Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о совещании с членами Правительства

23 октября 2006 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

(Обращаясь к Министру экономического развития и торговли Г.Грефу) Герман Оскарович, у Вас есть последние данные по макроэкономике, насколько я знаю.

Г.Греф: Да, Владимир Владимирович.

В.Путин: Пожалуйста.

Г.Греф: У нас подведены итоги развития экономики за сентябрь и за девять месяцев с начала года. В сентябре у нас рост ВВП составил 6,8 процента.

И месяц к месяцу – полпроцентных пункта, экономика выросла. За девять месяцев рост ВВП составил 6,6 процента.

Промышленное производство в сентябре выросло на 4,1 процента. Очищенный месячный прирост составил 0,8 процента. И за девять месяцев рост промышленного производства составил 4,2 процента.

В сентябре очень хороший показатель, я бы даже сказал, что непредсказуемо высокий рост доходов. Реальная заработная плата выросла на 13,6 процента в сентябре и за девять месяцев этого года зарплата выросла на 12,8 процента в реальном выражении.

Для сравнения: за девять месяцев прошлого года зарплата выросла на 8,7 процента, то есть фактически в полтора раза за девять месяцев быстрее растет заработная плата. И доходы населения в сентябре выросли на 10,1 процента и за девять месяцев – на 11,8 процента. В прошлом году за девять месяцев – 9,4 процента. То есть на 2,5 процентных пункта выше рост доходов, чем в прошлом году. И в этом году мы планируем 12,7, в прошлом году доходы населения выросли на 9,3.

Продолжает быстро расти розничная торговля. Собственно говоря, двигателем роста продолжает являться внутренний конечный спрос и инвестиционный спрос.

За сентябрь – на 13,5, я уже сказал. Очень большой рост инвестиций в сентябре. Инвестиции выросли на 15 процентов. По нашим оценкам, за январь–сентябрь инвестиции выросли на 11,7 процента. В прошлом году за девять месяцев инвестиции выросли на 9,8 процента, тоже более чем на два процента рост выше, чем в прошлом году.

И инвестиции на конец года мы планируем 12,7 процента, в прошлом году было 10,7. Это тоже очень важный показатель. Пока рост инвестиций хороший. И хорошими темпами растет строительство: 10,4 процента в прошлом году и 11,5 в этом году. В сентябре строительство выросло на 18,3 процента, это больше, чем за все месяцы текущего года.

Если говорить о структуре роста в промышленности, то основной прирост нам дали обрабатывающие производства. Наибольший прирост у нас отмечается в автомобилестроении: в сентябре рост производства автомобилей составил 20 процентов: это и сборка автомобилей на тех заводах, которые здесь размещены, и увеличение производства на наших заводах, и производство турбин, вагонов, – такие группы, которые дали нам хороший прирост.

И еще одна очень показательная цифра – это производство и распределение электроэнергии, газа и воды. За сентябрь месяц текущего года производство электроэнергии, газа и воды выросло на 3,5 процента, а за девять месяцев – на 5,2 процентных пункта. В прошлом году был хороший прирост, он составил 1,7 процента, то есть в 4 раза практически в этом году больше потребляется услуг инфраструктурных монополий. Конечно, за все годы не было такого большого скачка – 5,2 процента. Это еще раз подтверждает то, что мы видели, и то, что ощущалось на уровне конкретных монополий, а теперь это видно уже на цифрах макроэкономики. Конечно, инвестиции в инфраструктурные монополии нужно продвигать ускоренным темпом.

Наверное, это основные показатели, которые есть за девять месяцев.

В.Путин: Спасибо.

Давайте совсем из другой области. (Обращаясь к Министру здравоохранения и социального развития М.Зурабову) Я знаю, Вы занимались проблемами борьбы с контрафактным производством лекарств, с поддельными лекарствами, вырабатывали определенные меры. Пожалуйста, несколько слов об этом.

