Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о совещании с членами Правительства

13 февраля 2006 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

(Обращаясь к А.Кудрину.) Алексей Леонидович, начнем с Вас. Расскажите об окончательных результатах встречи с вашими коллегами стран «восьмерки».

А.Кудрин: В субботу в Москве прошло заседание «большой восьмерки». Оно прошло по плану, по шести вопросам были приняты решения в виде коммюнике «восьмерки». Конечно, очень много вопросов, которые обсуждались, еще не попали в коммюнике. Они являются заделом для следующих встреч и решений на следующих заседаниях.

Я уверен, что эта встреча и обсуждение ключевых вопросов, которые соответствуют приоритетам российского председательства в «большой восьмерке», станут серьезной основой, фундаментом для встречи лидеров и тех решений, которые там будут приняты. Поскольку основные вопросы – это энергетическая безопасность – были восприняты позитивно, и в ходе пресс-конференции министров финансов подтверждена поддержка инициатив России в развитии газового рынка и создании глобального газового рынка. Соответственно, поддержка тех проектов, которые в связи с этим осуществляются, поддержка инициатив по расширению применения системы базы данных по нефти JODI и возможное рассмотрение ее применения для газовой отрасли. Целый ряд вопросов связан с альтернативными источниками энергии. То есть это все нашло серьезное обсуждение.

В.Путин: Все нефтью занимаются, и министры финансов тоже нефтью занялись. А как бы своим делом заняться?

А.Кудрин: Сегодня это вопрос, который влияет на развитие всех мировых экономик. В том числе поддержано и наше предложение, связанное с расширением мандата Мирового банка и созданием дополнительных фондов по созданию энергетической инфраструктуры в бедных странах. Именно такая инфраструктура может служить базой для экономики и также для решения вопросов в области здравоохранения и образования. Этот комплекс вопросов был специально обсужден.

По вопросу борьбы с инфекционными заболеваниями я должен сказать, что ряд министров высказались в поддержку расширения сети центров и лабораторий по мониторингу, с которыми вышла Россия и которые сейчас прорабатываются также на уровне Всемирной организации здравоохранения. Возможность дополнительных экономических решений правительств по поддержке своих центров и лабораторий и созданию значительного запаса вакцин по работе с основными болезнями. В апреле на встрече министров финансов, возможно, уже будет определен пилотный проект, на который в первую очередь эти средства пойдут, чтобы с одной из таких болезней – сейчас я не называю, мы обсуждали список таких болезней – можно было сделать прорыв по ликвидации, особенно на континенте Африки, где такие инфекционные заболевания уносят миллионы жизней.

Целый ряд этих вопросов, другие инициативы, в том числе по подготовке доклада по улучшению практики управления общественными финансами, которые сегодня становятся тоже зачастую источником межгосударственных и международных дисбалансов в финансах и другие вопросы, были обсуждены. Они высоко оценили встречу с Вами, в том числе по политическим вопросам. Ряд вопросов, которые у Вас обсуждали, и предложения России получили поддержку даже в пресс-конференциях министров. Мне кажется, что это позитивно. Я тоже использовал результаты этих встреч в итоговой пресс-конференции по работе «большой восьмерки».

Очень позитивно, что приняли участие министры финансов Китая, Индии, Бразилии, ЮАР. Это всеми было отмечено. Их роль в торговле и именно их заинтересованность в продвижении дохийского раунда, либерализации условий торговли, доступа товаров, прежде всего сельскохозяйственных, этих стран на мировой рынок (Россия тоже в этом заинтересована) получили значительное внимание. И мне кажется, это подтолкнет ход переговоров дохийского раунда.

Я сейчас не говорю о тех результатах, которые мы получили в двусторонних встречах (они тоже существуют) с ключевыми министрами финансов. И я уверен, что это дало серьезный фундамент для встречи министров финансов в Санкт-Петербурге в июне, где мы завершим по некоторым направлениям дискуссию конкретным результатом, принятыми решениями. Но, конечно, часть из них будет просто принята на встрече лидеров «большой восьмерки».

