Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании Совета по физической культуре и спорту

31 мая 2006 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья! Коллеги! Уважаемые члены Совета!

Сегодня мы остановимся на приоритетных направлениях развития спортивной сферы и в том числе на связанных с ними вопросах укрепления здоровья нации, воспитания молодых людей подрастающего поколения.

Сразу отмечу, что новые экономические возможности, равно как и целенаправленная работа ведомств и регионов, привели здесь к некоторым – хочу это сказать очень осторожно, – к некоторым, но все‑таки позитивным тенденциям и переменам. Так, постепенно укрепляется спортивная инфраструктура. За последние пять лет возведено более 23 тысяч спортивных сооружений, и сейчас их численность по стране превысила 220 тысяч. Только за два предыдущих года бассейнов, спортивных залов, стадионов стало больше на шесть тысяч.

Напомню, что в соответствии с федеральной целевой программой на период до 2015 года запланировано построить тысячу физкультурно-оздоровительных комплексов. И в этом году в 36 регионах России приступили к возведению 74 подобных объектов. Однако уже сейчас на начальном этапе заметна тенденция к отставанию. Да и в самих регионах темпы строительства значительно отличаются друг от друга. И, как показывает анализ, дело не только в бюджетных возможностях, но и в самом желании территорий эти задачи активно решать, в их стремлении задействовать собственные силы и собственный потенциал.

Напомню также, что сегодня в стране более 17 миллионов человек регулярно занимаются спортом, поддерживая свою физическую форму, что на три с лишним миллиона больше, чем три года назад. Если мы так за каждый год по миллиону будем прирастать, то ситуация может тогда кардинально поменяться. Пока, повторяю, это только тенденция. И всего занимающихся спортом в нашей стране чуть больше 12 процентов населения.

Мы недавно с Мутко Виталием Леонтьевичем были в Сочи, он там показывал новые поля. Я обратил внимание на то, что даже футболом у нас занимается меньше одного процента населения, хотя в европейских странах – это 10 процентов. Ведь массовый вид спорта, самый простой, казалось бы.

Убежден, формирование здорового образа жизни и интереса к спорту должны воспитываться уже с детства, и мы обязаны изменить подходы к физическому воспитанию в учреждениях образования прежде всего. Занятия физкультурой в школах из сугубо формальных должны повсеместно стать не только систематическими, но и превратиться в увлекательные для детей, безусловно, полезные для их здоровья занятия.

Рассчитываю, что уже к осени, к началу нового учебного года, согласованные между ведомствами решения будут приняты по этому вопросу.

Кроме того, к развитию массового спорта и укреплению его инфраструктуры следует активнее привлекать отечественный бизнес. Это особенно касается детского и юношеского спорта, а также создания спортивной инфраструктуры для инвалидов. Здесь мог бы упомянуть только одну из программ «Газпром» – детям», но я знаю, что и другие компании работают в этом направлении. Нужно всячески поддерживать эту активность.

Уважаемые члены Совета! Нетрудно заметить, что в последние годы в России произошло заметное возрождение интереса к спорту. И сами наши спортсмены на XX зимних Олимпийских играх в Турине показали хорошие результаты. Надеюсь, что это только начало больших и новых побед. Спортивные победы России – это не просто международный престиж страны, они служат важным ценностным ориентиром для российской молодежи, уже с юных лет прививают стремление к спорту, воспитывают у молодых людей лидерские качества.

Подчеркну, развитие спорта, спорта высоких достижений остается одним из важнейших приоритетов всей спортивной стратегии. И сегодня крайне важно укрепить законодательную базу профессионального спорта, обеспечить полноценные материальные и правовые гарантии для самих спортсменов и тренеров, конечно.

В связи с обсуждаемой сейчас новой редакцией федерального закона о физической культуре и спорте отмечу следующее. Прежде всего нужно обратить внимание на изъятие из законодательства понятия «профессиональный спорт». Я знаю, что здесь разные точки зрения существуют на эту проблему, и, конечно, здесь нужны выверенные, ясные, приемлемые формулировки, но они не должны вызывать непонимания ни в самом профессиональном спорте, ни в обществе в целом, они должны создавать гарантии для спортсменов и тренеров. Другого фундаментального закона по этим вопросам у нас нет, не будет, поэтому об этом нужно подумать вот сейчас.

Во‑вторых, нужно, конечно, регламентировать взаимоотношения между федерациями и правительственными структурами, но прошу вас при этом не забывать, что федерации – это все‑таки общественные организации, и здесь излишнее администрирование тоже может пойти во вред развитию спорта. Закон призван четко оговорить их отношения с государством, а также задать правовые рамки взаимоотношений спортивных обществ и федераций с их членами, назвать базовые гарантии для спортсменов и тренеров. Похожие принципы касаются и Национального олимпийского комитета, Параолимпийского, Сурдоолимпийского комитетов, чью деятельность государство, без сомнения, поддерживает. И нужно ликвидировать правовую неопределенность в вопросах их статуса и финансирования.

Я знаю позицию Правительства по этим вопросам, Министерства финансов и очень часто слышу ответ, когда говорю: «Надо бы помочь там, помочь здесь», – говорят: «Да, мы не против и деньги есть, но не можем: закон не позволяет». Но надо сделать, чтобы позволял. Мы же понимаем, что в этом общество заинтересовано: законы‑то для общества существуют. В частности, законодательством пока не оговорено бюджетное финансирование Олимпийского комитета России. Полагаю, что такой подход к законодательному регулированию олимпийского движения в Российской Федерации является неоправданным пока. Пока мы не имеем права поддерживать Олимпийский комитет.

Коротко затрону еще ряд задач. Так, нельзя забывать, что спорт высоких достижений – это большие усилия не только спортсменов и тренеров, но и ученых, технологов, врачей, других специалистов. В этой связи поддерживаю инициативу членов Совета о создании в его рамках специальной комиссии по координации научного и технологического обеспечения российского спорта.

Считаю также, что в поле зрения Совета должны находиться меры по поддержке выдвижения города Сочи в качестве кандидата на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года. Сочи, конечно, могут и должны стать общенациональным и современным центром развития не только отдыха людей, но и спорта, центром, рассчитанным на профессионалов и на всех желающих одновременно. И такая здравница в первую очередь нужна самим нам, всему российскому народу без всякого преувеличения. У нас такого другого места с точки зрения климата, развитой инфраструктуры нет. Поэтому бороться за Сочи как за олимпийскую столицу 2014 года, конечно, нужно. Но давайте прямо скажем: это не только борьба за Олимпийские игры – это борьба за развитие спорта и отдыха для российских граждан в стране, за развитие этого уникального для нашей страны места.

Разумеется, надо также добиваться включения наших традиционных видов спорта в программу Олимпийских игр. И, наконец, проблемой продолжает оставаться финансовая поддержка самих спортсменов. За последние годы действительно увеличилось вложение средств на эти цели из региональных и местных бюджетов, создан фонд поддержки олимпийцев. Считаю, что нужно продолжать и развивать эту традицию, не забывая при этом о ветеранах спорта и о тех, кто обеспечивает высокие достижения наших мастеров, прежде всего, конечно, имею в виду спортсменов, имею в виду прежде всего тренеров, специалистов, о которых я говорил, и просто учителей физкультуры.

Это все, что я хотел сказать вначале. Я надеюсь, что дискуссия у нас будет активной, живой, и каждый из здесь присутствующих сегодня сможет высказать свою точку зрения на ту или другую проблему.

31 мая 2006 года, Москва, Кремль