М.Зурабов: Действительно, в последние два года достаточно активно развивается рынок фармацевтической продукции в Российской Федерации. Надо сказать, что за последний год, если брать абсолютные цифры, то рост потребления лекарственных препаратов в Российской Федерации был самым большим в мире – 38 процентов. Следующая по списку – Бразилия, и это тоже является признаком того, что страны, которые начали в последние годы активно заниматься улучшением объема и качества медицинской помощи, очень большое внимание уделяют развитию рынка в производстве и потреблении лекарственных препаратов.

Надо при этом заметить, что происходят довольно серьезные структурные подвижки на рынке, увеличивается количество дорогостоящих и более эффективных лекарственных препаратов. При этом если оценивать цены на лекарственные препараты, то за последний год они выросли всего лишь на 4,6 процента по отношению к предыдущему году, то есть это ниже, чем инфляция, и это означает, что меры, которые принимались в течение последнего года, все‑таки начинают давать свой эффект.

Я также обратил бы внимание на то, что в общем объеме товарооборота количество тех лекарственных препаратов, которые приобретаются гражданами вне рамок государственной программы, снизилось с 68 процентов приблизительно до 46 процентов, и остальное (лекарственные препараты) – это увеличение объема, это государственные программы, которые обеспечивают бесплатную медицинскую помощь гражданам. Это и больничное потребление, и другие программы в рамках мер государственной поддержки. Естественно, что такой активный рост рынка фармацевтической продукции ставит перед нами задачу и создания более эффективных систем контроля за оборотом лекарственных препаратов, в том числе недопущения теневого производства лекарственных препаратов и оборота фальсифицированных лекарственных препаратов. Вы давали поручение более полутора лет назад. В рамках этого мы провели анализ тех факторов, которые влияют на теневое производство и на оборот фальсифицированных лекарственных препаратов. Мы выявили три основных фактора, это очевидные вещи: это несовершенство законодательства, которое, конечно, имело место; это недостатки во взаимодействии различных органов государственной власти и недостаточно развитая система контроля за происходящими на рынке лекарственных препаратов процессами.

И что удалось сделать? Прежде всего, определенные позитивные подвижки произошли в законодательстве. Во‑первых, чего раньше не было, введено понятие, что такое фальсифицированный лекарственный препарат. Появился законодательный запрет на реализацию фальсифицированных лекарственных препаратов, что, конечно, сейчас уже создает нормальную юридическую базу для того, чтобы усилить систему контроля, в том числе вводить меру административной ответственности.

Внесены необходимые изменения в постановления Правительства, в частности в постановление, которое утверждает порядок лицензирования фармацевтической деятельности. В нем данный факт, я имею в виду реализацию фальсифицированных лекарственных препаратов, определен как существенное нарушение лицензионных требований – это основание для отзыва лицензии. И сейчас уже такие факты у нас существуют. Изданы постановления Правительства, которые регулируют ввоз и вывоз лекарственных препаратов в Российскую Федерацию для медицинских целей, и это позволило сейчас создать более эффективную систему контроля по качеству, эффективности и безопасности лекарственных препаратов. В эту работу активно включилась в том числе и Федеральная таможенная служба. Создана информационная система, которая сейчас позволяет регистрировать все лекарственные препараты, которые ввозятся и вывозятся из Российской Федерации, в том числе и маркировка этих препаратов, для того, чтобы добиться необходимого контроля за качеством.

И несколько слов о международном сотрудничестве. В 2006 году – Владимир Владимирович, Вам этот вопрос докладывался, – Российская Федерация выступила инициатором подписания соглашения в рамках СНГ, которое определило меры по борьбе с оборотом фальсифицированных лекарственных препаратов. Там две основные группы вопросов. Первая – это унификация и приведение к международным стандартам нормативно-правовых актов, и вторая – это создание системы информирования о фактах выявления фальсифицированных лекарственных препаратов или лекарственных препаратов незаконных серий, что дает нам возможность сейчас уже более четко взаимодействовать.