В.Путин: Встреча министров финансов стран «восьмерки» здесь, в Москве, конечно, была хорошим подготовительным этапом к встрече лидеров «восьмерки» в Петербурге в июле текущего года. Безусловно, это хорошая работа. Я бы обратил внимание всех, кто работает над подготовкой петербургского саммита, на то, что мы, разумеется, будем работать в рамках предложенной нами программы. Программа согласована с нашими партнерами. Мир очень динамично развивается, он глобален. И если что‑то в Африке происходит негативное, это сказывается, к сожалению, на очень многих регионах мира, в том числе и на нашей стране, это очевидно. Но мы договаривались с самого начала, что у нас есть очень острые проблемы аналогичного характера – и с образованием связанные, и с борьбой с инфекционными заболеваниями, и с бедностью в нашей стране и в близлежащих с нами странах, в странах-соседях – это в странах СНГ.

Поэтому средства, которые предусмотрены на помощь беднейшим странам, – мы должны изначально договариваться с нашими партнерами о том, что значительная часть этих ресурсов должна быть направлена на поддержку наших соседей в странах СНГ на постсоветском пространстве. У нас даже по объективным характеристикам некоторые из этих стран практически уже попадают в разряд беднейших стран мира.

А.Кудрин: Именно в таком контексте мы ставили вопрос. И сегодня могу также сказать, что есть определенные результаты, о которых я не говорил, может быть, более широко в отношении конкретных стран, но в отношении России Международный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, в который мы внести свой вклад, на международной основе выделил России 100 миллионов долларов на борьбу с этими заболеваниями, то есть даже больше, чем мы вложили. Но, таким образом, мы, безусловно, принимаем участие во многих инициативах, а получаем поддержку именно в тех вопросах, которые актуальны особенно для России. И, например, по списанию долгов беднейших стран перед международными финансовыми организациями нам также удалось согласовать, что условия, например, жизни в Таджикистане соответствуют тем странам, которые попадают в эту инициативу, и Таджикистан включен в это списание. Так же, как еще одна страна в Юго-Восточной Азии, которая ранее не попадала в эти программы. Нам удалось также согласовать такие программы.

В.Путин: Это хорошо. И нужно, чтобы наши профильные министерства – образования, здравоохранения и социального развития – были в курсе тех дискуссий, которые ведутся в ходе подготовки к саммиту в Петербурге, и вносили свой необходимый вклад в координацию наших усилий по достижению тех целей, которые поставлены нами перед этим саммитом и которых мы хотим вместе с нашими партнерами добиться.

А.Кудрин: Спасибо.

Я хотел еще в заключение поблагодарить все министерства и ведомства, особенно Министерство иностранных дел, другие – Аппарат Правительства и Администрацию Президента. Правоохранительные органы – за обеспечение безопасности. Все это было на самом высоком уровне, и это всеми было отмечено.

В.Путин: И концерт понравился?

А.Кудрин: Концерт дали молодые артисты Мариинского театра, которые, конечно, уже сегодня лауреаты международных конкурсов. Я думаю, что такого концерта они не видели, наверное, по количеству участников и репертуару. Он был на всех языках участников.

А во‑вторых, конечно, большая часть – это был все‑таки репертуар лучших российских композиторов.

В.Путин: Хорошо.

(Обращаясь к С.Иванову.) Сергей Борисович, как прошло ваше мероприятие в рамках Совета Россия–НАТО?

С.Иванов: В конце прошлой недели на Сицилии, в Италии, состоялась уже традиционная встреча в рамках Совета Россия–НАТО на уровне министров обороны стран НАТО и России. Мы обсуждали кратко среднесрочные перспективы отношений Россия–НАТО в военной сфере, проблемы глобальной безопасности, уже ставшие традиционными вопросы борьбы с терроризмом, нераспространением и так далее. Но на Сицилии уже звучали и новые темы. Вы отреагировали, что министры финансов обсуждали энергетическую безопасность, – готов Вам доложить, что министры обороны стран НАТО тоже обсуждали вопросы энергетической безопасности. Это вызывает у них большой интерес и даже некоторые опасения с учетом ситуации в мире.

Кроме этого говорили и о еще более острых вопросах, ставших проблемными, – о нелегальной миграции. И в этой связи намечали различные практические шаги. Должен сказать, что по линии Министерства обороны мы уже наметили – и не только наметили, осуществляем – именно практические мероприятия. Это прежде всего операция «Активные усилия», к которой Россия уже присоединилась. И все подчеркивали один очевидный факт, что Россия – единственная страна, не являющаяся членом НАТО, которая уже практически, а не на уровне деклараций и обещаний, участвует в этой операции.

