Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании президиума Госсовета «Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации»

16 февраля 2006 года, Нижний Новгород

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

В повестке нашей встречи – пути дальнейшего развития информационных и коммуникационных технологий в России.

Знаю, что не только я, но и вы могли познакомиться с тем, что происходит в этой сфере в Нижнем Новгороде. Поездили по объектам, посмотрели.

В последнее время эта тема находится в зоне особого внимания постоянно. Причина – в серьезных перспективах самого рынка технологий и в его прямом влиянии на научно-технический прогресс, в его значении для достижения Россией лидерских позиций на мировых рынках.

Год назад, в Новосибирске, мы подробно говорили о создании технопарков. Сегодня мы уже рассмотрим комплекс вопросов, связанных с развитием новых технологий.

Общеизвестно, что страны, своевременно сделавшие на них ставку, не только успешно решили ряд внутренних проблем, но в целом сумели вывести свои экономики на самые передовые позиции.

По большому счету, это один из самых проверенных прогрессивных путей развития, перспективных и для нашей страны, заведомо обладающей здесь сильным стартовым капиталом, хорошими стартовыми возможностями. Речь идет, разумеется, о нашем интеллектуальном, инновационном и научно-техническом потенциале.

Однако любой потенциал становится материальной силой лишь при наличии для него благоприятных условий. Но и в этом смысле отрасль информационных технологий сегодня у нас можно считать наиболее подготовленной.

Очевидно и то, что ее рост должен повлечь за собой развитие фундаментальной науки, а также целого ряда прикладных исследований в смежных отраслях. Причем для такого расширения в российском инфобизнесе уже есть и накопленный финансовый ресурс, и серьезный менеджерский опыт.

Так, в прошлом году доля этой отрасли в ВВП составила 5,3 процента. Для сравнения скажу, что в 2000 году она составляла всего 2 процента. В информационных коммуникациях России сегодня работает более миллиона человек, а производительность труда здесь самая высокая в российской экономике, что чрезвычайно важно для экономики в целом.

Однако останавливаться на достигнутом уровне никак нельзя, ибо мы еще значительно отстаем от технологически развитых стран, где вклад информационного сектора в экономику достигает 30 процентов и выше.

Убежден, высокие технологии обязаны стать в России мощной опорой и для роста экономики, и для модернизации управления, и – что крайне важно – они должны стать предметом повышенного потребительского спроса.

Здесь у нас тоже есть перспективные ниши. Так, высокие технологии пока крайне мало используются в образовании и здравоохранении. Только 5 процентов учителей используют сегодня информационные технологии в учебном процессе, в то время как в странах Западной Европы эта цифра значительно выше. В Великобритании, например, этот показатель уже приблизился к 60 процентам. И фактически там, где за счет новых технологий мы могли бы реально влиять на повышение качества услуг, мы имеем дефицит их применения.

Кроме того, новые технологии должны играть определенную роль в обеспечении госконтроля за безопасностью и качеством товаров народного потребления включая фармакологию и ряд других сфер.

Безусловно, все это надо иметь в виду и в ходе реализации приоритетных национальных проектов. И в докладе рабочей группы сформулированы соответствующие предложения. Рассчитываю, что мы их сегодня тоже обсудим.

Подробнее остановлюсь на самых принципиальных задачах.

Первое – это обеспечение равного доступа граждан и организаций страны к современным технологиям. Но одна из сложностей здесь в том, что в стране сложились серьезные диспропорции между регионами. Субъекты Федерации, развивающие коммуникационную инфраструктуру, существенно отличаются друг от друга. Например, по использованию мобильной связи – в 80 раз, по количеству домашних компьютеров – в 50 раз.

Очевидно, что такой разрыв необходимо сокращать. Это проблема для мира в целом, но наша страна – самый яркий пример этих технологических разрывов. И эта задача далеко не ведомственная. К ее решению должны активно подключаться и Правительство в целом, и бизнес, и сами регионы.