И еще один очень важный момент. Россия в рамках председательства в Совете Европы инициировала проведение международной конференции, она сейчас заканчивается: это международная конференция «Европа против фальшивых лекарств». Это довольно важный момент, на него все обращают сейчас внимание, и в контексте той работы, которую сейчас Российская Федерация проводит по защите интеллектуальной собственности, в том числе и для того, чтобы создать более эффективные системы контроля за ввозом в Российскую Федерацию лекарственных препаратов, которые либо являются фальсифицированными, либо не имеют соответствующих разрешений в производство. И в целом, по нашим оценкам, это сейчас дает определенные результаты. Во‑первых, в рамках государственных программ, по которым реализуются меры государственной поддержки определенных категорий граждан, у нас факты оборота фальсифицированных лекарственных препаратов не зарегистрированы, хотя идет тотальный контроль, и количество тех фальсифицированных партий, которые сейчас выявляются, снизилось у нас довольно заметно: по нашим оценкам, сейчас в общем объеме это 3–4 процента.

В.Путин: Спасибо. Это мне пригодится для «Прямой линии» в среду.

(Обращаясь к Министру экономического развития и торговли Г.Грефу) Кстати, а все‑таки накопленной инфляции‑то у нас сколько?

Г.Греф: Накопленная инфляция – у нас по 16 октября известна цифра – 7,4 процента.

В.Путин: 7,4 – за девять месяцев?

Г.Греф: За девять месяцев и по 16 октября. С 1 по 16 октября инфляция 0,2 процента.

В.Путин: 7,4 всего?

Г.Греф: 7,4. Темп в октябре примерно в два раза ниже, чем в октябре прошлого года.

Д.Медведев: Но в последнее время была уже порядка 8,7, по‑моему, к этому времени.

Г.Греф: Да, больше чем на процентный пункт.

В.Путин: А укрепление какое?

А.Кудрин: За девять месяцев было 7,7.

Д.Медведев: За девять месяцев 8,1.

В.Путин: Ладно. (Обращаясь к Первому заместителю Председателя Правительства Д.Медведеву) Дмитрий Анатольевич, Вы проводили Совет [по приоритетным национальным проектам] и занимались там кооперацией, да?

Д.Медведев: Да.

В.Путин: Пожалуйста, расскажите.

Д.Медведев: Мы в рамках тех поручений, которые Вы давали на заседании большого Совета по национальным проектам, сейчас подготовили ряд предложений. И вот на президиуме Совета их рассмотрим с тем, чтобы приступить к их реализации. О чем идет речь?

Первое. Это меры по дальнейшему укреплению сельскохозяйственной кооперации и расширению возможностей для того, чтобы наши сельхозпроизводители в рамках личных подсобных хозяйств, которые производят продукцию, и крестьянские хозяйства могли бы реализовывать ее везде, в том числе на рынках. Количество кооперативов – на этот год мы ставили задачу создать дополнительно 1600 кооперативов. Уже создано около 1700 кооперативов. Это, правда, пока формальный акт создания, но тем не менее мы надеемся, что до конца года все они заживут уже полноценной хозяйственной жизнью. Речь идет и о перерабатывающих кооперативах, и о сбытоснабженческих кооперативах, и о кредитной кооперации, которая тоже помогает сельхозпроизводителям. Такой опыт был у нас даже до революции.

Кроме того, планируем рассмотреть в рамках тех же поручений развитие начального и среднего профессионального образования. Это, по сути, наша добавка в национальный приоритет, имея в виду, что около 0,8 миллиарда рублей в будущем году будет направлено на развитие этого направления в рамках образовательного проекта. Это и образовательные программы в наших средних профессиональных учебных заведениях, и дополнительное оборудование. Предполагается, что к этому процессу также будет привлечен и бизнес, в частности работодатели, которые давно и заинтересованно говорят о том, что они бы хотели тоже участвовать в софинансировании развития профессионального технического образования.