Наш ракетный крейсер «Москва» и отряд кораблей Черноморского флота посетили Генеральный секретарь НАТО, министр обороны Италии. Они ознакомились и побеседовали с нашими офицерами в плане выяснения готовности к проведению совместных мероприятий, потому что на этой неделе уже наши корабли и НАТО из Сицилии выходят и будут действовать в центральной части Средиземного моря.

В.Путин: А где они там базируются?

С.Иванов: Сейчас они базируются на Сицилии, в городе Таормина.

В.Путин: Какой порт?

С.Иванов: Порт Мессина.

В.Путин: Гражданский порт?

С.Иванов: Порт двойного назначения. Символично и то, что в Мессине параллельно проводились торжества и различные мемориальные мероприятия в честь русских моряков Балтийской эскадры, которая в 1908 году свыше тысячи итальянцев спасла во время страшного землетрясения, которое там было. Итальянцы это хорошо помнят, несколько центральных улиц Мессины названы в честь русских моряков, например, улица Русских моряков Балтийской эскадры. Я своими глазами видел эту улицу, памятники стоят нашим морякам.

Возвращаясь к активным усилиям: в ходе ознакомления с нашими кораблями и кораблями стран НАТО Генеральный секретарь был очень удивлен высокой выучкой наших моряков, в том числе и досмотровых групп морской пехоты, которая подготовлена для этих операций, проверил их знание английского языка, их экипировку – все было на достаточно высоком уровне.

В.Путин: А Вы его проверили?

С.Иванов: Я тоже проверил. Владеют хорошо.

В.Путин: Генерального секретаря не проверяли?

С.Иванов: Он по‑английски говорит.

В.Путин: Пускай русский учит.

С.Иванов: Начинает. Он приветствовал наших моряков на русском языке. Вот, пожалуй, все.

В.Путин: Спасибо.

(Обращаясь к М.Зурабову.) Михаил Юрьевич, я Вам звонил на прошлой неделе по поводу проблем здравоохранения в Чечне.

М.Зурабов: На 2006 год запланированы строительно-восстановительные работы по 31 переходящему объекту. И одновременно с этим предполагается начать строительство еще 15 объектов здравоохранения и социальной сферы в Чеченской Республике. Объем финансирования на эти цели предусмотрен 595 миллионов рублей.

Одновременно с этим Вы задавали вопрос о том, каким образом будут оснащаться оборудованием учреждения здравоохранения, которые были введены в предшествующие годы, поскольку средства на финансирование приобретения оборудования в проектно-сметной документации не были предусмотрены. Вопрос этот решен. Министерство финансов предусмотрело 524 миллиона рублей в рамках финансирования бюджета Чеченской Республики для того, чтобы приобрести оборудование по 32 объектам, которые сейчас уже введены, но часть из которых сейчас работает не на полную мощность ввиду отсутствия оборудования. В общей сложности в этом году предполагается на эти цели направить более 1 миллиарда 100 миллионов.

Девять новых объектов по этому году будет введено. Но из них бы я выделил ЦРБ в городе Гудермесе, выделил бы стоматологическую поликлинику в Грозном и выделил бы республиканский онкологический диспансер. На сегодняшний день с онкологической помощью в Чеченской Республике дело обстоит достаточно проблематично. Поэтому возможно, что после ввода в действие первой очереди будет поставлен вопрос о строительстве второй очереди с тем, чтобы укомплектовать уже тяжелым оборудованием, чтобы общий объем медицинской помощи по онкологическим заболеваниям на территории Чеченской Республики в полном объеме осуществлялся.

Поэтому мы проблем, которые необходимо было бы на Вашем уровне ставить, не видим. Соответствующее распоряжение Правительства подписано. С руководством Чеченской Республики на прошлой неделе мы дополнительно провели консультации, они удовлетворены теми вариантами, которые мы нашли в решении этих вопросов.

В.Путин: То есть Вы в контакте с ними. Хорошо, спасибо.

(Обращаясь к Г.Грефу.) Герман Оскарович, Ваше министерство готовит на Правительство вопрос о стратегии развития финансовых рынков в России. Что предполагается в качестве результата?

