призван оградить вмешательство иностранных государств во внутриполитическую жизнь Российской Федерации. И создать благоприятные условия, транспарентные условия для финансирования деятельности неправительственных организаций. Что касается высылки, то, действительно, в последние десятилетия сложилась практика, согласно которой выявленные разведчики, работающие под дипломатическим прикрытием, высылаются из страны пребывания. Не знаю, правильная эта практика или нет, но так сложилось за последние годы. Министерство иностранных дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности должны будут сделать по этому поводу согласованные предложения. Что касается моего мнения, то могу сказать, что, ну вышлем мы этих разведчиков – приедут другие. Может быть, умных пришлют. Намучаемся потом искать их. Мы подумаем, как поступить.

А.Лукашенко: Они сами их заберут отсюда.

Вопрос: Вопрос к Президенту Республики Таджикистан Эмомали Шариповичу Рахмонову. Господин Президент, скажите, пожалуйста, какой Вы видите перспективу решения водноэнергетических проблем в Центральной Азии?

Э.Рахмонов: Очень хороший вопрос. Все знают, что для центральноазиатской части ЕврАзЭС проблематика урегулирования водноэнергетических вопросов является важнейшей. Что здесь я предложил бы? У нас есть очень хорошие наработки в Организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество» по этому вопросу. Я имею в виду подготовленные с участием международных финансовых институтов проекты нескольких консорциумов, в том числе водноэнергетический. Думаю, что участниками этого проекта должны быть все страны региона, а что касается ЕврАзЭС, то оно могло бы взять на себя вопросы координации и взаимодействия стран – участниц проекта. Мы за сотрудничество в этой области.

Вопрос: Вопрос к Президенту Узбекистана Исламу Каримову. Господин Президент, скажите, удовлетворены ли Вы вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС и какие надежды Вы возлагаете на сотрудничество в рамках этого объединения? Спасибо.

И.Каримов: Да, я вполне удовлетворен принятыми сегодня решениями, особенно отношением моих коллег к самому процессу или, будем говорить, к самому акту вхождения Узбекистана в состав ЕврАзЭС. Собственно, если присутствующие здесь еще раз обратят свое внимание именно на этот акт, который совершился сегодня, то Узбекистан вошел в состав Сообщества, где все государства, которые являются членами – их было 5, сегодня стало 6, – собственно, все эти государства не являются для нас какими‑то незнакомыми или каким‑то государствами, с которыми нам надо заново строить свои отношения. На двусторонней основе мы со всеми соседями своими имеем долгосрочные отношения, имеем отношения, которые в общем‑то проверены временем. И если говорить о том, что Узбекистан подписал документы и действительно наполняет его сегодня необходимым содержанием, мы сегодня находимся в союзнических отношениях с Россией, и об этом никому не следует забывать. И в этом отношении мы сегодня вступили в состав той организации, которая имеет свои целевые задачи, имеет свои перспективы, общее видение.

Узбекистан, как сегодня подчеркнул Владимир Владимирович, взял на себя все обязательства, которые на себя приняли все члены ЕврАзЭС, и здесь я не вижу ничего удивительного и для нас чего‑то тяжелого, что для нас было бы чем‑то неприемлемым. Поэтому с этой точки зрения сам совершившийся факт меня вполне удовлетворяет. А что касается надежд или ожиданий или того, что мы связываем с вступлением в ЕврАзЭС, я далеко не буду ходить, объяснять этот вопрос или говорить общие фразы, я просто обращусь к тому факту, свидетелем которого вы сегодня были. То есть мы подписали два документа сегодня с «Газпромом». И я хочу коротко дополнить то, что сказал сегодня Владимир Владимирович, говоря об этих документах.

Речь идет о двух документах – перспективе геологического освоения еще далеко не разведанных, но стратегически важных, повторяю: стратегически важных источников углеводородного сырья. Речь идет об Устюрте, огромной территории, и мы сегодня открываем перед «Газпромом» возможности геологического освоения семи инвестиционных блоков. Это ни много ни мало 34 тысячи квадратных километров территории, которая весьма-весьма перспективна, и подтверждением этого является то, что рядом с этими территориями уже открылись те шесть месторождений, которые сегодня уже переходят на следующий этап. После геологического освоения мы переходим к тому, чтобы извлекать это углеводородное сырье и уже поставлять на рынки. Если говорить об этих двух документах, то назову некоторые цифры: на ближайшие три года, то есть 2006, 2007, 2008 годы на геологическое освоение этих перспективных территорий «Газпром» направляет 260 миллионов долларов, а в целом на геологическое освоение выделенных территорий в течение пяти лет – 400 миллионов долларов. А в целом все эти два документа в общем‑то обещают вложение ни много ни мало 1,5 миллиарда долларов в эти проекты. Поэтому недаром Владимир Владимирович обращает сейчас наше общее внимание, прежде всего ваше внимание, что здесь действительно открывается огромная перспектива и об этом можно очень предметно говорить.

И здесь как раз эти факты и эти перспективы дают нам понимание того, что мы делаем очень правильно, что укрепляем интеграционные процессы и вступаем в организацию ЕврАзЭС. И вот сегодня я слушал всех моих коллег, должен сказать о том, что ЕврАзЭС действительно становится очень перспективной организацией на постсоветском пространстве. И, возможно, ЕврАзЭС, если так это будет дальше идти, может быть, оно станет основной организацией, которая образуется на постсоветском пространстве и будет решать вопросы интеграции, вопросы создания единого рынка, вопросы таможенного союза, вопросы, связанные в перспективе с многими другими проектами, которые могут объединить наши усилия и обещать каждому из государств, вступающих в состав сегодняшнего Сообщества, большие-большие перспективы.

Спасибо.

В.Путин: Я прошу прощения, я бы добавил, я не ответил полностью. Отношение мое к неправительственным организациям, конечно же, не изменилось. Общество нуждается в деятельности подобного рода для того, чтобы был налажен полноценный контроль за деятельностью государства и чтобы само государство более эффективно решало задачи в области защиты прав человека, в гуманитарных сферах вообще. Инциденты подобного рода, о котором вы спросили, не могут скомпрометировать идею. Мы будем поддерживать деятельность неправительственных организаций в стране.

25 января 2006 года, Санкт-Петербург