Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на встрече с руководителями регионов Юга России и представителями российских государственных и частных компаний

29 сентября 2006 года, Сочи

В.Путин: Мы постоянно в последнее время обращаемся к проблемам социально-экономического развития Юга России.

Как вы знаете, буквально на днях принято решение о создании Комиссии по вопросам улучшения социально-экономического положения в Южном федеральном округе, и я уже говорил это в своем приветственном слове на форуме. Ее базовая задача – обеспечить тесную координацию работы на столь важном участке работы, который ей вменяется в качестве основной задачи, а также контроль за исполнением принятых решений и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Сегодня здесь присутствуют руководители регионов Юга России, представители отечественного бизнеса. Я посмотрел на состав – представителей бизнеса ровно в четыре раза больше, чем руководителей администраций. Меня это очень радует. Хочу вас, во‑первых, поблагодарить за такое внимание и участие. Прекрасно понимаю, что руководить крупной корпорацией не легче, а подчас сложнее, чем регионом или даже страной, потому что защищенности меньше, а проблем больше. И, тем не менее, вы сочли возможным выделить время и приехали сюда.

Хотел бы обратить внимание еще и на то, что некоторые структуры, которые работают по всей территории страны, – не по этническому принципу, а по нахождению своего бизнеса – с Юга России. Надо бы посмотреть вам, где регистрировать свои компании. В этом есть определенный смысл с точки зрения улучшения собираемости налогов и повышения возможностей для развития регионов.

Хотел бы обратить внимание на то, что Александр Николаевич Шохин говорил сейчас о проблемах крупного бизнеса, прежде всего о крупных проектах, а Евгений Максимович Примаков сосредоточился на вопросах развития малого бизнеса. Ведь когда Дмитрий Николаевич Козак говорил о том, что в Южном федеральном округе желающих заниматься бизнесом гораздо больше, чем в среднем по стране – речь идет прежде всего о малом бизнесе. Это им нужно создавать условия для эффективного развития, они нуждаются в нашей с вами помощи и поддержке. Это они страдают от чрезмерного административного и коррупционного давления.

Хотел бы особо поприветствовать и наших иностранных гостей: это Сергей Васильевич Багапш – Президент Республики Абхазия, Армен Грантович Гуларян – губернатор Таушской области Республики Армения, Эдуард Джабеевич Кокойты – Президент Республики Южная Осетия, Виктор Тарасович Плакида – председатель Совета министров Автономной Республики Крым Республики Украина, Алик Сергеевич Саркисян – губернатор Араратской области Республики Армения, Голенко – председатель законодательного собрания Луганской области Украины, и, я видел в зале, еще Иван Васильевич Плачков – председатель Одесской областной администрации.

Хотел бы отметить, что мы рады присутствию наших гостей потому, что единый так называемый народно-хозяйственный комплекс предусматривал очень тесное взаимодействие с сегодняшними соседями Юга Российской Федерации. Но дело не только в прошлом, не только в том, что сложились и до сих пор объективно функционируют определенные связи, – дело в том, что, будучи соседями в этой части Европы, мы с вами должны извлечь максимальную выгоду из нашего географического положения и из наших кооперационных возможностей, сложившихся десятилетиями до нас. Если мы это сделаем, то повысим общую конкурентоспособность всех наших территорий – и Юга России, и наших соседей.

В этом широком формате у вас будет возможность обсудить принципиальные вопросы, от которых напрямую будут зависеть темпы экономического роста и республик Северного Кавказа, и всего Юга России, и, как я уже сказал, наших соседей. А вопросов, как известно, много.

Один из них, да не один – несколько – были затронуты Александром Николаевичем Шохиным и Евгением Максимовичем Примаковым, – что касается использования Стабилизационного фонда. Мы об этом уже много раз говорили. Дело не в деньгах. Они у нас есть и помимо Стабфонда. Дело – в их эффективном использовании. Если предлагаются высокорентабельные реализуемые проекты, то мы найдем деньги на их реализацию. Они есть – помимо Стабфонда. Если уж не будет хватать, тогда можно будет о чем‑то говорить. Вопрос – я обращаюсь к своим коллегам – руководителям регионов, чтобы эти проекты были своевременно и качественно подготовлены.

Сейчас у нас заработал Инвестиционный фонд. Надеюсь, что в ближайшее время Правительство решит задачу, которая была поставлена раньше: создаст условия и запустит венчурный фонд. Все это вместе с условиями налоговой работы Правительства должно создать благоприятную атмосферу для инновационного развития нашей экономики.

Вы знаете, федеральные власти оказывают большую финансовую помощь северокавказским республикам. За последние четыре года ее объем вырос более чем в два раза и составил в 2005 году в целом 57,5 миллиарда рублей. В среднем доля безвозмездных перечислений в доходах региональных бюджетов республик Юга России составляет около 74 процентов. То есть это помощь, по сути, федеральных властей. Тут, как вы понимаете, сохраняется явный дисбаланс. Собственные региональные ресурсы развития пока задействованы слабо.