Г.Греф: По поручению Председателя Правительства подготовлено два ключевых документа – это Концепция развития корпоративного законодательства, которая на прошлой неделе обсуждалась на Совете по конкурентоспособности. И на этой неделе Федеральная служба по финансовым рынкам совместно с нами выносит Концепцию развития финансовых рынков. Это два документа, которые между собой очень тесно связаны и направлены на решение ключевых проблем, которые на сегодняшний день выявляются в ходе достаточно бурного развития финансового рынка. За прошедшую неделю финансовые рынки выросли на четыре процентных пункта, только за одну неделю. И это, безусловно, ставит очень серьезно и очень остро те вопросы, которые ранее не решались. Какие это вопросы?

Во‑первых, это несовершенство организационно-правовых форм предприятий. Сейчас в условиях, когда предприятия нуждаются в серьезных инвестициях с финансового рынка, очевидным является то, что наше законодательство корпоративно не обеспечивает такую динамику. У нас в стране больше 40 тысяч акционерных обществ, и из них всего 200 торгуются на открытых площадках. Из них 40 составляют 98 процентов капитализации всего рынка. И очевидным является то, что мы должны полностью пересмотреть всю концепцию, связанную с делением акционерных обществ на открытые, закрытые, и усовершенствовать законодательство, связанное с регулированием коммерческих юридических лиц.

Вторая проблема – это незащищенность прав собственности. Есть просто концептуально нерешенные вопросы в нашем законодательстве, заключающиеся в том, что у нас, допустим, очень сложно, фактически не прописано право собственности на бездокументарные ценные бумаги.

Третья проблема – это очень высокие транзакционные издержки размещения на российском рынке. И существенная проблема – снижение этих издержек с тем, чтобы стало более выгодным размещаться на российских биржах в отличие от бирж европейских и американских.

Четвертая проблема – это несовершенство инфраструктуры фондового рынка и недостаточные инструменты, связанные с производными ценными бумагами, или деривативами.

Пятая проблема – это несовершенство платежной системы, невозможность проведения всех платежей в режиме on-line. Все расчеты производятся в отложенном режиме со сроками расчета завтра, и при таких объемах торговли на рынке это создает определенные риски. Все это должно быть решено, особенно в преддверии того, что у нас очень активно сейчас российские компании открываются, привлекаются с рынка деньги для прямых инвестиций. И мы должны, конечно, максимально создать условия, чтобы максимум этих денег размещался на российском рынке. Это полезно и для решения вопроса платежного баланса, и для развития нашего рынка, особенно с учетом того, что у нас с 1 января 2008-го процент отчислений в накопительную пенсионную систему составит вместо четырех уже шесть процентов, и это очень серьезно расширит денежное предложение на российском рынке. И нам нужно будет обеспечить, чтобы деньги пенсионеров были поглощены полностью российским рынком, и обеспечить их положительную динамику, так, как это было в прошлом году, наверное, впервые, когда доходность по пенсионным накоплениям была выше инфляции. Все эти факторы, вместе взятые, делают эту проблему наиболее актуальной и с точки зрения развития экономики, и с точки зрения решения социальных проблем. Если концепция будет одобрена, то в ближайшие два года нужно будет принять целый блок законодательства, направленный на решение этих проблем.

В.Путин: Уже какие‑то проекты готовы?

Г.Греф: Да, уже и первый документ, и второй вносятся с рядом подготовленных и согласованных документов. Поэтому в случае одобрения сразу же в Государственную Думу будут направлены проекты законов.

В.Путин: А с депутатами Вы в контакте? Они уже знают, о чем идет речь, принимают участие в подготовке этих законопроектов?

Г.Греф: Это документы, которые беспрецедентно прошли обсуждение и в экспертном сообществе, и с участием депутатов Государственной Думы. Профильные комитеты Думы полностью участвовали в разработке этих документов, председатель комитета выступал. Это очень сложные проблемы. Это выбор фактически будущей модели нашей корпоративной части экономики и рынка. И поэтому, конечно, здесь цена ошибки очень велика, мы фактически последний год очень детально обсуждали все эти документы.

В.Путин: Хорошо.

13 февраля 2006 года, Москва, Кремль