Несмотря на то что темпы роста этой отрасли составляют более 30 процентов в год, что очень важно и приятно, – а здесь, в Нижнем Новгороде, как я сегодня услышал, этот рост составляет до 40 процентов, – в стране еще не телефонизировано более 40 тысяч населенных пунктов. Такое в XXI веке абсолютно недопустимо. И государство обязано в ближайшие три года полностью решить данную проблему, рассмотрев при этом возможности конверсии радиочастотного спектра для гражданских нужд.

Кроме того, в значительной модернизации нуждается и система почтовой связи. Сегодня мы тоже имели возможность посмотреть, какие процессы там происходят, в целом положительные. 70 процентов объектов почты находится в сельской местности. А ведь это территории, где практически отсутствуют новые коммуникационные услуги и почта остается основным каналом связи между людьми, поэтому ее деятельность нуждается в существенной модернизации.

Второе направление, требующее нашего внимания, – это информатизация государственного и муниципального управления. Вы знаете, что часть программ, решающих эти задачи, работает. Они объединены общей концепцией, получившей название «электронное правительство». Этот проект должен быть реализован к 2010 году.

На сегодняшний день потребности ведомств в вычислительной технике в основном удовлетворены. Компьютеры имеют чиновники практически всех уровней. Созданы также и локальные компьютерные сети.

Понимаю, что сделаны лишь первые шаги. Однако техническая оснащенность пока что мало повлияла на качество управления. Вот, к сожалению, что могу констатировать. Ведомства по‑прежнему дублируют действия друг друга, медленно снижают административные издержки и остаются закрытыми для граждан. Зачастую чиновники монопольно распоряжаются базами данных, которые обязаны быть общедоступными и изначально создаются для нужд людей. Они должны делать деятельность всех органов власти – и региональных, и федеральных, и местных – прозрачными. Мы с Валерием Павлиновичем [Шанцевым] сегодня говорили, он планирует размещать ряд заказов в том числе и через Интернет. Абсолютно правильно. Всем рекомендую переходить на такой способ решения проблем подобного рода.

Предметом особой заботы региональной и местной власти должна стать подготовка граждан к внедрению высоких технологий, а также просветительская деятельность, формирующая общественную потребность в их развитии.

Еще одна крупная тема для обсуждения – это развитие отечественного производства в сфере информационно-коммуникационных технологий. Известно, что вектор мировой конкуренции сейчас переместился в сектор создания программного обеспечения. Это большой шанс для России, выпускающей высококлассных специалистов в области прикладной математики и программирования.

Замечу также, что российские компании, работающие в данной отрасли, уже активно действуют не только в России, но и на пространстве СНГ, и государство должно хорошо знать ситуацию на этих рынках, оказывая им при этом необходимую поддержку. Один из путей – это помощь в организации технопарков, о которых мы говорили в Новосибирске.

Кстати, мы говорили и о необходимости более активного привлечения средств инвесторов – как российских, так и зарубежных. За счет таких средств мы, в частности, могли бы поддержать проекты отечественных разработчиков; перспективный в этой сфере средний и малый бизнес.

Кроме того, вернусь опять к Новосибирску, там было принято решение о создании технопарков в четырех регионах страны. Прошел год, и все это время шли межведомственные согласования. Это крайне расточительно. Таким образом мы просто теряем темп работы. Конечно, у нас сейчас принято решение по особым экономическим зонам. О принятых решениях по технопаркам забывать, конечно, нельзя.

За этот период к проекту подключились еще три региона. Это в принципе неплохая тенденция, но повторю: бюрократический период реализации принятых тогда решений должен быть предельно минимизирован.

Развитие информационных технологий является сегодня не только крупномасштабной, но и в полном смысле стратегической задачей. И для ее решения Правительству еще придется проделать ряд серьезных шагов, в том числе разработать специальную систему мер. И, насколько мне известно, для координации работы Правительству предлагается сформировать специализированную комиссию. Предлагаю все это обсудить.

Благодарю Вас за внимание.

16 февраля 2006 года, Нижний Новгород