Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

АТЭС – принципиальный выбор России в Азиатско-тихоокеанском регионе

17 ноября 2006 года

Статья Президента Владимира Путина

С 1998 года наша страна – полноправный член «Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества». В преддверии открывающегося в Ханое очередного саммита АТЭС хотел бы поделиться своим мнением о пути, пройденном этим многосторонним объединением, и, естественно, о перспективах нашего взаимодействия.

За 17 лет, прошедшие с создания форума, он превратился в одну из самых представительных и авторитетных интеграционных структур в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На сегодняшний день экономическая зона АТЭС – наиболее динамично развивающаяся в мире. И наши эксперты предсказывают упрочение лидерских позиций форума.

Россия как евразийская держава во многом связывает планы социально-экономического развития (особенно подъема сибирских и дальневосточных районов) с активным участием в региональной интеграции. Этот подход для нас – естественный и стратегически принципиальный.

Прежде всего для нас важен накопленный АТЭС опыт совместного формирования правил торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Безусловно, взаимодействие в этой сфере строится в основном на критериях ВТО, членом которой Россия пока не является. Тем не менее мы с интересом наблюдаем за этой работой. И где это возможно – принимаем участие. В том числе на таких направлениях, как снижение транзакционных издержек, ликвидация чрезмерного госрегулирования в экономике, совершенствование национального законодательства в экономической сфере.

Нам близки и понятны стоящие перед АТЭС задачи укрепления основ рыночного хозяйства и активизации государственно-частного партнерства, направленные на подъем среднего и малого предпринимательства, решение проблем социального развития. Большой интерес вызывает у нас процесс создания и функционирования различных по конфигурации зон свободной торговли в регионе АТЭС. Мы обстоятельно изучаем предлагаемые партнерами модели по улучшению внутреннего инвестиционного климата, а также опыт борьбы с коррупцией. Все это имеет практическое значение для наших реформ, которые ориентированы на наращивание и диверсификацию внешнеэкономических связей России.

Мы в полной мере солидарны с теми экономическими и социальными устремлениями, которые объединяют всех членов форума. В этой связи нам важна положительная оценка российского индивидуального плана действий в АТЭС.

В Ханое, где пройдет саммит, нам предстоит обсудить план действий по реализации уже одобренной «дорожной карты» движения к Богорским целям. Мы связываем с этим документом серьезные ожидания. И надеемся, что он станет важным шагом в построении в регионе системы свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности.

Вместе с тем очевидно, что путь к поставленным целям не столь прост, как это могло казаться в момент принятия Богорской декларации и Осакского плана действий. Мы отчетливо видим изменение политической и экономической ситуации в мире, появление новых вызовов, угрожающих международной безопасности и стабильности, а значит, нормальному хозяйственному развитию в мире и отдельных регионах. Форум АТЭС и его участники должны учитывать эти происходящие изменения. При этом полагаю, надо стремиться избегать ситуации, когда жестко установленные ориентиры объединения, зафиксированные в Богорской декларации, могли бы войти в противоречие с логикой глобального развития и реальными возможностями экономик АТЭС.

Форум АТЭС создавался как многосторонний механизм преимущественно экономической направленности. Но сама жизнь постоянно заставляет вносить в его повестку вопросы международной и региональной политики.

Так, одна из ключевых задач – это противодействие международному терроризму. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, включая и членов АТЭС, различны по уровням развития. И не секрет, что в ряде экономически менее благополучных районов террористы активно ищут себе «временное пристанище». Поэтому наряду с мерами по ликвидации террористических очагов необходимо последовательно работать над устранением «социальных корней» терроризма: бедности, голода, хронической безработицы. И в целом – сокращать разрыв в социально-экономическом развитии государств и народов.

Убежден, что АТЭС предоставляет для этого немало возможностей. И в работе по поощрению государственно-частного партнерства, инвестиционной и экономической активности нужно учитывать и такой аспект, как содействие подъему беднейших стран. В первую очередь с использованием фондов АТЭС и средств, которые предоставлялись бы международными организациями и финансовыми институтами по целевым запросам форума.

Не менее актуален гуманитарный, идеологический вектор борьбы с террором. Особое значение в этой связи имеет инициатива АТЭС о развитии диалога между культурами и религиями. Азиатско-Тихоокеанского региону – с его уникальным культурным и этническим многообразием – важно выработать стойкий иммунитет к идеологии т. н. «межцивилизационного противостояния», национализма и экстремизма. Уверен, что присущий АТЭС дух доверия, терпимости и партнерства – благоприятная основа для решения данной задачи. И, на мой взгляд, глубоко символично, что среди основных разработчиков упомянутой инициативы активную роль сыграли Индонезия и Россия – страны, население которых уникально по своему многонациональному и многоконфессиональному составу.