И поставим точку в проблеме, связанной с созданием университетов в Сибирском и Южном федеральных округах. Там нужно принять окончательное решение, потому что там затянулось решение этого вопроса и пора уже определяться, потому что все организационные предпосылки есть.

Одновременно на этой неделе планирую поездку в Белгородскую область. Там рассмотрим два вопроса, связанных с обеспечением молодых семей жильем. В Белгородской области есть неплохой опыт на эту тему – как молодые семьи, которые в городе живут, так и на селе, в том числе имея в виду корректировки программ, которые существуют на эту тему (я имею в виду программу «Жилище» и программу «Социальное развитие села»).

В.Путин (Обращаясь к заместителю Председателя Правительства – Министру обороны С.Иванову): Как идет эта программа для военнослужащих, Сергей Борисович?

С.Иванов: «15 плюс 15»?

В.Путин: Да.

С.Иванов: Идет она нормально.

В.Путин: По жилью.

С.Иванов: Да. Напомню, что по этой только программе в 2006 и 2007 году должно быть введено в строй в пяти самых проблемных и трудных регионах 18 400 квартир. На сегодняшний день около 2 тысяч уже введено, и до конца года, как мы и планировали, около 6 тысяч будет построено. А все остальное перейдет в 2007 год. Курирует этот проект Сергей Иванович Круглик, глава Росстроя. Курирует неплохо, надо отдать должное, постоянно мы с ним поддерживаем контакт, и он по пяти регионам сам это контролирует. Но землеотвод – самые такие сложные вещи, – инженерные коммуникации, они уже решены до конца 2007 года, то есть сейчас процесс идет просто строительства, физического строительства. Это то, что касается программы «15 плюс 15».

А всего в 2006 году мы должны своеобразный рекорд поставить по Министерству обороны, мы должны получить около 40 тысяч квартир за год. В основном эта сумма складывается из трех источников: Ваша программа «15 плюс 15»; собственное строительство Министерством обороны жилья – программа «Служебное жилье», которую нам Минэкономразвития последнее время финансирует; и третья программа – это так называемые инвестиционные контракты, когда мы, не привлекая ни копейки бюджетных средств, в этом году получим пять тысяч квартир. Это земли, высвобождаемые от нужд обороны, через Росимущество оцениваются по рыночной стоимости, выставляются на торги и победитель обеспечивает передачу Министерству обороны соответствующее количество квартир, причем не обязательно в том регионе, где земля выставляется на конкурс. Если она, например, в Москве или в Московской области, там рыночная стоимость очень высокая, но часть квартир мы берем в других регионах страны, за счет чего повышаем количество квартир.

В.Путин: Вот давайте в этой связи сейчас обсудим один вопрос. И нам его нужно будет прямо сейчас же и решить: я имею в виду ипотеку для военных и те суммы, которые мы рассчитываем по этой ипотеке.

Пожалуйста, Сергей Борисович.

С.Иванов: Да, Владимир Владимирович, у нас уже заканчивается второй год накопительной ипотечной системы, которая начала действовать с 2005 года. По закону молодые военнослужащие, лейтенанты, выпускники военных вузов, прапорщики начали в нее вступать, и в 2005 году в эту ипотеку вступило подавляющее число военнослужащих. Мы им прилюдно гарантировали, что ежегодная сумма, поступающая на их накопительный именной счет, будет по тем ценам 2005 года составлять 37 тысяч рублей, что позволяет им приобрести в течение года 3 квадратных метра условного жилья по средней российской стоимости – не московской. За 2006 год рост цен на жилье был, конечно, достаточно высокий. И сейчас многие военнослужащие начинают сомневаться, следующий уже поток, вступать им в ипотеку или нет, поскольку при индексации на уровне инфляции на новую сумму, конечно, 3 квадратных метра жилья не приобретешь. Это все понимают. Мы ставим вопрос так, чтобы проиндексировать это по нормальной стоимости рынка, по средним российским ценам, не увеличивая при этом общие бюджетные расходы, потому что у нас идет пока процесс накопления, и сумма, которая в бюджете в принципе предусмотрена, позволяет проиндексировать именной накопительный счет, сумму на нем, до примерно 65–70 тысяч рублей по ценам 2006 года.