Да, действительно, Дмитрий Николаевич Козак говорил, темпы роста неплохие, они увеличиваются и увеличиваются. Вместе с тем валовой региональный продукт на душу населения в республиках Северного Кавказа пока, к сожалению, самый низкий в Российской Федерации (в 3–8 раз ниже среднероссийского уровня). Крайне высок уровень безработицы среди экономически активного населения, необходимо это подчеркнуть. Интерес к финансированию даже высокоперспективных проектов пока сдерживается сложившимся мнением инвесторов о так называемых высоких инвестиционных рисках на Северном Кавказе.

Я обратил внимание: Шохин выступал, говорил-говорил, а потом говорит: «Вот эти проекты надо бы для всего Юга России, а не только для Северного Кавказа, где еще велики риски». Это такая оговорка по Фрейду, несмотря на то, что Козак только что сказал: здесь не так уж и страшно – и вообще не страшно, даже лучше, может быть, чем в некоторых других регионах страны. Тем не менее такой стереотип присутствует, и он пока твердо сидит в наших головах, и не только у Шохина. Объективный анализ обстановки, цифры статистики, имеющийся опыт работы с иностранными партнерами позволяют сделать вывод: такие оценки – во многом результат инерции, как я уже сказал, негативных стереотипов, сложившихся в прошлом.

Нельзя не замечать идущие в регионе позитивные сдвиги. Очевидна положительная динамика в общественно-политической ситуации на всем Юге и на Северном Кавказе. Во властных структурах в регионе появляется все больше современно мыслящих людей, которые стремятся создавать нормальные условия для частной инициативы. Уже реализуется ряд серьезных проектов, направленных на развитие инфраструктуры региона.

И в этой связи хотел бы еще раз вернуться к присутствию наших уважаемых гостей. Вот это как раз то, что представляет наибольший взаимный интерес, потому что инфраструктура там практически общая. Формально и юридически она, конечно же, разная – это инфраструктура других государств. Но, чтобы она эффективно функционировала, мы должны не конкурировать здесь друг с другом, а создавать условия для максимального развития всего этого региона.

Наметились серьезные подвижки в борьбе и с преступностью, и с коррупцией. Такие подвижки есть. Да, действительно, в среднем по региону уровень преступности ниже, чем даже по стране, но всяких тяжелых преступлений, в том числе террористических проявлений, здесь гораздо больше. И дело не только в статистике, как сказал Дмитрий Козак, дело в реалиях, но тенденция абсолютно очевидна: в разы идет снижение. Уверен, что мы этот вопрос дорешаем.

Что касается бизнеса, то с его точки зрения все‑таки важнее не это, не террористическая угроза – прежде всего здесь важен общий уровень преступности, а он здесь, выступавшие правильно говорили, все‑таки ниже, чем в целом по стране. И в общем и целом нельзя сказать, что этот показатель хуже для представителей бизнеса, чем в других регионах Российской Федерации.

Предпринимаются шаги, чтобы исключить необоснованное административное вмешательство в предпринимательскую деятельность, а тем более – не допускать использование государственных и муниципальных органов как инструментов экономической конкуренции. Эта тема постоянно в поле зрения федеральных и региональных властей, правоохранительных органов.

И, конечно, важно объединить усилия власти и бизнеса для развития предпринимательства на Северном Кавказе, создания здесь цивилизованной деловой среды и притока инвестиций на всем Юге нашей страны. Полагаю, что существенные государственные ресурсы должны быть направлены и, здесь тоже уже об этом говорилось, на снятие инфраструктурных ограничений для бизнеса. Имею в виду развитие транспортного комплекса, коммунальной инфраструктуры и энергетики, создание логистических центров.

Хочу обратить внимание Правительства: все эти позиции должны быть учтены в разрабатываемой сейчас федеральной целевой программе «Юг России» на 2008–2012 годы. Как мне Греф только что доложил, разработка этой программы находится на самой начальной стадии, но то, что она началась, – это уже хорошо. Значит, Правительство готово к этой работе, уделяет и будет уделять этому внимание, и намерено выделять ресурсы на развитие Юга страны.

Полагаю, что и отечественные бизнес-структуры должны более заинтересованно и активно искать место для выгодного вложения капитала в регионе. Много интересных идей, наверняка, прозвучит в рамках Кубанского экономического форума.

К вашей встрече был подготовлен перечень инвестиционных проектов и предложений регионов Юга России. Я внимательно сейчас с ними ознакомился на выставке. Рассчитываю, что он станет предметом для тщательного анализа со стороны отечественных компаний.

Подчеркну: органы власти и лично руководители регионов должны обеспечить благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов. В свою очередь, представитель Президента в округе должен обеспечить контроль и координацию этой работы.

В заключение хочу вновь отметить: Южный федеральный округ обладает огромным потенциалом для успешного экономического и социального развития, для реализации прорывных инвестиционных проектов. И эти возможности мы должны в полной мере реализовать – прежде всего, в интересах людей, повышения качества их жизни. Для российских участников нашей сегодняшней встречи, для своих коллег-губернаторов, руководителей республик хочу сказать, что все, о чем вы будете говорить, все это будет обобщено и систематизировано в соответствующих поручениях Правительству Российской Федерации.

Благодарю за внимание.

29 сентября 2006 года, Сочи