Необходимо продолжать работу по пресечению финансовой подпитки терроризма. В АТЭС такая задача обозначена достаточно четко. Это еще раз свидетельствует о способности форума адаптироваться к реалиям сегодняшнего дня. Хочу подчеркнуть, что Россия готова к самому активному сотрудничеству с партнерами в этой сфере.

Мы также открыты для наращивания взаимодействия в рамках АТЭС по борьбе с организованной преступностью, наркобизнесом, контрабандой оружия. Уверен, что правоохранительные органы наших стран способны не только наладить обмен соответствующей информацией. На повестке дня также разработка и осуществление скоординированных акций в отношении нарушителей закона.

Крайне значимым направлением считаем обеспечение транспортной и информационной безопасности. Это одно из основных условий функционирования торговых и телекоммуникационных артерий, имеющих жизненно важное значение для обширного Азиатско-Тихоокеанского региона. Как официальные органы власти, так и деловые круги в одинаковой степени заинтересованы, чтобы эти артерии работали в нормальном режиме и были надежно защищены от любых преступных посягательств. Конкретным вкладом России в сотрудничество на этом направлении стала выдвинутая недавно в рамках Специальной группы АТЭС по борьбе с терроризмом инициатива о создании системы защиты ключевых объектов энергетической инфраструктуры, включающей оперативное реагирование на возникающие угрозы.

Ключевую роль в экономическом развитии играет международная энергобезопасность. Мы признаем, что для многих стран АТЭС она сегодня весьма актуальна в связи с ростом мировых цен на нефть.

Как один из ведущих поставщиков энергетического сырья на глобальные рынки, Россия открыта для сотрудничества в этой сфере. Убеждены: здесь следует выстраивать выгодные для всех условия партнерства. Они должны основываться на взаимной ответственности производителей и потребителей энергоресурсов, справедливом распределении рисков между ними, обмене активами в энергетическом секторе. В этой связи отмечу, что принятый на саммите «восьмерки» в Санкт-Петербурге план действий предусматривает меры по повышению прозрачности, предсказуемости и стабильности энергетических рынков, по улучшению инвестиционного климата в целом. Наряду с этим важно развивать энергосберегающие технологии, диверсифицировать виды энергоносителей и маршруты их транспортировки. Существенные практические шаги нужны и на таких направлениях, как обеспечение безопасности энергетической инфраструктуры, борьба с энергетической бедностью и решение экологических проблем.

Все эти вопросы особенно актуальны с учетом растущей потребности создания в АТР новой, более надежной энергетической конфигурации. Россия готова активно участвовать в реализации этой масштабной инициативы. Более того – мы намерены предложить и реализовать ряд конкретных инфраструктурных проектов. Речь идет о строительстве нефте- и газопроводов для поставки углеводородов в Азиатско-Тихоокеанский регион из восточной части нашей страны. Полагаю также, что механизмы АТЭС способны повысить эффективность решения задачи по бесперебойному энергоснабжению региона.

Кроме того, сотрудничество в рамках АТЭС открывает новые возможности и в борьбе с инфекционными заболеваниями. В наших общих интересах – создание действенной системы обмена информацией и выработки согласованных решений при возникновении эпидемий и пандемий. Полностью поддерживаем и развитие партнерства стран – членов АТЭС в области раннего предупреждения о возникновении чрезвычайных ситуаций в регионе, а также в сфере совместной ликвидации их последствий.

Исключительно важен для нас накапливаемый в АТЭС опыт взаимодействия в инновационной сфере, особенно в развитии нанотехнологий, обмен знаниями в таких высокотехнологичных отраслях, как информатика, биотехнологии. Россия выступает за активизацию сотрудничества на этих и других направлениях, определяющих научно-технический прогресс в ближайшей перспективе. И, конечно, более пристальное внимание должны уделить страны – участницы АТЭС наращиванию взаимодействия в сфере образования.

* * *

В заключение еще раз подчеркну: мы с оптимизмом смотрим на будущее АТЭС. И в наших силах преодолеть новые вызовы и продолжать последовательное продвижение к общим целям развития. Его главный вектор наглядно подчеркивает центральная тема предстоящего саммита АТЭС во Вьетнаме – «К динамичному сообществу в интересах устойчивого развития и процветания».

Россия (в русле нашего принципиально важного выбора в АТР) намерена активно участвовать в совместном решении стоящих перед форумом перспективных задач.

Уверен, что форум АТЭС, уже добившийся значительных результатов, способен сделать еще очень многое на благо наших государств и народов, в интересах мира, стабильности и прогресса в нашем общем регионе.

17 ноября 2006 года