В.Путин: Мы – это кто, Министерство обороны?

С.Иванов: Министерство обороны. И, кстати, Минэкономразвития поддерживает это предложение.

В.Путин: Минэкономразвития поддерживает это предложение?

Г.Греф: Да, Владимир Владимирович, мы провели расчеты, согласовали цифры. Мы считаем, что, во‑первых, у нас идет первый год, пока еще далеко не все военнослужащие поняли привлекательность этой схемы, и вступает в ипотечную накопительную систему меньше, чем мы рассчитывали. И в этом году нам очень важно провести индексацию в связи с фактически опережающим, более высоким ростом цен на жилье, с тем чтобы эти цифры строго соответствовали той динамике цен на рынке, которая сложилась фактически за этот год. И поэтому мы расчеты буквально, наверное, две недели назад все согласовали. И мы считаем, что такая индексация действительно необходима. Если ее не провести, то схема будет непривлекательной, и люди увидят, что реально индексация ипотечных накоплений отстает от реальной динамики цен на жилье.

В.Путин: Какие соображения у Минфина?

А.Кудрин: Владимир Владимирович, проблема поставлена справедливо. В данный момент эти предложения поступили на рассмотрение в Министерство финансов, заключения по ним мы еще не вынесли. Здесь с точки зрения того, чтобы сейчас без увеличения финансирования, это требует дополнительного изучения в рамках того, что и как планировалось. Может быть проиндексирован значительно больший объем и по стоимости обязательств. Но самое главное, это, безусловно, вызывает обязательства в будущем. И здесь есть фактор, связанный с тем, что такая индексация не ограничится только ипотекой, поскольку вся система жилищных сертификатов в стране базируется на тех же расчетах, на которых базировалась и ипотека. То есть это существенно больший объем обязательств сразу возникает. Повторяю, нельзя ипотеку проиндексировать, но не проиндексировать другие такие же формы. По крайней мере, требует дополнительного изучения то, что сама индексация нужна. Действительно, это требует уточнения, и цифры такой индексации требуют уточнения включая все параметры, о которых я сказал. И возможно, что ее можно провести с 2008 года.

С.Иванов: Пока у нас три года, как это было предусмотрено в законе, идет накопление средств. Но мы хотим, Министерство обороны, по крайней мере, хочет в 2007 году провести эксперимент и примерно 200 участникам накопительной ипотечной системы в различных округах, флотах страны, чтобы это покрыло всю территорию страны, дать возможность реально вступить в ипотеку, то есть взять кредит в банке и получить квартиру, чтобы посмотреть, как уже работает это практически: не накапливание средств, а как работает сама ипотека для военнослужащих. И это для нас важно и с точки зрения привлекательности ипотеки.

В.Путин (Обращаясь к Председателю Правительства М.Фрадкову): Михаил Ефимович, у меня к Вам большая просьба проконтролировать это. Все, что связано с ипотекой для военнослужащих, должно быть безусловным образом реализовано и исполнено. Программа, которая была презентована некоторое время назад, она была инициирована самим Правительством Российской Федерации, теми, кто здесь сидит, вами. Мы не можем себе позволить ее дискредитировать. Я могу все понять, все проблемы, связанные с жилищными сертификатами, с другими обязательствами. Думайте, как это сделать.

Что касается ипотеки для военных, безусловно должно быть сделано. Я понимаю озабоченности Министерства финансов, связанные с возможным ростом обязательств государства по этой программе. Боритесь с инфляцией, и тогда не будет необоснованного роста этих обязательств.

23 октября 2006 года, Москва, Кремль